Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Мая 2012 в 17:49, дипломная работа
Каждый человек заинтересован в том, чтобы уметь говорить правильно и
хорошо, так как это даёт возможность устанавливать и поддерживать
добрые отношения с другими людьми: в семье, в школе, на работе, в
общественной жизни, помогает добиться успеха в самых разнообразных
сферах. Само по себе бессильное, слово становится мощным инструментом,
если оно сказано умело, искренне и вовремя.
ВВЕДЕНИЕ ____________________________________________ 3
Глава 1. РИТОРИКА. РАЗВИТИЕ СОВРЕМЕННОЙ РИТОРИКИ.
____________________________________________ 8
Глава 2. СОВРЕМЕННЫЕ ПРОГРАММЫ И УЧЕБНИКИ ПО
РИТОРИКЕ._________________________________________15
2.1. Н. А. Михайличенко. Риторика. ____________________17
2.2. Н. Н. Кохтев. Риторика. ___________________________25
2.3. А. А. Мурашов. Основы педагогической риторики.__33
2.4. Программа Т. А. Ладыженской « Школьная риторика «.
______________________________________41
2.4.1. Т. А. Ладыженской « Школьная риторика « для V класса.
_________________________________________________50
2.5. Возможность использования учебников риторики в разных
категориях школ. _______________________________59
Глава 3. МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ УРОКА РИТОРИКИ В 5 – 7 – ЫХ КЛАССАХ
СРЕДНЕЙ ШКОЛЫ. ___________65
Глава 4. АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ ЭКСПЕРИМЕНТА.___84
Часть 1. Анкетирование. _______________________________86
Часть 2. Аудирование. _________________________________101
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. _______________________________________110
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ. ________________________
Врач, ветеринар, учитель, военный
Ряд ситуаций был направлен на выяснение знаний этикета и умения
строить фразы. Учащиеся особенно не отличались, хотя гуманитарный
класс, как и прежде, объяснил всё более обстоятельно и
аргументировано. Вновь хочется обратить внимание на количество слов в
высказываниях.
Вопрос 5. Представь себе ситуацию: ты в незнакомом городе.
Тебе нужно попасть на вокзал. Как ты обратишься к прохожему?
« Г « класс: « Извините, пожалуйста, вы не подскажете, как
мне добраться до вокзала? «
« Здравствуйте! Извините, пожалуйста. Я тут
недавно, Вы не могли бы мне сказать, где находится вокзал? Спасибо!
«
« М « класс: « Простите, вы не объясните, где находится вокзал? «
« Ф « класс: « Извините, Вы не знаете, где здесь вокзал? «
« Извините. Я из Новгорода, я заблудился.
Отведите меня, пожалуйста, на вокзал. «
Вопрос 7: Другая ситуация. Ты открыл своё кафе. Предложи
гостям отведать твоё фирменное блюдо.
« Г « класс: « Здравствуйте! У нас, как и у любого кафе,
есть своё фирменное блюдо. Вы бы не хотели его попробовать? «
« А теперь наше самое изысканное блюдо!
Пальчики оближешь! «
« Мадмуазель, не хотите попробовать наше
фирменное блюдо « ЛЯ ФРАНЦЕЗ «? У этого блюда незабываемый вкус,
удивительная нежность и его одобряют все гурманы. «
« М « класс: « Дамы и господа! Я хочу предложить вам
наше фирменное блюдо « Судак в собственном соку «. Надеюсь, вам
понравится. «
« Ф « класс: « О, какие люди, здравствуйте! Присаживайтесь
сюда, пожалуйста. Не хотите ли отведать наше суперфирменное блюдо? «
« Не хотите отведать изюминку нашего кафе? «
Вопрос 8: Другая ситуация. Ты встретил своего лучшего друга (
подругу ) и вспомнил, что вчера был его День Рождения, а поздравить
его ты забыл. Что ты скажешь?
« Г « класс: « Извини, пожалуйста. Я так давно тебя не
видела и совсем забыла поздравить тебя с Днём твоего Рождения. Давай
сходим в кафе и я заглажу свою вину. «
« Привет! Поздравляю тебя с твоим прошедшим
Днём Рождения! Желаю счастья, здоровья и всего самого наилучшего! Как
провёл праздник? «
« Ой, извини, пожалуйста, надо же, совсем
забыла тебя поздравить с Днём Рождения. Поздравляю! «
« М « класс: « Привет! С прошедшим тебя. Прости, что вчера
не позвонила. «
« Извини, я забыл, но я исправлю свою
ошибку. Поздравляю с Днём Рождения! «
« Прости, с Днём Рождения! «
« Ф « класс: « Извини, пожалуйста, я был занят. Извини. «
« Извини, но у меня были дела. «
В задании, где нужно было поставить ударения, меня интересовали слова
« звонит « и « ложить «. Отметили, что слова «
ложить « в русском языке нет учащиеся в гуманитарном классе -
90 % и 5 % в математическом. Со словом « звонит « ситуация
иная: в гуманитарном и математическом классах правильно ответили 60 %,
а в физкультурном - 25 %.
