Шпаргалка по "Психологии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Ноября 2014 в 01:03, шпаргалка

Краткое описание

Генезис психологии художественного творчества
Композиционно-пространственные приемы ИЗО: психологическое измерение
Искусство и жизнь
Эмоцианально-художественные приемы ИЗО: психологическое изменение
Художественный потенциал произведений ИЗО в психологическом развитии личности
Колористические и световые приемы ИЗО: психологическое измерение
Предмет дисциплины «Психология художественного творчества»

Вложенные файлы: 1 файл

Voprosy_po_psikhologii_khudozhestvennogo_tvorchestv.docx

— 603.60 Кб (Скачать файл)

 

51. Сакральная архитектура ислама: семиотика и психология.

Исламская архитектура как термин трактуется значительно шире рамок культового строительства мусульман, поскольку само понятие «исламская» характеризует не только религию, но огромную цивилизацию, представляющую собой исторически сложившийся на протяжении полутора тысячелетий комплекс культур, объединенных, несмотря на глубокие различия, общей идеологией – Исламом.

По стилям исламская архитектура подразделяется на Персидскую, Мавританскую и Османскую.

Персидской архитектуре характерно применение звездообразных и крестообразных по форме изразцов, из которых выкладываются настенные панели. Иногда это геометрический узор или многофигурная композиция.

Великая мечеть в Кордове является олицетворением Мавританского стиля.

Османская архитектура.  Святилища строились как обширный комплекс зданий с прямоугольным внутренним двором, с каждой стороны которого возвышается сводчатый зал, открытый с одной стороны во двор - айван.

Архитектура исламского мира как явление историческое и художественное рождалась и формировалась в лоне первой мусульманской державы – Арабского халифата (632–1258). Владения халифов в период их наивысшего могущества, в 8 веке, простирались до Атлантического океана на западе и до Инда и Сырдарьи на востоке, до побережий Индийского океана на юге и до Кавказских гор на севере. Языком государственной администрации и средством общения различных народов и племен, объединенных новой политической силой и идеологией, стал арабский – язык священного Корана, который запрещалось переводить на другие языки. С распадом Халифата на землях, некогда подвластных халифам, в течение столетий возникали и исчезали новые государства и династии; несокрушимым оставалось одно – идеология, зону абсолютного влияния которой сами верующие стали называть дар-уль-Ислам – дом (мир) Ислама.

Исламская идеология объединила страны, непохожие по географии и климату, и народы, глубоко различные по этносу и культуре, в результате создав условия для развития цивилизации с широкими межрегиональными и межконтинентальными контактами и богатейшим наследием, интеллектуальным и художественным, которым халифы воспользовались, очевидно, руководствуясь принципом полезности. В Коране постоянно подчеркивается полезность мудрой деятельности Творца на благо человеку (Коран 16:3–16). Отсюда одно из краеугольных положений мусульманской эстетики – джамāль: красивым может быть только полезное. Для ранних мусульман полезность и целесообразность были главными критериями красоты предмета или явления, и они охотно осваивали античное и византийское наследие, использовали традиции и опыт покоренных восточных народов. Специфические для мусульманского образа жизни типы архитектуры формировались в соответствии с практическим назначением сооружений и с использованием местных строительных материалов и укоренившихся приемов.

Наука и ученость заняли привилегированное положение в мусульманском обществе. Это объясняется отношением религии к знанию как к одному из признаков всемогущества Бога, знающего «о каждой вещи» и разъясняющего «людям, которые обладают знанием» (Коран 2:231, 230), а также как к необходимому условию истинной веры, ясно выраженному известным хадисом: «Стремление к знанию – обязанность каждого мусульманина и каждой мусульманки».

Ислам не создал регламентирующей организации типа церкви, которая бы канонизировала определенные установления и взгляды. Многозначность толкований религиозных, правовых, социальных понятий привела к разномыслию и не утихающим богословским спорам. В ходе дискуссий соперничающих религиозно-политических группировок возникло теоретическое богословие – калам (речь). В отличие от богословов-традиционалистов, которые безоговорочно следовали религиозным авторитетам, идеологи калама – мутакаллимы использовали метод логики и рассуждения, стремились дать догматам Ислама разумное толкование, считали, что каждый верующий обязан пройти через сомнения и собственным умом удостовериться в правильности принимаемого учения.

Математический подход к созданию любого объекта или предмета сказался и на проникающей все исламское искусство орнаментальности, что было естественным следствием мусульманского отношения к искусству как форме практического знания. Двухмерное восприятие предметов и пространства с древности отличало искусство многих народов Востока и не удивительно, что мусульманские архитекторы и художники его унаследовали. Создание пластической пространственной формы в исламском искусстве всегда было связано не с моделированием объема, а с художественным преобразованием плоскости – фасада, стенной панели, страницы книги, полотна ковра или ткани. Здания в ландшафте мусульманского города или селения выразительны силуэтом, гладкой непроницаемой или покрытой орнаментами стеной, но не объемом. В основе художественного образа мусульманского архитектурного сооружения лежат те же, что и в орнаменте, принципы ритмического повтора одинаковых или подобных элементов, симметрии и зеркальности композиции архитектурных форм.

