Шпаргалки по "Психология"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Сентября 2014 в 22:23, шпаргалка

Краткое описание

Семья́ — организованная социальная группа, члены которой связаны общностью быта, взаимной моральной ответственностью и социальной необходимостью, которая обусловлена потребностью общества в физическом и духовном самовоспроизводстве. Семья принадлежит к важнейшим общественным ценностям Согласно некоторым научным теориям, именно форма семьи могла на протяжении многих веков определять общее направление эволюции макросоциальных систем Каждый член общества, помимо социального статуса, этнической принадлежности, имущественного и материального положения, с момента рождения и до конца жизни обладает такой характеристикой, как семейно-брачное состояние.

Вложенные файлы: 7 файлов

47-68.docx

— 101.47 Кб (Скачать файл)

Травматическая ситуация становится событием, травмой в зависимости от диспозиционных факторов и в первую очередь от характера восприятия и оценки события самим человеком. Опасность совершенно необязательно должна быть реальной, она может существовать в воображении человека. В развитии посттравматических стрессовых расстройств важную роль играют следующие ситуационные факторы: внезапность и неожиданность стресса (взрывы, катастрофы, стихийные бедствия); жестокость происходящего, как при военных действиях или нападениях террористов; недостаточная социальная поддержка.

Распространенность

Распространенность травматического стресса зависит от ряда факторов: частоты травматических событий, от географических регионов, в которых особенно часто происходят природные катастрофы, от политических режимов.

Кесслер в 1995 году опубликовал статистические данные связи развития ПТСР с характером травмы.

Изнасилование 55,5 %, сексуальное домогательство 19,3%, война 38,8%, угроза применения оружия17,2%, телесное насилие 11,5%, несчастные случаи 7,6%, пожар, стихийное бедствие 4,5%,плохое обращение в детстве 35,4%.

Американские исследователи отмечают следующие особенности распространения ПТСР. Во-первых, выросла частота возникновения ПТСР с 1-2 % в 80-х годах до 7-8% в 90-х годах. Во-вторых, имеются выраженные половые различия (10,4% для женщин и 5,0% для мужчин).

Симптоматика

Диагностические критерии посттравматического стрессового расстройства наиболее полно представлены в классификации болезней DSM-III-R и DSM-IY.

А. Событие. Посттравматическое стрессовое расстройство возникает в результате психической травмы. В основе психическое травмы лежит ситуация, выходящая за рамки жизненного опыта, а потому не имеющая индивидуальных аналогов переработки.

Б. Группа “повторного переживания”. Психическая травма, вызывавшая ПТС, повторно переживается пострадавшим в следующих формах (не менее одной):

1) повторные угнетающие  мысли, связанные с “событием”;

2) постоянные или эпизодические  угнетающие воспоминания о психической  травме; у детей это могут быть  повторяющиеся игры, в которых  присутствует “событие”;

3) внезапное ощущение  того, что “событие” и то, что  ему предшествовало, повторяется  вновь (включая ощущения, иллюзии, галлюцинации, диссоциативные эпизоды “flashbacks”);

4) психологическое угнетение  в случаях, когда текущее события  напоминают или символически  связаны с психической травмой, включая предметы, даты (годовщины) и т.д.

С. Группа “избегания”. Постоянное избегание того, что может ассоциироваться с “событием” или напоминать о нем. А также общая психическая заторможенность (не менее трех пунктов):

1) стремление уйти от  мыслей или чувств, ассоциирующихся  с психической травмой;

2) стремление избегать  ситуаций или действий, которые  могут вызвать воспоминание о  психической травме;

3) невозможность восстановить  важные подробности, связанные с  психической травмой;

4) значительная потеря  интереса к ранее важным аспектам  деятельности (у детей утрата  навыков речи и самообслуживания)

5) чувство отчуждения  и безразличия к другим;

6) заметное снижение уровня  положительных аффективных переживаний (невозможность испытывать чувство  любви, радости);

7) неуверенность в будущем (невозможность сделать карьеру, вступить в брак, иметь детей  или долго жить) — эффект укороченного  будущего.