На вопрос « Что можно узнать о человеке по его голосу? «
, ответили опять же примерно одинаково. Но учащиеся
гуманитарного класса сделали это более обстоятельно и охарактеризовали
свой голос, избежав слова « нормальный «, которое сплошь и рядом
встречалось у ребят физкультурного класса.
« Г « класс: « Вежлив ли, возраст, образование. «
« Курит, пьёт, характер, где тусуется,
возраст и ещё какие – нибудь мелкие детали. «
« Здоровый ли образ жизни он ведёт, как
следит за своей речью и какой он по натуре. «
« М « класс: « Добрый или злой, умный ил тупой. «
« Пол, возраст, характер, трезвость,
заикается ли. «
« Образованность, в деревне или в городе
ли он живёт. Характер, о чём думает. «
« Ф « класс: « Грубый ли он, пьёт ли; женщина ил мужчина. «
« Настроение. «
« Характер, пол, ум. «
« Плохой ил хороший. «
Что такое диалог, знали 40 % физкультурного класса, 85 % математического
и 95 % гуманитарного, а что такое монолог - 0 %
физкультурного, 60 % математического и 100 %
гуманитарного класса. У учащихся часто моно ассоциировалось со
словом « много «.
На вопрос « Что такое рифма « ответили 50 %
физкультурного класса, 95 % математического и 100 %
гуманитарного. Проиллюстрировать смогли многие, но точнее это сделали в
гуманитарном классе:
« Г « класс: суровых - сосновых;
солнце - донце;
дрова - трава;
« Буря мглою небо кроет,
Вихри снежные крутя,
То как зверь она завоет,
То заплачет, как дитя..»
« М « класс: палка - галка;
краб - раб;
кровь - морковь.
« Ф « класс: Антошка - картошка;
жучка - кучка.
А вот на вопрос о несловесном общении лучше ответили негуманитарные
классы 80 %, а гуманитарный класс ( почему - то ) наполовину меньше
- 40 %.
Дать описание фломастера вновь лучше удалось учащимся гуманитарного
класса - это получилось у них более ярко, красочно и многословно (
! ).
« Г « класс: « Это пишущий предмет. Он может быть любого
цвета и любой формы. У него всегда есть колпачок, иначе он может
высохнуть. «
« Мой фломастер с белым колпачком, а стержень
у него красный. Фломастер толстый, и стержень у него поэтому
широкий, а пахнет он красной душистой розой. «
« Это яркая ручка, заправленная спиртом и тушью, с широким
мягким ворсистым грифелем. «
« Это пишущий предмет. Он может быть любого
цвета - от самого светлого до чёрного. «
« Ф « класс: « Это большой карандаш, который ярко рисует. «
« М « класс: « Это цветная ручка с сильным запахом. «
Девятнадцатый вопрос « Закончи предложение: Я очень люблю лето
потому, что.» был предназначен выявить умение учащихся
красиво и полно выражать свою мысль. Мы надеялись увидеть нечто,
похожее на минисочинение. Учащиеся нас несколько разочаровали. В
основном объяснение превратилось в ряд однородных предложений, а порой
ограничивались и одним простым предложением, а то и словом (
каникулы ). Но, опять таки, отличились в лучшую сторону
учащиеся гуманитарного класса.
« Г « класс: « Потому что я езжу в деревню, могу делать
всё, что хочу. Я дышу свежим воздухом. Летом тепло, каникулы. «
« У меня летом День Рождения и я могу
отдыхать и наслаждаться свежим воздухом у бабушки в деревне. «
« Потому что деревня, молоко, корова, в
школу не ходишь, смотришь телевизор, слушаешь музыку, гуляешь до
скольки угодно. «
« Потому что я могу плавать в речке,
каникулы в школе, могу встретиться с сестрой и поехать в деревню. Я
люблю ходить в лес. «
« Я очень люблю зиму, потому что в это
время года много праздников. Падает снег, который накрывает деревья и
кажется, что ты в сказке. В снегу можно поваляться и понырять. «
« М « класс: « Очень тепло. «
« Потому что можно гулять сколько хочешь.«
« Нет уроков и можно купаться. «
« Оно тёплое, красивое, пахнет цветами. «
« Потому что очень жарко, можно купаться,
есть мороженное, есть сладости, бегать в шортах, кататься на лодке,
загорать. «
« Ф « класс: « Светит солнце и птички поют. «
« Тепло и можно купаться. «
« Потому что летом жарко и можно купаться,
ходить на рыбалку, играть в футбол. «
« Потому что люблю купаться, загорать,
развлекаться, не надо ходить в шапках и шубах. «
« Каникулы. «
На вопрос, требующий работы логики « Выпиши реплики,
неуместные для официального общения..», учащиеся всех
классов ответили без особых отклонений одинаково правильно, выбрав