Совершенствования методов управления рентабельностью продукции растениеводства в СПК «Колхоз имени Карла Маркса»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Апреля 2014 в 20:06, курсовая работа

Краткое описание

Ведущее значение прибыли в качестве финансового показателя
предпринимательской деятельности предприятия вместе с тем не означает его уникальности. Анализ стимулирующей роли прибыли показывает, что в отдельных хозяйствующих субъектах преобладает стремление извлечь высокую прибыль в целях увеличения фонда оплаты труда в ущерб производственному и социальному развитию коллектива. В ряде случаев рост прибыли обусловлен необоснованным повышением цен на продукцию. Стремление любыми путями получить высокую прибыль с целью увеличения фонда оплаты труда приводит к росту объема денежной массы в обращении, не обеспеченной товарными ресурсами. Отсюда - дальнейший рост цен, инфляция, а, следовательно, эмиссии денег.

Содержание

Введение……………………………………………………………………... 6
1. Теоретические основы управления рентабельностью на сельскохозяйственном предприятии……………………………………….. 9
1.1Показатели состава и динамики прибыли от производства и реализации продукции растениеводства на предприятии………………............................. 9
1.2 Показатели рентабельности продукции растениеводства на предприятии……………………………………………………………………... 26
2. Современное состояние сельскохозяйственного производства в СПК «Колхоз имени Карла Маркса»…………………………………………............ 35
2.1 Организационно-экономическая характеристика предприятия………… 35
2.2 Анализ основных экономических показателей деятельности предприятия……………………………………………………………………… 56
2.3 Анализ показателей рентабельности продукции растениеводства на предприятии……………………………………………………………………... 59
3. Направления совершенствования методов управления рентабельностью продукции растениеводства в СПК «Колхоз имени Карла Маркса»………… 61
3.1 Оптимизация структуры посевных площадей…………………………….. 71
3.2 Совершенствование системы экономических связей с покупателями произведенной продукции……………………………………………………… 78
3.3 Резервы повышения реализации продукции СПК «Колхоз имени Карла Маркса»………………………………………………………………………….. 97
3.4 Экономическая оценка резервов увеличения производства продукции… 98
Выводы и предложения……………………………………………………......... 104
Список использованной литературы…………………………………………… 109

Вложенные файлы: 1 файл

диплом_Юля Баринова.doc

— 887.00 Кб (Скачать файл)

На практике, в основном, используются относительные показатели рентабельности реализованной продукции, наказываемые нормой или уровнем рентабельности. Они рассчитываются как по всей реализованной предприятием продукции, так и по отдельным её видам. В первом случае рентабельность продукции будет определяться как отношение прибыли от реализованной продукции к затратам на её производство и реализацию.

Рентабельность всей реализованной продукции рассчитывается также как и отношение прибыли от реализации товарной продукции к выручке от реализации продукции: по отношению балансовой прибыли к выручке от реализации продукции. Показатели рентабельности всей реализованной продукции дают представление об эффективности текущих затрат предприятия и доходности реализованной продукции.

Во втором случае определяется рентабельность отдельных видов продукции. Она зависит от цены, по которой продукция реализуется потребителю, и себестоимости по данному её виду.

Все вышеприведённые показатели рентабельности характеризуют экономическую эффективность использования текущих производственных затрат на получение продукции. Однако сельскохозяйственные предприятия производят не только текущие производственные затраты, но и осуществляют капитальные вложения на увеличение и обновление основных средств, стоимость которых включается в издержки производства каждого года не полностью, а частью, равной суммам амортизационных отчислений. Поэтому важно знать эффективность использования единовременных затрат, материализованных в средствах производства. В этих целях используются относительные показатели рентабельности производственных фондов, которые рассчитываются как процентное отношение прибыли к среднегодовой стоимости основных и материальных оборотных средств) в отдельности, а также совокупных (основных и материальных оборотных вместе взятых средств, называемых нормой прибыли.

Эти показатели характеризуют эффективность использования в первом случае основных, во втором - материальных оборотных, в третьем - совокупных средств производства. Они показывают, сколько прибыли получено на единицу стоимости соответствующих средств производства. Чем больше прибыли получено на рубль средств производства, тем, следовательно, эффективнее они используются[34].

Немаловажное значение имеют и показатели рентабельности вложений в предприятие. Они определяются по стоимости имущества, имеющегося в его распоряжении. При расчёте используются показатели балансовой и чистой прибыли. Стоимость имущества определяется по бухгалтерскому балансу. Кроме прибыл при расчёте рентабельности вложений можно использовать выручку от реализации продукции. Этот показатель характеризует уровень продаж на один рубль вложений в имущество предприятия.

Рентабельность собственных средств предприятия определяется отношением чистой прибыли к его собственным средствам, определённым по балансу. Целесообразно рассчитать и отдачу долгосрочных финансовых вложений. Рентабельность долгосрочных финансовых вложений рассчитывается как отношение суммы доходов от ценных бумаг и долевого участия в других предприятиях к общему объёму долгосрочных финансовых вложений.

