Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2014 в 14:06, реферат
Краткое описание
Вступление России в ВТО вызвало полемику о влиянии членства в этой организации на развитие различных секторов экономики. При этом одной из причин негативного влияния ВТО на аграрный сектор России называют низкий уровень государственной поддержки сельского хозяйства.
Вступление России в ВТО вызвало
полемику о влиянии членства в этой организации
на развитие различных секторов экономики.
При этом одной из причин негативного
влияния ВТО на аграрный сектор России
называют низкий уровень государственной
поддержки сельского хозяйства.
Уровень поддержки
производства
Существуют различные методики
оценки поддержки аграрного производства,
но наиболее полно оценить ее текущий
уровень позволяет методика Организации
экономического сотрудничества и развития
(ОЭСР)[1]. ОЭСР проводит оценку и мониторинг
мер государственной поддержки аграрного
производства в странах — членах и нечленах
этой организации с 1987 года. Обобщающий
показатель, рассчитываемый по методике
ОЭСР, учитывает:
поддержку индивидуальных производителей
— общую сумму трансфертов от потребителей
и налогоплательщиков сельхозпроизводителям,
независимо от причин и целей их введения
и влияния на уровень производства или
доход производителей;
поддержку общих услуг для сельского
хозяйства — расходы на исследования
для повышения эффективности сельскохозяйственного
производства, образование и подготовку
кадров, контроль за качеством и безопасностью
продовольствия, сельскохозяйственных
ресурсов и окружающей среды, развитие
инфраструктуры, маркетинг, содержание
общественных складов сельскохозяйственной
продукции и прочие общие услуги;
поддержку потребителей сельскохозяйственной
продукции — трансферты потребителям
от налогоплательщиков, связанные с поддержкой
рыночных цен на сельскохозяйственную
продукцию; трансферты первым потребителям
сельскохозяйственной продукции (например,
платежи переработчикам, которые закупают
продукцию по гарантированным ценам у
сельхозпроизводителя, а также субсидии
потребителям, продовольственная помощь,
основанная на распределении запасов
продовольствия, сформированных в результате
рыночных интервенций, и пр.).
В 2011 году общая сумма поддержки
агарного производства в странах ОЭСР
составила 406,8 млрд долларов США, или 0,95
% от общего ВВП стран ОЭСР (табл. 1). Следует
отметить, что при увеличении общей суммы
поддержки аграрного производства сокращается
ее удельный вес в валовом внутреннем
продукте в большинстве развитых стран
мира, в то время как в России за последние
10 лет удельный вес поддержки аграрного
производства в ВВП постоянно увеличивался.
Таблица 1. Общая поддержка
аграрного производства в России, ЕС и
США по данным ОЭСР
Годы
Россия
США
ЕС
ОЭСР в целом
млрд
% от
млрд
% от
млрд
% от
млрд
% от
долл.
ВВП
долл.
ВВП
долл.
ВВП
долл.
ВВП
1986
-
-
61,53
1,39
96,82
2,67
275,03
3,11
1990
6,52*
2,1*
60,69
1,06
128,48
2,05
324,70
2,38
2000
1,96
0,76
92,40
0,93
97,76
1,21
320,56
1,15
2010
18,29
1,24
135,49
0,93
118,33
0,73
383,61
0,93
2011
н/д
н/д
146,70
0,97
119,99
0,68
406,75
0,95
* 1995 г.
Составлено по: Producer
and Consumer Support Estimates: Producer support estimate and related
indicators by country, OECD Agriculture Statistics (дата обращения
24.10.2012).
Общая поддержка аграрного
производства в России, измеренная в абсолютных
величинах, несомненно, ниже, чем в США
и в Евросоюзе. На это влияют различные
факторы — количество сельхозпроизводителей,
объемы и структура аграрного сектора
стран и ряд других. Поэтому для характеристики
уровня поддержки используются относительные
показатели: удельный вес поддержки в
общих доходах сельхозпроизводителей
(общие доходы включают стоимость производства
продукции, бюджетные и прочие трансферты);
номинальный коэффициент поддержки производителей,
номинальный коэффициент поддержки потребителей.
