Шпаргалка по "Психологии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Мая 2013 в 12:58, шпаргалка

Краткое описание

Вопросы с ответами к зачету по курсу "Психология индивидуальных различий".

Вложенные файлы: 1 файл

листик.docx ответы (1).docx

— 230.27 Кб (Скачать файл)

Понятия « наследственности »  и  «окружающей  среды » до сих пор употреблялись нами кратко. Из этого нельзя, однако, делать вывод, что за этими понятиями стоит нечто однозначное или всесильное.  И   наследственность ,  и  окружающая  среда  являются общими понятиями, за которыми скрываются сложные переплетения многих специфических влияний. При развитии индивида взаимодействие осуществляется как внутри каждого из специфических факторов, относящихся к этим двум категориям, так  и  между ними. Говорить обо всех этих тысячах генов, каждый из которых обладает особыми химическими  и  другими качествами, как если бы они составляли единую силу, действующую как нечто целостное  и  направляющую развитие в определенное конкретное направление, было бы в высшей степени неправильно. Еще более очевидным является то, что окружающая  среда  вовсе не является некоей сущностью, чем-то, что может быть однозначно противопоставлено  наследственности . Клеточная  среда , воздействие на гены радиации, родовые травмы, образование  и  социо-экономический уровень — все это вряд ли можно рассматривать как одинаковые типы влияния.

 

 

14.Вклад наследственности и среды в индивидуальные различия по интеллекту.

Самой распространенной точкой зрения на отношение между факторами   наследственности   и  окружающей  среды  является теория взаимодействия. Она заключается в том, что действие наследственного фактора  и  фактора окружающей  среды  не является накопительным или дополнительным, но, скорее, таким, что природа  и  степень влияния каждого из факторов зависит от  вклада  другого. Иными словами, любой фактор окружающей  среды  будет иметь различное влияние, в зависимости от специфики наследуемого материала, с которым он имеет дело. Точно так же любой наследственный фактор будет действовать по-разному в условиях различной окружающей  среды . Очевидно, что любая оценка пропорциональности  вклада  наследствености  и  окружающей  среды  будет, с этой точки зрения, несостоятельной, поскольку пропорция будет изменяться так же, как изменяются  наследственность  или окружающая  среда . На вопрос: «Каков относительный  вклад   наследственности   и   среды  в  индивидуальные   различия , скажем, в IQ?» — может быть бесконечное число возможных ответов.

Если речь идет о поведенческих свойствах, то еще бессмысленнее искать единственное значение, которое бы выражало относительный  вклад   наследственности   и  окружающей  среды . Предположим, нас спрашивают: «Как велик  вклад   наследственности   и  окружающей  среды  в развитие умственных способностей?» Отвечая на этот вопрос, мы возьмем вначале в качестве примера Томми, ребенка с IQ = 40. Мы знаем, что его слабоумие коренится в непарном развитии мозга, которое происходило вследствие метаболического расстройства, зависящего, в свою очередь, от единственного рецессивного гена. Поскольку данное наследственное расстройство существенно сужает границы для интеллектуального развития Томми, это означает, что его интеллектуальный уровень в очень большой степени зависит от его  наследственности .

Следующей возьмем историю Джима, чей IQ тоже 40. Но в его случае причиной интеллектуальной отсталости является пренатальная церебральная травма, которая  делает возможности его интеллектуального  развития также весьма ограниченными. В этом случае умственные способности ребенка в очень большой степени являются результатом воздействия фактора окружающей  среды , так как перед его рождением с ним случилась травма. Другой случай — судьба Билла, чей IQ * 40 является результатом его жизни в изолированном горном селении, где он не имел возможности посещать школу. Интеллектуальное развитие данного ребенка снова будет в очень большой степени зависеть от окружающей  среды . Очевидно, что последствия такого вывода очень различаются для Билла и для Джима. Билл имеет больше шансов на улучшение, чем Джим.

