Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Сентября 2014 в 22:23, шпаргалка
Семья́ — организованная социальная группа, члены которой связаны общностью быта, взаимной моральной ответственностью и социальной необходимостью, которая обусловлена потребностью общества в физическом и духовном самовоспроизводстве. Семья принадлежит к важнейшим общественным ценностям Согласно некоторым научным теориям, именно форма семьи могла на протяжении многих веков определять общее направление эволюции макросоциальных систем Каждый член общества, помимо социального статуса, этнической принадлежности, имущественного и материального положения, с момента рождения и до конца жизни обладает такой характеристикой, как семейно-брачное состояние.
Возрастная психология дает знания закон-ей псих. разв. детей при переходе от одного возраста в другой, разносторонних содержательных хар-к детей, относящихся к различным возрас. группам, знание понятий «зона актуального» и «зона ближайшего развития», дает возм-ть понять своеобразие псих. развития детей на каждом возрастном этапе, имеющих проблемы в разв. Дает знания о медленных, но основательных колич. и качест. изменениях, котр. происх. в психике и поведении детей при их переходе от одной возрастной группы в другую.
С.П. постоянно сопровождают смежные отрасли психол. знания – генетическая психология, дифференциальная, социальная и педагогическая, гуманистическая, детская, клиническая, юридическая, психологическая диагностика и психологическая коррекция.
57. Теория высших
психический функций Выготского и её значение
для специальной психологии. Специальная психология начала
активно развиваться в связи с потребностями
специальной педагогики в научном обосновании
путей и методов обучения аномальных детей
начиная с 1918 года. Систематическая разработка
проблем специальной психологии связана
с именем Л.С. Выготского, который начинал
свои исследования в Экспериментально-
Выделение Выготским системы дефектов (первичный, вторичный) определило системный подход к изучению, аномального ребенка, который отражает необходимость поиска связей между нарушениями психического развития. Было доказано, что первичный дефект вызывает многочисленные сложные вторичные изменения в психике аномального ребенка и развитии его личности. Было установлено, что благодаря специальному обучению и воспитанию происходит коррекция психического развития аномальных детей, при этом одним из существенных факторов, обеспечивающих ее эффективность, является время начала коррекционной работы: ранние сроки педагогического воздействия способствуют более полному раскрытию потенциальных возможностей ребенка.
Исследования Л.С.Выготского положили начало не только научному анализу, но и разработке теоретического обоснования путей компенсации нарушенных психических функций у аномальных детей. На основании этих исследований были обозначены пути и сформулированы принципы обучения аномальных детей. Основными из принципов являются:
• установка на норму,
• приобщение аномальных детей к активному участию в жизни,
• развитие их сотрудничества с нормальными детьми.
Это способствовало реализации идеи Л.С.Выготского о социальной компенсации дефекта.
Большое значение сыграло его учение о соотношении обучения и развития. Он показал, что обучение становится развивающим только тогда, когда оно несколько опережает психическое развитие ребенка. Согласно этому тезису, в процессе обучения необходимо опираться не только на уровень актуального развития, т.е. на сформированные психические функции, но и на зону ближайшего развития; т.е. на психические функции, находящиеся в стадии формирования. Фундаментальная идея Выготского о системном строении высших психических функций, их системной мозговой организации и социальной обусловленности, о соотношении обучения и развития явилась базой для создания теории специальной психологии и педагогики.
58. Основные и специфические закономерности аномального развития. Понятие о психологической структуре дефекта. АНОМАЛЬНЫЕ ДЕТИ - дети, имеющие значительные отклонения от нормального физического или психического развития и вследствие этого нуждающиеся в воспитании и обучении в специальных условиях, которые обеспечивают коррекцию и компенсацию недостатков развития.
Наличие у ребенка того или иного нарушения (например, потеря слуха на одно ухо) еще не предопределяет аномального развития. В таких случаях физическое и психическое развитие детей не нарушается, и они не могут быть отнесены к категории аномальных.
Нарушенное развитие имеет закономерности, характеризующие как отставание в формировании психики, так и возможную компенсацию нарушений.
Общие закономерности, характерные для разных отклонений в развитии
• трудности социальной адаптации,
• нарушения взаимодействия с социальной средой,
• изменения в развитии личности ребенка,
• нарушение способности к приему и переработке информации,
• нарушение словесной регуляции деятельности.
Специфические
закономерности свойственны только некоторым
типам нарушенного развития и не наблюдаются
у детей других категорий. Именно наличие
этих специфических закономерностей позволяет
нам разграничивать категории детей между
собой, то есть специфические закономерности
выступают как дифференциально-
Дефект - это физический или психический недостаток, влекущий за собой отклонения от нормального развития.По своему происхождению дефекты делятся на врожденные и приобретенные. Причины возникновения дефектов, вызывающих аномальное развитие, очень разнообразны. Понятие о первичном и вторичном дефектах было введено Л.С. Выготским.
Первичные дефекты возникают в результате органического повреждения или недоразвития какой-либо биологической системы (анализаторов, высших отделов головного мозга и др.) вследствие воздействия патогенных факторов.
Вторичные - имеют характер психического недоразвития и нарушений социального поведения, непосредственно не вытекающих из первичного дефекта, но обусловленных им (нарушение речи у глухих, нарушения восприятия и пространственной ориентировки у слепых и др.). Чем дальше имеющееся нарушение отстоит от биологической основы, тем успешнее оно поддается психолого-педагогической коррекции.
