Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Мая 2012 в 17:49, дипломная работа
Каждый человек заинтересован в том, чтобы уметь говорить правильно и
хорошо, так как это даёт возможность устанавливать и поддерживать
добрые отношения с другими людьми: в семье, в школе, на работе, в
общественной жизни, помогает добиться успеха в самых разнообразных
сферах. Само по себе бессильное, слово становится мощным инструментом,
если оно сказано умело, искренне и вовремя.
ВВЕДЕНИЕ ____________________________________________ 3
Глава 1. РИТОРИКА. РАЗВИТИЕ СОВРЕМЕННОЙ РИТОРИКИ.
____________________________________________ 8
Глава 2. СОВРЕМЕННЫЕ ПРОГРАММЫ И УЧЕБНИКИ ПО
РИТОРИКЕ._________________________________________15
2.1. Н. А. Михайличенко. Риторика. ____________________17
2.2. Н. Н. Кохтев. Риторика. ___________________________25
2.3. А. А. Мурашов. Основы педагогической риторики.__33
2.4. Программа Т. А. Ладыженской « Школьная риторика «.
______________________________________41
2.4.1. Т. А. Ладыженской « Школьная риторика « для V класса.
_________________________________________________50
2.5. Возможность использования учебников риторики в разных
категориях школ. _______________________________59
Глава 3. МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ УРОКА РИТОРИКИ В 5 – 7 – ЫХ КЛАССАХ
СРЕДНЕЙ ШКОЛЫ. ___________65
Глава 4. АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ ЭКСПЕРИМЕНТА.___84
Часть 1. Анкетирование. _______________________________86
Часть 2. Аудирование. _________________________________101
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. _______________________________________110
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ. ________________________
тысяча
извинений
очень
извиняюсь
Не будет ли наглостью с моей стороны.
Попробуйте составить и проиграть ситуации, где можно было бы
воспользоваться этими конструкциями.
Хочу обратить ваше внимание ещё раз к словам на доске. С какой
ещё целью их можно произнести? Правильно, с целью привлечения
внимания к себе. ( Например, в магазине или в другом общественном
месте, где интересующий вас незнакомый или малознакомый человек чем –
то занят. ) Не забывайте, что к взрослому человеку как нужно
обращаться? Молодцы, на « Вы «.
В оставшееся время давайте сочиним сказку о Незнайке, который ищет
своих друзей.
Сегодня мы с вами замечательно поработали и научились привлекать
внимание занятых, но нужных нам людей и познакомились с различными
« извинительными « фразами. Мне вы сегодня все понравились. Спасибо.
Д/з: приготовить карточки с цифрами 1, 2, 3, со
знаком « - « и со словами ЛИСА и ЖУРАВЛЬ. Повторите
всё, что мы с вами проходили на предыдущих занятиях. У нас будут
гости.
Пятый урок. УРОК – ИГРА « СКАЗКИ И РЕЧЕВОЙ ЭТИКЕТ «. ( 23; 31 – 33 )
Цели урока: 1) формирование и закрепление навыков внутригрупповой
коммуникации с акцентом на позитивную мотивацию поведения; 2)
продолжение ознакомления и усвоения основ речевого этикета.
Ход урока:
Сегодня мы поучимся у любимых сказочных героев общаться, говорить
друг другу приятные слова; доброжелательно высказывать не совсем
положительное мнение о человеке, его поступках, если нас что – то не
удовлетворяет в его поведении; вежливо отказать в просьбе, если не
хотим или не можем её выполнить; научимся утешать товарища, когда
ему приходится трудно, а также попробуем научиться правильно
поздравлять друг друга с праздником.
Главная задача нашего сегодняшнего урока - научиться по – доброму
относиться друг к другу. И пусть эпиграфом к нему станут слова :
« ЕСЛИ КТО – ТО ЗАГРУСТИТ,
ТЫ ЕГО НЕ ОСТАВЛЯЙ,
ДОБРЫМ СЛОВОМ, ДОБРЫМ ДЕЛОМ
УТЕШАЙ И ПОМОГАЙ! «
Урок проходит в виде соревнования двух команд.
Конкурс первый. « Давайте говорить друг другу комплименты «
Ребята, вам приятно слышать, когда вас за что – то хвалят? А сами вы
умеете говорить людям приветливые и добрые слова? Вот сейчас мы и
попробуем это сделать. Представьте, что мы находимся в сказочной
стране и участвуем в конкурсе похвал. Жюри состоит из сказочных
героев ( члены жюри сидят в костюмах Кощея, Бабы Яги и Золушки ).
Наверное, не все они вам нравятся, но ваша задача - выбрать из
предложенных комплиментов для каждого из них такой, чтобы сказать ему
( или ей ) приятные, но в то же время правдивые слова. (
Отвечают карточками: 1 - для Кощея, 2 - для Бабы
Яги, 3 - для Золушки. Знак « – «, если комплимент никому не
подходит. ) ( Сперва читаются все комплименты, затем - по одному, а
учащиеся сигнализируют карточками ответы. Группа оценивается по
количеству правильных ответов в ней. )
« Ты очень ловкий, быстрая и всегда всюду успеваешь « ( 2 )
« Наверное, ты всегда будешь счастлива, ведь ты такая ловкая и
трудолюбивая « ( 3 )
« Как хорошо иметь такого друга, на тебя всегда можно положиться
« ( - )
« Ты так долго живёшь на свете, и ты наверняка много видел « ( 1 )
Надеемся, что теперь вы поняли, как можно говорить людям приятные
и, что очень важно, правдивые слова. Попробуйте сегодня дома сказать
похвальные слова родным, друзьям, знакомым и делайте это как можно
чаще!
