Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Сентября 2014 в 22:23, шпаргалка
Семья́ — организованная социальная группа, члены которой связаны общностью быта, взаимной моральной ответственностью и социальной необходимостью, которая обусловлена потребностью общества в физическом и духовном самовоспроизводстве. Семья принадлежит к важнейшим общественным ценностям Согласно некоторым научным теориям, именно форма семьи могла на протяжении многих веков определять общее направление эволюции макросоциальных систем Каждый член общества, помимо социального статуса, этнической принадлежности, имущественного и материального положения, с момента рождения и до конца жизни обладает такой характеристикой, как семейно-брачное состояние.
Травматическая ситуация становится событием, травмой в зависимости от диспозиционных факторов и в первую очередь от характера восприятия и оценки события самим человеком. Опасность совершенно необязательно должна быть реальной, она может существовать в воображении человека. В развитии посттравматических стрессовых расстройств важную роль играют следующие ситуационные факторы: внезапность и неожиданность стресса (взрывы, катастрофы, стихийные бедствия); жестокость происходящего, как при военных действиях или нападениях террористов; недостаточная социальная поддержка.
Распространенность
Распространенность травматического стресса зависит от ряда факторов: частоты травматических событий, от географических регионов, в которых особенно часто происходят природные катастрофы, от политических режимов.
Кесслер в 1995 году опубликовал статистические данные связи развития ПТСР с характером травмы.
Изнасилование 55,5 %, сексуальное домогательство 19,3%, война 38,8%, угроза применения оружия17,2%, телесное насилие 11,5%, несчастные случаи 7,6%, пожар, стихийное бедствие 4,5%,плохое обращение в детстве 35,4%.
Американские исследователи отмечают следующие особенности распространения ПТСР. Во-первых, выросла частота возникновения ПТСР с 1-2 % в 80-х годах до 7-8% в 90-х годах. Во-вторых, имеются выраженные половые различия (10,4% для женщин и 5,0% для мужчин).
Симптоматика
Диагностические критерии посттравматического стрессового расстройства наиболее полно представлены в классификации болезней DSM-III-R и DSM-IY.
А. Событие. Посттравматическое стрессовое расстройство возникает в результате психической травмы. В основе психическое травмы лежит ситуация, выходящая за рамки жизненного опыта, а потому не имеющая индивидуальных аналогов переработки.
Б. Группа “повторного переживания”. Психическая травма, вызывавшая ПТС, повторно переживается пострадавшим в следующих формах (не менее одной):
1) повторные угнетающие мысли, связанные с “событием”;
2) постоянные или эпизодические
угнетающие воспоминания о
3) внезапное ощущение того, что “событие” и то, что ему предшествовало, повторяется вновь (включая ощущения, иллюзии, галлюцинации, диссоциативные эпизоды “flashbacks”);
4) психологическое угнетение в случаях, когда текущее события напоминают или символически связаны с психической травмой, включая предметы, даты (годовщины) и т.д.
С. Группа “избегания”. Постоянное избегание того, что может ассоциироваться с “событием” или напоминать о нем. А также общая психическая заторможенность (не менее трех пунктов):
1) стремление уйти от мыслей или чувств, ассоциирующихся с психической травмой;
2) стремление избегать ситуаций или действий, которые могут вызвать воспоминание о психической травме;
3) невозможность восстановить важные подробности, связанные с психической травмой;
4) значительная потеря
интереса к ранее важным
5) чувство отчуждения и безразличия к другим;
6) заметное снижение уровня
положительных аффективных
7) неуверенность в будущем
(невозможность сделать
Д. Группа “общая психическая возбудимость / заторможенность”. Симптомы повышенной возбудимости, отсутствующие до психической травмы (не менее 2 из следующих):
• трудности с засыпанием или сном;
• раздражительность или вспышки гнева;
• снижение концентрации внимания, рассеянность;
• повышенная осторожность, гипертрофированная бдительность;
• повышенная пугливость (повышенная стартовая реакция на внезапный стук и т.п.).
51. Предмет, задачи
и разделы медицинской
МЕДИЦИНСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ – отрасль психологии, изучающая личность, индивидуальность больного человека; особенности психической деятельности, изменения ее при заболеваниях; влияние личности больного на процессы возникновения заболевания и выздоровления, а также взаимоотношения между пациентом и медицинским персоналом в ходе лечебно – реабилитационного процесса. Важнейшей задачей медицинской психологии является изучение психики больного в различных условиях.
1. Основные закономерности психологии больного человека;
2. Психологию медицинского работника;
3. Психологическую атмосферу лечебного учреждения;
4. Учение о психосоматических и соматопсихологических взаимодействия;
5. Учение о личности больных, характере и темпераменте пациента;
6. Психология общения
больного и медицинского
7. Медицинскую деонтологию, вопросы медицинской этики и врачебной тайны;
Задачи частной медицинской
1. Особенности психологии
больного с пограничными
2. Изучает психологию больных страдающих различными заболеваниями (сердечно-сосудистой системы, эндокринные, кожные заболевания, новообразование);
3. Психологию больных
на этапах подготовки к
4. Психологию больных с дефектами органов и систем (слепота, тугоухость, ДЦП);
5. Особенности судебной, трудовой, военной экспертизы.
