Формирование черт характера в подростковом возрасте

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Января 2013 в 11:36, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы: определение формирования черт характера у подростков. Для достижения поставленной цели были поставлены следующие задачи:
- раскрыть понятие характера;
- определить значение формирование черт характера в подростковом возрасте;
- выявить условия и проблемы, возникающие при формировании черт характера подростков;
- исследовать формирование черт характера на примере учащихся школы.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………….
ГЛАВА 1 МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ ФОРМИРОВАНИЯ ХАРАКТЕРА…………………………………………………………………..
1.1 Понятие характера и его сущность………………………………………..
1.2 Формирование характера…………………………………………………
1.3 Особенности характера в подростковом возрасте……………………….
ГЛАВА 2 НЕОБХОДИМОСТЬ ФОРМИРОВАНИЯ ЧЕРТ ХАРАКТЕРА В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ…………………….......
2.1 Условия и проблемы, возникающие при формировании черт характера в подростковом возрасте………………………………………………………
2.2 Черты характера в подростковом возрасте……………………………….
2.3 Становление характера в подростковом возрасте……………………….
ГЛАВА 3 ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ФОРМИРОВА-НИЯ ЧЕРТ ХАРАКТЕРА В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ (НА ПРИМЕРЕ УЧАЩИХСЯ 9 «В» КЛАССА СШ №7 Г.МОЗЫРЯ)………
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК……………………………………..
ПРИЛОЖЕНИЕ……………………………………………………………….
3







6

6

9

13





23



23

29

32







40



46



48



50

Вложенные файлы: 1 файл

Формирование черт характера в подростковом возрасте.docx

— 91.90 Кб (Скачать файл)

В начальных классах школы  оформляются черты характера, проявляющиеся  в отношениях с людьми. Этому способствует расширение сферы общения ребенка  с окружающими за счет множества  новых школьных друзей, а также  учителей. Если то, что ребенок как  личность приобрел в домашних условиях, получает в школе поддержку, то соответствующие  черты характера у него закрепляются и чаще всего сохраняются в  течение всей дальнейшей жизни. Если же вновь получаемый опыт общения  со сверстниками и учителями не подтверждает как правильные те формы поведения, которые ребенок приобрел дома, то начинается постепенная ломка характера, которая обычно сопровождается выраженными  внутренними и внешними конфликтами. Происходящая при этом перестройка  характера не всегда приводит к положительному результату. Чаще всего имеет место  частичное изменение черт характера  и компромисс между тем, к чему приучали ребенка дома, и тем, что  от него требует школа.

В подростковом возрасте активно  развиваются и закрепляются волевые  черты характера, а в ранней юности формируются базовые нравственные, мировоззренческие основы личности. К окончанию школы характер человека можно считать в основном сложившимся, и то, что происходит с ним в  дальнейшем, почти никогда не делает характер человека неузнаваемым для тех, кто с ним общался в школьные годы.

Следует отметить, что характер не является застывшим образованием, а формируется и трансформируется на протяжении всего жизненного пути человека. Характер не является фатально предопределенным. Хотя он и обусловлен объективными обстоятельствами жизненного пути человека, сами эти обстоятельства изменяются под влиянием поступков  человека. Поэтому после окончания  учебного заведения характер человека продолжает формироваться или видоизменяться. На данном этапе человек сам является творцом своего характера, поскольку  характер складывается в зависимости  от мировоззрения, убеждений и привычек нравственного поведения, которые  вырабатывает у себя человек, от дел  и поступков, которые он совершает, от всей его сознательной деятельности. Этот процесс в современной психологической  литературе рассматривается как  процесс самовоспитания.

