Шпаргалка по "Психологии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Ноября 2013 в 12:30, шпаргалка

Краткое описание

Работа содержит ответы на вопросы для экзамена по "Психологии".

Вложенные файлы: 1 файл

Shpory_k_gosu_po_osnovnoy_spetsialnosti_1 (1).doc

— 1.47 Мб (Скачать файл)

3. Отведение общ-ву  важной роли в формир-нии и разв-ии л-сти дает основание считать Адлера основателем соц. психоанализа. Адлер одним из первых признавал, что не только заложенные в чел-ке и передающиеся по наследству эл-ты явл-ся источником формир-ния л-сти, но и общ-во оказывает существенное влияние на этот процесс.

Критика индивидуальной психологии:

Рассмотрение л-сти  как продукта ее собств. творчества открывало дорогу к пониманию  деятельной стороны субъекта, кот. не пассивно воспринимает мир, а творит его. Однако, оставляя без внимания взаимоотношения между л-стью и общ-вом, Адлер лишь констатирует, что чел-к от природы явл-ся соц. существом. Разумеется, одного этого недостаточно для понимания подлинных связей и отношений в общ-венной жизни. Поскольку раскрытие соц. детерминант чел-ческого поведения проводится Адлером на бессознат. мотивационном ур. разв-ии чел-ческой психики, то и рез-ты такого рассмотрения страдают психол. ограниченностью.

 

№32 Аналитическая  психология К. Юнга.

Юнг - ученик Фрейда, отходит  от концепции психоанализа и создает  свою теорию - аналитич. психологию. Центр. содержание кот. составляет учение о бессознательном и о процессе разв-ия л-сти. Бессознат-ое имеет 2 аспекта – личное (индивид.) и коллективное, и между ними есть дифференциация.

Стр-ра л-сти имеет 3 части: Эго, или сознание, включает в себя сознательный ум (воспоминания, мысли, чувства), выступает как центр л-сти, обусловливающий ее ориентацию и адаптацию в простр-ве, и формир-ся прижизненно. Личное бессознательное – верхний слой психики, хоть и бессознательный, но не врожденный, а сформированный из индивид. опыта чел-ка. Заключены забытые воспоминания, вытесненные импульсы и желания, кот. когда-то сознавались, но утратили свой сознат. хар-р, могут проявл-ся во снах и фантазиях. Содержание личного бессознат. доступно сознанию. Коллективное бессознательное – наиболее влиятельная психич. система, почти полностью отделено от личного бессознат-го в жизни индивидуума, содержит в себе воспоминания, унаследованные от предков в виде скрытых следов памяти чел-ческого прошлого: расовую и нац. историю, дочел-ческое животное существование. Общечел-ческий опыт, хар-рный для всех рас и народов. Содержатся все «архетипы».

Архетипы явл-ся стр-рной единицей коллективного бессознат-го, присущи всему чел-ческому роду, врожденны у каждого чел-ка и передаются от поколения к поколению. Это формальные образцы поведения или символич. образы, на основе кот. оформл-ся конкр., наполненные содержанием образы, соотв-ующие в реальной жизни стереотипам сознат. д-сти чел-ка. Существует ряд универсальных для всех культур, времен и народов архетипов, кот. имеют определ. хар-ки и явл-ся стр-рой л-сти.

Персона – роль, предписанная чел-ку общ-вом или внутр. потреб-стями, это публичная маска л-сти, надеваемая в ответ на соц. требования, и она противоположна ее истинной сущности. Анима и Анимус – архетипы, определяющие соотв-венно жен. или муж. половую идентичность. Оба архетипа присутствуют в одной л-сти: архетип своего пола формирует половую идентичность и ориентирует на понимание др. пола через свой анимус или аниму, а архетип противоположного пола в этой же л-сти обусловливает наличие тех черт хар-ра, поведения и т.п., кот. св-венны этому полу. Тень – темная сторона л-сти, ее животные инстинкты, унаследованные людьми от низших форм жизни в ходе эволюции. Она формирует неприятные и соц. неодобряемые мысли, чувства и д-вия, кот. могут проявл-ся в скрытой форме, т.к. под маской Персоны они вытесняются в индивид. бессознат-ое. Самость – центр л-сти, вокруг кот. формир-ся остальные системы. Она удерживает эти системы и архетипы вместе, обеспечивает л-стное единство, равновесие и стабильность, при этом не противопоставляя сознание бессознательному. Реализация самости явл-ся целью жизни.