Конкурс второй. « Вежливая критика «.
Вам, наверное, не раз приходилось высказывать своё мнение о человеке,
его поступках, и оно не всегда было положительным. Давайте попробуем
это сделать вежливо и доброжелательно. Представьте себе, что героев
сказки « Лиса и журавль « пригласил к себе в гости Ёжик.
Во время обеда они высказывают своё мнение о том, как их принимали
в гостях друг у друга. Вам нужно обсудить, кому принадлежит какое
высказывание. ( Игроки поднимают карточки с надписями « ЛИСА «
или « ЖУРАВЛЬ «. )
« Всё хорошо было на званом обеде. И вежливое обращение, и
хорошее угощение. Жаль только попробовать ничего не удалось. Не
подумала хозяйка о подходящей посуде. « ( Журавль )
« Уж не знаю, зачем пригласили меня на обед. Ни крошечки
нельзя съесть из этой посуды. Больше не просите, не приду. « (
Лиса )
Как вы думаете, что мог сказать Ёжик на это? Выберите и покажите
номер наиболее вежливой реплики.
1) Журавль был добрее и вежливее, Лисонька, он тебя
не обидел ни одним словом.
2) Лисонька, ты, мне кажется, не совсем права. Ведь
ты первая пригласила Журавля к себе в гости.
3) Ну, ребята, вы оба не правы, и мирить я вас
не буду. ( - )
Ну вот, надеемся, что вы поняли, что критика тоже может быть и
должна быть доброжелательной.
Конкурс третий. « Утешители «.
Дорогие команды, к вам попала записка для ослика Иа – иа, который
потерял свой хвост и очень огорчился. Его надо утешить, но вот
беда - записка порвалась, вам нужно её собрать. Для этого на
листочках у себя запишите через запятую номера предложений
утешительной записки. ( Предложения записаны на доске. )
1) Не огорчайся, дорогой Иа – иа!
2) Полно печалиться, дело поправится.
3) Стоит ли переживать из – за таких пустяков!
4) Я обязательно помогу тебе. И все наши друзья
помогут. Мы найдём твою потерю.
5) Нечего искать иголку в стоге сена.
Правильный ответ - 1, 2, 4. Мы уверены, что ослик успокоится после
таких слов, а вы, конечно, выполните обещание помочь ему.
Конкурс четвёртый. « В гостях хорошо, а дома лучше. «
Сейчас вам предстоит вежливо отказать в просьбе, которую вы не
можете выполнить. Представьте, что вы - Садко. Вы попали в
подводное царство и морской царь предлагает вам сундук с
сокровищами, чтобы вы остались у него навсегда развлекать его своей
игрой на гуслях и пением. Но вы не хотите оставаться. Какой из
вариантов отказа вы выберите? Объясните, почему?
1) О, подводный царь! Я бы с удовольствием взял
любое из твоих бесценных сокровищ, но никак не могу остаться в
твоём царстве.
2) Не нужны мне твои сокровища, я хочу домой!
3) Благодарю тебя, о великий царь, за прекрасные
подарки! Но не могу взять их и остаться в твоём царстве, т. к.
ждут меня на земле друзья и невеста.
( (1) Ты не убедишь царя, он не понял, почему ты не можешь
остаться. (2) Царь рассердится на тебя и бросит в темницу. Подумай,
как ответить ему в следующий раз. (3) Ты убедил царя, он отпустит
тебя домой и даст в подарок невесте жемчужное ожерелье. )
Конкурс пятый. « Поздравления «.
Папа Карло решил написать поздравительные письма к женскому празднику
героиням сказки « Золотой ключик «. Но по рассеянности он забыл
написать имена адресатов. ( На доске записано слово и объяснено. )
Помогите ему разобраться. Сигнализируем карточками:
1) Мальвина
2) Лиса Алиса
3) Черепаха Тортила
« Достопочтенная.! Поздравляю Вас с праздником! Желаю Вам быть по
– прежнему доброй, мудрой и щедрой, как и 300 лет назад. Вы по –
прежнему обаятельны. Так держать! Ваш преданный друг Карло. « ( 3 )
« Изобретательная.! Поздравляю Вас с женским днём! Желаю Вам
оставаться такой же умной, лукавой и привлекательной! Пусть Вам
повезёт с честным и предприимчивым другом и Вы сможете заработать
миллион. Поклонник Ваших талантов Карло. « ( 2 )
« Милая.! Поздравляю тебя, дорогая девочка, с праздником больших
и маленьких женщин! Желаю тебе счастливой и безоблачной жизни, стать
звездой театра и кино, а ещё - сохранить дружбу со старыми друзьями
- Буратино и Пьеро. Целую тебя. Папа Карло. « ( 1 )
Можно устроить ещё несколько внеконкурсных заданий, пока жюри
подсчитывает баллы.
Ребятам предлагается представить себя Красной Шапочкой, пишущей своей
бабушке открытку ко Дню Рождения.
Ещё один конкурс - кто больше вежливых слов назовёт.
В конце урока учитель подводит итоги:
Итак, сегодня мы с вами поиграли, вспомнили любимых сказочных
героев, поучились вежливо общаться друг с другом. Убедились в том,
что можно думать, фантазировать, помогать друг другу в общем деле, а