Шпаргалка по "Психологии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Мая 2013 в 12:58, шпаргалка

Краткое описание

Вопросы с ответами к зачету по курсу "Психология индивидуальных различий".

Вложенные файлы: 1 файл

листик.docx ответы (1).docx

— 230.27 Кб (Скачать файл)

 

12.Структура личности по Олпорту, Кеттеллу. «Большая пятерка» личности и ее особенности.

 

«Больша́я пятёрка» – диспозициональная (от англ. disposition — предрасположенность) модель личности человека. Продолжает линию исследований, начатую Г. Олпортом, Г. Айзенком и Р. Кэттелом, предполагавшими, что личность характеризует меру индивидуальных различий человека в степени и форме адаптации к социальной среде с учетом биологических свойств индивида. Опросник разработан японским автором Хийджиро Тсуйи в 90-ых годах.

В основу опросника положена пятифакторная  модель личности. По мнению исследователей факторных теорий личности Кеттелла, Айзенка и Олпорта, пятифакторная модель наиболее информативна для описания основных свойств и особенностей личности.

Факторные теории рассматривают личность как  иерархическую структуру типа пирамиды, в основании которой находятся  многочисленные, связанные между  собой проявления поведения –  факторы, отобранные при помощи факторного анализа.

В соответствии с названием, модель предполагает, что личность человека включает в себя пять общих и относительно независимых черт (диспозиций):

  • Экстраверсию.
  • доброжелательность,
  • добросовестность.
  • Нейротизм( невротизм)
  • открытость опыту.

Модель выводится эмпирически, с использованием данных самоотчетов (вопросники, шкалы прилагательных), экспертных оценок (внешних наблюдателей за поведением) и данных поведенческих, получаемых в рамках исследований. Основным статистическим средством  извлечения модели является эксплораторный факторный анализ. Таким образом, в эмпирических исследованиях 5 черт чаще всего предстают в виде сравнительно автономных факторов.

А). Гордон Олпорт и его  структура личности

Многие персонологи придавали  особое значение трактовке  личности  в свете склонностей к чему-либо или тенденций, присущих данному индивидууму. Один из наиболее влиятельных приверженцев диспозиционального направления – Гордон  Олпорт  – полагал, что каждая  личность  уникальна и что ее уникальность наилучшим образом может быть понята через определение конкретных черт  личности . Акцентирование  Олпортом  уникальности  личности  является, однако, лишь одной стороной его теоретической позиции. Большое внимание уделяется и тому, каким образом на поведение человека влияют когнитивные и мотивационные процессы. Более того, теория  Олпорта  представляет собой соединение гуманистических и индивидуальных подходов к изучению человеческого поведения. Гуманистичность проявляется в попытке выявить все аспекты человеческого существа, включая возможности личностного роста, преодоления себя и самоосуществления. Индивидуальный подход отражается в стремлении  Олпорта  понять и предсказать развитие реальной, конкретной  личности  (Allport, 1968b).  Олпорта  можно в значительной мере охарактеризовать как эклектичного теоретика, сочетающего понятия из области философии, религии, литературы и социологии; эти представления включены в описание богатства и сложности человеческой  личности . Отличительной чертой теоретической ориентации  Олпорта  является его убежденность в том, что поведение человека всегда является результатом той или иной конфигурации личностных черт. Он предложил, в результате многократных корректировок, точное определение  личности : " Личность  – это динамичная организация тех психофизических систем внутри индивидуума, которые определяют характерное для него поведение и мышление". Что означает все это? Во-первых, "динамичная организация" предполагает, что поведение человека постоянно эволюционирует и изменяется; согласно теории  Олпорта ,  личность  – не статичная сущность, хотя здесь и имеет место некая основополагающая  структура , которая объединяет и организует различные элементы  личности . Ссылка на "психофизические системы" напоминает нам, что при рассмотрении и описании  личности  следует учитывать как элементы "разума", так и элементы "тела". Использование термина "определяет" является логическим следствием психофизической ориентации  Олпорта . По сути дела, смысл этого выражения заключается в том, что  личность  включает "определяющие тенденции", при появлении соответствующих стимулов дающие импульс поступкам, в которых проявляется истинная природа индивидуума. Слово "характерное" в определении  Олпорта  лишь отражает первостепенную значимость, придаваемую им уникальности любого человека. В его персонологической системе нет двух людей, похожих друг на друга. И наконец, под словами "поведение и мышление" подразумеваются все виды человеческой активности.  Олпорт  полагал, что  личность  выражает себя тем или иным образом во всех наблюдаемых проявлениях поведения человека.