Мотивационная система  л-сти сформирована на архетипах  как основных мотивах д-сти, направляющих организм в определ. сторону через преобладание того или иного архетипа в стр-ре л-сти.

Историч. значение и критика  идей Юнга:

Юнг стремился создать  универсальную теорию, объясняющую  природу чел-ка, кот. открыта для  нового опыта и возможных изменений и недогматична. Его идеи оказали существенное влияние на разв-ие психологии в XX столетии, обогатив и расширив ее понятийный аппарат. Историч. значение идей:

1. Расширение понимания  психики чел-ка через введение  понятия коллективного бессознат-го  и архетипов, дифференцируя понятие собственно бессознат-го, углубляя его и лишая исключительно секс. природы. 2. Выделенные психол. типы экстраверта и интроверта, а также сопутствующие им 4 типа хар-ра - интуитивный, мыслит., ощущающий и чувствующий - легли в основу разработанных впоследствии типологий л-сти и тестов для выявлений принадлежности индивида к тому или иному типу. 3. Идея о решающем значении процесса индивидуализации (т.е. обретения своей самости) в разв-ии и становлении л-сти и стремления к ее целостности оказала влияние на многие совр. ПТ-ские концепции (гештальт-подход Перлза, гуманистич. психология Маслоу, Роджерса, Олпорта), где гл. задачей явл-ся создание целостной л-сти, возврат чел-ка к своей самости и ее интеграция. 4. Понятие архетипа как общего для всей чел-ческой психики символа разрабатывалось в разл. школах ПТ (символодрама, сказкотерапия, использование символов и образов в ПКс).

Направления критики  аналитич. психологии:

1. Введя понятия коллективное  бессознат-ое и архетип, для  того чтобы рассмотреть природу бессознат-го не в биол. плане, а с т.зр. символич. обозначения психики чел-ка, Юнг все же не смог далеко «уйти» от биологизации природы чел-ка. Как «архетипы», так и «коллективное бессознат-ое» в конечном счете оказыв-ся внутр. продуктами психики чел-ка, представляя наследственные формы и идеи всего чел-ческого рода, и имеют биол. хар-р происхождения. 2. Психологизация культурных и соц. процессов, что хар-рно для всех неофрейдистов того времени.

 

№31 З. Фрейд  – основоположник психоанализа.

Психоанализ – врачебный  метод исследования, зародившийся в  н. 1890-х гг. в Вене, Австрии, в работах  Шарко и Бернгейма, использовавших гипноз в лечении многих нервных  заболеваний, и развитый Фрейдом (1856-1939). Работу Фрейда «Толкование сновидений»  принято считать первым психоаналитич. трудом и началом психоанализа. Осн. положения и принципы психоанализа:

1. Биол. детерминизм: тело  чел-ка (его секс. и физиол. составляющие) явл-ся единственным источником  всей его психич. энергии.

2. Психич. детерминизм: всякая мысль и поведение имеют значение или повод, а всякое явление вызыв-ся сознательными или бессознат. намерениями и определ-ся событиями, кот. ему предшествовали.

3. Выдел-ся 3 ур. психич. жизни:  сознание, кот. содержит в себе  неблокируемые, осознаваемые и переживаемые индивидом явления, мысли, чувства и др. феномены; предсознание – латентная часть психики, кот. не содержит в себе четко осознаваемых представлений и мыслей, но при усилии памяти может воспроизвести необходимую инф-цию; бессознательное – самая важная часть психики, оказывающая решающее значение на поведение и л-сть чел-ка, содержащая в себе неосознаваемые им феномены, вытесненные цензурой из сознания: инстинкты, воспоминания, чувства, события и целые куски жизни. Содержание бессознат-го оказывает возд-вие на чел-ка, проникая в сознание через сны, оговорки, забывания и т.п., а в патологических случаях и через разл. невротич. проявления (как на соматич., так и на психич. уровнях).

Изучение бессознат. компонентов  психики и перевод их в сферу сознания составляет ядро ПТ-ского метода Фрейда и может осуществляться с помощью анализа сновидений, ошибок повседневной жизни (забывание имен, событий, дат), невротич. симптомов, через метод анализа свободных ассоциаций, кот. связаны у пациента с травмирующим событием или чувством.