Предметом изучения медицинской психологии являются: личность больного человека в широком смысле этого слова (многообразные и глубокие сдвиги в психической деятельности душевнобольных подробно изучаются специальной наукой - психиатрией), медицинский работник, взаимоотношения больного и медицинских работников на разных этапах их общения. При этом различные смежные проблемы рассматриваются применительно к основной задаче - оказанию максимальной помощи пациенту, ограждению его от неблагоприятных воздействий.
Основные разделы медицинской психологии
Психология поведения и личности больного; Психофармакология
Психологические аспекты личности и деятельности медицинского работника;
Нейропсихология
Это отрасль психологической науки, направленной на изучение мозговых механизмов, высших психических функций на материале локальных поражений головного мозга;
Психотерапия и психотренинг
Психотерапия - это психическое воздействие, которое поможет человеку справиться с проблемами; Психопрофилактика
Направлена на устранение факторов нервно отражающихся на психике человека, и использование факторов положительно на нее влияющих
Психодиагностика
Это наука и практика постановки психологического диагноза, т.е. выяснение наличия и степени выраженности у человека определенных психологических признаков (по дневнику, интервью, рисункам); Психогигиена
Это часть общей гигиены, разрабатывающая мероприятия по сохранению и укреплению нервно0-психического здоровья человека;
Криминальная психология
Это отрасль юридической психологии, изучающая психологические особенности формирования противоправных установок и их реализации в преступном поведении, а также разрабатывающая методы и приемы борьбы с противоправными установками в целях предупреждения преступления;
Парапсихология
Это область исследования, изучающая:
1) Формы чувствительности, обеспечивающие способы приема информации на не объяснимые органы чувств (телепатия, предвиденье, лазоискательство, парадиагностика);
2) Соответствующие
формы воздействия живого
52.Основные подходы к дихотомии «норма-патология» психологии. Зависимость критериев психического здоровья от теоретического подхода. Сравнительный анализ критериев психической нормы.
Статистический подход: Самым распространенным для многих психологов и психиатров является понимание нормы как чего-то среднего, установившегося, не выделяющегося из массы, как наиболее приспособленного, адаптированного к окружающей среде. Адаптационный подход: Быть нормальным значит быть приспособленным, адаптированным. Этот подход наиболее близок к целостному взгляду на человека, живущего в изменяющихся условиях. Культурно-релятивистский подход: Не решает проблемы и подход с позиции культурного релятивизма. Согласно ему, о норме и патологии можно судить лишь на основании соотношения особенностей культуры определенных социальных групп, к которым принадлежат исследуемые. Психопатологический подход: Довольно распространенным среди исследователей стало принятие негативных критериев нормы. Согласно этому подходу норма понимается, прежде всего, как отсутствие каких-либо выраженных патологических симптомов. Гуманитарный (гуманистический) подход: Оценка нормы самой по себе, не в отношении патологии, при отсутствии дихотомии «норма-патология». Этот прямо противоположный подход описывает критерии психического здоровья и пытается выделить то позитивное, что несет в себе нормальная личность.
Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) сформулировала критерии психического здоровья:
- У человека должно
быть осознание и чувство
- Чувство постоянства и идентичности переживаний в однотипных ситуациях.
- Критичность к себе
и своей собственной
- Соответствие психических
реакций силе и частоте
- Способность к самоуправлению в соответствии с социальными нормами, правилами и законами.
- Способность планировать и реализовывать собственную жизнь.
- Способность изменять
способ поведения в
У этих критериев нет иерархии и нет их точного количества. Их границы вычерчиваются интуитивно.
Продолжая разрабатывать проблему «психической нормы», ВОЗ описывает уровни психического здоровья:
Эталонное здоровье (идеальное) - полная адаптация индивида, гармоническое развитие, позитивно представлены все критерии психического здоровья, не просматривается вероятность психических расстройств.
Среднестатистический уровень - состояние показателей психики соответствует популяционным с учетом пола, возраста, социального положения, социокультурных условий и прочего. На этом уровне есть вероятность расстройств поведения и психики (кризисы индивидуального развития).
Конституциональный уровень - связан с типологиями устройства психики и тела. На этом уровне существует группа риска по причине телосложения.
Уровень акцентуаций - заострение личностных черт характера. В результате этого человек делается уязвимым.
Предболезнь - наличие отдельных симптомов психического Братусь выделяет 3 уровня психического здоровья:
- высший или индивидуально-
- личностно-смысловой;
- психофизиологический уровень
(особенности нервных
расстройства.
Включённость человека в «ансамбль общественных отношений в соподчинённости и иерархии его составляющих» и движение человека к самоосуществлению в этой включённости - критерий нормы (по Б.С. Братусю). В этом подходе доминирует социально-психологический спектр параметров нормы.
53. Психологические подходы к классификации и изучению нарушений мышления. Феноменология нарушений мышления.
Б.В.Зейгарник выделяет три блока расстройств:
1. Нарушение операциональной стороны мышления
2. Нар-я динамики мышления
3. Нар-я личностного компонента мышления.
I. Нарушение операциональной стороны мышления
1).Снижение уровня обобщения.
В суждениях больных доминируют непосредственные представления о предметах и явлениях.
2). Искажение процесса обобщения.
У таких больных отлет от конкретных связей выражен в чрезвычайно утрированной форме.