Шпаргалки по "Психология"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Сентября 2014 в 22:23, шпаргалка

Краткое описание

Семья́ — организованная социальная группа, члены которой связаны общностью быта, взаимной моральной ответственностью и социальной необходимостью, которая обусловлена потребностью общества в физическом и духовном самовоспроизводстве. Семья принадлежит к важнейшим общественным ценностям Согласно некоторым научным теориям, именно форма семьи могла на протяжении многих веков определять общее направление эволюции макросоциальных систем Каждый член общества, помимо социального статуса, этнической принадлежности, имущественного и материального положения, с момента рождения и до конца жизни обладает такой характеристикой, как семейно-брачное состояние.

Вложенные файлы: 7 файлов

24-46.docx

— 192.98 Кб (Скачать файл)

 

3. — неспособность произвольной  регуляции поведения, внимания, учебной  деятельности — проявляется в  неорганизованности, невнимательности, зависимости от взрослых, ведомости. Причину недостаточного уровня развития произвольности поведения ребенка при отсутствии первичных нарушений чаще всего ищут в особенностях семейного воспитания: это либо потворствующая гипопротекция (т. е. вседозволенность, отсутствие ограничений и норм), либо доминирующая гиперпротекция (полный контроль действий ребенка со стороны взрослого).

Общая схема такого анализа достаточно отработана в психологии: первичные причины — первичные нарушения — неадекватная обратная связь со стороны значимого взрослого (родителей) — вторичные нарушения, подкрепляющие действия взрослого.

 

4.— неумение приспособиться  к темпу школьной жизни. Чаще  всего это бывает у детей  с минимальной мозговой дисфункцией, у соматически ослабленных детей. Однако последнее не составляет  причины дезадаптации. Причина может лежать в особенностях семейного воспитания, в «тепличных» условиях жизни ребенка. Проявляется «темповая» неприспособленность детей по-разному: в длительном (до позднего вечера и в ущерб прогулкам) приготовлении уроков, иногда в хронических опозданиях в школу, часто в утомлении ребенка к концу учебного дня, к концу учебной недели, вплоть до того, что родители переводят его на пятидневную учебную неделю.

Есть несколько правил, которые реализуются психологом-консультантом во всех ситуациях и которые наиболее наглядны именно в случаях запроса родителей в терминах индивидуально-личностных особенностей ребенка.

Во-первых, психолог всегда должен стараться наполнить жалобу-запрос родителей конкретным содержанием: какие определенные поведенческие ситуации явились для родителей основой запроса? Необходимо попросить максимально подробно (желательно даже в письменной форме) описать эти ситуации. Этим, с одной стороны, достигается идентификация понятийных словарей психолога и родителей в описании личностных черт ребенка, а с другой — в распоряжении психолога оказывается материал, описывающий личностные качества ребенка через ситуации, в которых присутствуют значимые для ребенка люди, их чувства и переживания, и через поступки ребенка в этих ситуациях как «сплав» его деятельности и индивидуально-личностных особенностей.

Во-вторых, в любой ситуации работа психолога состоит не только в констатации (подтверждении) наличия того или иного личностного «отрицательного» качества у ребенка (чего в ряде случаев только и ждет от психолога родитель), а в выдвижении совместно с родителем гипотезы об истории его развития и путях последующего преодоления (или, наоборот, путях принятия родителем этого качества).

 

 

41. Консультирование  подростков и лиц юношеского  возраста

  Консультирование подростков  осуществляется в соответствии  с общепринятой схемой консультации:

 

- установление контакта  с подростком;

- запрос подростка: описание  трудностей и желаемых изменений  в себе, конкретных людях, ситуации;

- диагностическая беседа: поиск причин трудностей;

- интерпретация: словесно  высказанная гипотеза консультанта  о возможных причинах трудностей  подростка;

- реориентация: совместная выработка конструктивных способов преодоления трудностей.

 

       Установление  контакта традиционно осуществляется  через объединение консультанта  с подростком с помощью вербальных  и невербальных средств.

Диагностическая беседа с подростком. Наиболее быстро действенна беседа с применением ряда проективных методик, таких как «Несуществующее животное», «Рисунок семьи», «Семья животных», «Раннее воспоминание».

Этап интерпретации является одним из самых трудных, поскольку требует от консультанта умения передать свое видение причин трудностей (гипотезу) так, чтобы подросток сумел понять и принять его. Наиболее эффективным и безопасным для подростка является не прямое сообщение гипотезы, а косвенное - с использованием метода «анализа чужих проблем». Косвенное предъявление проблемы позволяет консультанту опереться на активность самого подростка, а подростку - сформулировать проблему на своем языке и самому определить глубину погружения в нее.

Этап реориентации предполагает, прежде всего, не поиск способов избавления от проблемы, а направление ее в конструктивное русло, т.е. нахождение ее обучающего воздействия, например, с помощью методики «Кот в сапогах».

