Шпаргалка по "Психологии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Ноября 2013 в 12:30, шпаргалка

Краткое описание

Работа содержит ответы на вопросы для экзамена по "Психологии".

Вложенные файлы: 1 файл

Shpory_k_gosu_po_osnovnoy_spetsialnosti_1 (1).doc

— 1.47 Мб (Скачать файл)

- В труде используются  орудия, имеющие культурно-историческое  происхождение и способы употребления;

- В труде люди вступают  между собой в особые межлюдские  произв-венные отношения.

Труд существует в 2 основных формах: «живой труд» - как возможность создания благ и богатства, это сам процесс труда, сама трудовая д-сть; абстрактный труд – выраженный в стоимости произв-венных благ.

Историческое разделение труда по разл. отраслям и видам  д-сти (по профессиям) рассматривается  как условие прогресса, так как в рез-те повышается кач-во произв-ва. Деление труда (особенно на физический и умственный) рассматрив-ся также как осн. условие возникновения соц. неравенства и классов, т.к. были выделены те, кто управляет, и те, кто подчиняется.

Наиболее традиционная и простая классификация видов труда по их проф. принадлежности – труд врача, учителя, инженера и пр.

По хар-ру рабочей нагрузки субъекта труда и его усилий по реализации трудовых задач выделяют физический и умственный труд.

По хар-кам цели труда, рабочей нагрузки, организации трудового процесса умственный труд делится на:

1. Оперативный (управляющий)

- Операторский (взаимод-вие  с техникой);

- Творческий (стандартный  – преподавание, лечение, нестандартный  – научная работа, сочинение музыки, литературных произведений);

- Эвристический (изобретательство).

2. динамический и статический.

3. однообразный (монотонный) и разнообразный (по содержанию, темпу).

В зависимости от условий деятельности выделяют труд:

- в комфортных условиях (гигиенические пар-тры среды в пределах нормативных значений);

- в нормальных условиях;

- в допустимых;

- в необычных условиях  при постоянном возд-вии неблагопр.  факторов (при высоком давлении  – водолазные работы, при низких  температурах – полярники, при  информативных перегрузках – диспетчерская работа);

- в экстремальных условиях (при высокой ответственности,  а также при опасности для  жизни, вредности для здоровья  и пр).

Также принято разделять  труд на исполнительский и управленческий. Исполнительский хар-ризуется тем, что субъект труда непоср-венно возд-вует на его предмет, при этом контактирует с другими людьми. Управленческий труд, как правило, не предполагает прямого возд-вия на предмет, однако обязательно предполагает организацию субъекта труда и других людей.

По форме организации труда выделяют:

- регламентированный (с  определенным распорядком работы)

- нерегламентированный (со свободным расписанием)

- смешанный (пересмена,  вахта)

Также общим явл-ся разделение труда на индивидуальный и совместный (коллективный). Совместный делится на непоср-венно-совместный и опосредованно-совместный. Совместный труд – это организация систематической трудовой активности совокупности субъектов труда, объединенных единством мотивов и целей труда, его простр-венно-временных условий. В совр. обществе фактически любая трудовая д-сть по содержанию и форме организации объективно становится все более совместной. Индивидуальный труд можно только условно рассматривать как изолированную систему, так как она реально всегда включена в структуру совместной д-сти.

К изучению видов труда  можно было бы подойти с психофизиологической точки зрения:

1. Автоматический рефлекторный  труд. Примеры: вертельщик ручки  веялки, ручной мельницы и т.  д. Задания и приемы работы  неизменны. Движения однообразны.  Ритм монотонный. Работа может совершаться без всякого участия сознания. Волевые импульсы рефлекторны. Никакого выбора нет.

2. Полуавтоматический  привычный труд. Примеры: телеграфист,  машинистка и т. д. Задания  и приемы однообразны, но ритм  переменный, сложный и прерывистый. Память моторная. Воля пассивная.

