Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Апреля 2014 в 20:06, курсовая работа
Ведущее значение прибыли в качестве финансового показателя
предпринимательской деятельности предприятия вместе с тем не означает его уникальности. Анализ стимулирующей роли прибыли показывает, что в отдельных хозяйствующих субъектах преобладает стремление извлечь высокую прибыль в целях увеличения фонда оплаты труда в ущерб производственному и социальному развитию коллектива. В ряде случаев рост прибыли обусловлен необоснованным повышением цен на продукцию. Стремление любыми путями получить высокую прибыль с целью увеличения фонда оплаты труда приводит к росту объема денежной массы в обращении, не обеспеченной товарными ресурсами. Отсюда - дальнейший рост цен, инфляция, а, следовательно, эмиссии денег.
Введение……………………………………………………………………... 6
1. Теоретические основы управления рентабельностью на сельскохозяйственном предприятии……………………………………….. 9
1.1Показатели состава и динамики прибыли от производства и реализации продукции растениеводства на предприятии………………............................. 9
1.2 Показатели рентабельности продукции растениеводства на предприятии……………………………………………………………………... 26
2. Современное состояние сельскохозяйственного производства в СПК «Колхоз имени Карла Маркса»…………………………………………............ 35
2.1 Организационно-экономическая характеристика предприятия………… 35
2.2 Анализ основных экономических показателей деятельности предприятия……………………………………………………………………… 56
2.3 Анализ показателей рентабельности продукции растениеводства на предприятии……………………………………………………………………... 59
3. Направления совершенствования методов управления рентабельностью продукции растениеводства в СПК «Колхоз имени Карла Маркса»………… 61
3.1 Оптимизация структуры посевных площадей…………………………….. 71
3.2 Совершенствование системы экономических связей с покупателями произведенной продукции……………………………………………………… 78
3.3 Резервы повышения реализации продукции СПК «Колхоз имени Карла Маркса»………………………………………………………………………….. 97
3.4 Экономическая оценка резервов увеличения производства продукции… 98
Выводы и предложения……………………………………………………......... 104
Список использованной литературы…………………………………………… 109
Продолжение таблицы 13
2. Выручка, тыс. руб. |
14356 |
12822 |
17083 |
19096 |
20157 |
3. Прибыль |
1085 |
68 |
524 |
1558 |
2012 |
4. Уровень рентабельности, % |
8,2 |
0,5 |
3,2 |
8,9 |
11,1 |
Из таблицы видно, что общий уровень рентабельности очень низкий, недостаточный для расширенного воспроизводства, хотя намечается тенденция увеличения уровня рентабельности.
Товарность продукции определяется по уровню товарности. Уровень товарности – соотношение между товарной и валовой продукцией, выраженное в процентах. Основными направлениями повышения уровня товарности зернового производства в современных условиях являются:
Показатели уровня товарности зерна представлены в таблице 14.
Таблица 14 - Уровень товарности зерновых культур
Показатели |
2004 год |
2005 год |
2006 год |
2007 год |
2008 год |
2008 к 2004 году | |
ц. |
% | ||||||
Произведено, ц |
21277 |
27032 |
25040 |
26613 |
34102 |
12825 |
60,3 |
Реализовано, ц |
19676 |
22686 |
26426 |
22668 |
23545 |
3869 |
19,7 |
Уровень товарности, % |
92,5 |
83,9 |
105,5 |
85,2 |
69,0 |
- |
-23,5 |
По данным таблицы 14 можно увидеть, что самый большой процент уровня товарности наблюдается в 2006 году – 105,5%. На протяжении всего анализируемого периода наблюдается колебания производства и реализации зерна.
Колебание уровня товарности, главным образом, обусловлены изменениями объемов производства и реализационных цен.
