Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Мая 2013 в 12:58, шпаргалка
Вопросы с ответами к зачету по курсу "Психология индивидуальных различий".
1. В процессе
культурно-исторического
2. Применение орудий труда и знаковых
систем в практической деятельности знаменует
собой начало перехода человека от непосредственных
к опосредствованным психическим процессам,
где в качестве средства управления ими
выступают как раз эти орудия» и знаки.
В результате перестраивается вся психическая
деятельность человека, поднимаясь на
более высокий уровень по сравнению с
животными.
3. Обучение представляет собой передачу
ребенку опыта пользования орудиями и
знаками для того, чтобы он научился управлять
собственным поведением (деятельностью)
и психическими процессами (письмо как
средство улучшения памяти, расширения
ее возможностей; указательный жест и
слово как способы управления восприятием
и вниманием).
4. Психология и поведение современного
культурного и образованного человека
есть результат взаимодействия двух процессов:
биологического созревания и научения.
Оба процесса начинаются сразу после появления
младенца на свет и практически слиты
в единой линии развития.
5. Всякая психическая функция в своем
генезисе имеет две формы: врожденную,
или натуральную, и приобретенную, или
культурную. Первая биологически детерминирована,
а последняя обусловлена исторически
и является опосредствованной. Она связана
с использованием орудий и знаков в качестве
средств управления ею.
6. Первоначально способ использования
знаков и орудий демонстрируется ребенку
взрослым в общении и совместной предметной
деятельности. Вначале орудия и знаки
выступают как средства управления поведением
других людей и только затем превращаются
для ребенка в средства управления самим
собой. Это происходит в процессе интериоризации,
т. е. превращения межличностной функции
управления во внутриличностную.
Среда. Ребенок всегда говорит на
языке той страны, в которой он родился
и вырос. Это, пожалуй, самое убедительное
доказательство существенного влияния
среды на психическое развитие. Если принять
в расчет то, что именно речь является
основой многих других психических процессов
и свойств человека, в том числе интеллектуальных,
то можно утверждать, что влияние среды
на развитие человеческого индивида действительно
огромное.
Наряду с этим — и для подтверждения данной
мысли есть немало доказательств — влияние
среды ограничено теми возможностями,
которые ребенку предоставляет, достигнутый
к данному моменту уровень биологического
созревания организма. Психическое развитие
в целом есть, вероятно, результат оптимального
сочетания уровня биологической зрелости
организма и находящихся в пределах возможностей
этого уровня влияний среды.
18.Психологическое содержание когнитивных (познавательных) стилей.
Термин
«когнитивный стиль» использовался
для спецификации особого рода индивидуальных
особенностей интеллектуальной деятельности,
которые принципиально
В современной зарубежной и отечественной литературе можно встретить описание около двух десятков различных когнитивных стилей. Вот те когнитивные стили, которые составляют основу феноменологии стилевого подхода:
1. Полезависимость/
2. Узкий/широкий диапазон эквивалентности.
3. Узость/широта категории.
4. Ригидный/гибкий познавательный контроль.
5. Толерантность/нетолерантность к нереалистическому опыту.
6. Фокусирующий/сканирующий контроль.
7. Сглаживание/заострение.
8. Импульсивность/рефлективность.
9. Конкретная/абстрактная концептуализация.
10. Когнитивная простота/сложность.
Г. Уиткина интересовали особенности поведения в поле, в частности такие эффекты, как «фигура — фон» и «часть — целое». Впервые этот стилевой параметр был описан Уиткином в связи с изучением индивидуальных различий в пространственной ориентации, когда от испытуемого требовалось провести некоторые манипуляции с объектом под влиянием пространственного контекста. Чуть позже были описаны индивидуальные различия в перцептивной деятельности при решении задачи обнаружения простой детали в сложном геометрическом изображении.
