Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Мая 2012 в 17:49, дипломная работа
Каждый человек заинтересован в том, чтобы уметь говорить правильно и
хорошо, так как это даёт возможность устанавливать и поддерживать
добрые отношения с другими людьми: в семье, в школе, на работе, в
общественной жизни, помогает добиться успеха в самых разнообразных
сферах. Само по себе бессильное, слово становится мощным инструментом,
если оно сказано умело, искренне и вовремя.
ВВЕДЕНИЕ ____________________________________________ 3
Глава 1. РИТОРИКА. РАЗВИТИЕ СОВРЕМЕННОЙ РИТОРИКИ.
____________________________________________ 8
Глава 2. СОВРЕМЕННЫЕ ПРОГРАММЫ И УЧЕБНИКИ ПО
РИТОРИКЕ._________________________________________15
2.1. Н. А. Михайличенко. Риторика. ____________________17
2.2. Н. Н. Кохтев. Риторика. ___________________________25
2.3. А. А. Мурашов. Основы педагогической риторики.__33
2.4. Программа Т. А. Ладыженской « Школьная риторика «.
______________________________________41
2.4.1. Т. А. Ладыженской « Школьная риторика « для V класса.
_________________________________________________50
2.5. Возможность использования учебников риторики в разных
категориях школ. _______________________________59
Глава 3. МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ УРОКА РИТОРИКИ В 5 – 7 – ЫХ КЛАССАХ
СРЕДНЕЙ ШКОЛЫ. ___________65
Глава 4. АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ ЭКСПЕРИМЕНТА.___84
Часть 1. Анкетирование. _______________________________86
Часть 2. Аудирование. _________________________________101
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. _______________________________________110
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ. ________________________
вторую реплику: « Это всё брехня. Кто Вам сказал? «
. Но точнее всё же справился гуманитарный класс, где количество
правильно ответивших было равно практически 100 %.
При подборе синонимов в физкультурном классе вызвало затруднение слово
круг. Оно почти не породило никаких ассоциаций. Синоним смог
подобрать лишь 1 человек - шар, окружность. К
остальным словам здесь смогли подобрать по 2, реже по 3 синонима:
красивый - приятный, симпатичный,
прекрасный, неотразимый, прелестный,
привлекательный ;
говорить - базарить, общаться, болтать,
разговаривать
Учащиеся же математического и гуманитарного классов выстраивали
цепочки синонимов, доходящие до 9 – 10 слов, хотя некоторые из них
синонимами уже было сложно назвать.
« Г « класс:
круг - шар, диск, обруч, солнце, глаз, колесо, глобус,
окружность, пуговица
красивый - привлекательный, симпатичный, чудесный,
прелестный, прекрасный, симпатичный,
замечательный, изумительный, милый
превосходный, приятный
говорить - разговаривать, тараторить, болтать,
выкрикивать, чесать языком, общаться,
беседовать, объяснять, шпарить,
открывать варежку, переговариваться,
открывать рот, трезвонить
« М « класс:
круг - шар, окружность, мяч, ноль,
бублик, колесо
красивый - очаровательный, прекрасный, милый,
милый, неплохой, симпатичный,
обаятельный, приятный, яркий,
хороший, великолепный, замечательный,
неординарный, необыкновенный, превосходный,
чудесный, прелестный
говорить - болтать, речь толкать, лясы точить,
базарить, трепаться, орать.
Кричать, калякать, шептаться
На последний общий вопрос тоже не все правильно ответили. Различие в
семантике слов « невежливо « и « грубо «
нашли и объяснили опять же в основном учащиеся гуманитарного класса.
При анализе этих общих вопросов мы увидели, что, несмотря на неплохой
уровень подготовки учащихся во всех трёх классах ( что, на наш
взгляд, обусловлено высоким уровнем учебного заведения, в стенах
которого и учатся опрошенные дети ), всё же учащиеся, ранее
занимавшиеся предметом « Школьная риторика « показали
результаты более высокие, чем остальные, у которых не было этого
предмета.
Мы считаем, что на примере проведённого исследования можно сказать, что
есть некоторые основания, полагающие, что предмет « Школьная
риторика « имеет полное право на существование в школьной
программе.
