Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Сентября 2014 в 22:23, шпаргалка
Семья́ — организованная социальная группа, члены которой связаны общностью быта, взаимной моральной ответственностью и социальной необходимостью, которая обусловлена потребностью общества в физическом и духовном самовоспроизводстве. Семья принадлежит к важнейшим общественным ценностям Согласно некоторым научным теориям, именно форма семьи могла на протяжении многих веков определять общее направление эволюции макросоциальных систем Каждый член общества, помимо социального статуса, этнической принадлежности, имущественного и материального положения, с момента рождения и до конца жизни обладает такой характеристикой, как семейно-брачное состояние.
Циркулярные вопросы имеют характеризуются общим интересом о возможной связи между событий, включающих скорее проблему, чем а специфической потребностью узнать точные источники проблемы.
Стратегические вопросы .Задаются, чтобы повлиять на клиента или семью в специфической манере, и основываются на прямых предположениях о природе психотерапевтического процесса. Цель этих вопросов – преобладающее изменение. Терапевт ведет себя как учитель, инструктор или судья, рассказывает членам семьи как они ошибались и как они должны действовать (хотя не прямо в форме вопросов). Пример: «Почему не с ним вы говорите о своем беспокойстве, а с детьми?» (Он не будет слушать и останется в кровати); «Не хотите ли вы перестать расстраиваться, чем так быть этим поглощенной?» (Да, но что мне делать с ним?). «Что случится, если на следующей неделе в 8 утра каждое утро вы будете говорить ему, чтобы он взял на себя немного ответственности» (Это не стоит того); «Как пришли вы к неготовности твердо пытаться его поднять?» (Я пыталась и разочаровывалась. Он не пытался двигаться и это еще более меня фрустрировало); «Можете вы увидеть как ваш уход приводит вашу жену к расстройству и фрустрации?» и т.д.
Рефлексивные вопросы. Терапевт может спросить: «Если вы поделитесь с ним как вы беспокоитесь и как это вас сбивает, как вы думаете, что он может думать или делать. (Я не уверена); «Давайте вообразим, что было нечто, чем он был обижен, но он не хотел сказать вам из-за страха ранить вас, как вы можете убедить его, что достаточно сильны, чтобы выдержать это?» (Хорошо.Я только скажу ему, что я догадываюсь); «Если бы была некоторая неоконченная история между вами двумя, кто был бы готов извиниться?» (Она никогда бы не извинилась; и т.д.
Рефлексивность этих вопросов состоит в том, что их формулировка запускать осознание членами семьи подтекста их настоящих восприятий и действий и рассмотрение новых мнений. Даже если через рефлексивные вопросы пытаются повлиять на семью в терапевтическом направлении, это остается более нейтральным методом интервьюирования, чем стратегическое интервьюирование, потому что это более уважительно по отношению к семейной автономии. Хорошо развитые умения в поддержании нейтральной позиции способствуют тому, что для воздействия выберут скорее рефлексивные, чем стратегические вопросы.
32.Техники классической
системной семейной
Позитивная коннотация (термин Миланской школы):
1. Дается одновременно
симптому идентифицированного
2. Дается не членам системы, а целостной гомеостатической тенденции. Терапевт намеренно игнорирует смысл симптома как протеста и призыва к изменениям в системе, вместо этого - акцентирует и поддерживает ее гомеостаз.
3. Определяет отношения
между членами семьи, между терапевтом
и семьей без риска
4. Может предлагаться как проявление любви и заботы, желание быть ближе, где близость понимается как способность поделиться болью. Симптом – способ выражения любви и заботы, но деструктивный.
Проблема отделяет членов семьи друг от друга, позитивная коннотация – сплачивает.
Цели позитивной коннотации по М.Сельвини Палацолли.
1.Объединить всех членов семьи по отношению к системе, ни давая им ни в какой форме моралистических оценок и благодаря этому избегая каких-либо размежеваний членов группы.