В ходе экспериментов выяснилось, что одни испытуемые полагаются на внешнее видимое поле, с трудом преодолевают его влияние, им требуется много времени, чтобы «увидеть» нужную деталь в сложном изображении (это явление получило название полезависимости). Другие испытуемые, напротив, склонны контролировать влияние зрительных впечатлений за счет опоры на некоторые внутренние критерии (в частности, собственный проприоцептивный опыт), легко преодолевают влияние видимого поля, быстро находят деталь в сложном изображении (это явление получило название поленезависимости).
Данный
когнитивный стиль
В работах отечественных авторов этот стилевой параметр интерпретируется как «аналитичность» (склонность ориентироваться на выявление различий в ряду объектов) и «синтетичность » (склонность ориентироваться на выявление сходства в ряду объектов).
Данный
когнитивный стиль в
Диапазон эквивалентности характеризует степень субъективной дифференциации различных объектов на основе множества понятийных категорий («большие», «имеющие неправильную форму», «красного цвета» и т. д.). Широта категории отражает степень субъективной дифференциации содержания одной единственной категории (различные вариации значения категории «большой», степень разграничения различных оттенков красного цвета и т. д.). Таким образом, узкие категоризаторы склонны специфицировать свои впечатления и ограничивать область применения определенной категории, тогда как широкие категоризаторы, напротив, склонны подводить под одну категорию большое число подтверждающих ее примеров.
Этот
когнитивный стиль
Данный
когнитивный стиль обнаруживает
себя в ситуациях, для которых
характерна неопределенность, двусмысленность.
Толерантность к
Толерантные лица оценивают опыт по фактическим характеристикам и мало склонны формулировать его в терминах «обычного », «ожидаемого», «известного». Нетолерантные лица сопротивляются познавательному опыту, в котором исходные данные противоречат их наличному знанию.
Этот
когнитивный стиль
По мнению Ч. Носала, этот когнитивный стиль имеет вид процедуры просматривания воспринимаемого поля, реализующейся в двух основных формах: 1) просматривание в соответствии с некоторым заданным критерием; 2) просматривание в условиях неопределенного критерия. Именно эти две формы сканирования нашли свое отражение в методиках диагностики данного когнитивного стиля.
Индивидуальные
различия, зафиксированные в этом
когнитивном стиле, имеют отношение
к особенностям хранения в памяти
запоминаемого материала. У «сглаживателей»
сохранение деталей, выпадением тех
или иных фрагментов. Напротив, в
памяти «заострителей» происходит выделение,
подчеркивание специфических
Данный когнитивный стиль, в соответствии с первоначальным предположением Дж. Кагана, характеризует индивидуальные различия в склонности принимать решения быстро либо медленно. Наиболее ярко это стилевое свойство проявляет себя в условиях неопределенности, когда требуется осуществить правильный выбор из некоторого множества альтернатив. Импульсивные испытуемые склонны быстро реагировать в ситуации множественного выбора, при этом гипотезы выдвигаются без анализа всех возможных альтернатив. Для рефлективных испытуемых характерен замедленный темп реагирования в подобной ситуации, гипотезы проверяются и многократно уточняются, решение принимается на основе тщательного предварительного анализа признаков альтернативных объектов.
О. Харви, Д. Хаит и Г. Шродер проанализировали индивидуальные особенности понятийной сферы, связанные с различиями в степени ее конкретности/абстрактности. В основе конкретности/абстрактности лежат такие психологические процессы, как дифференциация и интеграция понятий. Полюс «конкретной концептуализации» характеризуется незначительной дифференциацией и недостаточной интеграцией понятий. Для «конкретных » индивидуумов типичны следующие психологические качества: склонность к черно-белому мышлению, зависимость от статуса и авторитета, нетерпимость к неопределенности, стереотипность решений, ситуативный характер поведения, меньшая способность мыслить в терминах гипотетических ситуаций и т. д. Напротив, полюс «абстрактной концептуализации» предполагает как высокую дифференциацию, так и высокую интеграцию понятий. Соответственно, для «абстрактных» индивидуумов характерна свобода от непосредственных свойств ситуации, ориентация на внутренний опыт в объяснении физического и социального мира, склонность к риску, независимость, гибкость, креативность и т. д. (Harvey, Hunt, Schroder, 1961).