Армия как социальный институт

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Октября 2013 в 16:38, курсовая работа

Краткое описание

Армия, со времен образования первых государств, является неотъемлемым атрибутом каждого государства, его опорой и одним из главных факторов, как во внутренней, так и во внешней политике. Не случайно общепринятым является представление о том, что на чьей стороне находиться армия, за тем - реальная власть. Армия - это социальный институт, который столетиями выполняет свои функции в государстве и теснейшим образом связан с государством. Поэтому отношение к армии является неотъемлемой частью престижа государства.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………... 2
Глава 1 Теоретико-методологическая основа изучения армии в системе
ценностей современной российской молодежи…………………………………… 6
Армия как социальный институт…………………………………….. 6
Имидж современной российской армии………………………….. 17
Армия в системе ценностных ориентаций российской молодежи.
Факторы формирования ценностных ориентаций……………………. 28
Глава 2 Изучение армии в системе ценностных ориентаций современной
Российской молодежи……………………………………………………………… 37
2.1. Ценностные ориентации молодежи призывного возраста и
военнослужащих: попытка структурного анализа…………………….37
2.2. Анализ результатов исследования на тему «Отношение
российской молодежи к современной армии»………………………… 43
Заключение ………………………………………………………………………... 54
Список используемой литературы……………………………………………… 57
Приложения

Вложенные файлы: 1 файл

моя курсовая.docx

— 126.37 Кб (Скачать файл)

1. Профессия офицера делает  человека физически сильным, мужественным, закаленным – 29%.

2. Офицер – человек  высокой гражданской ответственности  – 40%.

3. Офицер – высокообразованный  культурный человек – 28,6%.

4. Профессия офицера требует  строгой дисциплинированности и  исполнительности – 65,6%.

Реализация ценностей  военной службы осуществляется в рамках и под воздействием таких экономических, социально-политических и духовно-нравственных условий, которые обусловлены характером действия противоречий, появляющихся в обществе и в Вооруженных силах.

Военная служба, как особый вид деятельности, обусловлена многими противоречиями и выступает в виде результата сложного их взаимодействия, отражения объективной и субъективной детерминаций.[16]

На состояние военной  службы непосредственное влияние оказывает  целый комплекс противоречий, которые  требуют как их учета, так и  разрешения. Алексеенко О.М. с определенной долей условности свел их в две группы.

Первая группа включает в себя те противоречия, которые существуют вне Вооруженных сил, как бы за их «пределами» - так называемые внесистемные противоречия. Они порождаются, с одной стороны, возрастающими требованиями к качественным параметрам армии, степени их обученности и воспитания, а с другой - возможностями общества, особенно в условиях его реформирования, удовлетворения возрастающих потребностей военнослужащих.

К ним относятся противоречия:

  • в политической сфере - между прежней тоталитарной, командно-административной системой и недостаточным использованием потенциала, заложенного в институтах демократии;
  • в экономической области - противоречия между провозглашенным курсом на глубокое формирование экономических отношений и механизмом его реализации;
  • в социальной сфере - противоречия между растущей социальной активностью масс, в том числе военнослужащих и бюрократическим стилем деятельности в различных областях административного и военного управления;
  • в духовной сфере - противоречия между огромным интеллектуальным и духовным потенциалом и его неэффективным использованием; между потребностями людей к утверждению и распространению нравственных, культурных основ в обществе и растущей бездуховностью;

Эти противоречия находят  свое проявление в Вооруженных силах, в своей совокупности определяют состояние и жизнедеятельность  армии и влияют на ценностные ориентации военнослужащих;

Вторая группа включает в себя те противоречия, которые непосредственно связаны с деятельностью воинских коллективов. Это так называемые системные противоречия.

К ним относятся противоречия:

  • в военно-функциональной сфере - противоречия между повышением значимости профессии защитника Родины и негативным отношением значительной части населения к Вооруженным силам; между необходимостью осуществления военной реформы и наличием условий для её осуществления в стране;
  • в военно-политической сфере - противоречия между значимостью функциональных задач, выполняемых Вооруженными силами и моральным, психологическим давлением на них извне, попытка дискредитации средствами массовой информации; между жизненной потребностью в четкой регламентации военной службы и несовершенством соответствующих законодательных актов, находящихся в стадии разработок;  между обучением и практикой; между воспитанием духовности и серьезными нарушениями в подборе кадров; в военно-бытовой сфере - между реальными социальными потребностями военнослужащих и степенью их удовлетворения; между растущими духовными запросами военнослужащих и несоответствующими возможностями для их удовлетворения; между необходимостью укрепления сплоченности воинских коллективов и уровнем развития в них социального разобщения различных категорий военнослужащих.[17,149]

В исследовании раскрыта актуализация ценностей военной службы на современном  этапе, которая нас объективно подвела  к классификации системы ценностей  военной службы по группам. В основу данного группирования автором  взято исследование С.С. Соловьева:

1. Ценности общегражданского характера, играющих важнейшую роль в обеспечении безопасности страны. К ним относятся такие, как: общественный долг по защите Родины, семья, благополучие, жертвенность, независимость гуманизм в решении оборонных задач, ответственность за принятие и реализацию решений в сфере обороны, престиж военной службы, гражданственность, трудолюбие и другие.