Давайте рассмотрим другой пример, связанный  с рейтингами теста на умственные способности. Предположим, мы обнаружили  различие  величиной в 10 пунктов по шкале IQ между двумя однояйцевыми близнецами, воспитывавшимися в разных детских домах (А  и  В),  и   различие  величиной в 30 пунктов по шкале IQ между двумя детьми, не состоящих в родственных отношениях друг с другом, один из которых воспитывался в детском доме А, а другой — в детском доме В. Можем ли мы сказать, что разница в 10 пунктов между однояйцевыми близнецами выражает  различия  окружающей  среды  в этих двух детских домах, а разница в 30 пунктов между детьми, не являющимися родственниками, свидетельствует о том, что 10 пунктов из 30 относятся к влиянию окружающей  среды , а 20 пунктов — к влиянию  наследственности ? Можем ли мы сделать из этого вывод о том, что влияние  наследственности  на IQ в два раза сильнее, чем влияние окружающей  среды ? Если следовать концепции взаимодействия, ответ на оба вопроса будет «нет». Действительно, очень слабое наследственное  различие  между двумя детьми, не являющимися родственниками, могло намного усилиться  различиями  между окружающей  средой  двух детских домов. Разница между двумя домами в стимулировании со стороны окружающей  среды  могла, таким образом, быть гораздо большей для детей, не являющихся родственниками, чем для однояйцевых близнецов. Простое вычитание конечного результата не может проявить относительный  вклад  факторов, изначальное взаимодействие между которыми привело к образованию разницы в IQ.

Все примеры взаимодействия демонстрируют взаимозависимость  наследственности   и  окружающей  среды , являющейся фундаментальной для понятия взаимодействия. Короче говоря, взаимозависимость означает, что влияние любого фактора окружающей  среды  на конкретный признак зависит от особенностей  наследственности ;  и , наоборот, влияние любого наследственного фактора зависит от условий, в которых он действует.

Концепция взаимодействия предполагает, что точным выражением взаимоотношения  между  наследственностью   и  окружающей  средой  является не арифметическое действие сложения, но арифметическое действие умножения^. Полученные  индивидуальные  признаки могут рассматриваться скорее как результат, чем как совокупность действия факторов  наследственности   и  окружающей  среды . В этих условиях малейшее изменение в воздействии окружающей  среды  в сочетании с небольшим изменением  наследственности  могут в итоге привести к очень большому отличию показателей. Мы должны рассматривать такое «умножение» влияний как то, что происходит в развитии индивида последовательно, когда каждый новый «результат» сам становится основой для дальнейшего умножения в возросшем масштабе. Таким образом, небольшая изначальная разница между двумя индивидами может привести к тому, что у них будут очень разные пути развития.

Из концепции взаимодействия следует  еще один вывод, который надо знать. Любая оценка относительного влияния   наследственности   и  окружающей  среды  на  индивидуальные   различия , очевидно, зависит от существующего в данной популяции диапазона  различий  в отношении  наследственности   и  окружающей  среды , а также их степени.

 Понятия « наследственности »  и  «окружающей  среды » до сих пор употреблялись нами кратко. Из этого нельзя, однако, делать вывод, что за этими понятиями стоит нечто однозначное или всесильное.  И   наследственность ,  и  окружающая  среда  являются общими понятиями, за которыми скрываются сложные переплетения многих специфических влияний. При развитии индивида взаимодействие осуществляется как внутри каждого из специфических факторов, относящихся к этим двум категориям, так  и  между ними. Говорить обо всех этих тысячах генов, каждый из которых обладает особыми химическими  и  другими качествами, как если бы они составляли единую силу, действующую как нечто целостное  и  направляющую развитие в определенное конкретное направление, было бы в высшей степени неправильно. Еще более очевидным является то, что окружающая  среда  вовсе не является некоей сущностью, чем-то, что может быть однозначно противопоставлено  наследственности . Клеточная  среда , воздействие на гены радиации, родовые травмы, образование  и  социо-экономический уровень — все это вряд ли можно рассматривать как одинаковые типы влияния.

 

15. Вклад наследственности и среды в индивидуальные различия по интеллекту у детей, возрастные тенденции.