Б). Рэймонд Кеттелл и  его структура личности

Кеттелл внес фундаментальный  вклад в наше понимание теории свойств личности. Он строит дифференцированную сложную систему описания личности, используя для объяснения поведения лишь диспозициональные переменные, но не функциональные. Скрытая предпосылка этой формулы состоит в том, что мы не в состоянии дать полное определение личности до тех пор, пока не проясним те общие представления, которые предполагаем использовать в своих исследованиях.

Кеттелл выделяет три метода исследования личности: бивариантный, мультивариантный и клинический. Кеттелл критикует бивариантный подход за то, что тот не учитывает всю совокупность сложных взаимоотношений между многими факторами, которая и составляет личность. Он считает клинический подход полезным, так как тот позволяет наблюдать важные моменты поведения по мере их возникновения. Сочетание мультивариантного и клинического подходов позволяет описать и подойти к пониманию сложных моделей поведения.

Для исследования личности Кеттелл  разработал четыре экспериментальные методики:

1. Р-метод, сравнивающий количество баллов, полученных человеком в серии измерений в различных ситуациях на протяжении некоторого времени;

2. Q-метод, при котором по результатам большого количества различных измерений сранивают двух людей между собой;

3. R-метод, при котором большое количество людей сравнивают по сумме баллов, набранных ими, или по результатам большого количества специфических измерений;

4. дифференциальный R-метод, при котором измерения повторяют в различных ситуациях, а затем сравнивают различия между ними.

Для решения вопросов, связанных  со структурой личности, Кеттелл (совместно  со Спирманом) применил факторный анализ и использовал данные, полученные с помощью трех методов: оценочного, анкетирования и объективного измерения  поведения. В результате этой работы была создана серия опросников 16РF(16РF, Н8РО, СРО, Е8ХО) и личностных блоков .В целом, в области психологической диагностики наиболее важным его вкладом явились таксономические методы факторного анализа, методики диагностики черт личности и мотивации, разработка тестов интеллекта.

В пользу своего структурного понимания  личности Кеттелл приводил ряд доказательств, полученных из различных источников: факторный анализ различных данных, повторяемость в культурах, их сходные  проявления в различных возрастных группах, предсказывание поведения  и доказательства того, что многие особенности генетически обусловлены. Для того чтобы выяснить роль наследственности и факторов окружающей среды для  структуры личности, Кеттелл разработал многофакторный анализ абстрактных  отклонений от нормы (MAVA, 1960), который  знаменовал значительный шаг вперед по сравнению с традиционными  методами того времени.

13.Вклад наследственности и среды в формирование индивидуальных различий.

 

Самой распространенной точкой зрения на отношение между факторами   наследственности   и  окружающей  среды  является теория взаимодействия. Она заключается в том, что действие наследственного фактора  и  фактора окружающей  среды  не является накопительным или дополнительным, но, скорее, таким, что природа  и  степень влияния каждого из факторов зависит от  вклада  другого. Иными словами, любой фактор окружающей  среды  будет иметь различное влияние, в зависимости от специфики наследуемого материала, с которым он имеет дело. Точно так же любой наследственный фактор будет действовать по-разному в условиях различной окружающей  среды . Очевидно, что любая оценка пропорциональности  вклада  наследствености  и  окружающей  среды  будет, с этой точки зрения, несостоятельной, поскольку пропорция будет изменяться так же, как изменяются  наследственность  или окружающая  среда . На вопрос: «Каков относительный  вклад   наследственности   и   среды  в  индивидуальные   различия , скажем, в IQ?» — может быть бесконечное число возможных ответов.

