Совершенствования методов управления рентабельностью продукции растениеводства в СПК «Колхоз имени Карла Маркса»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Апреля 2014 в 20:06, курсовая работа

Краткое описание

Ведущее значение прибыли в качестве финансового показателя
предпринимательской деятельности предприятия вместе с тем не означает его уникальности. Анализ стимулирующей роли прибыли показывает, что в отдельных хозяйствующих субъектах преобладает стремление извлечь высокую прибыль в целях увеличения фонда оплаты труда в ущерб производственному и социальному развитию коллектива. В ряде случаев рост прибыли обусловлен необоснованным повышением цен на продукцию. Стремление любыми путями получить высокую прибыль с целью увеличения фонда оплаты труда приводит к росту объема денежной массы в обращении, не обеспеченной товарными ресурсами. Отсюда - дальнейший рост цен, инфляция, а, следовательно, эмиссии денег.

Содержание

Введение……………………………………………………………………... 6
1. Теоретические основы управления рентабельностью на сельскохозяйственном предприятии……………………………………….. 9
1.1Показатели состава и динамики прибыли от производства и реализации продукции растениеводства на предприятии………………............................. 9
1.2 Показатели рентабельности продукции растениеводства на предприятии……………………………………………………………………... 26
2. Современное состояние сельскохозяйственного производства в СПК «Колхоз имени Карла Маркса»…………………………………………............ 35
2.1 Организационно-экономическая характеристика предприятия………… 35
2.2 Анализ основных экономических показателей деятельности предприятия……………………………………………………………………… 56
2.3 Анализ показателей рентабельности продукции растениеводства на предприятии……………………………………………………………………... 59
3. Направления совершенствования методов управления рентабельностью продукции растениеводства в СПК «Колхоз имени Карла Маркса»………… 61
3.1 Оптимизация структуры посевных площадей…………………………….. 71
3.2 Совершенствование системы экономических связей с покупателями произведенной продукции……………………………………………………… 78
3.3 Резервы повышения реализации продукции СПК «Колхоз имени Карла Маркса»………………………………………………………………………….. 97
3.4 Экономическая оценка резервов увеличения производства продукции… 98
Выводы и предложения……………………………………………………......... 104
Список использованной литературы…………………………………………… 109

Вложенные файлы: 1 файл

диплом_Юля Баринова.doc

— 887.00 Кб (Скачать файл)

 

Продолжение таблицы 13

2. Выручка, тыс. руб.

14356

12822

17083

19096

20157

3. Прибыль 

1085

68

524

1558

2012

4. Уровень рентабельности, %

8,2

0,5

3,2

8,9

11,1


 

Из таблицы видно, что общий уровень рентабельности очень низкий, недостаточный для расширенного воспроизводства, хотя намечается тенденция увеличения уровня рентабельности.

Товарность продукции определяется по уровню товарности. Уровень товарности – соотношение между товарной и валовой продукцией, выраженное в процентах. Основными направлениями повышения уровня товарности зернового производства в современных условиях являются:

    • рост производства валовой продукции за счет повышения урожайности сельскохозяйственных культур;
    • сокращение внутрихозяйственного расхода продукции на производственные нужды;
    • улучшение качества семян и экономное их расходование;
    • сокращение потерь продукции в процессе ее производства, хранения, транспортировки и реализации;
    • повышение качества продукции и др.[26]

Показатели уровня товарности зерна представлены в таблице 14.

Таблица 14 - Уровень товарности зерновых культур

Показатели

2004 год

2005 год

2006 год

2007 год

2008 год

2008 к 2004 году

ц.

%

Произведено, ц

21277

27032

25040

26613

34102

12825

60,3

Реализовано, ц

19676

22686

26426

22668

23545

3869

19,7

Уровень товарности, %

92,5

83,9

105,5

85,2

69,0

-

-23,5


 

По данным таблицы 14 можно увидеть, что самый большой процент уровня товарности наблюдается в 2006 году – 105,5%. На протяжении всего анализируемого периода наблюдается колебания производства и реализации зерна.

Колебание уровня товарности, главным образом, обусловлены изменениями объемов производства и реализационных цен.

 

2.3 Анализ показателей рентабельности продукции растениеводства в СПК «Колхоз имени Карла Маркса»

Таблица 15 – Показатели экономической эффективности производства зерновых и зернобобовых культур

Показатели

2004 год

2005 год

2006 год

2007 год

2008 год

Площадь посева,  га

2000

1760

1780

1750

1976

Урожайность, ц/га

10,6

15,4

15,8

17,0

18,7

Валовой сбор, ц

27721

27032

25040

26613

34102

Себестоимость реализованной продукции, тыс. руб.

2638

2591

4492

4424

4153

Выручка от реализации, тыс. руб

3145

2398

4392

5904

4835

Прибыль, тыс. руб.

507

-193

-100

1480

682

Уровень рентабельности, %

19,2

-7,4

-2,2

33,5

16,4


 

Из таблицы видно, что за анализируемый период уровень рентабельности зерновых был приемлемым только в 2007 году – 33,5%. В остальные годы он был низким или вообще отрицательным.

 

 

 

Таблица 16 – Показатели экономической эффективности производства подсолнечника

Показатели

2004 год

2005 год

2006 год

2007 год

2008 год

Площадь посева,  га

600

600

800

600

570

Урожайность, ц/га

16,3

13,3

10,1

9,5

16,8

Валовой сбор, ц

9805

7970

8058

5719

9599

Себестоимость реализованной продукции, тыс. руб.

1447

4763

2917

4007

5027

Выручка от реализации, тыс. руб

1788

5170

2970

5927

5396

Прибыль, тыс. руб.

