Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Ноября 2014 в 01:03, шпаргалка
Генезис психологии художественного творчества
Композиционно-пространственные приемы ИЗО: психологическое измерение
Искусство и жизнь
Эмоцианально-художественные приемы ИЗО: психологическое изменение
Художественный потенциал произведений ИЗО в психологическом развитии личности
Колористические и световые приемы ИЗО: психологическое измерение
Предмет дисциплины «Психология художественного творчества»
Среди многообразной сферы творчества художественное творчество выделяется тем, что оно, представляя собой акт культуросозидания, преобразования канонов, норм, ценностей социо-культурной системы, институционализируется в искусстве. Именно относимость к этому социальному институту позволяет идентифицировать ту или иную творческую деятельность в качестве художественной, а результаты данной деятельности – как произведения художественного творчества. Особенностью понимания произведения художественного творчества в современную эпоху является то, что постмодернистское искусство, характерное для нее, провозглашает собственную открытость окружающему миру, используя все объекты и процессы этого мира в качестве материала для творений.
55. Понятие творческой самодеятельности.
Художественная самодеятельность - непрофессиональное художественное творчество народных масс в области изобразительного и декоративно - прикладного, музыкального, театрального, хореографического и циркового искусств, киноискусства, фотографии и др. Художественная самодеятельность включает в себя создание и исполнение художественных произведений силами любителей, выступающих коллективно или в одиночку.
Коллектив художественной самодеятельности - творческое объединение любителей одного из видов искусства, работающее на добровольных общественных началах при клубах или других культурно-массовых учреждениях. Коллективная самодеятельность имеет ряд особенностей. Это наличие единой цели, руководителей, органов самоуправления, а также сочетание общественных и личных устремлений и интересов участников самодеятельного коллектива.
Сущностные признаки самодеятельного творчества: добровольность участия в самодеятельном коллективе, инициатива и активность участников самодеятельности, духовная мотивация участников самодеятельных коллективов, функционирование самодеятельности в сфере свободного времени. Специфические признаки самодеятельного творчества: организованность, отсутствие у участников самодеятельности специальной подготовки к деятельности, более низкий, чем у профессиональных коллективов уровень деятельности, безвозмездность и др.
"Любительское творчество - уникальное
социально-культурное явление, с
многотипной и
Художественная самодеятельность играет большую роль в деле эстетического воспитания. Приобщаясь к искусству, человек развивает свою способность воспринимать и ценить прекрасное, повышает свой культурный уровень, развивается духовно. "Хореографические самодеятельные коллективы, выполняя задачи эстетического формирования личности, служат делу массового воспитания и образования. Эти задачи решают средствами искусства танца". "Формирование активной, духовно богатой личности - цель самодеятельного театра". Справедливо выше сказанное можно отнести и к любому другому виду любительского творчества. Будь то пение, сочинение или исполнение музыки, участие в цирковых представлениях, создание предметов изобразительного и декоративно-прикладное искусства, всё это способствует развитию интеллектуального и общекультурного уровня личности.
"Художественная
56 Фолькло́р (англ. folklore — «народная мудрость») — народное творчество, чаще
всего именно устное; художественная коллективная
творческая деятельность народа, отражающая
его жизнь, воззрения, идеалы; создаваемые народом и бытующие в народных массах поэзия (предание, песни
Народное творчество, зародившееся глубоко в древности, — историческая основа всей мировой художественной культуры, источник национальных художественных традиций, выразитель народного самосознания. Некоторые исследователи относят к народному творчеству также все виды непрофессионального искусства (самодеятельное искусство, в том числе народные театры).
Точное определение термина «фольклор» затруднительно, так как эта форма народного творчества не является неизменной и закостенелой. Фольклор постоянно находится в процессе развития и эволюции.