3. Шаблонный исполнительный  труд – по указке. Примеры:  токарь, слесарь, модельщик, тапер,  счетовод, конторщик. Задания и  приемы многообразны, но заранее  заучены и строго определены  инструкциями, чертежами, шаблонами  и т.д. Необходима работа внимания  и памяти. Самост-но комбинировать не приходится. Выбор подходящих приемов ограничен. Воля мало активна.

4. Самост. труд в пределах  задания. Примеры: учитель, конструктор,  врач, инженер, журналист. Задания  определ-ся в общем виде, задается  цель, идея, программа. Выбор путей и примеров выполнения свободен. Требуется способ-сть самост-но модифицировать известные приемы труда и навыки в соотв-вии с изменяющимися заданиями. Работа внимания, памяти, способ-сти суждения. Воля активна.

5. Свободный творческий  труд. Примеры: ученый, художник, композитор, писатель и т.д. Задания и приемы предоставл-ся свободному выбору самого трудящегося. Рез-т труда выраж-ся в оригинальных комбинациях приемов конструкций и идей. Работа внимания, памяти, способ-сти суждения, интуиции. Необходимо высокое волевое напряжение.

Эта классификация дает 5 осн. типов труда. Но законы утомления, нормы продолжительности труда, методы поощрения к труду и  др. для каждого из осн. типов труда  будут различны.

В кач-ве наиболее общих  подразделений труда с производственно-технической точки зрения можно принять следующие:

1) моторный труд рабочих,  куда относим профессии, в кот.  чел-к выступает в роли двигателя,  перемещает тяжести, использует  лишь свою силу, а не разум.

2) исполнительный труд  мастеровых, куда относим профессии, в кот. гораздо большее значение принадлежит ловкости, т.е. приобретенным навыкам, чем глубокой физической силе.

3) организующий труд  служащих, физическая сила, кот. не  играет никакой роли, а на первое  место выступает способ-сть размышлять и делать самост. умозаключения.

Для каждого  этапа разв-ия общ-ва хар-рно появление новых отмирание старых видов трудовой д-сти.

Психологическая характеристика профессии различных  типов (5 типов Климов).

В соответствии с объектом труда выделяются пять типов профессий:

1. «Человек - живая природа» (П). Представители этого типа  профессий имеют дело с растительными  и животными организмами, микроорганизмами  и условиями их существования  (мастер-плодоовощевод, агроном,  зоотехник, ветеринар, микробиолог).

2. «Человек - человек» (Ч). Предметом интереса, обслуживания, распознавания, преобразования явл-ся соц. системы, сообщества, группы населения, люди разного возраста (продавец, парикмахер, инженер-организатор произв-ва, врач, учитель, соц. работник).

3. «Человек - техника» (Т) и неживая природа. Работники имеют дело с неживыми, техническими объектами труда (слесарь-сборщик, техник-механик, электрослесарь, инженер-электрик, техник- технолог).

4. «Человек - знаковая  система» (3). Естественные и искусственный  языки, условные знаки, символы, цифры, формулы (оператор фотонаборного автомата, программист, чертежник-картограф, математик, редактор издательства, языковед).

5. «Человек - художественный  образ» ( X ). Явления, факты художественного  отображения действит-сти (художник-декоратор, художник-реставратор, настройщик музыкальных инструментов, концертный исполнитель, артист балета, актер драматического театра).

В пределах каждого типа профессий Е.А. Климовым выделены их классы по признаку целей (второй ярус):

- гностические профессии (Г) - (исследователи);

- преобразующие (П) - (учитель,  экскурсовод)

- изыскательные (И) - (летчик, раскройщик, композитор).