Самовоспитание характера  предполагает, что человек способен освободиться от излишнего самомнения, может критически посмотреть на себя, увидеть свои недостатки. Это позволит ему определить цель работы над собой, т. е. те черты характера, от которых  бы он хотел избавиться или, наоборот, которые хотел бы выработать у  себя. Неоценимую помощь в воспитании характера оказывают старшие, поэтому  большинство людей стремится  найти себе хорошего наставника. Неслучайно на Востоке говорят: “Если есть ученик, учитель найдется”. В этом высказывании заложен глубокий смысл. Никакой  учитель не в состоянии обучить  того, кто не хочет учиться. Тот, кто  хочет учиться, всегда найдет, на кого ему равняться. Пример для подражания не обязательно должен быть реальным. Это может быть киногерой или  герой литературного произведения, отличающийся глубокой принципиальностью  и исключительной твердостью характера, герой войны, передовой ученый и  т. д. Кроме этого, особое значение в  формировании характера принадлежит  общественной деятельности человека, активное участие в которой развивает  чувство ответственности перед коллективом, способствует развитию организованности, выдержки, чувства долга.

Наиболее эффективным  средством формирования характера  является труд. Сильными характерами  обладают люди, ставящие перед собой  большие задачи в работе, настойчиво добивающиеся их решения, преодолевающие все стоящие на пути к достижению этих целей препятствия, осуществляющие систематический контроль за выполнением  намеченного. Поэтому мы вправе утверждать, что характер, как и другие черты  личности, формируется в деятельности.

 

 

1.3 Особенности  характера в подростковом возрасте

 

Андрей Евгеньевич Личко - заслуженный деятель науки СССР, РФ, профессор, доктор медицинских наук, применительно к подростковому возрасту выделяет 11 типов акцентуаций характера: гипертимный, циклоидный, лабильный, астеноневротический, сенситивный, психастенический, шизоидный, эпилептоидный, истероидный, неустойчивый, конформный. Кроме этого, автор выделяет еще 14 подтипов (гипертимно-неустойчивый, гипертимно-истероидный, истероидно-неустойчивый, лабильно-истероидный, лабильно-неустойчивый, сенситивно-лабильный, конформно-гипертимный и т. д.) и смешанные типы, которые, по мнению автора, составляют почти половину явных акцентуаций характера.

Наша систематика включает в себя следующие типы особенностей характера в подростковом возрасте: эксплозивный, эпилептоидный, шизоидный, психастенический, сенситивный, астенический, истероидный, неустойчивый, эмоционально-лабильный  и гипертимный. Здесь исключены конформный и циклоидный типы и включен эксплозивный.

Конформный  тип акцентуации характера в качестве самостоятельного встретить практически невозможно. Конформность, т.е. тенденция личности изменять свое поведение таким образом, чтобы оно соответствовало поведению и требованию других людей, проявляется в тех случаях, когда между собственным мнением индивида и позицией социальной группы существуют расхождения, возникает конфликт, решение которого осуществляется путем соглашательства и примиренчества в пользу мнения группы.

Существует три способа  реагирования личности на групповое  «давление»: внушаемость (бессознательное  и бесконфликтное принятие мнения группы), конформность и коллективистическое  самоопределение (сознательная солидарность личности с социальной группой). При  этом коллективистическое самоопределение  выступает как альтернатива внушаемости  и конформности.

Циклоидный  тип, так же как и паранойяльный, в подростковом возрасте встречается крайне редко.

Эксплозивный  тип. Встречается чаще у мальчиков и выражается в общей повышенной возбудимости, склонности к бурным аффективным и двигательным реакциям. Такие черты характера проявляются довольно рано. У детей это прежде всего реакции активного или пассивного протеста. В ответ на запреты, замечания, наказание дети с эксплозивным типом особенностей характера быстро возбуждаются, становятся злобными и даже агрессивными, однако такое состояние вскоре проходит, они успокаиваются и не помнят об обиде.

Наиболее часто эксплозивный тип особенностей характера встречается  в старшем подростковом и юношеском  возрасте. Основные его проявления — взрывчатость и трудность сдержать себя при волнении. Малейший повод  вызывает у таких подростков аффективные  реакции, которые сопровождаются вегетососудистой неустойчивостью, расширением зрачков, учащением дыхания и т. п. Типично  двигательно-речевое возбуждение, сопровождающееся криками, плачем, заиканием, склонностью  к агрессии и аутоагрессии.