2. Ценности, связанные с военно-профессиональной деятельностью: воинский долг, воинская честь, достоинство воина, войсковое товарищество, статус военнослужащего, служба, порядок, взаимовыручка в учебе и бою, мастерское владение оружием и боевой техникой, дисциплинированность и другие.

3. Ценности, связанные с  особенностями материально-бытового  характера службы: льготы и преимущества, возможность обеспечить необходимый  материальный уровень жизни, достичь  высокого социального статуса,  карьера, стабильность.

4. Ценности военной службы, присущие специфике воинской деятельности: принадлежность к специфической группе, особые боевые традиции, ответственность, организованный образ жизни, воинские ритуалы, специфическая форма одежды, семейные традиции, особый статус в обществе, специфический характер и условия службы, корпоративность, специальная техника, возможность роста по службе, особый порядок, организация, особая система правил и отношений.[18]

 

 

 

Глава 2. Изучение армии в системе ценностей современной российской молодежи

2.1. Ценностные  ориентации молодежи призывного  возраста и военнослужащих: попытка структурного анализа

 

В данном исследовании мы рассмотрели  статью «Ценностные ориентации молодежи призывного возраста: попытка структурного анализа» В.В. Павловский, А.А. Сухарев, О.А. Руснак МГУ им. адм. Г.И. Невельского, Первореченский РВК, Сборник материалов научно-практической конференции, Владивосток, 2005 г.

Авторы этой статьи распределили ценностные ориентации современной молодежи по группам, а так же выделили ряд ценностных категорий сохраняющих устойчивый характер во всех группах испытуемых.

 Они считали, что рассматривая поступки человека в условиях дефицита времени, информации, свободы выбора, мы часто обращаемся к его прошлому опыту, воспитанию, заложенным семьёй, социальными институтами и средой  ценностям.  Мы описываем поступки другого в «ярлыках» нашей оценки его способности совершить их.   «Ничего другого от него и не ждали», говорим мы, тем самым, подчёркивая соответствие сути поступка, тем ценностям, которые демонстрировал человек в прошлом.

Возможно ли применить термин «структура» ценностей в описании набора ценностных векторов, демонстрируемых в «лабораторных» условиях юношами и молодыми мужчинами призывного возраста (до 27 лет)?  Авторы рассматриваемого исследования полагали, что структура ценностей представляет собой цельных конструкт, в котором точно известны все взаимосвязи и составные элементы. К сожалению, психологический инструментарий в состоянии охватить лишь «предугаданные» авторами и анкет конкретные ценности или глобальные группы ценностей.  

По мнению ученых собранный ими материал не позволяет говорить о полноценно описанной структуре ценностей.  Применяемый ими термин «ценностные векторы» подразумевает (в отличие от ценностных ориентаций) субъектный подход к рассмотрению проблемы ценностного содержания поступков современной молодёжи.  Они следовали за респондентами в описании их ценностных «наборов», указывающих вектор, направление развития ценностной сферы конкретного индивида или группы индивидов как субъекта деятельности.  В то время как «ценностные ориентации» предполагают навязанный характер ценностей формирующих индивида. Предложенный ими для исследования вариант предполагает применение собственно разработанной методики ОТЕЦ для первичной оценки ценностных ориентаций молодёжи призывного возраста и сравнения полученных данных с полученными ими «векторами» – результатами контент – анализа данных анкетирования.

В исследовании принимали  участие 300 человек (мужчины в возрасте до 27 лет) из которых 80 чел – военнослужащие, проходящие службу по призыву в рядах  ВС РФ, 60 чел – студенты ВУЗов г. Владивостока, 80 чел. – учащиеся средних профессиональных учебных заведений г. Владивостока, 80 чел. – старшеклассники и выпускники школ г. Владивостока. В структуру анкет входили вопросы на выявление содержание ценностной сферы испытуемых. Данные обрабатывались с помощью процедуры расчёта энтропии по К. Шеннону.

