Шпаргалки по "Психология"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Сентября 2014 в 22:23, шпаргалка

Краткое описание

Семья́ — организованная социальная группа, члены которой связаны общностью быта, взаимной моральной ответственностью и социальной необходимостью, которая обусловлена потребностью общества в физическом и духовном самовоспроизводстве. Семья принадлежит к важнейшим общественным ценностям Согласно некоторым научным теориям, именно форма семьи могла на протяжении многих веков определять общее направление эволюции макросоциальных систем Каждый член общества, помимо социального статуса, этнической принадлежности, имущественного и материального положения, с момента рождения и до конца жизни обладает такой характеристикой, как семейно-брачное состояние.

Вложенные файлы: 7 файлов

69-90.docx

— 118.87 Кб (Скачать файл)

-разочарования в силе  медицины и медицинской техники. Ребенок родился живым, но в  силу причин его не удалось  спасти или была необходимость  отключить систему жизнеобеспечения, прекратить вмешательство;

- смерть одного из плодов  при многоплодной беременности. Родители, потерявшего одного из  близнецов, могут иметь большие  трудности, чем родители потерявшие одного ребенка: для них оказывается чрезмерно трудным – радоваться появлению малыша и скорбеть по умершему.

Особенности переживания перинатальных потерь членами семьи.

Сразу после потери большинство женщин испытывают период интенсивного эмоционального состояния, характеризующийся чувством вины, тревоги, дисфорией. Способность женщины в первые недели справиться с ситуацией – хороший показатель как она будет переживать потерю дальше.

Риск длительного и интенсивного переживания горя усугубляется, если: женщина сильно желала своей беременности, долго не могла забеременеть; подвергалась искусственному прерыванию беременности; переносила выкидыши раньше, прерывание беременности на большом сроке; не имела достаточной социальной поддержки; демонстрировала случаи недостаточной способности преодоления трудной ситуации.

Особенности переживания мужчинами перинатальных потерь: склонность подавлять депрессивные настроения большей активностью, рационализацией;  глубина и длительность переживания коррелирует со сроком беременности жены;  социальное признание отцовского горя, вызванного утратой беременности у жены или новорожденного ниже, чем в отношении матери. Мужчине культурологически приписывается быть более эмоционально сдержанным, активным и оказывать поддержку жене. Он поставлен в ситуацию наблюдателя, лишенного права включенности. Женщина склонна в итоге обвинять мужа в нечувствительности. Родители редко оказываются в одной и той же фазе цикла горевания (12% пар после перинатальной потери расстаются).

Особенности переживания детьми потери. Если речь идет о семье, где уже есть ребенок, то нужно учитывать, что он может попасть в группу риска по неадекватному (патологическому) переживанию утраты. Это зависит от: возраста ребенка; качества сформированности привязанности; степени выраженности дезадаптивности матери и отца; качества поддержки со стороны других членов семьи.

Прародители (бабушки и дедушки) тоже переживают смерть своих внуков и испытывают боль за своих детей. Это горе должно быть признано как реальность.

Последствия перинатальных потерь: фактор риска в аспекте психического здоровья матери и воспитания рожденных детей; наличие хронической тревожности и стресса, что может привести к преждевременным родам и/или рождению маловесного ребенка; некоторые женщины (небольшой %) принимают решения не иметь больше детей; возникает опасность нарушения формирования адекватной привязанности или /и нарушения стиля воспитания.

Психологическое сопровождение перинатальных потерь.

В медицинской практике западных стан основная роль в сопровождении эмоциональной реакции отводится среднему медицинскому персоналу. Роль медсестры в лечебном процессе активна и значительна, предполагает высокий уровень подготовки. Психолог и психотерапевт рассматриваются как специалисты, сопровождающие процесс горевания и корректирующие патологические реакции на ситуацию.

В медицинский протокол включены специфические действия и мероприятия по сопровождению и поддержке пациентки и ее семьи (если это не противоречит религиозным принципам или вызывает сильное отвержение):

1)По возможности не  рекомендуют сильное обезболивание  или наркоз в случае «ведения  родов мертвым плодом». Женщина  на чувственном уровне должна  пройти процесс родов.

2)На роды приглашаются  родственники по желанию пациентки.

3)Плод сохраняется до  вскрытия или гистологического  исследования, что родители и  родные смогли увидеть, потрогать, оплакать и попрощаться.

4)Уделяют внимание сбору  памятных предметов, которые напоминают  о реальном существовании ребенка, что может способствовать формированию  светлых воспоминаний о нем.

Консультант: предоставляет родителям информацию о переживании утраты, направляет к соответствующим специалистам; сопровождает после выписки; посещает похороны; навещает семью; делает звонки и дает рекомендации по взаимодействию внутри семейной системы.

