Шпаргалки по "Психология"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Сентября 2014 в 22:23, шпаргалка

Краткое описание

Семья́ — организованная социальная группа, члены которой связаны общностью быта, взаимной моральной ответственностью и социальной необходимостью, которая обусловлена потребностью общества в физическом и духовном самовоспроизводстве. Семья принадлежит к важнейшим общественным ценностям Согласно некоторым научным теориям, именно форма семьи могла на протяжении многих веков определять общее направление эволюции макросоциальных систем Каждый член общества, помимо социального статуса, этнической принадлежности, имущественного и материального положения, с момента рождения и до конца жизни обладает такой характеристикой, как семейно-брачное состояние.

Вложенные файлы: 7 файлов

69-90.docx

— 118.87 Кб (Скачать файл)

Дети злятся. Беспомощность, тревога, разочарование – может выливаться в неприкрытые приступы агрессии как в сторону одного родителя (виновника ситуации), так и обоих;

Дети винят себя, полагая, что это они что-то сказали или сделали не так, и что именно их какой-то поступок привел родителей к разрыву;

Дети во время развода родителей переживают боль и скорбь сравнимую по силе только со скорбью смерти.

Психологическая помощь ребёнку.1. Ребенок должен быть уверен в том, что он любим и дорог обоим родителям. Надо постоянно подкреплять уверенность ребенка в любви, принятии и уважении его как отцом, так и матерью. Если родитель, проживающий отдельно, длительное время не общается с ребенком, нужно суметь найти для ребенка возможные объяснения этому факту, не подвергая сомнению чувства к нему такого родителя.

2 Образ каждого из родителей  должен быть позитивным. Ребенок  должен быть уверен в том, что  его мама и папа — достойные  люди, заслуживающие любви и уважения.

3 Разведенным супругам  нужно принять нынешнее семейной  положение как естественное и  сформировать такую же установку  у ребенка. Не стыдиться развода, не говорить о разводе как постыдной недостойной ситуации и не умалчивать о нем. Объяснить ребенку, что неполная семья — ничем не хуже любой другой семьи, что существуют такие отношения, когда отцы живут отдельно, но продолжают заботиться о детях.

4 Необходимо сохранять  доброжелательные отношения между  супругами, не ставить ребенка  перед необходимостью выбора  «он/она или я».

5 Надо работать над тем, чтобы отношения ребенка с родителем, проживающим отдельно, были систематичными и предсказуемыми, не должно быть долгих неожиданных разлук и прерывания контактов.

7 Семейная история не  только не должна прерываться  с разводом, она должна иметь  продолжение.

8 Нельзя ограничивать и прерывать отношения ребенка с бабушками и дедушками из семей обоих родителей.

 

80.Подходы к переживанию утраты в отечественной и зарубежной психологии

Основные подходы к переживанию утраты (смерти) Близкого человека:

1) переживание утраты как процесс трансформации связи с умершим;

В ситуации утраты основным процессом является переструктурирование отношений с ушедшим (умершим). В работе «Печаль и меланхолия» («Траур и меланхолия») З. Фрейд определяет печаль (траур) как нормальную реакцию на потерю, а не как болезненное состояние, которое стоит «предоставить врачу для лечения». Толкование «горевания по Другому» связано с понятием энергии, которую необходимо «оторвать» от утраченного объекта. З.Фрейд выводит «формулу» работы печали или разрушения связи с любимым объектом, итогом которой становятся слова: «тебя  здесь нет, ты там…». Путь печали болезненный и долгий, у горюющего появляется острая душевная боль, продуктом которой является рождение новой связи – памяти об умершем, «образование воспоминания». Это является важным моментом в продуктивном переживании горя. Непродуктивными способами справиться с потерей считаются: депрессия, отрицание потери или ее значения с идеализацией утраченного объекта или без нее, быстрая замена новым объектом, пристрастие к алкоголю, наркотикам или перееданию, развитие соматического или психосоматического заболевания.

2) преживание утраты как процесс, имеющий стадийную структуру и характеризующийся набором определенных симптомов;

В это направление объединены исследования, в которых основное внимание уделялось симптоматике переживания утраты близкого.

Э. Линдеманн, которого относят к представителям так называемой «социальной психиатрии», впервые дал систематизированное описание проявлений горя в работе «Симтомология и умение справляться с острым горем». В 1942 году он изучал эмоциональные реакции и способы адаптации выживших и родственников погибших во время пожара в ночном клубе «Кокосовая роща» (CocoanutGrovenightclub) в Бостоне, в котором погибло около 500 человек и сотни получили ранения. Он вводит понятие «острого горя», которое определяет как синдром с психологической и соматической симптоматикой. Основные симптомы «острого горя»: физическое страдание, поглощенность образом умершего, вина, враждебные реакции, утрата моделей поведения.

Статья Э.Линдеманна послужила толчком к возникновению в Америке кризисного вмешательства, дисциплины и направления деятельности психологов основной задачей которых является оказание неотложной психологической помощи пострадавшим в результате психологических и физических травм.

