Шпаргалки по "Психология"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Сентября 2014 в 22:23, шпаргалка

Краткое описание

Семья́ — организованная социальная группа, члены которой связаны общностью быта, взаимной моральной ответственностью и социальной необходимостью, которая обусловлена потребностью общества в физическом и духовном самовоспроизводстве. Семья принадлежит к важнейшим общественным ценностям Согласно некоторым научным теориям, именно форма семьи могла на протяжении многих веков определять общее направление эволюции макросоциальных систем Каждый член общества, помимо социального статуса, этнической принадлежности, имущественного и материального положения, с момента рождения и до конца жизни обладает такой характеристикой, как семейно-брачное состояние.

Вложенные файлы: 7 файлов

24-46.docx

— 192.98 Кб (Скачать файл)

*Индивидуальная терапия  с одним или обоими родителями.

При выборе модели нужно учитывать факторы:

- Потребности ребёнка  и способность родителей к  сотрудничеству.

- Проблему отрицания родителями  истинного состояния ребёнка.

- Проведение терапии с  родителями ставит под угрозу  выполнение ими своих родительских  функций.

2.Модель работы с родителями (автор В.Грин)

Цель:

*создание альянса с  родителями, т.е. создание условий, которые  позволят внести родителям свой  вклад в развитие терапевтического  процесса.

*создание образа ребёнка  посредством моделирования нового  терапевтического пространства.

3.Модель работы с родителями (автор Э.Хорн)

Цель: помочь родителям учитывать интересы ребёнка.

Направления работы:

* проведение подготовительной  работы по вовлечению ребёнка  в терапию.

*сохранение у родителей  образа ребёнка.

*терапевтическая работа  с родителями параллельно с  работой с ребёнком.

4. 5-ти шаговая модель  встреч с родителями (автор Чейзен)

*объяснение родителям  необходимости проведения совместных  встреч. (применяется техника изображения проблемы)

* установка правил общения. (свобода самовыражения, безопасность и дисциплина, использование пространства и оборудования)

* присоединение (обращение  к сильным сторонам всех участников  процесса)

* подробное исследование  проблем и запросов.

Поиск причин проблемного поведения ребёнка осуществляется в 2-х плоскостях:

- родители отвечают на  вопрос Почему я не понимаю своего ребёнка.

- отвечают на вопрос Почему ребёнок так себя ведёт.

 

Надо определить:

1.обстоятельства, вызывающие  проблемное поведение.

2.выявить так называемый  пусковой механизм.

3.обозначить собственно  проблемное поведение.

4.последствия проблемного  поведения.

*обратная связь, которую  предоставляет специалист.

34. Концепция «раннего  психотерапевтического вмешательства». Принципы и модели организации  программ раннего психотерапевтического  вмешательства.

Раннее психотерапевтическое вмешательство представляет собой комплекс психотерапевтических мероприятий, разворачивающихся в области междисциплинарного обслуживания детей первых месяцев и лет жизни из группы риска, отставания в развитии и направленных на создание условий для удовлетворения потребностей и развития младенцев и детей раннего возраста.

Работа ведётся одновременно и с родителями и с ребёнком.

Современные групповые модели работы с младенцем и родителем отличаются друг от друга по:

*заложенным в основу  теоретическим положениям.

*по направленности вмешательства.

*ориентированы на различные  группы риска.

*по длительности проведения  вмешательства и степени привлечения  технических средств.

Целью всех программ в РПВ является:

- уменьшение вероятности  отставания ребёнка в развитии  и повышении способности семьи  удовлетворять особые потребности  младенцев и детей раннего  возраста.

РПВ включает в себя такие области как:

1)реализация тренинговых программ и консультаций в семье.

2)адаптация младенца к  окружающей среде.

3)организация обратной  связи адекватной потребностям  ребёнка.

Любая прога РПВ включает элементы:

*определение целей и  задач.

*отличительные критерии  отбора в программу

*функции и роли отцов.

* должны быть прописаны  процедуры и методы оценки  различных аспектов развития  ребёнка.