Активно работают группы поддержки, куда направляется семья: встречи проводятся 1-2 раза в месяц. Большое внимание уделяется психологическому просвещению: наличие раздаточного материала – буклетов, брошюр, памяток. Члены семьи поощряются к различным видам творческой деятельности – поэзия, живопись и др. Осуществляются различные ритуалы: посадка дерева, написание прощального письма.

Есть координатор, который осуществляет психологическую поддержку персонала клиники.

 

82. Терминальные  состояния.

Терминальные состояния – состояния пограничные между жизнью и смертью, умирание, представляющее собой нарушение гомеостаза и функций основных систем жизнеобеспечения, которые без специальной медицинской помощи, не могут быть компенсированы и неизбежно приводят к смерти (А.В. Гнездилов). Смертельно больные люди, терминальные больные (terminalyillpeople).

А.В. Гнездилов выделил преимущественный тип взаимоотношений при доминирующем положении родственника, связав его с особенностями характера больного. Так тип «шизоидно» акцентуированных родственников (замкнутых, преимущественно интеллектуальных, интровертированных) создавал модель нейтральных взаимоотношений. Тип «циклоидных» родственников (душевных, открытых, экстравертированных) создавал модель партнерских взаимоотношений с больным. Эпилептоидно-акцептуированные типы (со стремлением к лидерству, волевые, взрывчатые и т. д.) чаще создавали модель «отвержения». Тревожно-мнительные, или психастеники, наиболее часто навязывали больным модель гиперопеки. «Истероидый тип» (люди с преобладанием демонстративности, инфантилизма, игры) не показывал четкой модели, отличался лабильностью, в целом их реакции были ближе всего к модели «отверженности».

Динамика. В первый период столкновения с диагнозом рака или плохим прогнозом чаще всего наблюдали модель «гиперопеки», сверхзаботы с одновременным навязыванием больному лжи о диагнозе и ожидаемыми перспективами.

Второй период. «Выложив все силы», но не дождавшись так называемого благополучного, по представлению родственников, «конца» — умереть в неведении, легко и быстро — взаимоотношения переходили в модель «отвержения» больного. Домашняя ситуация, требующая постоянного напряжения сил и труда, вызывала желание от нее «сбежать».

Третий период. На смену являлась модель «нейтральных» взаимоотношений. Разум и долг заставляли родственника осуществлять уход за больным, хотя его чувства, истощенные невыносимым напряжением, тратой сил душевных и физических, а также испытанием раздражительностью больного, как бы пребывали в апатии, в стороне от больного.

Четвертый период. Тесный контакт с больным во время ухода за ним обнаруживает у родных резервы сил — и появлялась модель «партнерства», с возвращением всех эмоциональных переживаний.

Пятый период. Наконец, хоть и редко, мы бывали свидетелями еще одной модели — жертвенной любви, способной к полной самоотверженности, идентификации с больным. К сожалению, судьбы этих людей складывались так же трагично: они вскоре заболевали и нередко умирали от тех или иных причин, в том числе и от онкозаболеваний.

У некоторых родственников после смерти близких наблюдался буквально всплеск духовных и физических сил. Прожив в глубоком горе с умирающим какой-то отрезок времени, они словно возрождались после его смерти.

Наиболее разработанной на сегодняшний день является модель работы хосписной службы, в структуру которой входит психолог.

В хосписе обеспечивается обстановка, сходная с домашней, где предоставляется медицинское обслуживание и психологическое консультирование больным и членам их семей. Программа хосписа ориентирована на эмоции больного, его желания и установки по отношению к смерти. Такие программы обеспечивают также ценную эмоциональную поддержку семьям, в т. ч. и после смерти пациента, способствующую выражению и пониманию сложных эмоций, связанных с процессом смерти и умирания.

Осуществление психологического воздействия на родственников больного естественным образом опирается на три временных параметра:

1) встреча на дому, когда  персонал хосписа (врачи, медсестры  и психолог) приходит к больному;

2) встреча в хосписе  и 

3) встреча на дому или  в хосписе после смерти больного.

1)Первая встреча на  дому с родственниками будущего  пациента — одна из наиболее  важных в процессе установления с ними необходимого контакта. Первый контакт на дому помогает родственникам адаптироваться в непривычной ситуации, а больным — в стенах хосписа: неформальная, «домашняя» встреча позволяет им здесь воспринимать персонал «как знакомых»; остальное тоже воспринимается менее формально и напряженно.

2)Поддержка родственников  в хосписе. Родственникам предоставляется  возможность в любое время  дня и ночи находиться рядом  со своим близким. Забота о  состоянии родственников, участливое  отношение к их переживаниям  крайне значимо и для них  необходимо. На этом этапе психолог  может работать с темой завещания, чувством вины. В период умирания  больного по отношению к его близким непременно должна быть применена тактика, основанная на понимании того, что родственников умирающего необходимо чем-то занять.