Подростки с эксплозивным типом особенностей характера эгоистичны, циничны, грубы, но вместе с тем трусливы и легко внушаемы. Склонны игнорировать любые порядки и нередко являются инициаторами скандалов и драк. Реакции эмансипации выражены резко и протекают тяжело. Подростки рано начинают требовать от родителей «полной свободы», не терпят противоречий и ограничений, но в отличие от эпилептоидов не застревают на этих реакциях, быстро забывают о конфликтах. Неустойчивость настроения, повышенная внушаемость и снижение волевой активности способствуют легкому возникновению у них влечения к алкоголю, наркотикам и другим вредным привычкам. ( Эпилептоидный тип близок к эксплозивному, имеет ряд общих признаков, таких как эмоциональная напряженность, несдержанность, гневливость, аффективная неустойчивость, конфликтность, требовательность, агрессивность. Поэтому эпилептоидный и эксплозивный типы часто рассматриваются в общих рамках возбудимых психопатий. Отличительными, характерными только для эпилептоидного типа признаками, являются инертность эмоций, застревание на обидах, мстительность, жестокость, отсутствие душевной гибкости, упрямство, болезненно обостренная настойчивость в достижении цели, длительные, продолжающиеся иногда сутками, дисфории.

Подростков с эпилептоидными особенностями характера отличает мрачно-угрюмый фон настроения, недоброжелательность в отношениях с окружающими. Привычная обстановка вызывает немотивированное раздражение. В голову приходят воспоминания о старых обидах, конфликтах, все становится «противным», вызывает ненависть и отвращение. Злоба и гнев нарастают медленно и могут внезапно выплеснуться на первого встречного. А. Е. Личко образно сравнивает аффективные разряды эпилептоида со взрывом парового котла, который прежде долго и постепенно закипал.

Аффекты отличаются силой, продолжительностью, а также жестокостью, циничностью, оголенностью инстинктивных побуждений. Такие подростки не прислушиваются к чужому мнению, совершенно не терпят, если им противоречат, не выносят критических замечаний в свой адрес. Они крайне себялюбивы, эгоистичны, властны и вместе с тем подозрительны, обидчивы, мелочны и придирчивы. Любое неповиновение приводит их в ярость, а затаив злобу, они могут месяцами «выслеживать» жертву, чтобы отомстить ей. Эти качества позволяют подчинить себе более сильных и старших по возрасту, в том числе и родителей.

В группе сверстников эпилептоиды  всегда стремятся занять лидирующие позиции, и всякая попытка лишить их «власти» сильно бьет по самолюбию, не дает покоя, побуждает отстаивать лидерство любыми путями.

В школе или в группе со строгим дисциплинарным режимом  такие подростки склонны к  доносам, наушничеству и делают это  не по моральным убеждениям, а ради того, чтобы посмотреть, как будет  мучиться, «жариться на сковородке»  жертва его доноса. Чтобы добиться себе привилегий или власти над сверстниками, они угодничают, льстят учителям или  воспитателям.

В семье подростки эпилептоидного типа — деспоты, полностью игнорирующие существующий порядок, семейные традиции и требующие себе особых привилегий. Не повышая голоса, они могут довести  родителей до «белого каления», а  потом уйти из дому и не возвращаться часами. Злопамятные и циничные, они не желают считаться даже с  минимальными требованиями окружающих. Эпилептоиды способны из-за пустяка  нагрубить, просто из «интереса» испортить  настроение близким. Если же при этом они встречают отпор, становятся злобными и агрессивными.

С возрастом у многих подростков вырабатываются педантизм, утрированная аккуратность, исполнительность. Некоторые  из них становятся ярыми борцами  за «правду» и «справедливость». Эти  черты характера расцениваются  как вторично-компенсаторные. Однако, по наблюдениям А. Е. Личко, подобная «гиперсоциальность» чаще всего  бывает односторонней: будучи подчеркнуто  «правильными» в одной микросреде (в школе, на производстве), они обнаруживают крайнее себялюбие, злобность и  жестокость — в другой (например, в кругу близких, в семье).