Поскольку это относительные
показатели, то на них не влияют размер
и структура аграрного сектора в целом,
важность отдельных видов продукции внутри
сектора и уровень инфляции. Поэтому они
позволяют сравнить уровень поддержки
производителей за продолжительный период
времени, между странами и по видам продукции
внутри страны.
Доля внешней поддержки в общей
валовой выручке сельхозпроизводителей
в странах ОЭСР за период с 1986 по 2011 год
уменьшилась с 37,6 до 18,8 %, то есть более
80% доходов фермеров в 2011 году получено
за счет благоприятной рыночной конъюнктуры.
Наиболее высокий уровень государственной
поддержки индивидуальных сельхозпроизводителей
характерен для Норвегии — 58 %, Швейцарии
— 55 % и Японии — 52 % от валовой выручки
в 2011 году (табл. 2). Это объясняется не только
относительно неблагоприятными природно-климатическими
условиями для аграрного производства,
ограниченностью земельных ресурсов,
но и высоким уровнем жизни населения.
Поскольку одной из целей правительственного
покровительства выступает поддержка
доходов фермеров на приемлемом уровне,
то в странах с высоким уровнем жизни на
эти цели приходится выделять больше средств.
Таблица 2. Поддержка
сельхозпроизводителей за 1986—2011 гг., %
от общих доходов
Страна
Годы
1986
2005
2006
2007
2008
2009
2010
2011
Австралия
13,0
3,6
4,5
5,1
4,4
3,1
2,6
3,0
Канада
37,4
21,3
20,9
16,5
13,3
17,4
16,7
14,2
Чили
н/д
5,0
4,2
3,7
3,4
5,5
3,4
3,5
Исландия
75,6
66,9
64,5
55,5
52,4
51,3
47,1
43,7
Япония
65,1
53,8
51,6
46,7
48,3
49,0
53,3
51,6
Южная Корея
64,5
59,7
58,6
57,4
45,5
50,9
44,8
53,3
Мексика
3,6
12,9
13,2
13,0
12,0
13,8
11,9
11,6
Новая Зеландия
19,7
1,3
0,9
0,7
0,6
0,4
0,5
0,8
Норвегия
69,6
66,8
64,1
54,6
59,4
61,2
60,8
57,7
Швейцария
74,5
66,1
65,3
48,8
56,0
60,3
53,5
54,4
Турция
17,3
33,2
33,4
26,2
26,3
28,4
25,5
20,2
США
24,1
15,3
11,2
10,0
8,8
10,6
7,7
7,7
Евросоюз
38,6
30,4
29,0
23,5
22,0
23,3
19,8
17,5
ОЭСР в целом
37,6
28,5
26,4
22,0
21,0
22,8
19,9
18,8
Россия
н/д
14,6
17,3
18,2
21,9
22,1
21,4
н/д
Источник: Producer and
Consumer Support Estimates: Producer support estimate and related indicators
by country, OECD Agriculture Statistics.
В группу стран с низким уровнем
поддержки сельхозпроизводителей входят
Новая Зеландия, Австралия, Чили и США.
Если в Новой Зеландии, Австралии, Чили
за период 2003—2011 годов уровень поддержки
был стабильно низким, то в США за этот
же период он сократился в 2 раза и составил
7,7 % от общих доходов сельхозпроизводителей.
В Австралии и Новой Зеландии условия
для ведения экстенсивного аграрного
производства весьма благоприятны, и аграрная
политика в этих странах ориентирована
на рыночный механизм как основной регулятор
спроса и предложения, так же как и в Чили.
Сокращение поддержки в США связано с
изменением структуры мер аграрной политики
и ее переориентацией с прямой поддержки
сельхозпроизводителей на поддержку общих
услуг и других мер.
В расчете на 1 гектар сельскохозяйственных
угодий наибольшая поддержка сельхозпроизводителей
осуществляется в Евросоюзе. В 2010 году
индивидуальная поддержка сельхозпроизводителей
в расчете на 1 гектар в России превысила
поддержку производителей в США, что отрицает
тезис о более высоком уровне поддержки
сельхозпроизводителей в США. Однако общая
поддержка аграрного производства в США
значительно выше, чем в России (табл. 3),
что объясняется косвенной поддержкой
через оказание общих услуг всем производителям,
развитие производственной и социальной
инфраструктуры в сельской местности,
научное и консультационное обеспечение,
поддержку малообеспеченных слоев населения
и многие другие меры поддержки.
