Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Ноября 2013 в 12:30, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы для экзамена по "Психологии".
№40 В. Франкл о смысле жизни. Логотерапия.
В. Франкл (р. 1905). Мн. положения экзистенц. теории Франкла роднят ее с гуманистич. психологией; книга «Человек в поисках смысла». Стремление к осознанию смысла жизни – врожден., а этот мотив – ведущ. сила разв-ия л-сти. Смыслы не универсальны, уникальны для каждого чел-ка в каждый момент его жизни. Смысл жизни связан с реализацией чел-ком своих возможностей и к понятию самоактуализации Маслоу; существенной особ-стью теории явл-ся идея о том, что обретение и реализация смысла всегда связаны с внеш. миром, с творч. активностью чел-ка в нем и его продуктив. достижениями; отсутствие смысла жизни или невозможность его реализовать приводит к неврозу, порождая состояния экзистенц. вакуума и экзистенц. фрустрации. В центре концепции - учение о ценностях, т.е. понятиях, несущих в себе обобщенный опыт чел-чества о смысле типичный ситуаций; выделяет 3 класса ценностей, кот. позволяют сделать жизнь чел-ка осмысленной: ценности творчества (напр., труд), ценности переживания (напр., любовь) и ценности отношения, сознательно формируемого по отношению к тем критич. жизненным обстоят-вам, кот. не в состоянии изменить.
Смысл жизни можно
найти в любой из этих ценностей
и любом поступке, порождаемом
ими. Из этого следует, что нет
таких обстоятельств и
Составные части концепции: учение о стремлении к смыслу; учение о свободе воли; учение о смысле жизни. Смысл – то, что имеется в виду: чел-ком, кот. задает вопрос, ситуацией, кот. также подразумевает вопрос, отыскивается с помощью совести. Совесть – интуитивное отыскивание единственного смысла данной ситуации. Смысл не субъективен, чел-к находит его. Его нельзя дать.
3 пути поиска смысла:
1. что мы даем жизни (творчество, созидание)
2. что мы берем от жизни (переживания)
3. позиция, кот. мы
занимаем по отношению к
Ценности: созидание, переживание, отношения.
Осн. идея – жизнь чел-ка не может лишиться смысла ни при каких обстоятельствах, он всегда может быть найден.
Типы смыслов по Франклу:
1. смысл жизни – не в удовольствии, не в стремлении к счастью, а в постижении ценностей.
2. смысл страдания – когда чел-к сталкив-ся со страданием, он может его реализовать; страдание перестает быть таковым, если приобретает смысл жертвенности.
3. смысл труда – не в деньгах, не в наградах, а в достижениях и творчестве.
4. смысл смерти –
к любой ситуации надо
5. смысл любви –
переживание другого чел-ка во
всем его своеобразии и
Учение о свободе воли:
1. чел-к способен найти
и реализовать смысл, даже
2. чел-к не просто психика, а дух – хар-ризуется 2 способ-стями: самотрансценденция (выход за свои пределы), самоотстранение.
3. чел-ку нужна свобода, чтобы измен-ся, судьба не может измениться.
Методы логотерапии (лого – разум):
1. сократический диалог
– побуждение к самоисследовани
2. логодрама – проживание в воображении разл. ситуаций, выявляющих отношение к смыслу жизни.
3. парадоксальная интенция – осуществление того, чего опасаешься.
4. дерефлексия – перенос внимания с себя и своей проблемы на дело или другого чел-ка, т.е. отказ от рефлексирования.
Суть логотерапии: задача
психотерапевта – оказание помощи
чел-ку в преодолении
№38 Теория личности К. Роджерса.
Карл Роджерс (1902-1987), также как и Маслоу, явл-ся одним из основателей концепции гуманистич. психологии. Разработанная им теория, получившая название феноменологической, и основанный на ней ПТ-ский метод - клиентцентрированной терапии очень популярны и влиятельны в научных кругах.
Осн. идеи феноменологической концепции Роджерса.
1. Признание ценности
и уникальности чел-ческой л-
2. Введение понятия конгруэнтности, т.е. степени совпадения или несовпадения видения субъектом своего внутр. мира с реальной окружающей его действит-стью, соотв-венно высокая конгруэнтность ведет к позитивному л-стному разв-ию, а низкая - к внутр. конфликтам, тревожности, невротич. разв-ию.