 

Определение источников индивидуальных вариаций психического – центральная проблема психологии индивидуальных различий. Известно, что  индивидуальные различия порождаются  многочисленными и сложными взаимодействиями между наследственностью и средой. Наследственность обеспечивает устойчивость существования биологического вида, среда – его изменчивость и  возможность приспосабливаться  к изменяющимся условиям жизни. Наследственность содержится в генах, передаваемых родителями эмбриону при оплодотворении. Если имеется химическая разбалансировка  или неполнота генов, развивающийся  организм может иметь физические аномалии или психические патологии. Однако даже в обычном случае наследственность допускает очень широкий спектр вариаций поведения, являющихся результатом  суммирования норм реакций разного  уровня – биохимических, физиологических, психологических. А внутри границ наследственности конечный результат зависит от среды. Таким образом, в каждом проявлении активности человека можно найти  что-то от наследственности, а что-то – от среды, главное – определить меру и содержание этих влияний. 
Кроме того, у человека присутствует социальное наследование, которого лишены животные (следование культурным образцам, передача акцентуации, например шизоидной, от матери к ребенку посредством холодного материнского воспитания, формирование семейных сценариев). Однако в этих случаях отмечают скорее устойчивое проявление особенностей на протяжении нескольких поколений, но без генетической фиксации. «Так называемое социальное наследие в действительности не может устоять под влиянием окружающей среды», – пишет А.Анастази. 
Относительно понятий «изменчивость», «наследственность» и «среда» существует несколько предрассудков. Хотя наследственность отвечает за устойчивость вида, большинство наследственных признаков поддается изменению, и даже наследственные болезни не являются неизбежными. Точно так же верно и то, что следы средовых влияний могут быть весьма устойчивыми в психологическом облике индивида, хотя передаваться последующим поколениям генетически они не будут (например, нарушения развития ребенка в результате родовой травмы).

Самой распространенной точкой зрения на отношение между факторами   наследственности   и  окружающей  среды  является теория взаимодействия. Она заключается в том, что действие наследственного фактора  и  фактора окружающей  среды  не является накопительным или дополнительным, но, скорее, таким, что природа  и  степень влияния каждого из факторов зависит от  вклада  другого. Иными словами, любой фактор окружающей  среды  будет иметь различное влияние, в зависимости от специфики наследуемого материала, с которым он имеет дело. Точно так же любой наследственный фактор будет действовать по-разному в условиях различной окружающей  среды . Очевидно, что любая оценка пропорциональности  вклада  наследствености  и  окружающей  среды  будет, с этой точки зрения, несостоятельной, поскольку пропорция будет изменяться так же, как изменяются  наследственность  или окружающая  среда . На вопрос: «Каков относительный  вклад   наследственности   и   среды  в  индивидуальные   различия , скажем, в IQ?» — может быть бесконечное число возможных ответов.

Если речь идет о поведенческих свойствах, то еще бессмысленнее искать единственное значение, которое бы выражало относительный  вклад   наследственности   и  окружающей  среды . Предположим, нас спрашивают: «Как велик  вклад   наследственности   и  окружающей  среды  в развитие умственных способностей?» Отвечая на этот вопрос, мы возьмем вначале в качестве примера Томми, ребенка с IQ = 40. Мы знаем, что его слабоумие коренится в непарном развитии мозга, которое происходило вследствие метаболического расстройства, зависящего, в свою очередь, от единственного рецессивного гена. Поскольку данное наследственное расстройство существенно сужает границы для интеллектуального развития Томми, это означает, что его интеллектуальный уровень в очень большой степени зависит от его  наследственности .

Следующей возьмем историю Джима, чей IQ тоже 40. Но в его случае причиной интеллектуальной отсталости является пренатальная церебральная травма, которая  делает возможности его интеллектуального  развития также весьма ограниченными. В этом случае умственные способности ребенка в очень большой степени являются результатом воздействия фактора окружающей  среды , так как перед его рождением с ним случилась травма. Другой случай — судьба Билла, чей IQ * 40 является результатом его жизни в изолированном горном селении, где он не имел возможности посещать школу. Интеллектуальное развитие данного ребенка снова будет в очень большой степени зависеть от окружающей  среды . Очевидно, что последствия такого вывода очень различаются для Билла и для Джима. Билл имеет больше шансов на улучшение, чем Джим.