Сами же учащиеся считают, что риторика помогла им в развитии речи,
необходима для становления языка и раскрепощения в различных
ситуациях ( от бытовых до экстремальных ). Ещё была отмечена
важность знания основ этикета. Учащиеся упоминали, что на уроках
риторики они много и увлекательно инсценировали, учились правильно
произносить звуки, ставить ударение, правильно говорить. Им
понравилось и петь песни, и разучивать пословицы. Благодаря риторике
они учатся говорить ( в смысле « излагать свои мысли правильно «
), а не этого ли и добиваются наши учителя?
Но на отношение к предмету, как известно, влияет и личность самого
учителя ( что тоже было отмечено учащимися ). Некоторые подчеркнули,
что при прежнем учителе риторика нравилась им, а при нынешнем -
нет. Риторику, прежде, чем вводить как учебную дисциплину, нужно
разработать как дисциплину в университетском обучении. Мы считаем,
что должна существовать некая методика преподавания риторики в школе.
Не должно быть « кустарных « учителей – риториков, которые где – то
что – то почитали, посмотрели - и к детям. Ведь не нам на детях,
а им на нас, на нашем примере и воодушевлении учиться следует. На
наш взгляд это пока ещё пробел в нашей системе образования.
Давайте рассмотрим вторую фазу эксперимента.
ЧАСТЬ II. Аудирование.
Для аудирования, проводившегося в тех же классах того же учебного
заведения, нами были предложены следующие темы, которые учащиеся по
своему усмотрению могли представить как объявление по радио или как
собственные размышления:
1.
Пропала белая мышь.
2. Пропала совесть.
3. Меняю двух колорадских жуков на одного майского.
4. Я люблю. , я не люблю.
5. Своя тема.
Во всех трёх классах активность была высокой, идти к диктофону не
заставляли никого, учащиеся сами выстраивались в очередь, хотя,
конечно, не все стремились подойти. А некоторые выходили со своими
текстами и по несколько раз. Наименьшей популярностью пользовалась
тема, предполагавшая размышления - № 4 ( Я люблю.
, я не люблю. ). Но она была в
активном употреблении в гуманитарном классе. Это говорит о том, что
аналитическое мышление у них более развито, нежели в классах, где
риторика не изучалась.
« Г « класс: « Больше всего я люблю животных: маленьких и
больших. Ещё я люблю ездить с мамой на Чёрное море. Мы ездим туда
каждый год. Люблю, когда морские волны поднимаются до двух метров и
в этот момент на них так приятно смотреть. А особенно люблю вдыхать
морской воздух.
Я не люблю слякоть, когда на улице лужи и моросит дождь. «
« Я люблю, когда учитель ставит пятёрку или
четвёрку, но не люблю, когда получаю тройку. Люблю ловить лягушек,
ящериц и медуз. Люблю из рогатки стрелять в яблоко на яблоне, а
потом его есть; но не люблю стрелять в птиц и животных. Я люблю
замораживать воду, а потом выбрасывать её с пятого этажа и смотреть,
как разбивается лёд. Я люблю стоять на голове и смотреть телевизор
- так интересно! «
Объявления.
« Внимание! В нашу студию только что
поступило экстренное сообщение: вчера у одной девочки, когда она
возвращалась домой, на автобусной остановке пропала совесть. Особые
приметы совести: нечистая, краденая. «
« Внимание! На улице Большая Санкт –
Петербургская 10 двадцатого марта открывается музей Домашней Колбасы.
Только в день открытия, только двадцатого марта, только на Большой
Санкт – Петербургской 10 вы сможете бесплатно попробовать домашней
колбасы. Колбаса великолепная: чесночная, кровяная, ливерная. Только
двадцатого марта, только на Большой Санкт – Петербургской 10, только в
9 утра. Спешите! Колбаса - оближешь пальчики!
Вниманию фермеров! Музей скупает свинину, говядину и курятину.
Меньше пятидесяти кг просьба не приносить. Контактный телефон: 11 – 12
– 13. «
Монолог директора школы.
« Я директор сотой школы,
« М « класс: Объявления.
« Пропал хозяин. Просьба вернуть.
P. S: Сложно жить без пищи.