По признаку основных орудий, ср-в труда в рамках каждого  класса выделяют 4 отдела (третий ярус):

- профессии ручного труда (Р);

- профессии машинного  труда (машины с ручным управлением  используются для обработки, перемещения,  преобразования предметов труда,  поэтому типичными профессиями  в этом подразделении являются  водитель, машинист и т.д.) (М);

- профессии, связанные с применением автоматизированных и автоматических систем (А);

- профессии, связанные  с преобладанием функциональных  средств труда (Ф).

По условиям труда  профессии можно разделить на 4 группы (четвертый ярус в приведенной  схеме):

- работа с условиями микроклимата, близкими к бытовым, «комнатным» (Б): лаборанты, бухгалтеры, операторы ЭВМ;

- работа, необходимо связанная  с пребыванием на открытом  воздухе в любую погоду (О): агроном,  монтажник стальных и железобетонных  конструкций, инспектор госавтоинспекции;

- работа в необычных  условиях (на высоте, под землей, под водой, при повышенных и  пониженных температурах (Н): антенщик-мачтовик, водолаз машинист горного комбайна, пожарный);

- работа в условиях  повышенной моральной ответственности  за жизнь и здоровье людей - взрослых или детей, большие материальные ценности (М) (воспитатель детского сада, учитель, врач, следователь).

Анализируя состав действий для каждого типа профессий, Климов наметил четыре их группы:

- Двигательные (д-вия  перемещения, расположения, поворота и т.д.).

- Познавательные (гностические) д-вия, д-вия восприятия, воображения  и логические д-вия. 

- Д-вия межличностного  общения; диагностирующие, действие-требование, д-вие по инф-ционному управлению  партнером. 

- Д-вие по согласованию усилий.

Климов намечает 8 осн. факторов, определяющих проф. выбор:

1) позиция старших,  семьи; 

2) позиция сверстников; 

3) позиция школьного  пед. коллектива;

4) личные проф. и жизненные  планы; 

5) способности и их  проявления;

6) притязание на общественное признание;

7) информированность  о той или иной проф. д-сти; 

8) склонности.

Требования:

1. развитое воображение,  наглядно-образное мышление, зрит. память, наблюдательность, способ-сть предвидеть  и оценивать природ факторы

2. хорошая координация  движений, точное зрит., слух., кинестетич. воспр-е, творческое мышление, умение переключаться и умение концентрировать внимание, наблюдательность.

3. стремление к общению  доброжелательность, выдержка, умение  улаживать разногласия между  людьми, эмпатия, умение находить общий язык, убеждать, собранность.

4. хорошая оперативная  и механическая память способность  к длительной концентрации внимания, хорошее распределение и переключаемость  внимания, усидчивость, терпение  и логическое мышление.

5. художественые способности, зрит. восприятие наблюдательность, зрит. память, творческое воображение, знание эмоц. возд-вие на людей.

 

Актуальные проблемы (теоретические и практические) психологии труда.

Труд как ведущая  деятельность в развитии психики  человека.

Психологическое содержание труда.

История отечественной и  зарубежной психологии труда.

Специфика и основные направления  деятельности психолога в сфере  труда.

Перспективы психологии труда.

Психологическое профессиоведение.

Профессиография как средство организации психологического изучения профессии и профессиональной деятельности человека.

Понятия профессиография, профессиограмма, психограмма профессии.

 

№39. Зарубежная психология периода открытого кризиса (1910 - 1930 г.).

 

№39 Проблема мотивации  и личности в теории А. Маслоу.

Абрахам Маслоу (1908-1970). Его собств. теория, кот. он выработал к 1950-м, появилась на основе детального знакомства с осн. психол. концепциями, существовавшими в тот период.

Равновесие, укорененность в среде отрицат-но влияют на стремление к самоактуализации, кот. и делает чел-ка л-стью. Не менее активно Маслоу выступал и против сведения всей психич. жизни к поведению, что было св-венно бихевиоризму. Самое ценное в психике – ее самость, ее стремление к саморазв-ию. Исследования привели его к мысли о том, что существует определенная иерархия потреб-стей чел-ка, кот. выглядит след. образом:

1. физиол. потреб-сти –  пища, вода, сон и т.п.;

2. в безопасности –  стабильность, порядок; 

3. в любви и принадлежности – семья, дружба;

4. в уважении – самоуважение, признание; 

5. в самоактуализации  – разв-ие способ-стей.