Давайте рассмотрим другой пример, связанный  с рейтингами теста на умственные способности. Предположим, мы обнаружили  различие  величиной в 10 пунктов по шкале IQ между двумя однояйцевыми близнецами, воспитывавшимися в разных детских домах (А  и  В),  и   различие  величиной в 30 пунктов по шкале IQ между двумя детьми, не состоящих в родственных отношениях друг с другом, один из которых воспитывался в детском доме А, а другой — в детском доме В. Можем ли мы сказать, что разница в 10 пунктов между однояйцевыми близнецами выражает  различия  окружающей  среды  в этих двух детских домах, а разница в 30 пунктов между детьми, не являющимися родственниками, свидетельствует о том, что 10 пунктов из 30 относятся к влиянию окружающей  среды , а 20 пунктов — к влиянию  наследственности ? Можем ли мы сделать из этого вывод о том, что влияние  наследственности  на IQ в два раза сильнее, чем влияние окружающей  среды ? Если следовать концепции взаимодействия, ответ на оба вопроса будет «нет». Действительно, очень слабое наследственное  различие  между двумя детьми, не являющимися родственниками, могло намного усилиться  различиями  между окружающей  средой  двух детских домов. Разница между двумя домами в стимулировании со стороны окружающей  среды  могла, таким образом, быть гораздо большей для детей, не являющихся родственниками, чем для однояйцевых близнецов. Простое вычитание конечного результата не может проявить относительный  вклад  факторов, изначальное взаимодействие между которыми привело к образованию разницы в IQ.

Все примеры взаимодействия демонстрируют взаимозависимость  наследственности   и  окружающей  среды , являющейся фундаментальной для понятия взаимодействия. Короче говоря, взаимозависимость означает, что влияние любого фактора окружающей  среды  на конкретный признак зависит от особенностей  наследственности ;  и , наоборот, влияние любого наследственного фактора зависит от условий, в которых он действует.

Концепция взаимодействия предполагает, что точным выражением взаимоотношения  между  наследственностью   и  окружающей  средой  является не арифметическое действие сложения, но арифметическое действие умножения^. Полученные  индивидуальные  признаки могут рассматриваться скорее как результат, чем как совокупность действия факторов  наследственности   и  окружающей  среды . В этих условиях малейшее изменение в воздействии окружающей  среды  в сочетании с небольшим изменением  наследственности  могут в итоге привести к очень большому отличию показателей. Мы должны рассматривать такое «умножение» влияний как то, что происходит в развитии индивида последовательно, когда каждый новый «результат» сам становится основой для дальнейшего умножения в возросшем масштабе. Таким образом, небольшая изначальная разница между двумя индивидами может привести к тому, что у них будут очень разные пути развития.

Из концепции взаимодействия следует  еще один вывод, который надо знать. Любая оценка относительного влияния   наследственности   и  окружающей  среды  на  индивидуальные   различия , очевидно, зависит от существующего в данной популяции диапазона  различий  в отношении  наследственности   и  окружающей  среды , а также их степени.

 Понятия  « наследственности »  и  «окружающей  среды » до сих пор употреблялись нами кратко. Из этого нельзя, однако, делать вывод, что за этими понятиями стоит нечто однозначное или всесильное.  И   наследственность ,  и  окружающая  среда  являются общими понятиями, за которыми скрываются сложные переплетения многих специфических влияний. При развитии индивида взаимодействие осуществляется как внутри каждого из специфических факторов, относящихся к этим двум категориям, так  и  между ними. Говорить обо всех этих тысячах генов, каждый из которых обладает особыми химическими  и  другими качествами, как если бы они составляли единую силу, действующую как нечто целостное  и  направляющую развитие в определенное конкретное направление, было бы в высшей степени неправильно. Еще более очевидным является то, что окружающая  среда  вовсе не является некоей сущностью, чем-то, что может быть однозначно противопоставлено  наследственности . Клеточная  среда , воздействие на гены радиации, родовые травмы, образование  и  социо-экономический уровень — все это вряд ли можно рассматривать как одинаковые типы влияния.

Информация о работе Шпаргалка по "Психологии"