Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Сентября 2014 в 22:23, шпаргалка
Семья́ — организованная социальная группа, члены которой связаны общностью быта, взаимной моральной ответственностью и социальной необходимостью, которая обусловлена потребностью общества в физическом и духовном самовоспроизводстве. Семья принадлежит к важнейшим общественным ценностям Согласно некоторым научным теориям, именно форма семьи могла на протяжении многих веков определять общее направление эволюции макросоциальных систем Каждый член общества, помимо социального статуса, этнической принадлежности, имущественного и материального положения, с момента рождения и до конца жизни обладает такой характеристикой, как семейно-брачное состояние.
Другим важным механизмом научения насилию в семье является косвенное научение, во многом зависящее от вознаграждения или наказания, получаемого моделью. Люди более склонны имитировать поведение, за которое модель получает вознаграждение, и избегать того поведения, которое вызывает осуждение либо другую форму наказания. В случае насилия в семье наблюдение актов насилия и подкрепления насилия в социальном контексте формирует соответствующие поведенческие навыки детей в отношении насилия.
Теории индивидуальных различий. Исследователи в рамках теорий индивидуальных различий пытаются найти корни домашнего насилия в индивидуальных особенностях совершающих насилие лиц (и иногда жертв), обращаясь к теориям психопатологии, психологических черт и биологическим теориям. Теория социального обмена также предлагает объяснение феномена домашнего насилия, основанного в большей степени на индивидуальных особенностях индивидуумов.
В рамках теории психопатологии (сюда же входят понятия аномального поведения и психического расстройства) выдвигается предположение, что различные формы домашнего насилия, такие, как насилие в отношении детей или супруга (супруги) совершаются индивидуумами, страдающими какими-либо формами психической болезни, расстройствами личности или другими индивидуальными дефектами.
Некоторые исследователи уделяют внимание, главным образом, психологическим чертам лиц, совершивших насилие в семье, которые не могут быть официально определены как психопатология. В рамках этой теории предполагается, что психологические черты, характеризующие насильников, в определенной степени способствуют совершению насилия в семье. Так как эти черты (например, враждебность) достаточно легко измеримы посредством личностных тестов и позволяют дифференцировать индивидуумов, то они помогают объяснить (не оправдать) насильственное поведение. Те, кто обладает такими чертами, как, например, импульсивность, более склонны к совершению насилия. Хотя эти черты являются конструктами (ярлыками), которые не существуют в действительности, они позволяют описать типичные способы поведения таких людей в различных ситуациях. Они помогают предсказать поведение, а также определяют более точно терапевтическую задачу.
Основными последствиями физического насилия для детей являются отсутствие контроля над своей импульсивностью, снижение способности к самовыражению, отсутствие доверия к людям, депрессии. Непосредственно после травмы могут возникать острые состояния страха. Большинство родителей, жестоко обращающихся с детьми, сами переживали физическое насилие, отвержение, депривацию в детстве. Для большинства из них свойственна низкая самооценка, недостаточный самоконтроль.
Последствия сексуального насилия у детей:
- для детей до 3 лет - страхи, спутанность чувств, в поведении отмечаются нарушения сна, потеря аппетита, агрессия, страх перед чужими людьми, сексуальные игры;
- для дошкольников - тревога, боязливость, спутанность чувств, чувство вины, стыда, отвращения, чувство беспомощности, испорченности; в поведении отмечаются регрессия, отстраненность, агрессия, сексуальные игры, мастурбация;
- для детей младшего
школьного возраста - амбивалентные
чувства по отношению к
- для детей 9-13 лет - то
же, что и для детей младшего
школьного возраста, а также депрессия,
чувство потери ощущений; в поведении
отмечаются изоляция, манипулирование
другими детьми с целью
- для подростков 13-18 лет -
отвращение, стыд, вина, недоверие, амбивалентные
чувства по отношению к
84. Психосоциальная характеристика лиц, совершающих насилие. Формирование насильственного поведения.