В качестве иллюстрации к этому  пункту мы сперва можем рассмотреть  непсихологическое свойство,  наследственность  которого известна. Число фасеток в глазах фруктовой мухи дрозофилы сильно изменяется у разных типов, отличающихся друг от друга своим генным составом. Температура, при которой хранятся личинки, также влияет на число развивающихся глазных фасеток.  

Различие  в числе глазных фасеток между двумя генными типами было гораздо больше при 16 градусах, чем при 25. При этом воздействие температуры на один генетический тип было сильнее, чем на другой. Таким образом при воздействии изменяющейся окружающей  среды  на индивидов с разной  наследственностью  получилось «различное  различие »; «различное  различие » также получилось при изменениях  наследственности  в условиях разной окружающей  среды . Таким образом, «соотношение»  вкладов   наследственности   и   среды  изменяется так же, как  и  другие факторы.

Действие отношений подобного  типа — между  наследственностью   и  окружающей  средой  — можно легко найти в развитии многих человеческих свойств. Если мы, например, спросим, до какой степени вес тела зависит от таких факторов окружающей  среды , как диета  и  упражнения, а в какой — от наследственных факторов, то на этот вопрос нет ни одного ответа, который был бы справедлив для всех индивидов или всех условий окружающей  среды . Из-за  различий  в наследственных факторах вес тела определенных индивидов больше зависит от  различия  в диетах, упражнениях  и  т. д., чем у других индивидов. У индивидов подобного типа влияние  наследственности  меньше. Таким образом, пропорциональный  вклад   наследственности   и  окружающей  среды  по отношению к весу тела может сам определяться наследственными факторами  и  изменяться от индивида к индивиду. Пропорциональный  вклад   наследственности   и  окружающей  среды  может изменяться в результате изменения окружающей  среды , например в результате изменения количества потребляемой пищи. Так, когда общее количество потребляемой пищи является низким, как при голодной диете, тогда, несомненно, вес тела в гораздо большей степени зависит от  различий  в количестве пищи. Когда общее количество потребляемой пищи велико,  индивидуальные   различия  в весе тела, вероятно, гораздо меньше зависят от диеты.

Если речь идет о поведенческих свойствах, то еще бессмысленнее искать единственное значение, которое бы выражало относительный  вклад   наследственности   и  окружающей  среды . Предположим, нас спрашивают: «Как велик  вклад   наследственности   и  окружающей  среды  в развитие умственных способностей?» Отвечая на этот вопрос, мы возьмем вначале в качестве примера Томми, ребенка с IQ = 40. Мы знаем, что его слабоумие коренится в непарном развитии мозга, которое происходило вследствие метаболического расстройства, зависящего, в свою очередь, от единственного рецессивного гена. Поскольку данное наследственное расстройство существенно сужает границы для интеллектуального развития Томми, это означает, что его интеллектуальный уровень в очень большой степени зависит от его  наследственности .

Следующей возьмем историю Джима, чей IQ тоже 40. Но в его случае причиной интеллектуальной отсталости является пренатальная церебральная травма, которая  делает возможности его интеллектуального  развития также весьма ограниченными. В этом случае умственные способности ребенка в очень большой степени являются результатом воздействия фактора окружающей  среды , так как перед его рождением с ним случилась травма. Другой случай — судьба Билла, чей IQ - 40 является результатом его жизни в изолированном горном селении, где он не имел возможности посещать школу. Интеллектуальное развитие данного ребенка снова будет в очень большой степени зависеть от окружающей  среды . Очевидно, что последствия такого вывода очень различаются для Билла и для Джима. Билл имеет больше шансов на улучшение, чем Джим.

