Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Мая 2013 в 12:58, шпаргалка
Вопросы с ответами к зачету по курсу "Психология индивидуальных различий".
В настоящее время дискуссия между сторонниками
факторов наследственности и среды утратила
былую остроту. Многочисленные исследования,
посвященные выявлению источников индивидуальных
вариаций, как правило, не могут дать однозначной
оценки вклада среды или наследственности.
Так, например, еще благодаря психогенетическим
исследованиям Ф.Гальтона, проведенным
в 20-е годы с использованием близнецового
метода, было обнаружено, что биологически
детерминированные характеристики (размеры
черепа, другие измерения) определены
генетически, а психологические качества
(коэффициент интеллектуальности по разным
тестам) дают большой разброс и обусловлены
средой. На него влияют социальный и экономический
статус семьи, порядок рождения и пр.
Современное положение дел в области изучения
взаимодействия среды и наследственности
иллюстрируется двумя моделями средовых
влияний на интеллектуальные способности.
В первой модели Зайонч и Маркус утверждали:
чем больше времени родители и дети проводят
вместе, тем выше корреляция коэффициента
интеллектуальности со старшим родственником
(экспозиционная модель). То есть ребенок
по своим интеллектуальным способностям
похож на того, кто дольше его воспитывает,
и если родители по каким-либо причинам
уделяют ребенку мало времени, он будет
похож на няню или бабушку. Во второй модели,
однако, констатировалось противоположное:
МакАски и Кларк отмечали, что наиболее
высокая корреляция наблюдается между
ребенком и родственником, являющимся
предметом его идентификации (идентификационная
модель). То есть самое главное – быть
для ребенка интеллектуальным авторитетом,
и тогда на него можно влиять даже дистантно,
а регулярная совместная деятельность
вовсе не обязательна. Сосуществование
двух по сути исключающих друг друга моделей
еще раз показывает, что большинство дифференциально-
16.Вклад наследственности и среды в личностные индивидуальные различия.
Самой распространенной точкой зрения на отношение между факторами наследственности и окружающей среды является теория взаимодействия. Она заключается в том, что действие наследственного фактора и фактора окружающей среды не является накопительным или дополнительным, но, скорее, таким, что природа и степень влияния каждого из факторов зависит от вклада другого. Иными словами, любой фактор окружающей среды будет иметь различное влияние, в зависимости от специфики наследуемого материала, с которым он имеет дело. Точно так же любой наследственный фактор будет действовать по-разному в условиях различной окружающей среды . Очевидно, что любая оценка пропорциональности вклада наследствености и окружающей среды будет, с этой точки зрения, несостоятельной, поскольку пропорция будет изменяться так же, как изменяются наследственность или окружающая среда . На вопрос: «Каков относительный вклад наследственности и среды в индивидуальные различия , скажем, в IQ?» — может быть бесконечное число возможных ответов.
В качестве иллюстрации к этому пункту мы сперва можем рассмотреть непсихологическое свойство, наследственность которого известна. Число фасеток в глазах фруктовой мухи дрозофилы сильно изменяется у разных типов, отличающихся друг от друга своим генным составом. Температура, при которой хранятся личинки, также влияет на число развивающихся глазных фасеток.
Различие в числе глазных фасеток между двумя генными типами было гораздо больше при 16 градусах, чем при 25. При этом воздействие температуры на один генетический тип было сильнее, чем на другой. Таким образом при воздействии изменяющейся окружающей среды на индивидов с разной наследственностью получилось «различное различие »; «различное различие » также получилось при изменениях наследственности в условиях разной окружающей среды . Таким образом, «соотношение» вкладов наследственности и среды изменяется так же, как и другие факторы.
Действие отношений подобного типа — между наследственностью и окружающей средой — можно легко найти в развитии многих человеческих свойств. Если мы, например, спросим, до какой степени вес тела зависит от таких факторов окружающей среды , как диета и упражнения, а в какой — от наследственных факторов, то на этот вопрос нет ни одного ответа, который был бы справедлив для всех индивидов или всех условий окружающей среды . Из-за различий в наследственных факторах вес тела определенных индивидов больше зависит от различия в диетах, упражнениях и т. д., чем у других индивидов. У индивидов подобного типа влияние наследственности меньше. Таким образом, пропорциональный вклад наследственности и окружающей среды по отношению к весу тела может сам определяться наследственными факторами и изменяться от индивида к индивиду. Пропорциональный вклад наследственности и окружающей среды может изменяться в результате изменения окружающей среды , например в результате изменения количества потребляемой пищи. Так, когда общее количество потребляемой пищи является низким, как при голодной диете, тогда, несомненно, вес тела в гораздо большей степени зависит от различий в количестве пищи. Когда общее количество потребляемой пищи велико, индивидуальные различия в весе тела, вероятно, гораздо меньше зависят от диеты.