341

407

53

1920

369

Уровень рентабельности, %

23,6

8,5

1,8

47,9

7,3


Из таблицы видно, что за анализируемый период уровень рентабельности подсолнечника был приемлемым только в 2004 и 2007 годах – 23,6 и 47,9%. В остальные годы он был очень низким.

Известно, что социально – экономические явления находятся между собой в сложной взаимосвязи, зависимости. Эта зависимость имеет вид корреляционной связи, которая характеризуется тем, что проявляется лишь в массе случаев. При корреляционной связи отдельному значению факторного признака может соответствовать распределению значений результативного признака. Она заключается в том, что с изменением факторного признака меняется среднее значение результативного. Наиболее глубокое исследование корреляционно-регрессионного анализа. Произведем корреляционно-регрессионный анализ взаимосвязи прибыли от продажи зерновых и зернобобовых культур и влияющих на нее факторов. Корреляционно-регрессионную связь будем исследовать по зерновым в среднем.

 

 

Таблица 17- Исходные данные для корреляционно-регрессионного анализа зависимости прибыли от продажи зерновых и зернобобовых культур от производственных факторов

Годы

Прибыль от реализации, тыс.руб. (у)

Цена реализации, руб./ц (х1)

Себестоимость 1ц, руб.

(х2)

2004

507

189,1

158,6

2005

-193

183,2

228,5

2006

-100

217,6

236,8

2007

1480

345,7

259,1

2008

682

319,2

274,2


 

При изучении влияния одних факторов на другие выделяют две группы показателей: факторные и результативные. В качестве результативного признака принята прибыль от реализации зерновых и зернобобовых (Y), а в качестве факторного – цена реализации зерновых (Х1), себестоимость 1ц продукции (Х2).

Расчет параметров уравнения множественной регрессии  осуществляется по программе Excel  (регрессия).

Коэффициент множественной корреляции, характеризующий совместное действие этих факторов равен 0,98, а коэффициент детерминации - равен 0,96, что говорит о том, что вариация (изменение) прибыли на 96 % зависит от влияния этих факторов, то есть они являются решающими в увеличении урожайности.

После оценке тесноты связи между признаками необходимо определить ее форму. Для этого было выбрано уравнение прямой. В результате  решения системы уравнений получены следующие коэффициенты уравнения связи: а0=37,6, а1=12,5, а2=-11,6.

Запишем уравнение регрессии в решенном виде и дадим интерпретацию полученных параметров:

Y(x)=37,6+12,5х1-11,6х2

Анализируя его, можно сказать, что с увеличением цены реализации  на 1 руб. прибыль увеличивается на 12,5 руб., с уменьшением себестоимости 1ц. на   1 руб., прибыль увеличивается на 11,6 руб.

Основную часть прибыли предприятия получают от реализации продукции. В процессе анализа изучаются динамика, выполнение плана и факторы изменения ее суммы.

Прибыль от реализации продукции в целом по предприятию зависит от четырех факторов первого порядка: объема реализации продукции (VРП), ее структуры (Уәi), себестоимости (Сi) и уровня среднереализационных цен (Цi).

Используя данные таблицы 18, рассчитаем влияние данных факторов способом цепной подстановки, последовательно заменяя базисную величину каждого фактора фактической в отчетном периоде (табл.19).

Таблица 18 - Исходные данные для факторного анализа прибыли от реализации продукции растениеводства, тыс.руб.

Показатель

2004 год

Данные 2004 года, пересчитанные на объем продаж отчетного года

2008 год

Выручка от реализации продукции (В)

∑( VРПio*Цio)= 5099

∑( VРПi1*Цio)=6100,5

∑( VРПi1*Цi1)=10379

Затраты по реализации продукции (З)

∑( VРПio*Сio)=4195

∑( VРПi1*Сio)=5020

∑( VРПi1*Цi1)=9222

Прибыль (П)

904

1080,5

1157


Сначала нужно найти сумму прибыли при фактическом объеме продаж отчетного года и базисной величине остальных факторов. Для этого следует рассчитать индекс объема продаж продукции в целом по предприятию, а затем базисную сумму прибыли скорректировать на его уровень.

На данном предприятии индекс объема продаж составляет:

IРП=∑( VРПi1*Сio)/∑( VРПio*Сio)=5020/4195=1,2

Если величина остальных факторов не изменилась, то сумма прибыли должна была бы увеличится на 20% и составить 1084,8 тыс.руб.

Затем следует определить сумму прибыли при фактическом объеме и структуре реализованной продукции отчетного периода, но при базисном уровне себестоимости и цен. Для этого необходимо из условной выручки вычесть условную сумму затрат:

∑( VРПi1*Цio)- ∑( VРПi1*Сio)=1080,5 тыс.руб.

Нужно подсчитать так же сумму прибыли, которую предприятие могло бы получить при объеме реализации, структуре и ценах отчетного периода, но при себестоимости продукции базисного периода. Для этого из фактической суммы выручки следует вычесть условную сумму затрат:

∑( VРПi1*Цi1) - ∑( VРПi1*Сio)= 5359 тыс. руб.

 

Таблица 19 – Расчет влияния факторов первого уровня на изменение суммы прибыли от реализации продукции

Показатель прибыли

Факторы

Порядок расчета

Прибыль, тыс.руб.

Объем продаж

Структура продаж

Цены

Себестоимость

По

0

0

0

0

Во-Зо

904

Пусл1

1

0

0

0

По*IРП

1084,8

Пусл2

1

1

0

0

Вусл-Зусл

1080,5

Пусл3

1

1

1

0

В1-Зусл

5359

П1

1

1

1

1

В1-З1

1157

Информация о работе Совершенствования методов управления рентабельностью продукции растениеводства в СПК «Колхоз имени Карла Маркса»