2.3 Анализ показателей рентабельности продукции растениеводства в СПК «Колхоз имени Карла Маркса»
Таблица 15 – Показатели экономической эффективности производства зерновых и зернобобовых культур
Показатели |
2004 год |
2005 год |
2006 год |
2007 год |
2008 год |
Площадь посева, га |
2000 |
1760 |
1780 |
1750 |
1976 |
Урожайность, ц/га |
10,6 |
15,4 |
15,8 |
17,0 |
18,7 |
Валовой сбор, ц |
27721 |
27032 |
25040 |
26613 |
34102 |
Себестоимость реализованной продукции, тыс. руб. |
2638 |
2591 |
4492 |
4424 |
4153 |
Выручка от реализации, тыс. руб |
3145 |
2398 |
4392 |
5904 |
4835 |
Прибыль, тыс. руб. |
507 |
-193 |
-100 |
1480 |
682 |
Уровень рентабельности, % |
19,2 |
-7,4 |
-2,2 |
33,5 |
16,4 |
Из таблицы видно, что за анализируемый период уровень рентабельности зерновых был приемлемым только в 2007 году – 33,5%. В остальные годы он был низким или вообще отрицательным.
Таблица 16 – Показатели экономической эффективности производства подсолнечника
Показатели |
2004 год |
2005 год |
2006 год |
2007 год |
2008 год |
Площадь посева, га |
600 |
600 |
800 |
600 |
570 |
Урожайность, ц/га |
16,3 |
13,3 |
10,1 |
9,5 |
16,8 |
Валовой сбор, ц |
9805 |
7970 |
8058 |
5719 |
9599 |
Себестоимость реализованной продукции, тыс. руб. |
1447 |
4763 |
2917 |
4007 |
5027 |
Выручка от реализации, тыс. руб |
1788 |
5170 |
2970 |
5927 |
5396 |
Прибыль, тыс. руб. |
341 |
407 |
53 |
1920 |
369 |
Уровень рентабельности, % |
23,6 |
8,5 |
1,8 |
47,9 |
7,3 |
Из таблицы видно, что за анализируемый период уровень рентабельности подсолнечника был приемлемым только в 2004 и 2007 годах – 23,6 и 47,9%. В остальные годы он был очень низким.
Известно, что социально – экономические явления находятся между собой в сложной взаимосвязи, зависимости. Эта зависимость имеет вид корреляционной связи, которая характеризуется тем, что проявляется лишь в массе случаев. При корреляционной связи отдельному значению факторного признака может соответствовать распределению значений результативного признака. Она заключается в том, что с изменением факторного признака меняется среднее значение результативного. Наиболее глубокое исследование корреляционно-регрессионного анализа. Произведем корреляционно-регрессионный анализ взаимосвязи прибыли от продажи зерновых и зернобобовых культур и влияющих на нее факторов. Корреляционно-регрессионную связь будем исследовать по зерновым в среднем.
Таблица 17- Исходные данные для корреляционно-регрессионного анализа зависимости прибыли от продажи зерновых и зернобобовых культур от производственных факторов
Годы |
Прибыль от реализации, тыс.руб. (у) |
Цена реализации, руб./ц (х1) |
Себестоимость 1ц, руб. (х2) |
2004 |
507 |
189,1 |
158,6 |
2005 |
-193 |
183,2 |
228,5 |
2006 |
-100 |
217,6 |
236,8 |
2007 |
1480 |
345,7 |
259,1 |
2008 |
682 |
319,2 |
274,2 |
При изучении влияния одних факторов на другие выделяют две группы показателей: факторные и результативные. В качестве результативного признака принята прибыль от реализации зерновых и зернобобовых (Y), а в качестве факторного – цена реализации зерновых (Х1), себестоимость 1ц продукции (Х2).
Расчет параметров уравнения множественной регрессии осуществляется по программе Excel (регрессия).
Коэффициент множественной корреляции, характеризующий совместное действие этих факторов равен 0,98, а коэффициент детерминации - равен 0,96, что говорит о том, что вариация (изменение) прибыли на 96 % зависит от влияния этих факторов, то есть они являются решающими в увеличении урожайности.