Сказавшееся на формировании архитектурно-пространственных концепций отвлеченно-математическое видение мира, присущее арабам, возможно, связано с их традициями кочевого образа жизни, древним умением ориентироваться по солнцу и звездам. Абстрактное представление пространства было также следствием религиозной концепции мусульман, устанавливающей через священную ориентацию – киблу прямую линию связи: человек – Бог, что соответствует буквальному смыслу арабского слова Ислам – «предание себя Богу». Верующий, становясь во время молитвы в направлении киблы, не просто обращается в сторону главной святыни – Каабы в Мекке, но оказывается на сакральной «оси Ислама», осуществляющей его непосредственную духовную связь с Богом.

Отвлеченный характер художественной формы (здания, орнамента, надписи), построенной по законам геометрии, исключает необходимость ее сходства или сопоставимости с реальным миром, который для мусульманина не является истинно реальным. Пространство, организуемое архитектурным сооружением или орнаментом, в сущности, является моделью или схемой миропорядка, понимание которого, с позиции мусульманского художника, дано человеку не в конкретных ощущениях или образах, но умозрительно, через множественные характеристики Бога. В Коране эти характеристики создают образ Бога – Устроителя и Организатора вселенной, который все «сотворил и соразмерил… распределил и направил» (87:2, 3).

 

52. Моральный потенциал произведений литературы.

Литерату́ра — в широком смысле слова: совокупность любых письменных текстов. Чаще всего под литературой понимают художественную литературу, то есть литературу как вид искусства. Однако это современное понимание не следует прямо применять к культуре отдалённых от сегодняшнего дня эпох. Древние научные трактаты и религиозно-мифологические сочинения.

К литературе относятся авторские тексты (в том числе и анонимные, то есть такие, у которых автор по тем или иным причинам неизвестен, и коллективные, то есть написанные группой лиц — иногда довольно многочисленной, если речь идёт, к примеру, об энциклопедии, но все-таки определённой). То, что текст принадлежит определённому автору, создан им, важно в данном случае не с юридической точки зрения (ср. авторское право) и не с психологической (автор как живой человек, сведения о котором читатель может попытаться извлечь из читаемого текста), а потому, что наличие у текста определённого автора обеспечивает этому тексту законченность: автор ставит последнюю точку, и после этого текст начинает существовать сам по себе. История культуры знает типы текстов, существующие по другим правилам, — например, фольклорные: из-за отсутствия авторства сам текст окончательно не закреплён, и тот, кто в очередной раз его пересказывает или переписывает, волен вносить в него изменения, порой довольно существенные. Те или иные записи такого текста могут быть связаны с именем писателя или учёного, осуществившего такую запись (например, «Народные русские сказки» Афанасьева), однако такая литературная фиксация нелитературного текста не отменяет возможности существования иных его версий, и автору такой записи принадлежит именно эта запись, а не сама сказка.

Художественная литература — вид искусства, использующий в качестве единственного материала слова и конструкции естественного (письменного человеческого) языка. Специфика художественной литературы выявляется в сопоставлении, с одной стороны, с видами искусства, использующими иной материал вместо словесно-языкового (музыка, изобразительное искусство) или наряду с ним (театр, кино, песня), с другой стороны — с иными типами словесного текста: философским, публицистическим, научным и др. Кроме того, художественная литература, как и другие виды искусства, объединяет авторские (включая и анонимные) произведения в отличие от принципиально не имеющих автора произведений фольклора.

Литературный текст остаётся самим собой независимо от того, каково его материальное воплощение: рукопись, книга, компьютерный файл на мониторе. Не следует, однако, думать, что эволюция носителей текста никак не влияет на саму литературу. Напротив, состояние литературы в обозримом прошлом полностью определяется цивилизационной революцией, совершённой изобретшим книгопечатание Гутенбергом: до этого воспроизведение любого сколько-нибудь длинного текста требовало значительных затрат времени и сил писца, и это накладывало существенные ограничения на количество и характер текстов, фиксируемых письменно и распространяющихся за пределы непосредственного круга общения автора. На исходе XX века новая цивилизационная революция вызвала к жизни два качественно новых носителя текста: это аудиокнига и компьютерный файл. Вполне возможно, что повсеместное распространение этих носителей в самом скором будущем приведёт к новым серьёзным изменениям в структуре литературного пространства.