Далее консультант вместе с психологом продумывают, какую пользу может принести подростку данная трудная ситуация - его собственный кот в сапогах. Иногда важным и полезным является перевод проблемы «из пассива в актив», т.е. создание условий, в которых подросток помогает сверстникам, имеющим аналогичные проблемы. Например, девушка-подросток с ранним половым созреванием и повышенным половым влечением. Ей предлагается представить себя сначала мамой, которая пришла к психологу с проблемой дочери, а затем самим психологом.

Каждый конкретный подросток вносит собственные коррективы в процесс консультирования. Необходимо, чтобы консультант оставался открытым опыту подростка и мог позволить себе оставаться искренним с самим собой и подростком.

42. Консультирование  клиентов старше 40 лет и пожилых  людей

Общий и очень важный принцип успешной работы с пожилыми людьми заключается в том, чтобы классифицировать их не как старых, но как взрослых (Сох & Waller, 1991). Старость является уникальной стадией жизни и сопровождается непрерывным развитием. Если в работе с пожилыми людьми проявляется уважение и эмпатия, результаты, скорее всего, будут позитивными. Другая терапевтическая стратегия, применяемая в работе с пожилыми клиентами, заключается в том, чтобы изменить связанные с ними установки окружающих людей (Colangelo & Pulvino, 1980; Ponzo, 1978; Sinick, 1980). Многие общественные установки отрицательно влияют на отношение пожилых людей к самим себе. Часто старики действуют как старики только потому, что окружающие поощряют и поддерживают такое поведение. Следовательно, консультант обязан заниматься просветительством, выступать в качестве адвоката, настаивать на изменениях в установках общества, чтобы преодолеть деструктивные возрастные ограничения и стереотипы. «Мы должны создать общество, поощряющее человека к тому, чтобы перестать играть стереотипную возрастную роль и начать быть просто самим собой».

В дополнение к пропаганде уважительного отношения к пожилым людям и помимо усилий, направленных на изменения в системах, консультанты могут помогать пожилым решать их специфические каждодневные проблемы. Томайн утверждает, что услуги консультирования для пожилых людей принесут наибольшую пользу, если они будут необременительными и практичными, например будут направлены на обучение или решение какой-либо проблемы, Например, Хичкок проанализировал успешные программы оказания помощи пожилым в получении занятости. Наиболее успешной программой оказался клуб для заинтересованных в получении работы пожилых людей, на регулярных встречах которого участники обменивались информацией на тему занятости. Среди пожилых людей в возрасте 65 лет и старше наиболее популярны следующие группы (Gladding, 1999).

Группы, ориентированные на реальность, которые помогают запутавшимся людям ориентироваться в жизненной ситуации, принять ее, занять конструктивную позицию.

Группы ремотивационной терапии, помогающие пожилым клиентам стать более включенными в настоящее и будущее.

Группы воспоминаний, которые анализируют жизненные события, чтобы пoмочь своим членам становиться более интегрированными как личность. .

Психотерапевтические группы, которые направлены на приспособление к специфическим проблемам старения, таким как потери близких людей.

Специфические тематические группы, которые концентрируются на конкретных областях, представляющих интерес для пожилых, например здоровье или искусство.

Группы, ориентированные нарешение проблем, предлагаемых клиентами; такие группы сосредоточиваются на конкретных переходных проблемах членов группы, таких как госпитализация или столкновение с родственниками со стороны жены или мужа.

Работая с пожилыми людьми, консультанты часто становятся учениками жизни, а старые люди становятся их учителями (Kemp, 1984). Когда будет создана установка на открытость, клиенты, скорее всего, займутся решением наиболее важных вопросов в своей жизни, а консультанты будут более склонны узнавать различные стороны жизни и смогут лучше оказывать помощь в процессе консультирования.

43. Теоретические  основания групповой психотерапии

Групповая психотерапия- психотерапевтический метод, специфика которого заключается в целенаправленном использовании групповой динамики, т.е. все совокупности взаимоотношений и взаимодействий, возникающих между участниками группы, включая группового психотерапевта, в лечебных целях.

В современной западной и отечественной социальной психологии существует несколько типологий групп, каждая из которых имеет свои методологические, теоретические и методические основания.