Таблица 3. Поддержка
сельхозпроизводителей и аграрного производства
в целом по методике ОЭСР в расчете на
1 гектар сельхозугодий за 2000 и 2010 гг., долларов
Страна
2000 г.
2010 г.
поддержка производителей
поддержка аграрного
производства
поддержка производителей
поддержка аграрного
производства
Россия
6
9
72
85
США
126
223
68
336
Евросоюз
434
492
544
628
Рассчитано по: Producer
and Consumer Support Estimates: Producer support estimate and related
indicators by country, OECD Agriculture Statistics; Land Use Database,
FAOSTAT: URL: http://faostat.fao.org/site/377/default.aspx#ancor
Представленные данные отражают
различия в подходах и механизмах реализации
аграрной политики в России, США и Евросоюзе,
которые в значительной степени определяют
эффективность государственной поддержки.
В структуре бюджетных расходов в России,
выделенных в рамках реализации Государственной
программы развития сельского хозяйства
и регулирования рынков сельскохозяйственной
продукции, сырья и продовольствия в 2008—2011
годах, 66 % составили расходы на достижение
финансовой устойчивости сельского хозяйства,
из которых большая часть приходится на
субсидирование процентной ставки по
кредитам.
Структурные перемены
Основной тенденцией последних
десятилетий является изменение структуры
мер поддержки аграрного производства.
Хотя по-прежнему в странах ОЭСР большая
часть поддержки направляется сельскохозяйственным
производителям, произошло сокращение
ее удельного веса с 81,0 % в 1986 году до 62,1
% в 2011 году (табл. 4). При этом увеличивается
поддержка общих услуг — с 12 % в 1986 году
до 27,4 % от общей суммы поддержки сельхозпроизводителей
в странах ОЭСР в целом в 2011 году. В Австралии,
Чили, Новой Зеландии и США удельный вес
поддержки общих услуг превысил 50 %, в Канаде
— 29 %, Израиле — 20 % и составил менее 15
% в остальных странах ОЭСР.
Таблица 4. Удельный
вес поддержки производителей в общей
поддержке аграрного производства, %
Годы
Россия
США
ЕС
ОЭСР
1986
87,1*
62,3
87,8
81,0
2000
70,6
56,6
88,2
76,2
2005
82,0
40,3
85,9
72,8
2006
79,3
32,1
87,0
71,5
2007
81,7
34,1
87,0
70,7
2008
81,7
29,4
85,9
69,0
2009
76,3
26,7
87,8
66,2
2010
84,8
20,4
86,5
62,9
2011
н/д
20,8
86,0
62,1
* 1995 г.
Составлено по: Producer
and Consumer Support Estimates database. OECD: official site: URL: http://www.oecd.org/ (дата обращения 20.10.2012).
В Российской Федерации на долю
общих услуг в общей поддержке аграрного
производства в 2010 году пришлось 15,2 %, что
выше, чем в целом по ЕС — 11,5 %, и значительно
ниже по сравнению с США — 52,3% (рис. 1).
Рис. 1. Доля расходов
на общие услуги в общей поддержке сельхозпроизводителей
за 2001—2010гг., %
Составлено по: Producer and Consumer
Support Estimates database. OECD: official site: URL: http://www.oecd.org/ (дата обращения 20.10.2012).
Одновременно происходили изменения
и структуры поддержки общих услуг. В целом
по ОЭСР наиболее значительно сократился
удельный вес мер по развитию инфраструктуры
— с 31,4 % в 2000 году до 15,8 % в 2010 году. В Российской
Федерации в 2009 году на общие услуги была
выделена самая большая сумма поддержки
за период 2006—2010 годов. Однако из этой
суммы только 6 % финансирования приходилось
на федеральную целевую программу «Социальное
развитие села» и 11 % — на образование
и повышение квалификации в аграрной сфере.
Более значительные средства были выделены
на капитализацию Россельхозбанка (29 %),
приобретение техники и капитализацию
Росагролизинга (16 %), фитосанитарный, ветеринарный
контроль, защиту растений и прочие инспекции
(13 %).