Оценка литературного творчества:

Литературоведение — наука, занимающаяся изучением литературы. К области литературоведения относятся теория литературы, история литературы и литературная критика. Литературная критика занимается оценкой и анализом литературных произведений, определяет их достоинства и недостатки, принадлежность к различным жанрам и направлениям, взаимосвязи с другими литературными произведениями, анализирует влияние произведения на читателя.

 

53. Готические соборы как работы по психологии.

Итак, готический собор действительно есть образ мира и – больше того – являет собою целый мир. И хотя не каждый в состоянии вместить в себя весь этот мир, сам этот мир в состоянии вместить в себя каждого.

Однако, для всех представлений о мире несомненной доминантой была религия. Центральным событием средневековой модели мира был Бог. В это событие вписывалась вся совокупность сверхсложной общественной иерархии событий средневекового мира. Особое место в этой иерархии занимала церковь, на которую была возложена божественная миссия.

Бог творит мир, чтобы видеть в нем свое отражение; мир — это отражение божества, нетождественное ему, но все же являющееся его подобием, образом.

Восприятие мира как Божественного творения, где каждая вещь, кроме своего буквального значения, обладает еще значениями моральными, аллегорическими, мистическими.

Главным принципом или главной истиной (ценностью) культуры Западной Европы средних веков был Бог.

Архитектура и скульптура средних веков были «Библией в камне». Более того, все сферы жизни также были насквозь пронизаны религией и христианской верой. Живопись выражала те же библейские темы в линии и цвете. Музыка почти исключительно носила религиозный характер.

Философия была практически идентична религии и теологии и концентрировалась вокруг той же основной ценности или принципа, каким являлся Бог. Наука была всего лишь прислужницей христианской религии.

Интегрированная часть средневековой культуры была не конгломератом различных культурных реалий, явлений и ценностей, а единым целым, все части которого выражали один и тот же высший принцип объективной действительности и значимости: бесконечность, сверхчувственность, сверхразумность Бога.

Во всех областях жизни средневекового общества возрастает значение светского, рационального начала. Церковь постепенно утрачивает доминирующие позиции в духовной сфере. По мере развития городской культуры, с одной стороны, начали ослабевать церковные ограничения в области искусства, а с другой - стремясь максимально использовать идеологическую и эмоциональную силу искусства в своих целях, церковь окончательно вырабатывает свое отношение к искусству.

В замысле готического собора проявились и новые идеи католической церкви, и возросшее самосознание городских слоев, и новые представления о мире. Динамическая устремленность ввысь всех форм собора отражала христианскую идею устремленности души праведника к небу, где ей обещано вечное блаженство.

Религиозные сюжеты сохраняют свое доминирующее положение. Готические образы, олицетворяющие догматы и ценности христианства, сам облик собора, все формы готического искусства призваны были способствовать мистическому восприятию Бога и мира.

Вместе с тем, нарастающий интерес к человеческим чувствам, к красоте реального мира, стремление к индивидуализации образов, возрастание роли светских сюжетов, усиление реалистических тенденций - все это отличает средневековые взгляды, отражающие дух своего времени, его новые веяния - пробуждение разума и чувств, нарастающий интерес к человеку.

 

54. Духовный   потенциал произведений худ. творчества.

Художественное творчество — это процесс создания про­изведения искусства, художественная ценность которого всегда содержит в большей или меньшей степени элемент новизны. Процесс создания произведения искусства изучается многими науками (эстетикой, социологией, физиологией и др.), в том числе и психологией — общей и социальной. Одним из методологических принципов изучения художественного творчества с позиций общей психологии — а именно с этих позиций мы и будем рассматривать искусство — является личностный подход. Он проявляется в двух основных аспектах.

Исследуются воззрения на художественные произведения в прошлом и настоящем. Прежде всего подчеркивается, что произведение как таковое имеет нематериальную природу, поскольку оно является результатом мыслительной деятельности человека. В связи с этим необходимо различать само произведение и его экземпляр, в котором оно объективировано. Далее отмечается, что среди всех произведений принципиально выделить те, которые являются творческими. Творчество – крайне сложный объек­т для исследования. В связи с этим в работе анализируются концепции творчества мыслителей Античности, Средних веков, Нового и Новейшего времени, а именно: Платона, Аристотеля, Августина, Канта, Гегеля, М. Хайдеггера, М. Фуко, А. Капроу и др. Правильным автору диссертационного исследования представляется понимание творчества как акта культуросозидания, частичного преобразования канонов, норм, ценностей социо-культурной системы. Творчество – это социально-коммуникативный феномен: зафиксировать состоявшееся творчество можно лишь тогда, когда состоялось преобразующее взаимодействие креативности с социо-культурным окружением. Это явление всегда предполагает присутствие другого субъекта и соотнесенность с ним.

Информация о работе Шпаргалка по "Психологии"