Историч. значение теории Фрейда:

1. На основе психоанализа  были созданы почти все теории  бессознательного, а также был  дан толчок к разв-ию антагонистических  психоанализу теорий: гуманистич. психологии, экзистенц., гештальт-терапии Перлза и мн.др. Фрейд явл-ся одним из основателей совр. психологии как науки не только о чел-ческой психике – сознании и бессознательном психическом, но и о л-сти, их носителе. 2. Введение в область исследования таких феноменов чел-ческой психики, кот. до психоанализа оставались без внимания: исследование хар-ра и причин возникновения неврозов, внутр. мира «Я» и тех стр-р, кот. не вписывались в собственно «сознательное» в чел-ке. 3. Эмпирич. ценность психоанализа: предмет психоанализа – бессознательное – изучался не в лаборатории, а на практике, что дает психоанализу большие преимущества перед многими другими теоретически ориентированными школами. 4. Актуальность некот. идей Фрейда: рассмотрение разв-ия психики чел-ка с т.зр. ее адаптации к окр. среде и подчеркивание извечного противостояния среды и организма (хотя оба они не явл-ся изначально и всегда конфликтными по отношению друг к другу); рассмотрение движущих сил разв-ия психики как имеющих врожденную и бессознательную природу; мнение о том, что л-сть в своей основе формир-ся в раннем детстве и мех-змы ее разв-ия явл-ся врожденными.

Направления критики  теории Фрейда:

1) мифологич. объяснение  «секс. комплексов», антиисторич.  подход к анализу культурных  и соц. процессов общ-ва. 2) неправомерное  перенесение выводов, сделанных на основе частного наблюдения, на более общие закономерности разв-ия природы и общ-ва. 3) биологизированность, отсутствие соц. фактора, влияющего на разв-ие л-сти, и пансексуальность концепции Фрейда. 4) критика и реконструкция идей психоанализа со стороны его последователей, направленная на введение соц. детерминант разв-ия л-сти.

 

№40. Национальная психология: свойства, функции, структура, факторы формирования.

 

Свойства и  функции национальной психологии. Факторы  формирования этнопсихологических характеристик.

Психология нации как  реально существующее явление по содержанию представляет собой компонент  общ-венного сознания, точнее общ-венной психологии. Она имеет свою матер. базу, своих конкр. носителей и  отражает то общее, что есть у представителей этнич. общности в мировосприятии, устойчивых формах поведения, чертах психол. облика, р-циях, речи и языке, отношениях к другим людям и природе. Психология нации явл-ся рез-том историч. разв-ия, в ходе кот. эк. и соц.-политич. условия жизни и д-сти людей определяли формирование черт их общ-венной психики.

Св-ва – проявление закономерностей  ф-ционирования нац. психики:

1) субъективность (ведет  к формированию стереотипов);

2) относительность;

3) многообразие нац.-психол. особ-тей.

Ф-ции: когнитивная, коммуникативная и др. ф-ции общей Ψ; объективизация этнической специфики; регулятивная и контролирующая ф-ции.

Факторы:

1) географический (климат, ландшафт, рельеф и т.д.),

2) исторический,

3) культурная среда,

4) религиозная принадлежность,

5) язык,

6) психол. мех-змы (мода, подражание, заражение, слухи).

Структура национальной психологии.

Психология нации как  реально существующее явление по содержанию представляет собой компонент  общ-венного сознания, т.е. общ-венной психологии. Психология нации явл-ся рез-том историч. разв-ия, в ходе кот. эк. и соц.-политич. условия жизни и д-сти людей определяли формирование черт их общ-венной психики. Психология нации имеет свою стр-ру и проявл-ся в форме нац.-психол. особ-стей. Стр-ра нац. психологии:

1. системообразующие компоненты (статические). Нац. хар-р – исторически сложившаяся совокупность устойчивых психол. черт, определяющих привычную манеру поведения и типичный образ д-вий представителей той или иной нации и проявл-ся в их отношении к соц.-бытовой среде, к окр. миру, к труду, к своей и др. этнич. общностям. Нац. темперамент – предопределяет эмоц.-экспрессивную специфику поведения и поступков людей как представителей определ. этнич. общности, хар-ризует своеобразие их поведенческой активности. Нац. склад ума – особ-сти мышления больш-ва представителей той или иной нации. Нац. чувства и настроения – эмоц. окрашенное отношение людей как к своей этнич. общности, ее интересам, ценностям и формам жизни, так и к др. народам. Нац. традиции и привычки – сложившиеся на основе длительного опыта жизнед-сти нации и прочно укоренившиеся в повседневной жизни, передающиеся новым членам этнич. общности правила, нормы и стереотипы поведения, формы общения людей, соблюдение кот. стало общ-венной потреб-стью каждого.