3) переживание утраты как последовательное решение психологических задач;

Признаками, характеризующими окончание процесса, выполнение всех психологических задач, являются: способность проживать эмоциональную умиротворенность без риска новых «волн» острой боли; способность «вкладывать энергию» в жизненную активность; чувство правильно выбранной стратегии жизни после утраты; способность испытывать положительные эмоции в отношении будущего.

4) переживание  утраты как процесс изменений, происходящих на духовном уровне  личности;

Зарубежные психологи и психотерапевты, разрабатывавшие основы экзистенциально - гуманистического направления (А. Маслоу, Р. Мэй, Э. Фромм, И. Ялом и др.) рассматривали столкновение со смертью как одну из значимых возможностей для личностного роста.

Данный подход раскрывает глубинные экзистенциальные проблемы, лежащие в основе переживания утраты, отечественную традицию «духовного делания», принципы которой имеют глубокий психологический смысл. Переживание утраты здесь описывается как процесс изменений во внутреннем мире человека и обосновывается понятие «утрата как духовное испытание»:

5) переживание  утраты как процесс «смысловой  реконструкции».

В данном подходе основным, рассматриваемым процессом является поиск «нового смысла» существования без умершего. В этом случае критическая ситуация, связанная с осознанием смерти, «заставляет» человека через смерть обратиться к собственной жизни, в частности, к основному ее компоненту – смыслу. В ситуации невозможности (бессмысленности), а смерть близкого человека именно такого рода ситуация,  перед горюющим человеком встает «задача на смысл». В рамках теории Н.А. Леонтьева идея производства смысла, добывания осмысленности, поиска источников смысла  позволяет понять переживание как продуктивный процесс, как особую работу.

Выводы: 1)Психологические исследования, посвященные утрате близкого человека, по большей части сделаны за рубежом.

2)Подходы к пониманию  переживания утраты являются  не альтернативными, а дополняющими  друг друга.

3)Единым для всех подходов  является положение − утрата близкого человека является сложным комплексным переживанием.

Можно наметить две тенденции к переживанию утраты близкого человека в психологических исследованиях.

Первая тенденция заключается в том, что исследования представляют собой результат теоретического осмысления практических выводов или вызваны необходимостью усовершенствования психологической и психотерапевтической помощи.

Вторая тенденция − разработки отечественной психологии данной проблемы по большей части посвящены срочной психологической помощи в экстремальных ситуациях. Толчком к этому послужили многочисленные катастрофы, военные действия, террористические акты последних десятилетий. При этом существует недостаток исследований в области долговременной психологической помощи в переживании утрат.

 

Психологический анализ детского горя. Дети не должны быть заслонены от процесса умирания близкого человека. Удаление детей от умирающего близкого человека отрицает их возможность продолжать быть близким к нему и увеличивает шок, когда приходит смерть. Разделение процесса умирания с близким человеком может быть волнующим и вознаграждающим опытом для обоих. Любимый ребенок может принести огромную поддержку умирающему человеку. Возможность разделить смерть с близким также помогает детям узнать смерть естественным образом.

 

Когда приходит смерть, детям нужно сказать правду сразу же в любящей и естественной манере, лучше всего родителем, или кем-то близким. Так, же точно «высылка» детей из семьи или из ситуации горя или игнорирование их переживаний показывает неуважение к их чувствам и отрицает их право на печаль. Быть отосланным из семьи для ребенка выглядит ужасным наказанием, и это уже увеличивает уже возникшую душевную боль. Горе является сложным для детей в первую очередь, из-за страха отделения от родителей. Потеря может казаться ребенку угрозой выживания, Отсутствие родителя может провоцировать сильную тревогу у маленьких детей, поскольку без кого-то кто удовлетворяет их физические и эмоциональные потребности их жизнь будет в опасности. Специально детям необходимо убеждение в том, что они не останутся в одиночестве и что их нужды будут удовлетворены.

 

Конечно, ограниченный словарный запас детей, и, затрудненный порой ответ на чувства может помешать, откровенному обсуждению. Хотя дети часто испытывают те же чувства что и взрослые, их внешнее выражение часто более запутанно и скрыто. Детские защитные реакции на потерю могут раздражать и тревожить взрослых. Дети, например, могут сказать что-нибудь вроде "Гав, гав, ты умер» или «Я все равно его не любил" или разразиться жутким смехом. Дети могут не быть способны поделиться своими реакциями на смерть словами. Иногда они легче выражают себя, рассказывая историю или изображая свои переживания в рисунках.

 

Детей всех возрастов надо поощрить участвовать во всех ритуалах, обычаях и ли любых формах траура, принятых в семье, если дети хотят участвовать в этом. Это - возможность узнать о смерти, так же как время сближения семьи. Однако не следует никогда заставлять детей присоединяться к каким-то траурным процедурам помимо их воли.