Термин «фольклор» впервые был введен английским ученым Уильямом Томсом (англ. William Thoms) в 1846 году для обозначения как художественной (предания, танцы, музыка и т. д.), так и материальной (жилье, утварь, одежда) культуры народа.[1]
Рассмотрим сначала вопрос о психологии личности творца в сфере оригинального художественного творчества — в творчестве писателя, композитора, живописца и т. д., создающих произведения, которые обязательно несут (разумеется, если это подлинные, высокохудожественные произведения), принципиально новую художественную идею, новый художественный смысл.
Процесс художественного творчества нередко односторонне трактуется лишь как создание художественного образа. На самом деле в акте творчества всегда одновременно творится и сам художественный субъект.
Психология искусства не изучает личность художника в целом, она сосредоточивает свое внимание на исследовании психологической организации личности. Важность такого исследования связана с тем, что психологическая организация необходима для реализации ценностно-смысловых отношений личности художника к миру.
Личность художника, преобразуемая в самом акте твор-чества, выступает как личность автора произведения искусства. Назовем ее «творческой личностью». Она не существует независимо от актов творчества. Психологическую организацию художественной личности мы обозначим термином «творческое «Я» (или Я-творец).
Творческая личность выступает в двух видах: как актуальная («текущая») и как потенциальная. Актуальное «Я» формируется в каждом отдельном акте по созданию данного («этого») произведения, «здесь», «теперь», «сейчас». Потенциальное «Я» образуется в ходе функционирования актуальных «Я». Оно обобщает множество «текущих» состояний и представляет собой их динамическую структуру, хранится в памяти и неполностью реализуется в актуальном «Я». Потенциальное «Я» образует свойство, ядро психологии художественной личности.
Для понимания природы формирования творческой личности художника важен процесс, на который очень точно указал еще Гегель. Характеризуя психологию художественного творчества, он писал, что художник, для того чтобы предмет стал в «его душе чем-то живым», погружается в материал, «так что он в качестве субъекта будет представлять собой как бы форму для формирования овладевшего им со-держания»; он становится «органом и живой деятельностью самого предмета», при этом условии наблюдается «тождество субъективности художника и истинной объективности изображения» 4 .
«Живая деятельность самого предмета» и означает с психологической точки зрения то, что «предмет» творчества приобретает статус «живой индивидуальности» художественной личности, статус субъекта творчества, он «одушевляется».
Описанный Гегелем психологический процесс «погружения» в «предмет», как бы отождествления с ним, получил позднее в эстетической, искусствоведческой и психологической литературе различные обозначения: «вчувствование», «идентификация», «слияние», «вживание», «перенесение», «перевоплощение», «эмпатии». В последующем изложении мы будем пользоваться этими терминами как синонимами, отдавая предпочтение терминам «вживание», широко распространенному в искусствознании, и «эмпатии», общепринятому в современной научной психологии.
Существуют две основные разновидности «предмета», в которые вживается художник. Первая — это все то содержание психического опыта, все те образы, которые имеются у автора в наличии, в «готовом» видедо того, как начался акт творчества по созданию данного произведения. На основе вживания в этот «предмет» формируется то, что будем называть художническим «Я». Вторая разновидность «предмета» — это все то, что впервые создается в процессе творчества данного произведения, это впервые создаваемый художественный образ на всех стадиях его развития — от праобраза (первичного образа) до законченного, завершенного художественного целого. На основе вживания в этот образ формируетсяхудожественное «Я».
Рассмотрим последовательно эти две подсистемы творческой личности художника в сфере оригинального художественного творчества.
Художническое «Я». В какие же образы, имеющиеся в наличии, вживается автор в творческом акте? Прежде всего это образы, включающие объекты художественного отражения. Это могут быть другие люди, животные, предметы, события и т. п. Когда автор вживается в образы других людей, этих последних называют: в литературоведении — прототипами, в живописи — моделями и т. п. Соответственно формируется Я-прототип, Я-модель и т. п.