2. динамические (ф-циональные). Позволяют осмыслить и с использованием эксперим. методик наиболее точно и адекватно выявить и объяснить специфику проявления нац. психологии. Компоненты – нац.-психол. особ-сти (хар-ризуют своеобразие протекания психич. процессов и состояний, специфику взаимод-вия, взаимоотношений и общения представителей конкр. этнич. общностей). Мотивационно-фоновые НПО – такие хар-ки, кот. определяют своеобразие побудит. сил в жизни и д-сти представителей конкр. этнич. общности, указывают на то, что составляет специфику их мотивации и поведения. Интеллектуально-познавательные НПО – выражают своеобразие воспр-ия и мышления представителей конкр. этнич. общности, проявл-ся в присутствии у них специфического сочетания познават. и интеллект. кач-в, отличных от аналогичных у представителей др. народов и дающих возможность по-особому воспринимать окр. действит-сть, оценивать ее, строить и корректировать планы д-сти, реализовывать способы достижения ее рез-тов. Эмоц.-волевые НПО – отражают своеобразие ф-ционирования у конкр. народа четко выраженных эмоц. и волевых кач-в, от кот. во многом зависит результативность д-сти. Коммуникатвно-поведенческие НПО – явления, хар-ризующие своеобразие взаимод-вия, общения и взаимоотношений представителей разл. этнич. общностей и групп.

 

 

Национальный  характер и национальный темперамент.

Факторы формирования национально - психологических особенностей.

№41. Психология темперамента.

 

№15 Происхождение  темперамента.  Гуморальная теория: древнегреческий врач Гиппократ (V - IV вв. до нашей эры) считал, что темпераменты объясняются различными соотношениями основных видов жидкости в организме и тем, какая из них  преобладает: кровь (по-латински “сангвис”), слизь (по-гречески “флегма”), красно-жёлтая желчь (по-гречески “холе”) или чёрная желчь (по-гречески “мелайн холе”). Конституциональная: Имануил Кант (1724-1804). Говорил что с физиологической точки зрения, когда речь идет о темпераменте, имеют в виду физическую конституцию (слабое или сильное телосложение) и комплекцию (жидкое, с помощью жизненной силы закономерно подвижное в теле, к чему относят также тепло или холод при обработке этих соков). Главное деление учения о темпераментах такое: темпераменты чувства и темпераменты действия делятся на два вида, что в совокупности дает четыре темперамента. К темпераментам чувств Кант причислил: сангвинический и меланхолический. Первый имеет особенность, что на ощущение оказывается быстрое и сильное воздействие, но ощущение проникает не глубоко; во втором же темпераменте ощущение бывает менее ярким, зато пускает глубокие корни. В этом следует усматривать различие темпераментов чувств, а в не расположении к веселью или грусти. Особенности НС: И.П. Павлов соотнес выделенные им типы нервных систем с психологическими типами темпераментов и обнаружил их полное сходство. Таким образом, темперамент есть проявление типа нервной системы в деятельности, поведения человека. Соотношение типов нервной системы и темпераментов: сильный, уравновешенный, подвижный тип “живой” - сангвинический темперамент; сильный, уравновешенный, инертный тип “спокойный” - флегматический темперамент; сильный, неуравновешенный, с преобладанием возбуждения “безудержный” тип - холерический темперамент; слабый тип “слабый”- меланхолический темперамент. Слабый тип никоим образом нельзя считать инвалидным или не совсем полноценным типом. Несмотря на слабость нервных процессов, представитель слабого типа, вырабатывая свой индивидуальный стиль, могут добиться больших достижений в учении, труде и творческой деятельности, тем более что слабая нервная система высокочувствительна.

Информация о работе Шпаргалка по "Психологии"