59.Понятие умственной отсталость её виды. Степени выраженности и причины возникновения. Умственная отстаалость (малоу́мие, олигофрени́я; др) — «стойкое, необратимое недоразвитие уровня психической, в первую очередь интеллектуальной деятельности, связанное с врожденной или приобретенной (деменция) органической патологией головного мозга. Наряду с умственной недостаточностью всегда имеет место недоразвитие эмоционально-волевой сферы, речи, моторики и всей личности в целом».
Термин «олигофрения» предложил Эмиль Крепелин.
Олигофрению (малоумие) как синдром врожденного психического дефекта отличают от приобретённого слабоумия, или деменции (лат. de — приставка, означающая снижение, понижение, движение вниз + лат. mens — ум, разум). Приобретённое слабоумие — снижение интеллекта от нормального уровня (соответствующего возрасту), а при олигофрении интеллект взрослого физически человека в своем развитии так и не достигает нормального уровня.
Точная оценка распространённости олигофрений затруднена в связи с различиями в диагностических подходах, в степени терпимости общества к психическим аномалиям, в степени доступности медицинской помощи. В большинстве индустриально развитых стран частота олигофрений достигает 1 % населения, однако подавляющая часть (85 %) пациентов имеют легкую умственную отсталость. Доля средней, тяжелой и глубокой умственной отсталости составляет соответственно 10, 4 и 1 %. Соотношение мужчин и женщин колеблется от 1,5:1 до 2:1.
Умственная отсталость — не прогрессирующий процесс, а следствие перенесённой болезни. Степень умственной недостаточности оценивается количественно с помощью интеллектуального коэффициента по стандартным психологическим тестам.
При одной и той же причине тяжесть нарушений может быть различна. На сегодняшний день по МКБ-10 выделяют 4 степени умственной отсталости.
Лёгкая (F70.) — дебильность. IQ 50—69.
Умеренная (F71.) — имбецильность. IQ 35—49.
Тяжёлая (F72.) — имбецильность, тяжёлая умственная субнормальность. IQ 20—34.
Глубокая (F73.) — идиотия. IQ < 20.
Причины умственной отсталости
Генетические причины умственной отсталости (см. ниже);
Нарушения в процессе родов (асфиксия, родовая травма);
Педагогическая запущенность в первые годы жизни у детей из неблагополучных семей.
Умственная отсталость неясной этиологии.
60.Представления о задержки психического развития .Классификация видов. Заде́ржка психи́ческого разви́тия (сокр. ЗПР) — нарушение нормального темпа психического развития, когда отдельные психические функции (память, внимание, мышление, эмоционально-волевая сфера) отстают в своём развитии от принятых психологических норм для данного возраста. ЗПР, как психолого-педагогический диагноз ставится только в дошкольном и младшем школьном возрасте, если к окончанию этого периода остаются признаки недоразвития психических функций, то речь идёт уже о конституциональном инфантилизме или об умственной отсталости.
Наиболее часто употребляемыми классификациями в отечественной психологии являются:
• Классификация М. С. Певзнер и Т. А. Власовой (1972, 1973)
А. Власовой было предложено разделять общую группу ЗПР на два вида.
1. Неосложненный психофизический и психический инфантилизм
2. «Вторичная» ЗПР, вызванная стойкой церебрастенией (повышенной истощаемостью психических функций) различного происхождения, возникшей на ранних этапах онтогенеза, в связи с чем нарушается в первую очередь познавательная деятельность и работоспособность.
В дальнейшем на основе этой классификации К. С. Лебединской была предложена классификация по этиопатогенетическому принципу:
1. ЗПР конституционального происхождения (неосложненный психический и психофизический инфантилизм, по классификации М. С. Певзнер и Т. А. Власовой).
«Речь идет о так
называемом гармоническом
Трудности обучения
в младших классах связаны
с преобладанием игровой
2. ЗПР соматогенного происхождения.
Этот тип психической
задержки обусловлен влиянием
различных тяжёлых
3. психогенного происхождения. Этот тип нарушения связан с неблагоприятными условиями воспитания, рано возникшими и длительно действующими. ЗПР такого типа возникает в трёх основных случаях:
Недостаточная опека, безнадзорность. Это наиболее часто встречающийся вариант. В таких случаях у ребёнка наблюдается аномальное развитие личности по типу психической неустойчивости (Г. Е. Сухарева, 1959; В. В. Ковалев, 1979 и др.). У ребёнка не воспитываются формы поведения, связанные с активным торможением аффекта. Не стимулируется развитие познавательной деятельности, интеллектуальных интересов. Наблюдаются черты незрелости эмоционально-волевой сферы, а именно: аффективная лабильность, импульсивность, повышенная внушаемость. Так же наблюдается недостаток базовых знаний и представлений, необходимых для усвоения школьной программы. Лебединская отмечает отдельно, что этот тип ЗПР следует отличать от явлений педагогической запущенности, которые являются не патологическим явлением, а ограниченным дефицитом знаний и умений вследствие недостатка интеллектуальной информации.
Гиперопека, или воспитание по типу «кумира семьи». Чаще всего бывает у тревожных родителей. Они «привязывают» ребёнка к себе, одновременно и потакая капризам ребёнка, и заставляя его поступать наиболее удобным и безопасным для родителя способом. Из окружения ребёнка устраняются любые препятствия или опасности, как реальные так и мнимые. Таким образом, ребёнок лишается возможности самостоятельно преодолевать трудности, соотносить свои желания и потребности с усилиями которые надо приложить чтобы их реализовать, в результате, возникает всё та же неспособность к торможению собственного аффекта, эмоциональная лабильность, и т. д. Ребёнок не самостоятелен, не инициативен, эгоцентричен, не способен к длительному волевому усилию, чрезмерно зависим от взрослых. Развитие личности идет по принципу психогенного инфантилизма.