Например, Л. Н. Толстой, для того чтобы создать образы Николая Ростова, старого князя Болконского, Наташи Ростовой и других героев «Войны и мира», идентифицировал себя соответственно с их прототипами: отцом писателя, его дедом, Татьяной Андреевной Берс.
Тонкий знаток психологии творчества живописца И. Э. Грабарь, описывая в своей книге «Репин» создание И. Е. Репиным портрета М. П. Мусоргского, обращал внимание на то, как художник перевоплощался в образ своего друга, в образ модели. Эти наблюдения можно интерпретировать так, что в данном случае индивидуальность художника и модели как бы «сливается».
Как мы уже говорили, художник способен вживаться не только в образы людей, но ив образы любого неодушевленного предмета. Если мы посмотрим, какие упражнения даются будущим актерам, то увидим, что им предлагается перевоплотиться, то есть «пожить» в образе стеклянного графина, воздушного шарика, огромной сосны, деталей ручных часов, музыкального инструмента и т. п. Одно из упражнений так и называется: «Я — чайник».
Следует также принять во внимание, что художники способны вживаться не только в «предметы», но и в такие образы, которые отражают пространственно-временные формы, ритмические структуры, взятые в абстракции от своего предметного носителя. Л. С. Выготский разделял мнение о возможности вчувствования в линейные и пространственные формы: мы поднимаемся вместе с высокой линией и падаем вместе с опускающейся вниз, сгибаемся вместе с кругом и чувствуем опору вместе с лежащим прямоугольником.
Не всегда легко показать, какое жизненное впечатление лежит в основе произведения, но оно всегда есть — и в музыке, и в архитектуре и др. Всегда при этом (если речь идет о подлинном художнике) действительность не просто воспринимается, она переживается. И в основе этого переживания лежит процесс вживания, эмпатии, превращающий образ действительности в Я-действительность.
Вживание в действительность имеет место и во всех других сферах жизни и деятельности, а не только в искусстве, например в игре, спорте. Для художника специфично такое вживание в действительность, которое подчинено главной цели творчества: построить художественное высказывание о действительности, осуществить «речевой» художественный акт. Для этого надо, во-первых, знать «язык» того искусства, с которым имеет дело данный автор. Под «языком» искусства мы подразумеваем в основном социально значимую систему жанрово-композиционных форм. Поскольку эти формы реализуют себя всегда в наглядно-образной форме, то и знание о них, хранимое в памяти, предполагает их образы. Чтобы осуществить творческий акт, необходимо, во-вторых, перевести «язык» в «речь», в художественное высказывание. Для этого и надо вжиться в образы языковых форм. Но предварительно надо выбрать из большого числа функционирующих в данное время художественных форм те, которые необходимы.
Отбор форм, вживание в них происходят только в связи и на основе отражения действительности в сознании и бессознательном автора и на базе вживания в образы, отражающие ее предметы, явления и формы. И наоборот, вживание в действительность происходит только через вживание в формы. Здесь мы имеем дело с диалектическим взаимодействием.
В результате вживания в наличную (а не новую, вновь и впервые создаваемую «речевую») языковую, художественную форму последняя приобретает статус «Я». Я-язык участвует в процессе регуляции процесса порождения праобраза, он становится компонентом художнического «Я».
В некоторых случаях, например когда художник пишет портрет с натуры или пейзаж и т. п., может сложиться впечатление, что автор сначала непосредственно вживается в образ модели и лишь потом, выйдя из образа, ее художественно оформляет. Опыт самонаблюдений за художественным творчеством убеждает в другом. Вживание в образ модели происходит одновременно с отбором и «примеркой» к данной модели «языковой» художественной формы. В процессе «примерки» осуществляется одновременно и вживание. Говоря словами Оскара Уайльда, образы у художника не родятся «голенькими», а затем-де одеваются в художественные формы. Художник в творческом акте, говорил С. Эйзенштейн, оперирует непосредственно игрой своих средств и материалов, например кинорежиссер — кадрами и кинематографическими композиционными ходами.