2. Вступить в союз с
системой благодаря
3. Быть принятыми системой в качестве ее полноправных членов, поскольку мы мотивируемы теми же желаниями.
4. Подтвердить гомеостатическую
тенденцию с целью
5. Четко определить отношения между семьей и терапевтом.
6. Маркировать контекст как терапевтический.
Рефрейминг.
Рефрейминг или переобрамление является техникой, призванной изменить негативные смыслы на позитивные. Она содержит в себе средства изменения рамки отношения, в перспективе которого рассматривается данное событие и о нем делается ценностное суждение. Причем фактическая сторона события при этом не подвергается изменениям.
Эта техника активно используется многими психотерапевтами, вместе с тем она особенно важна в подходах, в основе которых лежат стратегические и адлерианские модели. "Рефрейминг" дает основу для конструирования парадоксальных интервенций и является существенной составной частью набора инструментов в рамках адлеровской модели - прежде всего в поддержке клиента и подтверждении его самоценности.
В инструментальном плане рефрейминг - это извлечение какого-то понятия из его логического класса и помещение его в другую систему логических категорий без изменения фактов, стоящих за этим понятием.
Преобразовывая утверждения,
с которыми приходит семья, в
более конструктивные понятия, психотерапевт
с помощью данной техники
Прежде всего психотерапевт должен присоединится к семье и определить, что в данном случае является терапевтической реальностью. Не всякая правда в психотерапии полезна. Наблюдая взаимодействие членов семьи в рамках терапевтической системы, психотерапевт отбирает те данные, которые могли бы помочь в решении проблемы.
Только выявив образцы поведения, посредством которых каждый индивид поддерживает поведение другого и поняв на что семья действительно жалуется, психотерапевт в состоянии переинтерпретировать значение данного образца поведения в другую конструктивную категорию.
Рефрейминг изменяет смысл ситуации без изменения лежащих в ее основе фактов. С его помощью можно помочь семьям и супружеским парам, застрявших на каких-то повторяющихся поведенческих образцах найти новую цель и новую надежду, лучшее понимание друг друга. Рефрейминг изменяет качество восприятия клиентами ситуации их жизни - с негативного на позитивное. С помощью данной техники психотерапевт приписывает всем членам семьи хорошие намерения и позитивные цели их деятельности, подчеркивает самоценность членов семьи как индивидов и как элементов данной семейной системы. В конечном счете с помощью техники "рефрейминг" психотерапевт помогает семье избежать негативной спирали, которая возникает внутри рамки негативных смыслов и ужесточает проблемы клиентов.
Предписания.
В конце сеанса терапевт дает предписания каждому члену семьи. Предписание – это нечто вроде домашней работы для семьи, которую они выполняют в промежутках между сеансами. Предписание отличается от совета тем, что терапевт настаивает на его выполнении.
Затем терапевт назначает дату и время следующего сеанса, сообщает, кого он хотел бы на нем видеть и обсуждает с семьей, как устроить так, чтобы все необходимые ему люди присутствовали на следующей встрече.
1. Назначение предписаний.
Джей Хейли выделяет 3 назначения предписаний:
а) Главная цель терапии – сделать так, чтобы люди повели себя по-другому, и приобрели другой субъективный опыт. Предписания предназначены, чтобы произвести эти изменения;
б) Предписания служат для сбора информации. Когда терапевт говорит людям, что делать, их реакция дает ему информацию о них и о том, как они отреагируют на желаемые изменения. Выполнят ли они предписания или не выполнят, забудут о нем или попытаются выполнить и потерпят неудачу, у терапевта будет важная информация, которую без предписания он бы не получил.
2. Типы предписаний.
Существуют 2 общих типа предписаний:
• Прямые предписания даются, когда у терапевта достаточно власти, чтобы предписания были выполнены.
• Непрямые предписания даются, когда у терапевта меньше авторитета и ему нужно работать непрямыми методами, чтобы достичь желаемых изменений.