Одно из слабых мест теории Маслоу заключалось в том, что  он утверждал: эти потреб-сти наход-ся в раз и навсегда заданной жесткой  иерархии и более выс. потреб-сти (в самоуважении или в самоактуализации) возникают только после того, как удовлетвор-ся более эл-тарные. Не только критики, но и последователи Маслоу показали, что очень часто потреб-сть в самоактуализации или в самоуважении являлась доминирующей и определяла поведение чел-ка несмотря на то, что его физиол. потреб-сти не были удовлетворены, а иногда и препятствовали удовлетворению этих потреб-стей. Впоследствии и сам Маслоу отказался от столь жесткой иерархии, объединив все потреб-сти в 2 класса: потреб-сти нужды (дефицита) и потреб-сти разв-ия (самоактуализации). В то же время больш-во представителей гуманистич. психологии приняло термин "самоактуализация", введенный Маслоу, как и его описание "самоактуализирующейся л-сти". Самоактуализация связана с умением понять себя, свою внутр. природу и научиться "сонастраиваться" в соотв-вии с этой природой, строить свое поведение исходя из нее. Маслоу выделял в этом процессе наиболее значимые моменты, кот. изменяют отношение чел-ка к самому себе и к миру и стимулируют л-стный рост. Это может быть мгновенное переживание - "пик-переживание" или длительное - "плато-переживание". Описывая самоактуализирующуюся л-сть, Маслоу говорил, что такому чел-ку присуще принятие себя и мира, в том числе и др. людей. Это, как правило, люди адекватно и эффективно воспринимающие ситуацию, центрированные на задаче, а не на себе. В то же время им св-венно и стремление к уединению, к автономии и независимости от окр. среды и культуры. Так в теорию Маслоу входят понятия идентификации и отчуждения, хотя полностью эти мех-змы не были раскрыты. Считал, что именно осознанные стремления и мотивы, а не бессознательные инстинкты составляют суть чел-ческой л-сти. Однако стремление к самоактуализации, к реализации своих способ-стей наталкивается на препятствия, на не понимание окружающих и собств. слабости. Многие люди отступают перед трудностями, что не проходит бесследно для л-сти, останавливает ее рост. Невротики - люди с неразвитой или неосознанной потреб-стью в самоактуализации. Общ-во по самой своей сути не может не препятствовать стремлению чел-ка к самоактуализации. Ведь любое общ-во стремится сделать чел-ка своим шаблонным представителем, отчуждает л-сть от ее сути, делает ее конформной. В то же время отчуждение, сохраняя "самость", индивид-сть л-сти, ставит ее в оппозицию к окружающему и также лишает ее возможности самоактуализироваться. Поэтому чел-ку необходимо сохранить равновесие между этими 2 мех-змами, кот. стерегут его и стремятся погубить. Оптимальными, считал Маслоу, явл-ся идентификация во внешнем плане, в общении с окр. миром, и отчуждение во внутр. плане, в плане разв-ия самосознания. Именно такой подход дает чел-ку возможность эффективно общаться с окружающими и в то же время оставаться самим собой. Эта позиция Маслоу сделала его популярным в среде интеллектуалов, т.к. во многом отражала взгляды этой соц. группы на взаимосвязь между л-стью и общ-вом. Оценивая теорию Маслоу, необходимо отметить, что он был едва ли не первым психологом, обратившим внимание не только на отклонения, трудности и негативные стороны л-сти. Одним из первых он исследовал достижения личного опыта, раскрыл пути для саморазв-ия и самосовершенствования любого чел-ка.

Информация о работе Шпаргалка по "Психологии"