Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Января 2014 в 18:09, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы для экзамена по курсу "Возрастная психология".
При обычной организации учебной деятельности учащихся межличностные отношения младших школьников и младших подростков носят аморфный характер. Структура межличностных отношений состоит из двух независимых подструктур отношений мальчиков и девочек. Основным устойчивым элементом структуры является парная связь. Межличностные отношения строятся на эмоциональной основе. Класс не является для ребёнка референтным.
Интенсивное формирование учебно-познавательных интересов в процессе коллективно-распределительной деятельности приводит к замене диффузных эмоциональных связей устойчивыми содержательными связями в рамках учебной деятельности, а в последствии и за её пределами.
В классах, где интенсивно формируется учебная деятельность, создаётся единая структура межличностных отношений, основным элементом которой является устойчивая группа школьников: группа – деловой лидер, объединяющая до 20% наиболее авторитетных учеников обоего пола. В этом случае ценности морально-этического плана к концу 3 класса вытесняют ценности успехов в учении. Класс приобретает функцию референтной группы для учащихся и становится основной микросредой, в которой происходит развитие личности младшего школьника.
1. Подростковый возраст в
2. Общая характеристика ситуации познавательного развития.
3. Ведущая деятельность и
психологические
Л и т е р а т у р а :
* * *
Исследование Ф. Ариеса показало, что в доиндустриальной Европе не различали детство и отрочество. Во всяком случае, до XIX века понятия отрочества не существовало. Этот факт характеризует и сегодняшнее отношение некоторых исследователей к этому возрасту. Несмотря на, казалось бы, неоспоримые доказательства специфичности этого возраста, его кризисного протекания, в последнее время на Западе стало появляться всё больше исследований, развенчивающих идею кризиса подросткового периода.
“Для среднего подростка совершенно не характерны ни личностные кризисы, ни крах “Я”-концепции, ни тенденция к отказу от ранее приобретённых ценностей и привязанностей,” – утверждают Е. Доуан и Дж. Адельсон. Критикуя сторонников “кризисного развития”, они упрекают их в том, что “большинство выводов основаны на изучении двух нетипичных подростковых групп: несовершеннолетних правонарушителей и интеллектуально развитых подростков – выходцев из состоятельных семей.
К этому можно добавить сомнения культуроантропологического характера. Если кризисные формы развития присущи подростковому возрасту вообще, значит, они должны наблюдаться у всех народов, этносов и культур. Однако исследования М. Мид установлено, что отрочество у народов, проживающих на острове Самоа, невозможно описать как сложный и трудный период жизни ребёнка. Кстати, такой же бескризисный характер развития отмечался и у американских детей в конце прошлого века. Лишь малая часть американских подростков испытывала кризис отрочества.
Приведённые факты не направлены на доказательство бескризисного хода развития ребёнка в подростковом возрасте. С помощью них нам просто хотелось бы подчеркнуть не только биологическую, но и социальную обусловленность психического развития ребёнка в целом. Кстати говоря, сам процесс вхождения подростков острова Самоа во взрослую жизнь показывает возможные пути уменьшения негативных последствий этого периода жизни для ребёнка. Речь идёт о выработанных в данной культуре специальных обрядов включения подростка во взрослую жизнь (обряды инициации).
* * *
Сам по себе подростковый период довольно неоднороден по своему психологическому содержанию и значению для подростка. Вряд ли кто станет утверждать, что ученики 6-го и 8-го классов очень похожи друг на друга по своему психологическому облику. В то же время оба они – подростки. Поэтому внутри подросткового возраста стоит выделять младший подростковый (10-13 лет), или 6-7 классы и старший подростковый (13-15 лет) или 8-9 классы. Наряду с ними выделяют и раннюю юность, имея в виду учеников 10-11 классов.
Большинство исследований посвящено психосексуальному развитию и становлению самосознания личности подростков. Его интеллектуальному же развитию уделяется, пожалуй, наименьшее внимание.
Из анализа предшествующего развития ребёнка мы уже знаем, что ребёнок к этому возрасту владеет достаточно развитыми формами практического и образного мышления.
У него складываются начала словесно-логического, в частности, теоретического мышления. Во всяком случае, именно на предшествующем этапе возрастного развития шло активное формирование таких важных умственных умений, как действия в уме, (“про себя”), анализ и рефлексия. Всё это составило необходимые условия для развивающегося теоретического мышления, важного вида логического мышления.
Однако в контексте нашего анализа имеет смысл поставить вопрос о возможном влиянии интеллектуального развития на психическое развитие подростка в целом. В этой связи имеются разные, порой противоречивые точки зрения психологов. Так, Жан Пиаже считал, что наивно думать, будто основная проблема отрочества состоит во включении подростков в общество взрослых людей. Напротив, говорит он: во-первых, подросток начинает сам считать себя взрослым, во-вторых, подросток начинает думать о будущем и строить свои жизненные планы, и в-третьих, он ставит своей целью преобразование мира взрослых, в котором он живёт.
Даже если опустить излишнюю заострённость высказывания, нельзя пройти мимо очень важной проблемы подросткового возраста. Речь идёт о том, что человеку впервые открывается перспектива его будущей жизни.
Взрослый помнит своё детство в лучшем случае с 3-х лет. И в раннем детстве, и в младшем школьном возрасте ребёнок живёт либо в настоящем, либо в очень близком будущем, измеряемом неделями, в лучшем случае, месяцами. Ни каким большим планам на будущее места нет. В подростковом возрасте отроку впервые по-настоящему открывается будущее, время для него начинает измеряться годами. На этой основе начинают строиться жизненные планы. Это – важнейшее приобретение этого возраста и, существенная роль принадлежит здесь именно познавательному развитию, и прежде всего, такому интеллектуальному качеству, как рефлексия. Но жизненные планы – это составная часть самосознания личности подростка.
В средних классах учащиеся приступают к изучению и усвоению основ наук. Материал, подлежащий усвоению, с одной стороны, требует более высокого, чем раньше, уровня учебно-познавательной и мыслительной деятельности, а с другой – направлен на их развитие, в частности, развитие теоретического, формального, рефлексивного мышления.
Специфичность теоретического мышления – способность рассуждать гипотетико-дедуктивно, т.е. на основе одних общих посылок путём построения гипотез и их проверки.
Новое в развитии мышления подростка з
Информация о работе Шпаргалка по курсу "Возрастная психология"