 

Вина может быть особой проблемой для детей, встретившихся с потерей. Дети могут воспринимать потерю очень, личностно и обвинять самих себя за предшествовавшее плохое поведение, или за свои амбивалентные чувства к умершему человеку. Потеря родителей всегда является сложной из-за амбивалентного отношения ребенка родителю. Поскольку воспитание детей часто связано с фрустрированием детей, естественно, что, дети иногда ненавидят родителей и даже желают им смерти. Если родитель умирает, дети могут чувствовать вину и страх, что, это они послужили причиной смерти. Это чувство вины могут смягчить понимающие взрослые, если убедят ребенка, что его вины здесь нет.

 

Врач Джродж Е. Вильямс выделяет 5 фаз детского горя, которые соответствуют 5 стадиям горя по Кюблер-Росс. Первая фаза горя - отрицание, иди изоляция,2 фаза - гнев, причем в отличие от взрослых дети более открыто выражают гнев после утраты. Например, дети могут внезапно н неожиданно разгневаться на оставшегося в живых родителя или брата, или они могут открыто выразить враждебность умершему. 3 фаза — фаза сделки, когда дети пытаются изменить реальность, например, обещая «Я буду хорошим». 4 фаза — депрессия, когда гнев детей обращается на самих себя. Во время траура дети, как и взрослые могут переживать такие симптомы как ночные кошмары или другие нарушения сна, потеря веса, или аппетита, физические боли или недомогания. 5 фаза –разрешения, конечная фаза траура, наступает, когда ребенок окончательна принимает смерть.

 

Признаки регресса могут появиться в поведении горюющего ребенка. После потери у детей могут появляться поведенческие реакции, свойственные более раннему возрасту – энурез, сосание пальца, капризы, цепляние за взрослых. Такой регресс обычно явление временное. Опять же разрешение выражения предотвратит закрепление этих симптомов на длительное время.

 

Неуспешное горе у детей характеризуется явным отрицанием, болезненными размышлениями о потере через месяцы после случившегося события, личностными изменениями. Ребенок, который навязчиво занят фантазиями о воссоединении, или ребенок, который через месяцы отказывается принять, что любимый человек действительно умер, не смог успешно справиться с горем. Депрессию нужно воспринимать очень серьезно, когда дело касается детей. Симптомы депрессии у детей могут выражаться в отгороженности, апатии, эпизодических психосоматического характера желудочных или головных болях, ночных кошмарах, или отказе от друзей в результате агрессивности или ухода в себя.

 

81. Перинотальныя потеря.

Потеря ребенка дает вероятность повышенного риска осложненного (патологического) переживания горя. В ряде исследований отмечается, что переживание горя после потери ребенка, то есть родительское горе особенно интенсивно, сложно и длительно.

Перинатальная потеря (медицинское понимание) – гибель плода, на различных стадиях беременности, во время родов или смерть новорожденного вскоре после родов.

Перинатальная потеря оказывает эффект не только на эмоциональное состояние, но и на качество жизни, психологическое состояние, последующие беременности, воспитание детей, на отношения с ближайшим социальным окружением.

Потеря беременности и гибель новорожденного − это специфическая форма утраты. Происходит целый комплекс физических и символических утрат: утрата значимого другого (объекта привязанности); утрата роли родителя; утрата будущего, надежды и мечты; утрата стадии жизненного цикла; утрата части себя; утрата образа себя беременной, чувства единения с плодом, утрата особого отношения и внимания к себе; утрата самоуважения.

Специфичность перинатальных потерь: 1) эмоциональная связь с плодом возникает до рождения ребенка: родители формируют свои надежды и мечты о себе как о родителях, о своем ребенке. Потерянные образы относятся к вторичным утратам и в процессе горевания должны быть оплаканы. 2) Смерть нарушает базовую родительскую функцию и противоречит законом природы. Для большинства окружающих это потеря не является реальной и потому длительное переживание горюющих не признается. 3) Нет выраженного феномена отсутствия. 4) Снижение самоуважения у женщин на основе неспособности выносить ребенка. 5) Беспокойство о своей последующей репродуктивной компетентности.

Ситуационные особенности, осложняющие процесс переживания потери:

- отсутствие тела, которое  нужно похоронить; неожиданность  и неясность в постановке диагноза; отсутствие воспоминаний о проведенном  вместе времени, о котором можно  горевать. На первый план выходят  символические утраты, переживание  которых еще менее подкреплено  траурными ритуалами. Траур −  процесс, благодаря которому может  быть структурирован и завершен  цикл переживания горя (Р. Кочюнас);

-антенатальная диагностика  пороков развития «запускает»  процесс переживания горя раньше, чем для родителей, которые узнают  о наличии аномалий у своего  ребенка после рождения;

- чувство скорби дополняется  чувством вины из-за ответственности  за  состояние ребенка. Если существует  необходимость прерывания беременности  по причине диагностики тяжелой  патологии или генетических показаний, то с одной стороны, может присутствовать  чувство облегчения, что рождение  ребенка с тяжелой патологией  может быть предотвращено, с другой, может возникнуть чувство вины  из-за необходимости прерывания  желанной беременности

вопросы к ГОСам.docx

— 18.48 Кб (Просмотреть документ, Скачать файл)

Разбивка по билетам для специализации ПСО.doc

— 63.00 Кб (Просмотреть документ, Скачать файл)

Информация о работе Шпаргалки по "Психология"