В сельском хозяйстве не редки случаи, когда производство какой-либо продукции нерентабельно или малорентабельно. Производство будет считаться рентабельным, если уровень окупаемости затрат превысит 100%.

Уровень рентабельности предприятий и отраслей производства определяется не законом средней нормы прибыли, а устанавливается государством в плановом порядке с учетом уровня цен и себестоимости продукции, потребностей в денежных средствах для развития производства, экономического стимулирования работников предприятий, объединений. Хозрасчетная рентабельность, используемая при планировании, оценке хозяйственной деятельности и экономическом стимулировании объединений, предприятий, определяется как отношение суммы прибыли к среднегодовой стоимости основных производственных фондов и нормируемых оборотных средств[30].

Промышленная рентабельность, рассчитывается как отношение прибыли к полной себестоимости продукции.

Чем выше рентабельность объединений, предприятий, тем выше уровень рентабельности всего народного хозяйства в целом. Развитие каждого отдельного предприятия способствует поднятию экономики страны в целом. Общая рентабельность объединений, предприятий определяется отношением балансовой прибыли к среднегодовой стоимости основных производственных фондов и нормируемых оборотных средств.

Фактическая общая рентабельность определяется отношением балансовой прибыли к фактической среднегодовой стоимости производственных основных фондов и нормируемых оборотных средств, не прокредитованных банком.

С увеличением суммы прибыли уменьшением стоимости основных производственных фондов и нормируемых оборотных средств рентабельность повышается, и наоборот. Расчетная рентабельность представляет собой отношение балансовой прибыли за вычетом платы за производственные фонды, фиксированных платежей, процентов за банковский кредит, прибыли целевого назначения (прибыль от реализации товаров широкого потребления, новых товаров бытовой химии и т. п.). Также прибыли, полученной по причинам, не зависящим от деятельности объединения, предприятия, к среднегодовой стоимости основных производственных фондов (за вычетом основных фондов, по которым предоставлены льготы) и нормируемых оборотных средств.

Показатель рентабельности по изделиям отражает эффективность затрат живого и овеществленного труда на производство продукции. Использование показателя нормативной расчетной рентабельности в обрабатывающих отраслях промышленности обусловлено высоким удельным весом в себестоимости продукции этих отраслей материальных затрат, значительными их колебаниями в себестоимости отдельных видов изделий и широкими возможностями технологической замены используемого сырья, материалов.

Основные пути роста рентабельности производства - развитие наиболее прогрессивных отраслей, рациональное размещение объединений, предприятий, повышение удельного веса специализированного производства, применение современные методов организации производства и труда в соответствии с требованиями научно-технического прогресса. Ускорение внедрения и освоения новой, более прогрессивной техники, повышение производительности труда, снижение себестоимости продукции улучшение ее качества, усиление режима экономии в расходовании материальных, трудовых и финансовых ресурсов. Повышение материальной заинтересованности работников в результате своего труда. Для достижения таких результатов должна быть постоянная прибыль, высококачественная продукция, получаемая благодаря новейшей технике и высоко квалифицированным кадрам[36].

Определяющим в содержании понятия «рентабельность производства» является величина прибыли. В связи с этим установление факторов рентабельности представляет собой, прежде всего установление факторов, влияющих на формирование прибыли. Факторы прибыли можно условно разделить на две группы:

  • факторы внутреннего порядка, зависящие от производителя продукции и носящие субъективный характер;
  • факторы внешнего порядка, не зависящие от товаропроизводителей и являющиеся объективными.

К факторам внутреннего порядка относят количество реализуемой продукции, её качество, издержки производства.

Количество реализованной продукции зависит от объёма валовой продукции и уровня её товарности. При росте объёма валовой продукции происходит увеличение продукции подлежащей сбыту, так как темпы роста её внутреннего потребления, как правило, ниже темпов роста валовой продукции, что создаёт условия для повышения уровня товарности и увеличение на этой основе денежной выручки.

Качество продукции оказывает влияние на величину прибыли так же через денежную выручку, так как продукция более высокого качества обеспечивает более высокую реализационную цену.

Наконец, величина денежной выручки зависит от сроков сбыта продукции, её структуры и рынков сбыта. Так, например, ранние овощи, картофель реализуют по более высоким ценам, чем поздние. По разным ценам сбывают продукцию и в зависимости от каналов реализации: при продаже её государству, потребительской кооперации, на колхозном рынке[38].

Важным фактором прибыли является себестоимость продукции. Снижение или повышение издержек производства оказывает существенное влияние на величину прибыли. К факторам внешнего порядка относятся рыночный спрос на продукцию. Высокий или низкий спрос на ту или иную продукцию, а также наличие или отсутствие конкурентов обуславливают как количество реализованной продукции, так и уровень цен на неё, что, в конечном счете, влияет на величину прибыли.

Факторы рентабельности сельскохозяйственного производства могут носить экстенсивный и интенсивный характер. Экстенсивные факторы - такие. Которые оказывают влияние на рентабельность путём изменения количества реализованной продукции, а интенсивные - на рост реализационных цен и снижение себестоимости продукции.