После оценке тесноты связи между признаками необходимо определить ее форму. Для этого было выбрано уравнение прямой. В результате решения системы уравнений получены следующие коэффициенты уравнения связи: а0=37,6, а1=12,5, а2=-11,6.
Запишем уравнение регрессии в решенном виде и дадим интерпретацию полученных параметров:
Y(x)=37,6+12,5х1-11,6х2
Анализируя его, можно сказать, что с увеличением цены реализации на 1 руб. прибыль увеличивается на 12,5 руб., с уменьшением себестоимости 1ц. на 1 руб., прибыль увеличивается на 11,6 руб.
Основную часть прибыли предприятия получают от реализации продукции. В процессе анализа изучаются динамика, выполнение плана и факторы изменения ее суммы.
Прибыль от реализации продукции в целом по предприятию зависит от четырех факторов первого порядка: объема реализации продукции (VРП), ее структуры (Уәi), себестоимости (Сi) и уровня среднереализационных цен (Цi).
Используя данные таблицы 18, рассчитаем влияние данных факторов способом цепной подстановки, последовательно заменяя базисную величину каждого фактора фактической в отчетном периоде (табл.19).
Таблица 18 - Исходные данные для факторного анализа прибыли от реализации продукции растениеводства, тыс.руб.
Показатель |
2004 год |
Данные 2004 года, пересчитанные на объем продаж отчетного года |
2008 год |
Выручка от реализации продукции (В) |
∑( VРПio*Цio)= 5099 |
∑( VРПi1*Цio)=6100,5 |
∑( VРПi1*Цi1)=10379 |
Затраты по реализации продукции (З) |
∑( VРПio*Сio)=4195 |
∑( VРПi1*Сio)=5020 |
∑( VРПi1*Цi1)=9222 |
Прибыль (П) |
904 |
1080,5 |
1157 |
Сначала нужно найти сумму прибыли при фактическом объеме продаж отчетного года и базисной величине остальных факторов. Для этого следует рассчитать индекс объема продаж продукции в целом по предприятию, а затем базисную сумму прибыли скорректировать на его уровень.
На данном предприятии индекс объема продаж составляет:
IРП=∑( VРПi1*Сio)/∑( VРПio*Сio)=5020/4195=1,2
Если величина остальных факторов не изменилась, то сумма прибыли должна была бы увеличится на 20% и составить 1084,8 тыс.руб.
Затем следует определить сумму прибыли при фактическом объеме и структуре реализованной продукции отчетного периода, но при базисном уровне себестоимости и цен. Для этого необходимо из условной выручки вычесть условную сумму затрат:
∑( VРПi1*Цio)- ∑( VРПi1*Сio)=1080,5 тыс.руб.
Нужно подсчитать так же сумму прибыли, которую предприятие могло бы получить при объеме реализации, структуре и ценах отчетного периода, но при себестоимости продукции базисного периода. Для этого из фактической суммы выручки следует вычесть условную сумму затрат:
∑( VРПi1*Цi1) - ∑( VРПi1*Сio)= 5359 тыс. руб.
Таблица 19 – Расчет влияния факторов первого уровня на изменение суммы прибыли от реализации продукции
Показатель прибыли |
Факторы |
Порядок расчета |
Прибыль, тыс.руб. | |||
Объем продаж |
Структура продаж |
Цены |
Себестоимость | |||
По |
0 |
0 |
0 |
0 |
Во-Зо |
904 |
Пусл1 |
1 |
0 |
0 |
0 |
По*IРП |
1084,8 |
Пусл2 |
1 |
1 |
0 |
0 |
Вусл-Зусл |
1080,5 |
Пусл3 |
1 |
1 |
1 |
0 |
В1-Зусл |
5359 |
П1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
В1-З1 |
1157 |