Д. Группа “общая психическая возбудимость / заторможенность”. Симптомы повышенной возбудимости, отсутствующие до психической травмы (не менее 2 из следующих):

• трудности с засыпанием или сном;

• раздражительность или вспышки гнева;

• снижение концентрации внимания, рассеянность;

• повышенная осторожность, гипертрофированная бдительность;

• повышенная пугливость (повышенная стартовая реакция на внезапный стук и т.п.).

51. Предмет, задачи  и разделы медицинской психологии

МЕДИЦИНСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ – отрасль психологии, изучающая личность, индивидуальность больного человека; особенности психической деятельности, изменения ее при заболеваниях; влияние личности больного на процессы возникновения заболевания и выздоровления, а также взаимоотношения между пациентом и медицинским персоналом в ходе лечебно – реабилитационного процесса. Важнейшей задачей медицинской психологии является изучение психики больного в различных условиях.

                                Задачи общей медицинской психологии:

1. Основные закономерности  психологии больного человека;

2. Психологию медицинского  работника;

3. Психологическую атмосферу  лечебного учреждения;

4. Учение о психосоматических и соматопсихологических взаимодействия;

5. Учение о личности  больных, характере и темпераменте  пациента;

6. Психология общения  больного и медицинского работника;

7. Медицинскую деонтологию, вопросы медицинской этики и  врачебной тайны;

                               Задачи частной медицинской психологии:

1. Особенности психологии  больного с пограничными нервно-психическими  расстройствами (неврозы и акцентуации  характера);

2. Изучает психологию  больных страдающих различными  заболеваниями (сердечно-сосудистой системы, эндокринные, кожные заболевания, новообразование);

3. Психологию больных  на этапах подготовки к хирургическим  вмешательствам и послеоперационном  периоде;

4. Психологию больных  с дефектами органов и систем (слепота, тугоухость, ДЦП);

5. Особенности судебной, трудовой, военной экспертизы.

Предметом изучения медицинской психологии являются: личность больного человека в широком смысле этого слова (многообразные и глубокие сдвиги в психической деятельности душевнобольных подробно изучаются специальной наукой - психиатрией), медицинский работник, взаимоотношения больного и медицинских работников на разных этапах их общения. При этом различные смежные проблемы рассматриваются применительно к основной задаче - оказанию максимальной помощи пациенту, ограждению его от неблагоприятных воздействий.

Основные разделы медицинской психологии

Психология поведения и личности больного; Психофармакология

Психологические аспекты личности и деятельности медицинского работника;

  Нейропсихология

Это отрасль психологической науки, направленной на изучение мозговых механизмов, высших психических функций на материале локальных поражений головного мозга;

Психотерапия и психотренинг

Психотерапия - это психическое воздействие, которое поможет человеку справиться с проблемами; Психопрофилактика

Направлена на устранение факторов нервно отражающихся на психике человека, и использование факторов положительно на нее влияющих

Психодиагностика

Это наука и практика постановки психологического диагноза, т.е. выяснение наличия и степени выраженности у человека определенных психологических признаков (по дневнику, интервью, рисункам); Психогигиена

Это часть общей гигиены, разрабатывающая мероприятия по сохранению и укреплению нервно0-психического здоровья человека;

 

Криминальная психология

Это отрасль юридической психологии, изучающая психологические особенности формирования противоправных установок и их реализации в преступном поведении, а также разрабатывающая методы и приемы борьбы с противоправными установками в целях предупреждения преступления;

  Парапсихология

Это область исследования, изучающая:

1)      Формы  чувствительности, обеспечивающие  способы приема информации на  не объяснимые органы чувств (телепатия, предвиденье, лазоискательство, парадиагностика);

2)     Соответствующие  формы воздействия живого существа  на физические явления, происходящие  вне организма, без посредства  мышечных воздействий (телекинез, парамедицина);

 

52.Основные подходы  к дихотомии «норма-патология»  психологии. Зависимость критериев психического здоровья от теоретического подхода. Сравнительный анализ критериев психической нормы.