   
   

По методике ОТЕЦ были получены следующие результаты:

Группа «Профессиональная жизнь – Обучение и образование» со значительным отрывом в 10 и более баллов лидируют в данной возрастной группе.  Эти сферы являются значимыми для испытуемых, они испытывают потребность в профессиональном становлении – вступают в фазу «оптации» по Е.А. Климову.  При этом самые низкие показатели приходятся на сферу «Общественной жизни».

Далее были рассмотрены ценностные ориентации индивидуальной сферы.

На первом месте среди  всех групп испытуемых вышла направленность на собственные достижения, сопровождаемая ориентацией на высокое материальное положение.

На основе материалов анкет  обработанных с помощью контент – анализа был выделен ряд ценностных категорий, сохраняющих устойчивый характер (с незначительными колебаниями по содержанию) во всех группах испытуемых.  Категориями анализа выступили следующие: религиозная сфера – ценности веры, поиска духовного комфорта в религии; сфера материальных ценностей – финансовое и материальное благополучие и стабильность; духовные ценности – не связанные с религиозным поиски индивидом путей духовного совершенствования; общекультурные ценности; ценности семьи; личные качества; сфера семьи и брака.

В целом по полученным материалам можно сделать следующие выводы:

·        В сфере религиозных ценностей наивысшие показатели значимости (12,84%) получены в группе военнослужащих;

·        Категория материальные ценности наиболее значима (7,58%) для учащихся ВУЗов (в сравнение с 4,58% – у значения данной категории у группы военнослужащих)

·        Категория «духовные ценности» (нерелигиозные) наиболее ярко (16,76%) представлена у военнослужащих срочной службы.  Разрыв в 6% (10,43%) от «ближайшего преследователя» – значений данной категории у группы студентов ВУЗов свидетельствует об особо глубоких процессах духовного поиска в среде военнослужащих в условиях выполнения воинского долга;

·        Поразительные результаты были получены по категории общекультурных ценностей.  Студенты ВУЗов и военнослужащие присвоили данной категории индекс значимости в 8,26% и 7,06% соответственно, что на 5,41% и 6,61% ниже, чем в группе учащихся СУЗов и на 4,72% и 5,92% чем у группы школьников.  Эти данные свидетельствуют в пользу обесценивания общекультурных ценностей красоты, гармонии, гуманизма и др. в среде студентов и военнослужащих;

·        Категория «семейные ценности» оказалась актуальной (23,21%) для группы студентов ВУЗов, в то время как следующие по величине показатели у студентов СУЗов составили 11,04%.  Разрыв в 12% указывает на эксклюзивное формирование данной ценности в среде студентов ВУЗов;

·        «Личностные качества» были одинаково значимы (27,06%; 26,41%) для студентов ВУЗов и военнослужащих при 20,23% и 18,37% у учащихся средних и средне–специальных учебных заведений;

·        Категория «взаимоотношения с людьми» наиболее представлена (12,16%) у военнослужащих. У других групп были получены следующие величины: школьники – 6,43%; учащиеся проф. СУЗов – 9,92%; студенты ВУЗов – 8,26%;

·        В сфере «личностные запреты», описывающей область саморегуляции поведения индивида первое место (19,87%) занимает группа учащихся профессиональных СУЗов.  На 3,71% «отстают» от лидера военнослужащие (16,16%);

·        И, наконец, в сфере «личностных достижений» на первом месте оказалась группа учащихся профессиональных СУЗов (19,49%).  Вслед за ними идёт группа военнослужащих (16,08%).

Таким образом, учеными была описана первичная картина ценностных векторов молодёжи призывного возраста.  Полученные данные, несомненно, требуют дальнейшего уточнения и развёрнутой интерпретации.  Однако, уже на данном этапе видны специфичные, присущие каждой из групп особо яркие группы ценностей.  Если описывать исследованные группы по ведущей ценностной ориентации, то получится следующая картина: Военнослужащие – религиозные и душевные ценности, взаимоотношения с людьми; Студенты ВУЗов – материальные и семейные ценности, личностные качества; Учащиеся проф. СУЗов – общекультурные ценности и личностные запреты, достижения; Учащиеся школ – значимость собственного мнения. [19]

Так же в данном исследовании мы рассмотрели социологическое  исследование «Ценностные ориентации молодежи околопризывного возраста» проведенное Сидоровым В.И., курсантом Голицынского пограничного института ФСБ РФ, Голицыно, Россия, 2008.

Целью его исследования стало выявление ценностных ориентиров молодежи околопризывного возраста с учетом выполнения ими в недалеком будущем задач по обеспечению безопасности Российской Федерации.

Информация о работе Армия как социальный институт