Как показали различные исследования, контингент лиц, совершающих насильственные действия, абсолютно неоднороден, но у них есть общие психологические черты, такие как эмоциональная холодность и бесчувственность. Неумение сопереживать и поставить себя на место другого и в тоже время крайняя чувствительность к нежелательным внешним воздействиям и ранимость, а также агрессивность и жестокость, повышенная тревожность и страх, неумение контролировать свои поступки и сдерживать эмоции. Это по большей части ригидные личности, злопамятные, нежелательные эмоции как бы застревают в них, они долго, иногда всю жизнь, хранят старые, даже имевшие место в детстве обиды, когда причины, их вызвавшие, давно исчезли. У них также присутствует ещё одно качество - неумение или неспособность преодолевать свои внутренние проблемы и снимать соответствующие им переживания, особенно если они болезненны, только на психологическом уровне, без внешних физических действий, без изменения внешней физической среды. В большинстве случаев склонные к насилию, жестокие люди воздействуют на окружающих людей, а не пытаются приспособится к ним, оставаясь в рамках своего Я, и в целом их адаптационные способности находятся на достаточно низком уровне.
В целом можно констатировать, что субъективная приемлемость насилия и готовность к насильственным действиям являются результатом тех или иных искажений процесса социализации.
.обнаружено несколько
общих характеристик (минимизация
последствий совершенного
Минимизация
Нарушитель преуменьшает или не может согласиться (отстраняется и игнорирует) с проявлениями своего неприемлемого поведения, минимизируя степень его тяжести, частоту, серьезность, влияние и последствия. Минимизация принимает следующие формы.
Полное отрицание
Нарушитель полностью отрицает вину, говоря, что ничего не произошло.
Исключение и включение (Hearn, 1995)
Нарушитель исключает из описания своего поведения:
а) некоторые действия, так как они не включены в его внутреннее определение насилия и недопустимого поведения; чаще всего это толкание, прижимание, блокирование и бросание вещами;
б) недопустимое сексуальное поведение или жестокость, которые нарушители часто воспринимают как отличающиеся от насилия в семье;
в) жестокое поведение по отношению к детям;
г) недопустимое поведение (без применения физического насилия), которое он вообще не хочет рассматривать.
Нарушитель включает (признает) только жестокое обращение, которое стало достоянием общественности, нередко через органы правосудия.
Забывание, «помутнение сознания» и незнание
Нарушитель начинает свой рассказ о совершенном насилии такими фразами: «Все это случилось довольно быстро»; «Я точно не помню» или «Я не знаю, из-за чего мы ссорились».
«Разве это я»
В этом случае нарушитель представляет себе, что действия того, кто проявляет насилие в семье, более опасны для жизни, нежели те, которые совершает он.
Нормализация (Trew, 1979)
Нарушитель представляет свою жестокость так, как будто бы она не имеет никакого значения, используя фразы наподобие «это было всего лишь» и сокращая описание жестоких действий до слов «у нас была ссора».
Отрицание и минимизация влияния своего поведения на других (Dutton, 1995)
Зачастую нарушитель овеществляет свою партнершу, отрицая ее человеческую сущность. Нет сомнения в том, что это основной процесс в семейном насилии.
Отрицание влияния на детей
Даже если нарушитель на протяжении многих лет систематически проявлял насилие по отношению к матери своих детей, он все же может утверждать, что он хороший отец, не замечая сокрытого в этом утверждении лицемерия.
Отрицание ответственности
Нарушитель отрицает возможность контроля над своими действиями, помещая контроль где-то за пределами себя. Далее приведены наиболее типичные способы подобного отрицания.
Обвинение партнера
В качестве причины (или провокации) насилия чаще всего приводятся действия или бездействие партнерши. В различных вариациях это можно услышать от нарушителей, когда они рассказывают о своем жестоком поведении: «Она довела меня до края»; «Она выводит меня»; «Она знает, какой я»; «Если бы она не сделала х, я не сделал бы у»; «Она все продолжала (ныть)».
Злоупотребление психоактивными веществами
Чаще всего можно слышать: «Со мной все в порядке до тех пор, пока я не выпью». Не возникает сомнений в том, что психоактивные вещества и алкоголь могут изменять поведение и восприятие людей, иначе не было бы смысла их употреблять. Однако связь этих веществ с насилием в семье далека от упрощенно-каузальной.