Статистический подход: Самым распространенным для многих психологов и психиатров является понимание нормы как чего-то среднего, установившегося, не выделяющегося из массы, как наиболее приспособленного, адаптированного к окружающей среде. Адаптационный подход: Быть нормальным значит быть приспособленным, адаптированным. Этот подход наиболее близок к целостному взгляду на человека, живущего в изменяющихся условиях. Культурно-релятивистский подход: Не решает проблемы и подход с позиции культурного релятивизма. Согласно ему, о норме и патологии можно судить лишь на основании соотношения особенностей культуры определенных социальных групп, к которым принадлежат исследуемые. Психопатологический подход: Довольно распространенным среди исследователей стало принятие негативных критериев нормы. Согласно этому подходу норма понимается, прежде всего, как отсутствие каких-либо выраженных патологических симптомов. Гуманитарный (гуманистический) подход: Оценка нормы самой по себе, не в отношении патологии, при отсутствии дихотомии «норма-патология». Этот прямо противоположный подход описывает критерии психического здоровья и пытается выделить то позитивное, что несет в себе нормальная личность.

Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) сформулировала критерии психического здоровья:

- У человека должно  быть осознание и чувство непрерывности, постоянства и идентичности своего  физического и психического «Я».

- Чувство постоянства  и идентичности переживаний в  однотипных ситуациях.

- Критичность к себе  и своей собственной психической  деятельности и к её результатам.

- Соответствие психических  реакций силе и частоте средовых  воздействий социальным обстоятельствам и ситуациям.

- Способность к самоуправлению  в соответствии с социальными  нормами, правилами и законами.

- Способность планировать  и реализовывать собственную  жизнь.

- Способность изменять  способ поведения в зависимости  от смены жизненных ситуаций  и обстоятельств.

У этих критериев нет иерархии и нет их точного количества. Их границы вычерчиваются интуитивно.

Продолжая разрабатывать проблему «психической нормы», ВОЗ описывает уровни психического здоровья:

Эталонное здоровье (идеальное) - полная адаптация индивида, гармоническое развитие, позитивно представлены все критерии психического здоровья, не просматривается вероятность психических расстройств.

Среднестатистический уровень - состояние показателей психики соответствует популяционным с учетом пола, возраста, социального положения, социокультурных условий и прочего. На этом уровне есть вероятность расстройств поведения и психики (кризисы индивидуального развития).

Конституциональный уровень - связан с типологиями устройства психики и тела. На этом уровне существует группа риска по причине телосложения.

Уровень акцентуаций - заострение личностных черт характера. В результате этого человек делается уязвимым.

Предболезнь - наличие отдельных симптомов психического Братусь выделяет 3 уровня психического здоровья:

- высший или индивидуально-исполнительный, т.е. уровень реализации деятельности;

- личностно-смысловой;

- психофизиологический уровень (особенности нервных процессов).

расстройства.

Включённость человека в «ансамбль общественных отношений в соподчинённости и иерархии его составляющих» и движение человека к самоосуществлению в этой включённости - критерий нормы (по Б.С. Братусю). В этом подходе доминирует социально-психологический спектр параметров нормы.

 

53. Психологические  подходы к классификации и  изучению нарушений мышления. Феноменология  нарушений мышления.

Б.В.Зейгарник выделяет три блока расстройств:

1. Нарушение операциональной стороны мышления

2. Нар-я динамики мышления

3. Нар-я личностного компонента мышления.

I. Нарушение операциональной стороны мышления

1).Снижение уровня обобщения.

В суждениях больных доминируют непосредственные представления о предметах и явлениях.

2). Искажение процесса  обобщения.

У таких больных отлет от конкретных связей выражен в чрезвычайно утрированной форме.

вопросы к ГОСам.docx

— 18.48 Кб (Просмотреть документ, Скачать файл)

Разбивка по билетам для специализации ПСО.doc

— 63.00 Кб (Просмотреть документ, Скачать файл)

Информация о работе Шпаргалки по "Психология"