* виды/направления работы (1.создание условий для развития  ребёнка 2.поддержка семьи 3.образование  и консультирование родителей.)

* критерии завершения  проги и план оценки её компонентов.

Принципы РПВ.

1.семейной центрированности. (реализует себя в контексте первичного соц. Окружения ребёнка, ориентирован на активизацию взаимодействия между матерью и ребёнком. )

2.групповой или командный  принцип работы сотрудников Особое  внимание уделяется семьям, воспитывающих  детей с особенностями развития.

 Цель оценки семьи  заключается в:

*определении сильных и слабых сторон семьи

*установлении адекватной кратковременной и долговременной цели вмешательства.

* выявлении служб, с помощью которых будет реальным вмешательство.

*определении оценки эффективности программы.

Модели программ РПВ.

1)ТРЕНИРОВКА ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ.(автор Томас Филд,1982)

Цель: изменение поведения взрослого за счёт сосредоточения внимания на таких его сильных сторонах, которые ведут к более качественному взаимодействию.

Характеристики качества взаимодействия:

1.одинаковый уровень интенсивности

2.очерёдность коммуникативных  обменов

3.наблюдение за сигналами  друг другу

2)МОДЕЛЬ РУКОВОДСТВА ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ.(автор Мак Доно,1993)

Этот подход разработан как модель кратковременной семейногй центрированной терапии.

Модель разработана для неблагополучных семей.

Семья определяет конечные пути вмешательства.

Функция терапевта – быть фасилитатором.

Практически нет обращения к индивидуальному опыту родителей.

Важно что Здесь и Сейчас.

Используется видеозапись.

3.ПСИХОДИНАМИЧЕСКИЙ ПОДХОД.

В этом подходе 2 модели:

1.модель кратковременной  терапии в диаде мать-ребёнок.(автор Б.Крамер)

2.модель РПВ (автор С.Фрайберг)

 

Модель С.Фрайберг.

В рамках этой модели учитывается влияние неосознанных и связанных с прошлым опытом родительских фантазий на формирование отношений с младенцем.

Значимые терапевтические изменения не могут наблюдаться до тех пор пока материнские бессознательные репрезентации не будут изменены.

Центральным объектом является мать.

Значительно внимание уделяется отношениям матери со своей матерью.

В рамках данной модели также используется видиозапись.

Терапевтическое воздействие направлено на репрезентации матери, ранние конфликты матери находятся в центре внимания.

Техники выяснения: Прояснения, Интерпретация

4.СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД.

Модель включает в себя базовые элементы бихевиорального и психоаналитического подхода.

В центре внимания:

*взаимодействие матери  и ребёнка

*репрезентации матери

Главное положение: все элементы системы взаимосвязаны.

35. Детско-родительская  диадическая арт-терапия как метод работы в детско-родительских группах: стадии терапевтического процесса.

Особенности групповой арт-те6рапии заключаются в соединении методов арт-терапии с принципами и формами работы, характерными для групповой психотерапии.

Арт-терапия связана с созданием визуальных образов в контексте отношений с психотерапевтом, что предполагает трёхстороннее взаимодействие между специалистом , автором работы и самой работой.

Групповая психотерапия придаёт большую значимость межличностным отношениям и групповым феноменам (динамика, структура.)

Стадии терапевтического процесса:

1.стадия разделения внимания  и вовлечённости.

Вовлечение родителя и ребёнка в совместную деятельность.

Критерии вовлечённости:

*появление у ребёнка  желания создавать своё собственное  изображение, а не работать по  образцу.

*появление новых способов  создания изображений.

2.стадия двухсторонней  коммуникации и предвестников  изодеятельности.

Удержать родителей на функциональном уровне ребёнка.

3.стадия разделения значений  и стереотипий.

Создаётся совместный сценарии и рождается совместная история.

4.стадия эмоционального  мышления и оформленной экспрессии.

Появляются дифференцированные способы.

 

36. Анализ понятия  «психологическое консультирование». Психологическое консультирование  в системе психологической помощи.