Если речь идет о поведенческих свойствах, то еще бессмысленнее искать единственное значение, которое бы выражало относительный вклад наследственности и окружающей среды . Предположим, нас спрашивают: «Как велик вклад наследственности и окружающей среды в развитие умственных способностей?» Отвечая на этот вопрос, мы возьмем вначале в качестве примера Томми, ребенка с IQ = 40. Мы знаем, что его слабоумие коренится в непарном развитии мозга, которое происходило вследствие метаболического расстройства, зависящего, в свою очередь, от единственного рецессивного гена. Поскольку данное наследственное расстройство существенно сужает границы для интеллектуального развития Томми, это означает, что его интеллектуальный уровень в очень большой степени зависит от его наследственности .
Следующей возьмем историю Джима,
чей IQ тоже 40. Но в его случае причиной
интеллектуальной отсталости является
пренатальная церебральная травма, которая
делает возможности его
Давайте рассмотрим другой пример, связанный с рейтингами теста на умственные способности. Предположим, мы обнаружили различие величиной в 10 пунктов по шкале IQ между двумя однояйцевыми близнецами, воспитывавшимися в разных детских домах (А и В), и различие величиной в 30 пунктов по шкале IQ между двумя детьми, не состоящих в родственных отношениях друг с другом, один из которых воспитывался в детском доме А, а другой — в детском доме В. Можем ли мы сказать, что разница в 10 пунктов между однояйцевыми близнецами выражает различия окружающей среды в этих двух детских домах, а разница в 30 пунктов между детьми, не являющимися родственниками, свидетельствует о том, что 10 пунктов из 30 относятся к влиянию окружающей среды , а 20 пунктов — к влиянию наследственности ? Можем ли мы сделать из этого вывод о том, что влияние наследственности на IQ в два раза сильнее, чем влияние окружающей среды ? Если следовать концепции взаимодействия, ответ на оба вопроса будет «нет». Действительно, очень слабое наследственное различие между двумя детьми, не являющимися родственниками, могло намного усилиться различиями между окружающей средой двух детских домов. Разница между двумя домами в стимулировании со стороны окружающей среды могла, таким образом, быть гораздо большей для детей, не являющихся родственниками, чем для однояйцевых близнецов. Простое вычитание конечного результата не может проявить относительный вклад факторов, изначальное взаимодействие между которыми привело к образованию разницы в IQ.
Все примеры взаимодействия, которые мы рассматривали, — глазные фасетки фруктовой мухи, гипотетические примеры с весом тела и IQ — демонстрируют взаимозависимость наследственности и окружающей среды , являющейся фундаментальной для понятия взаимодействия. Короче говоря, взаимозависимость означает, что влияние любого фактора окружающей среды на конкретный признак зависит от особенностей наследственности ; и , наоборот, влияние любого наследственного фактора зависит от условий, в которых он действует.
Концепция взаимодействия предполагает, что точным выражением взаимоотношения между наследственностью и окружающей средой является не арифметическое действие сложения, но арифметическое действие умножения. Полученные индивидуальные признаки могут рассматриваться скорее как результат, чем как совокупность действия факторов наследственности и окружающей среды . В этих условиях малейшее изменение в воздействии окружающей среды в сочетании с небольшим изменением наследственности могут в итоге привести к очень большому отличию показателей. Мы должны рассматривать такое «умножение» влияний как то, что происходит в развитии индивида последовательно, когда каждый новый «результат» сам становится основой для дальнейшего умножения в возросшем масштабе. Таким образом, небольшая изначальная разница между двумя индивидами может привести к тому, что у них будут очень разные пути развития.
Из концепции взаимодействия следует еще один вывод, который надо знать. Любая оценка относительного влияния наследственности и окружающей среды на индивидуальные различия , очевидно, зависит от существующего в данной популяции диапазона различий в отношении наследственности и окружающей среды , а также их степени. Например, восприимчивость к дифтерии, как было доказано, зависит от рецессивного наследуемого фактора и иммунитета, связанного с соответствующим доминантным фактором. Данное заболевание возникает только при условии наличия бацилл дифтерии. Если теперь мы рассмотрим популяцию всех тех, кто несет в себе наследственную восприимчивость к данному заболеванию, то индивидуальные различия в развитии болезни должны быть всецело отнесены на счет различий окружающей среды , то есть наличие инфекции. С другой стороны, в популяции, в которой все в равной степени подвержены воздействию бацилл, какие-либо индивидуальные различия коренятся в наследственных различиях , в частности, в том, присутствует ли доминантный ген иммунитета. Поэтому на вопрос: «Насколько изменчивость в развитии дифтерии зависит от наследственности ?» — в этих случаях для двух разных популяций ответ будет противоположным. Таким образом, для остальных популяций останется широкий спектр промежуточных по своим значениям ответов, зависящих от относительной частоты появления бацилл дифтерии и от относительной частоты появления индивидов с доминантным геном иммунитета к дифтерии в каждой популяции.