3. Самоактуализация, контакт со своей индивид-стью, возможный только в ситуации жизни в настоящем, главная потреб-сть и движущая сила разв-ия чел-ка, отказ от самоактуализации также ведет л-сть к невротизации.
4. Понимание самооценки
как важнейшего компонента л-
5. Самооценка формир-ся под влиянием личного опыта чел-ка, при этом открытость новому опыту явл-ся важным фактором ее формир-ния.
Созданная Роджерсом концепция л-сти имеет огромную популярность, а разработанный им метод ПТ, ориентированный на клиенте, активно используется как в ПКс, так и ПТ. Также на его основе был создан метод групповой ПТ и ПК, основанный на посещении так называемых «групп встреч». В наст. время этот метод групповой работы явл-ся одним из ведущих, причем не только в психологии, но и в медицине и педагогике.
№37 Гуманистическая психология как альтернативный путь развития психологии. Концепция личности Г. Олпорта.
Гум. псих-я – альтернативная психол. школам середины века, прежде всего бихевиоризму и психоанализу, концепция л-сти и ее разв-ия. Центром этого направления стали США, а лидирующими фигурами – Роджерс, Р.Мэй, Маслоу, Олпорт. Гум. псих-я выступила с призывом понять чел-ческое существование во всей его непоср-венности. Осн. положения гум. школы псих-ии л-сти, кот. и явл-ся в наст. время одной из наиболее значит. психол. школ, сформулировал Гордон Олпорт.
Олпорт (1897-1967) рассм. создаваемую им концепцию л-сти как альтер-ую механицизму поведенческого подхода и биол., инстинктивному подходу психоаналитиков. Одним из гл. постулатов теории Олпорта было положение о том, что л-сть явл-ся открытой и саморазвивающейся. Чел-к прежде всего соц. существо и потому не может развив-ся без контактов с окр. людьми, с общ-вом. При этом Олпорт утверждал, что общение л-сти и общ-ва явл-ся не стремлением к уравновешиванию со средой, но взаимообщением, взаимод-вием. Олпорт одним из первых заговорил об уникальности каждого чел-ка. Каждый чел-к неповторим и индивидуален, т.к. явл-ся носителем своеобразного сочетания кач-в, потреб-стей, кот. Олпорт называл черта. Эти потреб-сти, или черты л-сти, он разделял на основные и инструментальные. Осн. черты стимулируют поведение и явл-ся врожденными, генотипическими, а инструментальные оформляют поведение и формир-ся в процессе жизни, т.е. явл-ся фенотипическими образованиями. Набор этих черт и составляет ядро л-сти. Он говорил об автономности этих черт, кот. развив-ся со временем. У реб-ка еще нет этой автономности, т.к. его черты еще неустойчивы и полностью не сформированы. Только у взрослого чел-ка, осознающего себя, свои кач-ва и свою индивид-сть, черты становятся по-настоящему автономными и не зависят ни от биол. потреб-стей, ни от давления общ-ва. Эта автономность черт чел-ка, являясь важнейшей хар-кой его л-сти, и дает ему возможность, оставаясь открытым для общ-ва, сохранять свою индивид-сть. Т.о. Олпорт решает проблему индентификации-отчуждения, кот. явл-ся одной из важн-их для всей гум. псих-и. Олпорт разработал свои методы системного исследования психики чел-ка. Для этой цели он создает многофакторные опросники. Наибольшую известность приобрел опросник Миннесотского университета (ММPI), кот. использ-ся в наст. время для анализа со вместимости, профпригодности и т.д. Олпорт пришел к выводу, что интервью дает больше инф-циии и явл-ся более надежным методом, чем анкета, потому что позволяет в ходе беседы менять вопросы, наблюдать за состоянием и р-цией испытуемого. Четкость критериев, наличие объекивных ключей для расшифровки, системность выгодно отличают все разработанные Олпортом методы исслед-ия л-сти от субъек-ых проективных методик психоаналитич. школы.
№34 Пересмотр отдельных положений теории З. Фрейда в работах неофрейдистов (К. Хорни, Э. Фромм, Г.С. Салливен).