Таким образом, определение резервов повышения рентабельности сельскохозяйственного производства сводится, с одной стороны, к определению резервов увеличения денежной выручки от реализации, а с другой - резервов снижения себестоимости продукции. Показатель рентабельности производства имеет особенно важное значение в современных, рыночных условиях, когда руководству предприятия требуется постоянно принимать ряд неординарных решений для обеспечения прибыльности, а, следовательно, финансовой устойчивости предприятия (фирмы).

Факторы, оказывающие влияние на рентабельность сельскохозяйственного производства, многочисленны и многообразны. Одни из них зависят от деятельности конкретных коллективов, другие связаны с технологией и организацией производства, эффективности использования производственных ресурсов, внедрением достижений научно-технического прогресса.

В настоящее время большинство сельскохозяйственных предприятий являются нерентабельными (убыточными) или малорентабельными, что является следствием экономического кризиса[40].

 

 

II. СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОГО ПРОИЗВОДСТВА В СПК «КОЛХОЗ ИМЕНИ КАРЛА МАРКСА»

 

2.1 Организационно-экономическая характеристика предприятия

Сельскохозяйственный производственный кооператив «Колхоз имени Карла Маркса»  находится в селе Натальино Балаковского района Саратовской области. Расстояние до областного центра -  г. Балаково - 20 км. Хозяйство связано с областным и районными центрами автодорогой с твердым покрытием. Состояние дороги хорошее, что обеспечивает бесперебойные автоперевозки зерна. Развиты внешняя и внутренняя связи: телефон, телеграф. Село газообеспечено и электрифицировано. На территории СПК «Колхоз имени Карла Маркса»  находится 5 населенных пунктов.

Климат в этой местности континентальный, с холодной зимой и жарким летом, что отрицательно влияет на стабильность ведения сельскохозяйственного производства. Среднемесячная температура зимой составляет –13,5оС (в отдельные морозные годы температура понижается до -200С - 300С), летом +17,7оС. В самые жаркие летние месяцы – июль, август – средняя температура колеблется в пределах от +19,60С до +26,10С, абсолютный максимум достигает +380С. Основное направление ветра летом – северо-восточное, зимой – северо-западное.

Устойчивый снежный покров устанавливается в первой декаде декабря и сходит в первой декаде апреля. Среднее число дней в году со снежным покровом - 134. Высота снежного покрова составляет 45-50 см, глубина промерзания грунта составляет порядка 1 метра 45 сантиметров.

Почвы в СПК «Колхоз имени Карла Маркса» благоприятствуют выращиванию зерновых и кормовых культур: в основном здесь преобладает чернозем обыкновенный; механический состав почвы – тяжелый суглинок. Условия рельефа позволяют применять любые сельскохозяйственные машины для обработки почв. Данный факт в значительной мере определил основное производственное направление колхоза - зерново-скотоводческое, т.е. выращивание зерновых и кормовых культур и разведение крупнорогатого скота молочного направления с частичным производством мяса.

По организационной форме СПК «Колхоз имени Карла Маркса» - это производственный кооператив, т.е. добровольное объединение граждан на основе членства для совместной производственной или иной хозяйственной деятельности (производство, переработка, сбыт промышленной, сельскохозяйственной и иной продукции, выполнение работ, торговля, бытовое обслуживание, оказание других услуг), основанной на их личном трудовом и ином участии и объединении его членами (участниками) имущественных паевых взносов[2].

Каждый работник СПК колхоз имени Карла Маркса имеет имущественный и земельный пай. Конкретный размер имущественного пая каждого участника в общем паевом фонде определен пропорционально стажу работы и сумме заработка, полученного им за время работы в хозяйстве. При расчете земельного пая установлен единый размер индивидуальной земельной доли для всех членов кооператива независимо от трудового вклада и стажа работы. Пай определен в натуральном выражении.

Организационная структура, представляющая собой определенную упорядоченность задач, ролей, полномочий и ответственности, создает условия для осуществления предприятием своей деятельности и достижения поставленных целей.

В СПК «Колхоз имени Карла Маркса» организационно-производственная структура цеховая (см. рис.1).

 

 

 













 

 

 

 

 

 

 

Рисунок 1 – Организационно – производственная структура СПК «Колхоз имени Карла Маркса»

 

Цех растениеводства, возглавляемый главным агрономом, специализируется на производстве зерна, кормов и технических культур. За цехом закреплены все сельскохозяйственные угодья кооператива. Так же за цехом закрепляются четыре тракторно-полеводческие бригады. Первая бригада специализируется на производстве кормов, за ней закреплен один кормовой севооборот и один запольный участок на орошении. Остальные бригады специализируются на производстве зерна и технических культур; за ними закреплены по одному полевому севообороту.

Информация о работе Совершенствования методов управления рентабельностью продукции растениеводства в СПК «Колхоз имени Карла Маркса»