Другими словами, когда терапевт дает прямые предписания, то он хочет, чтобы они сделали именно то, что он сказал. Непрямые предписания используются, когда терапевт хочет, чтобы изменения произошли более «спонтанно».
Начнем с прямых предписаний. Прежде всего, терапевту следует учитывать, что труднее всего настоять на том, чтобы человек прекратил делать то, что он делает. Это возможно только в том случае, если авторитет терапевта очень велик, а проблема очень незначительна.
Как мотивировать семью, чтобы она последовала предписаниям. Во-первых, терапевт может объяснить клиентам, что предписания предназначены для достижения поставленных ими целей. Если цели членов семьи неодинаковы, следует объяснить каждому из них, как именно его предписание связано с его целью.
Во-вторых, можно побудить семью поговорить о том, в какой отчаянной ситуации они находятся. Вместо того, чтобы их разубеждать и доказывать им, что ситуация не такая уж плохая, терапевт может согласиться с ними. Если ситуация будет выглядеть достаточно отчаянной, то они выслушают психотерапевта и выполнят его предписания.
Терапевту необходимо подбирать задания, подходящие семье. Например, некоторым семьям лучше преподнести предписания, как нечто небольшое и легко выполнимое. Это может подойти в случае с сопротивляющейся семьей. Другие семьи любят кризисы, у них развито чувство драматического, и им следует преподнести предписание, как нечто большое и значительное.
В некоторых случаях, терапевту лучше вообще не давать никаких мотивировок. Это подействует, если перед ним семья интеллектуалов, придирающихся к каждому слову и развенчивающих любую идею. В этом случае он может просто сказать: «Я хочу, чтобы вы делали то-то и то-то, и у меня есть свои причины для этого предписания, но я предпочитаю их не обсуждать. Я просто хочу, чтобы вы это сделали в течение следующей недели».
Кроме того, многие люди будут готовы выполнить любые предписания, только чтобы доказать, что терапевт был не прав и его метод не подействовал.
3. Четкость предписаний.
После того, как семья мотивирована, терапевту следует дать четкие инструкции. Вместо того чтобы говорить: «Мне интересно, не обдумывали ли вы случайно возможность сделать так и так» или «Почему бы вам ни сделать то-то и то-то», стоит сказать: «Я хочу, чтобы вы сделали это и это».
Если у терапевта есть какие-либо сомнения по поводу того, правильно ли его поняли, ему следует попросить членов семьи повторить задание. Тогда терапевт будет уверен, что если задание не было выполнено, то это не из-за непонимания.
Кроме особых случаев, следует дать предписание каждому члену семьи. Предписание можно выстроить таким образом, чтобы кто-то выполнял работу, кто-то помогал, а другие наблюдали за ней, планировали ее, проверяли, чтобы убедиться, что она сделана и т.д.
4. Отчет о выполнении задания.
Следующий сеанс терапевт начинает с проверки того, как было выполнено задание. В общем, существует только три возможности: задание выполнено, задание не выполнено или выполнено частично.
Если семья выполнила задание только частично или вовсе не выполнила, терапевту не следует легко к этому относится. Терапевт должен дать семье понять, что они потерпели неудачу. Это не означает, что они провалили терапевта, это означает, что они сами провалились. Терапевт осуждает их за то, что они, к сожалению, упустили эту возможность. Если они так и сделают, терапевт может им сказать, что тот шанс уже упущен и его невозможно вернуть – они не могут теперь выполнить этого задания. Таким образом, терапевт устраивает ситуацию так, чтобы в следующий раз, когда он дает задание, они его выполняли.
33. Работа с
родителями как аспект
1.Модель психотерапевтической работы с родителями. (автор М.Растин, 1997г.)
Особое внимание здесь уделяется влиянию инфантильных аспектов личности родителей на терапию ребёнка.
Направление работы:
*поддерживающая работа с родителями.
Цель: заручится поддержкой родителей на терапевтическое вмешательство. Создание благоприятных условий.
*Работа с родителями,
направленная на оказание
*Работа, направленная на
изменение общего