Хорни доказывала, что разв-ие не предопредел-ся только врожд. инстинктами, что чел-к может измен-ся и развив-ся в течение жизни. Эта возм-ть опровергает фатальную обреченность на невроз, о кот. говорил Фрейд. По мнению Хорни, есть четкая грань между нормой и патологией и потому есть надежда на полное выздоровление даже у невротизированных людей. Хорни исходила из того, что доминир. в стр-ре л-сти явл-ся не инстинкты агрессии или либидо, а бессознательное чувство беспокойства - чувство коренной тревоги. Оно связано с имеющимся у реб-ка ощущением одиночества и беспомощности в потенциально враждебном ему мире. Причины: отчуждение родителей, чрезмерная их опека, подавляющая л-сть, враждебная атмосфера, дискриминация или, наоборот, слишком большое восхищение реб-ком. Если избавление от физиол. тревоги достиг-ся простым уходом и удовлетворением осн. потреб-стей детей, то преодоление психол. тревоги – более сложный процесс, т.к. оно связано с разв-ием адекватного "образа Я". Она считала, что этот образ состоит из 2 частей – знания о себе и отношения к себе. Хорни считала, что существует несколько "образов Я" – Я реальное, Я идеальное и Я в глазах др. людей. В идеале эти 3 "образа Я" должны совпадать между собой: только в этом случае можно говорить о норм. разв-ии л-сти.
Фромм считал соц. окружение не просто условием, а важнейш. фактором разв-ия л-сти. Пришел к выводу, что движущими силами разв-ия л-сти явл-ся 2 врожд. бессознат. потреб-сти, находящиеся в состоянии антагонизма: потреб-сть в укоренении и потреб-сть в индивидуализации. Если потреб-сть в укоренении заставляет чел-ка стремиться к общ-ву, то потреб-сть в индивидуализации, напротив, толкает к изоляции от других. Эти две потреб-сти явл-ся причиной внутр. противоречий, конфликта мотивов у чел-ка, кот. всегда тщетно стремится каким-то образом соединить эти противоположные тенденции в своей жизни. Стремление примирить эти потреб-сти явл-ся, с т.зр. Фромма, двигателем не только индивид. разв-ия, но и общ-ва в целом, кот. также пытается уравновесить эти стремления. Единственным чувством, кот., по мнению Фромма, помогает чел-ку примирить эти 2 противоположные потреб-сти, явл-ся любовь в самом широком понимании этого слова.
Салливен свою теорию назвал "интерперсональной теорией психиатрии". В ее основе лежат 3 принципа: принцип коммунального существования, ф-циональной активности и принцип организации. При этом Салливен модифицирует и соединяет в своей концепции психоанализ и бихевиоризм. Л-сть чел-ка, по Салливену - не врожденное кач-во, а формир-ся в процессе общения младенца с окружающими. В своем разв-ии реб-к проходит неск. этапов – от младенчества до юношества, причем на каждом этапе формир-ся опр. модель. В детстве эта модель формир-ся на основе совместных со сверстниками игр, в предъюношестве – на основе общения с представителями др. пола и т.д. Гл., ведущими для всех людей потреб-стями считал потреб-сть в нежности и потреб-сть в избежании тревоги. Потреб-сть в избегании тревоги становится ведущей для л-сти и определяет формир-ние "Я-системы", лежащей в ее основе. Говоря о "Я-системе", Салливен выделяет 3 ее стр-ры – хорошее Я, плохое Я и не-Я.
№33 Индивидуальная психология А. Адлера.
Адлер (1870-1937), будучи учеником Фрейда, впоследствии отошел от психоанализа и создал свою теорию, названную индивид. психологией.
1. Чувство неполноценности,
а не секс-сть, явл-ся
2. Стремление к превосходству,
врожденное, бессознат-ое, - компенсация
переживаемой неполноценности,
3. Фиктивный финализм,
или постановка жизненной цели,
обусловлен хар-ром
4. Стиль жизни - набор
особ-стей и привычных
5. Соц. интерес - врожденный
бессознательный эл-т,
6. Творческое «Я» - это энергия, кот. помогает л-сти поставить цель и осуществить свой уникальный жизненный стиль. Чел-к сам формирует свою жизнь, используя факты наследственности и опыта и придавая им нужную окраску.
Индивид. психология Адлера явл-ся одной из интереснейших теорий л-сти XX в. В ней поднимаются важнейшие вопросы природы чел-ка, кот. ранее не имели столь широкого изучения в психологии.
1. Понятие творческого
«Я», кот. противоречит
2. Введение термина
соц. интереса, или соц. чувства,
обусловливает понимание чел-