Мышление эпилептридов отличается вязкостью и тугоподвижностью, движения — угловатостью и медлительностью. Им чаще всего чужд истинный смысл таких понятий, как гражданский долг, честь, милосердие, коллективизм, хотя они и любят бравировать ими. Они крайне эгоистичны, очень беспокоятся о состоянии своего здоровья, и вся их энергия направлена в основном на удовлетворение своих прихотей. Азартность, необузданность, злобность, интенсивность примитивных влечений наряду с низкими моральными качествами создают у таких подростков предпосылки для различных форм девиантного поведения.

Шизоидный тип. Подростки шизоидного типа отличаются замкнутостью и отгороженностью от реального мира, однако одиночество их не тяготит. Внутренний мир их наполнен фантазиями и увлечениями, но доступ туда для окружающих закрыт.

Им присуща парадоксальность эмоциональной жизни и поведения. Будучи замкнутыми и отчужденными, они могут совершенно неожиданно раскрыться перед малознакомыми, случайными людьми или проявить нежность и заботу там, где она не очень уместна. Для них характерны недостаток интуиции, неумение улавливать оттенки в поступках и словах окружающих, общую ситуацию, в которой они находятся.

У подростков с шизоидными особенностями характера выявляется аутичность, обидчивость, ранимоость, повышенная настороженность к окружающим; у других — склонность к рассуждательству на отвлеченные темы, настойчивость и упорство в достижении своих, подчас не понятных другим, целей («экспансивные шизоиды»).

Характерные для подросткового  возраста сочетания таких полярных качеств психики, как чувствительность и черствость, застенчивость и  развязность, борьба с авторитетами и обожествление кумиров,— все  это у шизоидов представлено в  утрированном, карикатурном виде.

Психастенический  тип. Основные черты характера подростка психастенического типа — тревожная мнительность, нерешительность, боязливость, склонность к бесконечным сомнениям и самоанализу. Психастенические черты характера проявляются с раннего детского возраста, но особенно отчетливыми они становятся с началом занятий в школе, когда у ребенка появляются реальные обязанности, ответственность за порученное дело. Ребенок с тревожно-мнительными чертами характера не остается безучастным к этим, чаще всего завышенным, надеждам своих родителей, у него появляется страх, что он не оправдает их доверия, сомнения в своих способностях, неуверенность в своих силах.

Характерны боязливость, пугливость, чрезмерная совестливость  и застенчивость. Они редко испытывают чувство радости, а беззаботное  веселье им почти недоступно.

Психастеники нерешительны и робки. Постоянно взвешивая  все обстоятельства «за» и «против», они утопают в бесконечных  сомнениях. Поэтому всякая инициатива для них затруднительна, а принятие окончательного решения — мучительно. Но уж если решение принято, оно должно быть исполнено немедленно, так как  любые ожидания представляют не меньшую  муку, чем сам процесс принятия решения. Страшась неудач и возможных  трудностей, при выполнении задуманного  такие подростки становятся нетерпеливыми, настойчивыми, требовательными. Внешне это иногда выглядит как необоснованный, лишенный душевной мягкости формализм.

Подростки с психастеническими  чертами характера слывут интеллектуалами, мечтателями, теоретиками, и в этой области они действительно сильны, но в принятии решения, в обычных  житейских делах они полностью  несостоятельны и беспомощны.

Сенситивный тип. Формируется в старшем подростковом возрасте (16—18 лет), когда молодой человек вступает в самостоятельную жизнь.

Основные черты характера  подростков этого типа — чрезмерная впечатлительность и выраженное чувство собственной неполноценности. Робкие, застенчивые и в то же время себялюбивые, такие подростки  крайне ранимы и обидчивы. Это, как  писал П. Б. Ганнушкин, «нежные, тонко  чувствующие натуры, страдающие от всякого грубого прикосновения».

Информация о работе Формирование черт характера в подростковом возрасте