Алкоголь, ослабляя процессы торможения, может быть фактором, усугубляющим тяжесть нападения; при этом возрастает вероятность применения нарушителем большей силы, чем в трезвом состоянии (например, пощечина может стать ударом).
Стресс
Нарушитель обычно начинает рассказ о нападении на свою партнершу словами «Ну, у меня тогда был такой тяжелый день на работе» или «У нас были проблемы с деньгами». Подобное декорирование жизни нарушителя стрессом представляет собой попытку сделать его действия понятными, обусловленными внешними обстоятельствами.
Временное или длительное психическое расстройство
Временное расстройство. Оно может проявляться в такой фразе нарушителя: «Меня можно очень быстро вывести из себя», а также в ее различных вариациях (например, «Планка упала», «Я как будто увидел красный цвет», «Утратил контроль» и т. д.). Нарушитель представляет свое насилие как необычайный всплеск адреналина и эмоций – это широко распространенный взгляд на жестокость, который зачастую смешивается с концепцией провокации (обвинение партнерши).
Длительное расстройство. В данном случае нарушитель представляет корни своего насилия в своем детском опыте жертвы жестокости, а не в конструкции его теперешних отношений с партнершей. Это правда, что насилию в семье учатся, и что одной из наиболее сильных своего рода тренировочных площадок была семья, в которой мужчина рос.
Ощущение правомочности (мужественность)
Насилие и другие формы агрессивного поведения используются для того, чтобы все держать под контролем. Мужчины, совершающие насилие в семье, стремятся поддерживать у себя чувство, что они имеют неограниченные права:
наказывая женщину за что-то, что она сделала неправильно («преподать ей урок»);
принуждая ее делать то, что она не хочет (например, «заткнись»);
удерживая ее от поступка, который она хочет совершить (например, разорвать взаимоотношения).
85. Экстренная
психологическая помощь при
Экстренная помощь жертвам насилия организационно осуществляется в форме «горящей линии» — телефонов доверия, индивидуальной консультации, групповой работы (дебрифинг) и предоставления убежища. Основными задачами экстренного краткосрочного сопровождения жертв насилия является оценка безопасности членов семьи, принятие мер по обеспечению их физической и психологической безопасности, нормализация психического состояния пострадавших. В случае необходимости рекомендуется направление в медицинские и правоохранительные органы.
Оказание экстренной психологической помощи при острой травме и посттравматическом стрессе строится на основе недирективной терапии, в которой большее внимание уделяется эмоциональным факторам, чувственным аспектам ситуации, чем интеллектуальным. Основатель недирективной техники консультирования К. Роджерс подчеркивал, что задача консультанта в этом случае сводится не к интерпретации события, а скорее в содействии клиенту в «достижении им зрелости через инсайт и самоисследование».
Клиент-центрированное консультирование строится на использовании методик вчувствованного понимания (эмпатии), неограниченного принятия (безусловного оценивания) и самоконгруэнтности (подлинности). Это способствует формированию межличностных отношений между консультантом и пострадавшим, строящимся на безусловном положительном отношении и эмпатийном понимании, что в свою очередь позволяет перемещать клиента из состояния психологической дезадаптации к состоянию психологической адаптации.
Таким образом, специализированное вмешательство предполагает разрешение текущих трудностей клиента через создание условий для выражения сильных эмоций и приобретение им чувства контроля над собой.
Экстренная психологическая помощь при острой травме насилия...
Этап 1. Исследование проблемы
Основной задачей данного этапа является создание условий для клиента по отстранению от слишком сильных эмоций, связанных с травматической ситуацией, возможностью посмотреть на нее со стороны. Клиент рассказывает о травматическом событии и своей реакции на него. Консультант помогает идентифицировать проблему и выразить чувства, связывая их с событиями и людьми. Недифференцированный «комок переживаний» и напряжения постепенно распадается на отдельные составляющие. Человек, находящийся в кризисном состоянии, жаждет получить немедленное облегчение. Это возможно, если не пытаться переходить к решению проблемы слишком быстро. Напряжение спадает при проговаривании и осознании ситуации (отстранение) в условиях эмоциональной поддержки клиента. Стадия завершается идентификацией актуальной проблемы на когнитивном уровне.