Понятия « наследственности » и «окружающей среды » до сих пор употреблялись нами кратко. Из этого нельзя, однако, делать вывод, что за этими понятиями стоит нечто однозначное или всесильное. И наследственность , и окружающая среда являются общими понятиями, за которыми скрываются сложные переплетения многих специфических влияний. При развитии индивида взаимодействие осуществляется как внутри каждого из специфических факторов, относящихся к этим двум категориям, так и между ними. Говорить обо всех этих тысячах генов, каждый из которых обладает особыми химическими и другими качествами, как если бы они составляли единую силу, действующую как нечто целостное и направляющую развитие в определенное конкретное направление, было бы в высшей степени неправильно. Еще более очевидным является то, что окружающая среда вовсе не является некоей сущностью, чем-то, что может быть однозначно противопоставлено наследственности . Клеточная среда , воздействие на гены радиации, родовые травмы, образование и социо-экономический уровень — все это вряд ли можно рассматривать как одинаковые типы влияния.
В настоящее время дискуссия между сторонниками
факторов наследственности и среды утратила
былую остроту. Многочисленные исследования,
посвященные выявлению источников индивидуальных
вариаций, как правило, не могут дать однозначной
оценки вклада среды или наследственности.
Так, например, еще благодаря психогенетическим
исследованиям Ф.Гальтона, проведенным
в 20-е годы с использованием близнецового
метода, было обнаружено, что биологически
детерминированные характеристики (размеры
черепа, другие измерения) определены
генетически, а психологические качества
(коэффициент интеллектуальности по разным
тестам) дают большой разброс и обусловлены
средой. На него влияют социальный и экономический
статус семьи, порядок рождения и пр.
Современное положение дел в области изучения
взаимодействия среды и наследственности
иллюстрируется двумя моделями средовых
влияний на интеллектуальные способности.
В первой модели Зайонч и Маркус утверждали:
чем больше времени родители и дети проводят
вместе, тем выше корреляция коэффициента
интеллектуальности со старшим родственником
(экспозиционная модель). То есть ребенок
по своим интеллектуальным способностям
похож на того, кто дольше его воспитывает,
и если родители по каким-либо причинам
уделяют ребенку мало времени, он будет
похож на няню или бабушку. Во второй модели,
однако, констатировалось противоположное:
МакАски и Кларк отмечали, что наиболее
высокая корреляция наблюдается между
ребенком и родственником, являющимся
предметом его идентификации (идентификационная
модель). То есть самое главное – быть
для ребенка интеллектуальным авторитетом,
и тогда на него можно влиять даже дистантно,
а регулярная совместная деятельность
вовсе не обязательна. Сосуществование
двух по сути исключающих друг друга моделей
еще раз показывает, что большинство дифференциально-
17.Взаимодействие генотипа и среды.
Генотип (от ген и тип), совокупность всех генов, локализованных в хромосомах данного организма. В более широком смысле Г. — совокупность всех наследственных факторов организма — как ядерных (геном), так и неядерных, внехромосомных (т. е. цитоплазматических и пластидных наследственных факторов). Термин предложен датским биологом В. Иогансеном (1909). Г. — носитель наследственной информации, передаваемой от поколения к поколению. Он представляет собой систему, контролирующую развитие строение и жизнедеятельность организма, т. е. совокупность всех признаков организма.
Проблема
генотипической и средовой обусловленности
развития психики и поведения
связана с выяснением того, как
соотносятся данные человеку с рождения
особенности организма и
эволюционной теорией развития -становление
психики и поведения человека есть результат
эволюционного преобразования генетически
заложенных в организме с рождения возможностей,
существующих в виде задатков. В процессе
онтогенетического психологического
и поведенческого развития организма
согласно данной точке зрения нет ничего
такого, что хотя бы в зародыше не содержалось
в генотипе. Все, что появляется далее
в процессе развития, изначально имеется
в виде задатков, которые, преобразуясь
и развиваясь, превращаются в способности
в основном по законам биологического
созревания организма.
Согласно теории развития
- у любого человека независимо от его
природных анатомо-физиологических особенностей
можно сформировать любые психологические
и поведенческие свойства, доведя их развитие
до любого уровня с помощью обучения и
воспитания. практически полностью отвергает
какое бы то ни было значение генетических
факторов в развитии
вероятностной, или стохастической, теорией
развития (распространенная)- конечный
результат развития, достигаемый на каждой
его ступени, изначально в генотипе не
заложен. Этот результат также не может
быть полностью произвольным, совершенно
не зависящим от генотипа. Изменения, происходящие
на каждой ступени развития, связаны и
с генотипом, и со средой, но сами по себе
определяются случайным стечением обстоятельств
в жизни организма функциональная теория
развития (распространенная) - формирование
и преобразование той или иной функции
определяется тем, как часто она используется
в жизни организма. В ней «в качестве основного
принципа выступает положение об определяющей
роли образа жизни в развитии психики»
. Одним из известных примеров теории последнего
типа является культурно-историческая
теория развития высших психических функций
Л. С. Выготского,основные принципы: