Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Ноября 2013 в 17:06, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы для экзамена (зачета) по «Психологии»
Существуют общие для всех животных закономерности, управляющие их психическим развитием.
Развитие психики животных происходит в процессе их биологической эволюции. У животных не существует устойчивого объективно предметного отражения действительности. Групповое поведение и общение у них также подчиняются биологическим закономерностям.
Язык и общение у животных имеют с языком и речью человека только внешнее сходство.
Коллективный труд и речь явились главными условиями для появления качественно новой формы психического отражения, свойственной только человеку, — сознания.
Сознание человека в отличие от психики животных — это отражение, выделяющее объективные
устойчивые свойства предметной действительности, формирование общих для всех людей знаний о мире.
1. Главной особенностью человека как вида является его социальность. Человек появился, сформировался вместе с обществом, и социум возник вместе с человеком. Эти категории, явления не отделимы, не существуют вне своего единства. Человек существует в среде не только природной, биологической, но и социальной. Его психику «производит» не только нервная система, но и социальные взаимодействия и отношения людей. Человек существует в среде не
только природной, биологической, но и социальной. Его психику «производит» не только нервная система, но и социальные взаимодействия и отношения людей. У человека формируется особый вид социогенных психических образований. Человек освобождается от неукоснительно строгого следования
своим неустранимым физиологическим нуждам. В результате его поведение становится свободным. Психика и поведение приобретают специфически человеческую направленность.
2. Второй и также социально обусловленной особенностью человеческой психики и поведения является присвоение, активное усвоение индивидом общечеловеческого опыта.
Выделяют два средства, две формы такой «передачи» опыта:
Орудия труда несут себе обучающую функцию. Знак (слово) заменяет
Для их создания необходимо мышление
и сознание.
Предметы становятся материализацией
человеческой
Мысли, всей психики.
3. Третья характерная особенность человеческой психики – наличиие возможности, способности отражения абстрактных признаков или свойств предметов объективного мира. (воображение)
Сознание - это такое отражение, в котором объективная действительность как бы отделяется от субъективного к ней отношения человека, отчего в психическом образе разводятся, параллельно презентируются две реальности: Мир и Я, мое существование и переживание.
Как и все в психике, сознание динамично, поскольку переменчиво объективное бытие, переменчив сам человек.
Под бессознательным можно понимать две разные вещи: во-первых, - это действие, совершаемое автоматически, рефлекторно, когда причина его не успела дойти до сознания, а также при естественном отключении сознания (во сне, при гипнозе, в состоянии сильного опьянения, при лунатизме и пр.) , во-вторых, - это активные психические процессы, непосредственно не участвующие в сознательном отношении субъекта к действительности, а поэтому и сами в данный момент не осознаваемые.
Надсознательное — не поддающийся индивидуальному сознательно-волевому контролю уровень психической активности личности при решении творческих задач.
Представление о специфике этого уровня было выдвинуто К.С.Станиславским, обозначавшим его термином “сверхсознание”, под которым понимался высший этап творческого процесса, отличный как от его сознательных, так и от бессознательных компонентов
Личность — человек, развивающийся в обществе и вступающий во взаимодействие и общение с другими людьми с помощью языка. Это человек как член общества, как спрессованная социальность, не лишенная, однако, своей биологической составляющей
Индивид — категория, указываю щая на принадлежность к человеческому роду. Это подчеркивание единичности (в отличие от человека) и неделимости (в отличие от личности). Индивид акцен
тирует в человеке биологическое, но вовсе не исключает социальных составляющих, присущих человеческому роду. Человек рождается конкретным индивидом, но, став личностью, не перестает быть одновременно индивидом.
Индивидуальность — подчеркивание неповторимости, уникальности, самостоятельности каждого человека (личности, индивида)
Психологическая структура личности — соподчиненная система качеств и свойств, достаточно полно характеризующая психологические особенности личности.
В личности выделяются следующие психологические составляющие, или относительно «автономные» подструктуры:
• направленность личности;
• самосознание;
• способности и задатки;
• темперамент и характер;
• особенности психических
• психический опыт личности.
С.Л. Рубинштейн - направленность — это ответ на вопрос, чего человек хочет, что для него
привлекательно, к чему он стремится.
По мнению многих исследователей - направленность составляет некий психологический «стержень» личности, поскольку закладывает основу отношений человека с миром и к миру, задает основные линии поведения, предопределяет систем у ценностей и взглядов, позицию в жизни, мировоззрение личности в целом.
Направленность личности — целостная, иерархизированная система потребностей и мотивов, задающая структуру ценностей и субъективных смыслов, специфику отношений личности с миром и к миру, основные линии ее поведения.
Самосознание — это осознание и целостная оценка самого себя и своего места в жизни.
Благодаря самосознанию человек воспринимает себя как индивидуальную реальность, отдельную от природы и других людей. Он становится существом не только для других, но и для себя.
Согласно С.Л. Рубинштейну, самосознание —это осознание самого себя как сознательного субъекта, реального индивида.
Результатом процесса самосознания служит Я-концепция, понимаемая как совокупность установок, направленных на самого себя (Р. Бернс).
У самосознания две стороны: 1. Я как субъект познания
У. Джеймсом, который полагал, что в едином и целостном «Я» содержатся две неразрывные составляющие:
эмпирическое «Я» («Я» как объект познания)
и «чистое Я» («Я» как субъект познания ).
Под эмпирическим «Я» (или «Мое») Джеймс понимал совокупность, итог всего того, что человек может назвать своим: собственное тело, одежду, дом, семью, друзей, репутацию, творческие достижения, психические силы и качества.
Эмпирическое «Я» он подразделяет на три подсистемы: а) материальное «Я» — тело, одежда,
Под «чистым», или познающим, «Я» У. Джеймс имел в виду то обстоятельство, что человек чувствует себя субъектом своих действий, восприятия, эмоций и осознает свое тождество и неразрывность с тем, чем он был накануне.
Результатом процесса самосознания служит Я-концепция – совокупность установок, направленных на самого себя.
Я-концепция — многомерная, относительно устойчивая, субъективно переживаемая система представлений человека о самом себе, включающая самопознание, отношение к себе, саморегуляцию и оценку себя.
Самопознание — процесс получения знания о себе, развитие и обобщение этих знаний из отдельных ситуативных образов.
Самопознание — начальное звено, основа существования и проявления самосознания.
И.И. Чеснокова предлагает различать два уровня самопознания.
На первом уровне субъект соотносит себя с другими, происходит сопоставление «Я» и «другого человека». Основными внутренними приемами самопознания служат самовосприятие и самонаблюде
ние. На этом уровне самопознания складываются единичные образы самого себя и своего поведения, как бы привязанные к конкретной ситуации.
Для второго уровня самопознания характерно соотнесение знаний о себе в процессе аутокоммуникации, т.е. в рамках «Я и Я», когда человек оперирует уже готовыми знаниями о себе. Ведущими внутренними приемами данного уровня самопознания являются самоанализ и самоосмысливание. На втором уровне постепенно у субъекта возникает обобщенный образ своего «Я», который как бы сплавляется из единичных конкретных образов «Я» в ходе самовосприятия,
самонаблюдения и самоанализа. Через самопознание человек приходит к определенному знанию о самом себе, т.е. результатом процесса самопознания выступает целостный Я-образ.
Самооценка – часть самопознания и это суждение о значении или значимости своих поступков, способностей, черт или личности в целом.
Выделяются частные самооценки — оценка каких-либо отдельных сторон своей личности или конкретных действий (например, оценка своего интеллектуального потенциала или своих успехов в профессиональной деятельности)
и общая (глобальная) самооценка, которую иногда называют самоуважением. Общая самооценка личности — это не автономная, одномерная переменная и не простая сумма всех частных самооценок, а определенный вид взаимосвязи значимых самооценок, т.е.оценка себя в наиболее значимых деятельностях, по отношению к значимым мотивам.
Я-концепция тесно связана с уровнем притязаний.
Уровень притязаний определяет стремление к достижению целей той степени сложности, на которую человек считает себя способным.
Уровень притязаний трактуется как уровень трудности выбираемых субъектом целей и формируется под влиянием успеха или неуспеха в деятельности.
Самооценка составляет базис уровня притязаний, отсюда делается вывод о взаимно однозначном соответствии этих двух конструктов: высокой самооценке соответствует высокий уровень притязаний,
а низкой — низкий.
Однако некоторые авторы отмечают несовпадение притязаний с уровневыми характеристиками самооценки.
Потребность – субъективное состояние, отвечающее объективной нужде в чем-то, что человеку не принадлежит.
Особенности:
1. Базисная особенность – общественный, исторический характер.
2. Вторая особенность потребностей человека, являющаяся также производной от его социальности,
заключается в том, что человек сам производит предметы, удовлетворяющие его потребностям.
3 Характерной особенностью потребностей человека является возможность их осознанности, отчего
они становятся относительно стабильными. Это приводит к относительному постоянству поведения,
к освобождению личности от обязательного исполнения требований насущных потребностей.
4. Потребности человека
качествами, но и способом их систематизации, организации. Потребности человека связываются
принципиально по-другому, образуя системное с подчинение, или иерархию. Иерархия проявляется в