Психологическое консультирование как профессия является относительно новой областью психологической практики, выделившейся из психотерапии. Эта профессия возникла в ответ на потребности людей, не имеющих клинических нарушений, однако ищущих психологическую помощь. Поэтому в психологическом консультировании мы сталкиваемся прежде всего с людьми, испытывающими трудности в повседневной жизни. Спектр проблем поистине широк: трудности на работе (неудовлетворенность работой, конфликты с коллегами и руководителями, возможность увольнения), неустроенность личной жизни и неурядицы в семье, плохая успеваемость в школе, недостаток уверенности в себе и самоуважения, мучительные колебания в принятии решений, трудности в завязывании и поддержании межличностных отношений и т. п. С другой стороны, психологическое консультирование, как молодая область психологической практики, пока еще не имеет строго очерченных границ, в его поле зрения попадают самые разнообразные проблемы.

Некоторая неопределенность предмета психологического консультирования отражается в разнообразии определений. Так, лицензионная комиссия Ассоциации служащих и менеджеров США, выдающая разрешения на частную практику, предлагает следующее определение: Консультирование — это совокупность процедур, направленных на помощь человеку в разрешении проблем и принятии решений относительно профессиональной карьеры, брака, семьи, совершенствования личности и межличностных отношений". Н. Burks и В. Steffire (1979) предложили несколько более широкое определение консультирования: Консультирование — это профессиональное отношение квалифицированного консультанта к клиенту, которое обычно представляется как "личность-личность", хотя иногда в нем участвуют более двух человек. Цель консультирования — помочь клиентам понять происходящее в их жизненном пространстве и осмысленно достичь поставленной цели на основе осознанного выбора при разрешении проблем эмоционального и межличностного характера".

Имеется много сходных определений, и все они включают несколько основных положений:

1. Консультирование помогает человеку выбирать и действовать по собственному усмотрению.

2. Консультирование помогает обучаться новому поведению.

3. Консультирование способствует развитию личности.

4. В консультировании акцентируется ответственность клиента, т.е. признается, что независимый, ответственный индивид способен в соответствующих обстоятельствах принимать самостоятельные решения, а консультант создает условия, которые поощряют волевое поведение клиента.

5. Сердцевиной консультирования является "консультативное взаимодействие" между клиентом и консультантом, основанное на философии "клиент-центрированной" терапии.

Основоположник клиент-центрированной терапии известный американский психотерапевт С. Рождерс выделил три основных принципа этого направления:

a. каждая личность обладает безусловной ценностью и заслуживает уважения как таковая;

b. каждая личность в состоянии быть ответственной за себя;

c. каждая личность имеет право выбирать ценности и цели, принимать самостоятельные решения.

Таким образом, определения психологического консультирования охватывают стержневые установки консультанта в отношении человека вообще и клиента в частности. Консультант принимает клиента как уникального, автономного индивида, за которым признается и уважается право свободного выбора, самоопределения, право жить собственной жизнью. Тем более важно признать, что любое внушение или давление мешает клиенту принять ответственность на себя и правильно решать свои проблемы.

Так или иначе психологическое консультирование является областью психологической помощи наряду с психотерапией, психокоррекцией  и т.д.

 

37. Процесс психологического  консультирования: этапы, задачи.

Задачи консультирования:

1. эмоциональная поддержка  и внимание к переживаниям  клиента;

2. расширение сознания  и повышение психологической  компетентности;

3. изменение отношения  к проблеме;

4. повышение стрессовой  и кризисной толерантности;

5. развитие реалистического  мировоззрения;

6. повышение ответственности  пациента и выработка готовности  к творческому освоение мира.

 

Цели и задачи психологического консультирования можно определять по-разному - в зависимости от того подхода к психологическому консультированию, в рамках которого работает консультант.

вопросы к ГОСам.docx

— 18.48 Кб (Просмотреть документ, Скачать файл)

Разбивка по билетам для специализации ПСО.doc

— 63.00 Кб (Просмотреть документ, Скачать файл)

Информация о работе Шпаргалки по "Психология"