Давайте рассмотрим другой пример, связанный  с рейтингами теста на умственные способности. Предположим, мы обнаружили  различие  величиной в 10 пунктов по шкале IQ между двумя однояйцевыми близнецами, воспитывавшимися в разных детских домах (А  и  В),  и   различие  величиной в 30 пунктов по шкале IQ между двумя детьми, не состоящих в родственных отношениях друг с другом, один из которых воспитывался в детском доме А, а другой — в детском доме В. Можем ли мы сказать, что разница в 10 пунктов между однояйцевыми близнецами выражает  различия  окружающей  среды  в этих двух детских домах, а разница в 30 пунктов между детьми, не являющимися родственниками, свидетельствует о том, что 10 пунктов из 30 относятся к влиянию окружающей  среды , а 20 пунктов — к влиянию  наследственности ? Можем ли мы сделать из этого вывод о том, что влияние  наследственности  на IQ в два раза сильнее, чем влияние окружающей  среды ? Если следовать концепции взаимодействия, ответ на оба вопроса будет «нет». Действительно, очень слабое наследственное  различие  между двумя детьми, не являющимися родственниками, могло намного усилиться  различиями  между окружающей  средой  двух детских домов. Разница между двумя домами в стимулировании со стороны окружающей  среды  могла, таким образом, быть гораздо большей для детей, не являющихся родственниками, чем для однояйцевых близнецов. Простое вычитание конечного результата не может проявить относительный  вклад  факторов, изначальное взаимодействие между которыми привело к образованию разницы в IQ.

Все примеры взаимодействия, которые  мы рассматривали, — глазные фасетки  фруктовой мухи, гипотетические примеры  с весом тела  и  IQ — демонстрируют взаимозависимость  наследственности   и  окружающей  среды , являющейся фундаментальной для понятия взаимодействия. Короче говоря, взаимозависимость означает, что влияние любого фактора окружающей  среды  на конкретный признак зависит от особенностей  наследственности ;  и , наоборот, влияние любого наследственного фактора зависит от условий, в которых он действует.

Концепция взаимодействия предполагает, что точным выражением взаимоотношения  между  наследственностью   и  окружающей  средой  является не арифметическое действие сложения, но арифметическое действие умножения. Полученные  индивидуальные  признаки могут рассматриваться скорее как результат, чем как совокупность действия факторов  наследственности   и  окружающей  среды . В этих условиях малейшее изменение в воздействии окружающей  среды  в сочетании с небольшим изменением  наследственности  могут в итоге привести к очень большому отличию показателей. Мы должны рассматривать такое «умножение» влияний как то, что происходит в развитии индивида последовательно, когда каждый новый «результат» сам становится основой для дальнейшего умножения в возросшем масштабе. Таким образом, небольшая изначальная разница между двумя индивидами может привести к тому, что у них будут очень разные пути развития.

Из концепции взаимодействия следует  еще один вывод, который надо знать. Любая оценка относительного влияния   наследственности   и  окружающей  среды  на  индивидуальные   различия , очевидно, зависит от существующего в данной популяции диапазона  различий  в отношении  наследственности   и  окружающей  среды , а также их степени. Например, восприимчивость к дифтерии, как было доказано, зависит от рецессивного наследуемого фактора  и  иммунитета, связанного с соответствующим доминантным фактором. Данное заболевание возникает только при условии наличия бацилл дифтерии. Если теперь мы рассмотрим популяцию всех тех, кто несет в себе наследственную восприимчивость к данному заболеванию, то  индивидуальные   различия  в развитии болезни должны быть всецело отнесены на счет  различий  окружающей  среды , то есть наличие инфекции. С другой стороны, в популяции, в которой все в равной степени подвержены воздействию бацилл, какие-либо  индивидуальные   различия  коренятся в наследственных  различиях , в частности, в том, присутствует ли доминантный ген иммунитета. Поэтому на вопрос: «Насколько изменчивость в развитии дифтерии зависит от  наследственности ?» — в этих случаях для двух разных популяций ответ будет противоположным. Таким образом, для остальных популяций останется широкий спектр промежуточных по своим значениям ответов, зависящих от относительной частоты появления бацилл дифтерии  и  от относительной частоты появления индивидов с доминантным геном иммунитета к дифтерии в каждой популяции.

Информация о работе Шпаргалка по "Психологии"