3)Ситуация смерти больного. Здесь от персонала требуется  особая тактичность, ведь порой, когда родственники «держат»  больного, не давая ему умереть  спокойно, персоналу приходится  просить их оставить пациента, чтобы он мог уйти без лишних  душевных травм. Существует представление  о том, что именно близкие должны  увидеть последний взгляд или  услышать последние слова умирающего. И когда этого не происходит, у родственников нередко возникает  негативная реакция. Лишь позднее  приходит понимание необходимости  избранной персоналом тактики. В  связи с этим очень важны  способность и умение сотрудника  хосписа не быть «чужим» в  присутствии чужого горя, ведь  именно от них услышат близкие  больного последнее «прости»  родного человека. Сопережить с  родственниками их утрату, поддержать  морально, направив при этом их  действия в текущее русло забот, связанных с похоронами, — необходимое  звено хосписной службы.

На этой стадии: Во-первых, нужно купировать чувство вины, часто возникающее у них. Нужно не раз и не два подчеркнуть в беседе, что родственник сделал все возможное для пациента, что нахождение в хосписе было необходимым и облегчило страдания перехода. Во-вторых, надо подчерк¬нуть непреходящую значимость умершего пациента и для персонала хосписа. В-третьих, нужно дать родственнику ощутить неформальность контакта, чтобы он понял, что в лице работников хосписами имеет сочувствующих и сопереживающих ему друзей, которые и в дальнейшем готовы встречаться и разделять с ним (с ними память об умершем).

Формы работы: индивидуальная и групповая (включая группы поддержки). Группы поддержки формируются из добровольцев службы хосписа, и они работают с родственниками больного в течение года — полутора лет. Они встречаются первое время — раз в месяц, позднее — реже.

Психолог в работе с терминальным больным и его семьей: высокий уровень компетентности в области умирания, отзывчивость на чужую боль, духовность, милосердие, способность принять психологическое участие в акте смерти. степень отзывчивости на чужую боль. Это крайне важное и ред¬ко встречающееся ныне свойство характера. Им, к сожалению, обладают и далеко не все медики. Чаще всего отзывчивость развита у тех, кто имел то или иное переживание горя или утраты в собственной жизни. духовность человека. Реализована ли она в религиозности или нет — не столь принципиально, хотя вопрос о вере в Бога достаточно хорошо помогал нам понять человека. Мы отдаем себе

отчет, насколько хрупки наши ориентиры, и что религиозность не всегда соот¬ветствует внутреннему смыслу понятия духовности. Но опыт работы в хоспи¬се показывает, что при высокой текучести кадров именно верующие люди яв¬ляются наиболее надежными и стабильными и отвечают задаче служения боль¬ному. Следует заметить, что духовность, необходимая в общении с больным, защищает от психической травмы и самого ухаживающего за ним.

Третье качество, необходимое для работы в хосписе, —милосердие. Это, прежде всего, доброта и полное отсутствие равнодушного отношения к стра¬даниям больного человека, это естественное стремление немедля, не разду¬мывая, прийти ему на помощь, сюда же входит и понятие жертвенности.

 

83. Психологические  теории насилия. Причины насилия  в семье. Психологические последствия  насилия у детей и взрослых.

Теории социализации и социального научения. Дети усваивают паттерны насильственного поведения, а также нормы и представления, оправдывающие насилие. Особое внимание исследователи уделяют роли оперантногообусловливания и классического условного рефлекса, моделирования и косвенного научения в усвоении навыков насильственного поведения в семье.

Принцип действия оперантногообусловливания в случае насилия в семье заключается в том, что уступчивость “жертвы” требованиям “насильника” выступает своего рода подкреплением (вознаграждением) для насильника, что в дальнейшем способствует использованию насилия в отношениях. Другими словами, насильник получает то, что хочет посредством насилия.

Другая форма научения – классический условный рефлекс, которое имеет место, когда изначально нейтральный стимул (условный стимул) в сочетании со стимулом, вызывающим реакцию (безусловный стимул), в конце концов, сам становится стимулом, вызывающим реакцию. Классическим примером этой формы научения являются эксперименты И.П.Павлова с собаками.

 Процесс моделирования, посредством которого человек  усваивает социальное поведение  и когнитивные паттерны, наблюдая  и имитируя поведение других. Таким образом, научение возможно  также через наблюдение за  поведением других, и не только  непосредственно находящихся рядом, но и далеко от нас, например, на экране телевизора.

вопросы к ГОСам.docx

— 18.48 Кб (Просмотреть документ, Скачать файл)

Разбивка по билетам для специализации ПСО.doc

— 63.00 Кб (Просмотреть документ, Скачать файл)

Информация о работе Шпаргалки по "Психология"