Научные исследования влияния группы на человека начались с 1895 г., когда французский социальный психолог Густав Лебон ввел понятие “группового сознания”. Как и других исследователей той поры, Г. Лебона интересовали главным образом очень большие группы. Основная идея Г. Лебона заключалась в том, что, когда люди объединяются в группы, у них ослабляются присущие им определенные человеческие функции. Он считал, что большие группы людей отличаются регрессивным, примитивным и нецивилизованным поведением. Г. Лебон связывал эти изменения с действием трех факторов. Во-первых, он полагал, что благодаря нахождению в группе, люди начинают ощущать силу и непобедимость. Во-вторых, что в группах наблюдается эффект “заражения”. Он характеризовал “заражение” как особого рода гипнотическое состояние, связанное с воздействием группы на ее членов. И наконец, что было наиболее важным, что, находясь в группе, люди становятся особенно внушаемыми. Английский психолог Уильям Мак-Даугалл  в 1920 году опубликовал свою работу “Групповое сознание”, в которой пришел к тем же выводам, что и Г. Лебон, полагая, что нахождение людей в группе определенным образом изменяет их поведение. Вместе с тем У. Мак-Даугалл высказал новую идею, заключающуюся в том, что, хотя нахождение в группе делает поведение людей менее цивилизованным, оно не исключает проявления индивидуальных особенностей. Таким образом, У. Мак-Даугалл одним из первых указал на имеющиеся в группе возможности положительного изменения поведения  членов группы.

Предпосылкой реализации положительного потенциала группы, по мнению У. Мак-Даугалла, является ее организация. Итак, и Г. Лебон, и У. Мак-Даугалл, изучая влияние групп на поведение ее членов, выявили ряд важных феноменов, а именно: способность группы оказывать влияние на поведение людей; наличие феномена “заражения”, т. е. появления у членов группы одинаковых чувств; а также важность организации группы, достижения между членами группы определенного соглашения относительно ее основных задач.

Еще одним из крупных психологов, который внес существенный вклад в развитие этих исследований, был Зигмунд Фрейд. Напрямую работы З. Фрейда никак не затрагивают функционирование малых групп; его наблюдения в большей степени касались больших групп, как, например, “Групповая психология и анализ Эго” (1948). З. Фрейда интересовало влияние группы на поведение индивида; его исследования групповой динамики явились важным шагом в направлении последующей разработки понятия Супер-эго, рассматривавшегося в качестве идеального Эго. Определяя отличия группы от простого собрания людей, он пришел к выводу, что формирование группы связано с наличием цели и четкого руководства. Используя имеющиеся в его время теории, З. Фрейд предположил, что группа формируется тогда, когда у ее членов возникает либидозная зависимость от лидера и друг от друга. Зависимость членов группы от лидера и друг от друга имеет различный характер. Он также предположил, что члены группы идентифицируются друг с другом на основе своей либидозной зависимости от лидера. Другое связанное с идеями З. Фрейда наблюдение касается того, как индивид отказывается от своего эго-идеала и вместо него принимает цели и идеалы лидера группы. З. Фрейд сравнивает отношения членов группы к лидеру с любовными отношениями, когда тот, кого любят, рассматривается как идеал и высшая ценность.

 

44. Организационные  основы групповой психотерапии

Открытые и закрытые группы. Создавая группу, психотерапевт организовывает ее как открытую или закрытую.

Закрытая группа, начав работу, “закрывает двери”: не принимает новых участников, а количество сессий в ней заранее определено. В открытой группе поддерживается постоянная численность участников — за счет замены покинувших ее клиентов новыми. В общем и целом открытые группы функционируют в течение неопределенного отрезка времени, несмотря даже на то, что порой через год-два состав участников полностью обновляется, а на смену прежнему ведущему приходит другой.

Длительность и частота встреч. До недавнего времени считалось, что длительность терапевтической сессии должна быть фиксированной – 45 минут индивидуальной терапии и 80-90 минут групповой –  и это относилось к области глубоко укоренившейся “догмы” психотерапии. Большинство групповых терапевтов сходятся во мнении, что даже в твердо стоящих на ногах группах требуется по крайней мере 60 минут для “разогрева”, разворачивания и проработки основных тем сессии. Хотя частота встреч варьируется от одного до пяти раз в неделю, подавляющее большинство групп встречаются один раз в неделю. Как правило, организационно трудно составить удобный для всех участников график встреч группы, и большинство терапевтов отдают предпочтение именно этой модели. Вместе с тем, по мнению И.Ялома, у групп, собирающиеся дважды в неделю есть некоторые позитивные преимущества: подобные группы работают более интенсивно, сохраняется непрерывность, участники последовательно прорабатывают вопросы, поднятые на предшествующей встрече, и весь процесс приобретает характер одной продолжающейся сессии. Группы, участники которых встречаются один раз в неделю, часто страдают от того, что интервал между собраниями получается чересчур длинный. Если в жизни кого-то из участников на прошедшей неделе произошло важное событие, то группа уклоняется от взаимодействия в сторону разрешения кризиса. По той же причине группам, участники которых собираются реже раза в неделю, очень трудно сохранять фокусировку на взаимодействии.

вопросы к ГОСам.docx

— 18.48 Кб (Просмотреть документ, Скачать файл)

Разбивка по билетам для специализации ПСО.doc

— 63.00 Кб (Просмотреть документ, Скачать файл)

Информация о работе Шпаргалки по "Психология"