Армия как социальный институт

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Октября 2013 в 16:38, курсовая работа

Краткое описание

Армия, со времен образования первых государств, является неотъемлемым атрибутом каждого государства, его опорой и одним из главных факторов, как во внутренней, так и во внешней политике. Не случайно общепринятым является представление о том, что на чьей стороне находиться армия, за тем - реальная власть. Армия - это социальный институт, который столетиями выполняет свои функции в государстве и теснейшим образом связан с государством. Поэтому отношение к армии является неотъемлемой частью престижа государства.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………... 2
Глава 1 Теоретико-методологическая основа изучения армии в системе
ценностей современной российской молодежи…………………………………… 6
Армия как социальный институт…………………………………….. 6
Имидж современной российской армии………………………….. 17
Армия в системе ценностных ориентаций российской молодежи.
Факторы формирования ценностных ориентаций……………………. 28
Глава 2 Изучение армии в системе ценностных ориентаций современной
Российской молодежи……………………………………………………………… 37
2.1. Ценностные ориентации молодежи призывного возраста и
военнослужащих: попытка структурного анализа…………………….37
2.2. Анализ результатов исследования на тему «Отношение
российской молодежи к современной армии»………………………… 43
Заключение ………………………………………………………………………... 54
Список используемой литературы……………………………………………… 57
Приложения

Вложенные файлы: 1 файл

моя курсовая.docx

— 126.37 Кб (Скачать файл)

Результаты социологического исследования показали, что в рейтинге проблем, которые, по мнению студентов, наиболее актуальны для сегодняшней  армии, а значит, должны быть устранены  в ближайшее время, неуставные отношения  также находятся на вершине списка:

16% (19 из 42) неуставные отношения

15% (17 из 42) взяточничество в военкоматах

13% (15 из 42) отсутствие престижа армии в обществе

12% (14 из 42) отсутствие патриотизма

10% (12 из 42) наличие горячих точек

9% (10 из 42) слабая дисциплина

9% (10 из 42) непрофессионализм офицеров

8% (9 из 42) проблема трудоустройства после службы

8% (9 из 42) недостаточная материальная база

Исходя из полученных результатов, можно сделать вывод, что наша гипотеза о том, что одной из главных причин нежелания молодых людей идти в армию является наличие неуставных отношений, подтвердилась.

Значительной проблемой, по мнению респондентов, так же является взяточничество в военкоматах. Возможно, это связано с большим процентом  коррумпированности в стране. Отсутствие престижа армии в обществе и отсутствие патриотизма, по мнению опрашиваемых, являются существенными проблемами, которые нельзя оставить без внимания.

На вопрос «Какие из перечисленных вариантов, по вашему, играют наиболее важную роль в обеспечении безопасности страны?» мнения респондентов распределились следующим образом:

23% (25 из 41) общественный долг по защите Родины

22% (23 из 41) престиж воинской службы

21% (22 из 41) ответственность за принятие и реализацию решений в             

            сфере обороны

9% (10 из 41) независимость

8% (9 из 41) гуманизм в решении оборонных задач

7% (8 из 41) семья

7% (7 из 41) трудолюбие

3% (3 из 41) жертвенность

Полученные результаты говорят  о том, что, по мнению респондентов, на первом месте среди ценностей  общегражданского характера стоит  общественный долг по защите Родины. Из этого можно сделать вывод, что многих молодых людей волнует безопасность страны, и они считают необходимым «отдать долг» Родине. Так же, из полученных данных видно, что немалую роль играет престиж воинской службы и ответственность за принятие и реализацию решений в сфере обороны. Возможно, эти ценности занимают лидирующие позиции по причине того, что современную молодежь волнует будущее страны и в том числе армии.

Личностные и профессиональные качества, связанные с военно-профессиональной деятельностью, которые, по мнению респондентов должны присутствовать у военнослужащих:

18% (19 из 42) дисциплинированность

16% (17 из 42) воинский долг

13% (14 из 42) воинская честь

12% (13 из 42) мастерское владение оружием

12% (12 из 42) достоинство воина

10% (10 из 42) организованность

10% (10 из 42) войсковое товарищество

9% (9 из 42) взаимовыручка

На первом месте у молодых  людей стоит дисциплинированность, возможно, это связано со стереотипным образом армии, который закрепился в сознании молодых людей. Так же, по мнению респондентов, большую роль играет воинский долг и воинская честь. Это говорит о том, что молодых людей в большей степени волнуют ответственность и честность военнослужащего.  

С точки зрения материально-бытового характера службы ценности распределились следующим образом:

25,5% (17 из 41) карьерный рост

25,5% (17 из 41) льготы и преимущества

            19% (14 из 41) возможность обеспечить необходимый     

            материальный уровень жизни

16% (11 из 41) возможность достичь высокого социального статуса

14% (9 из 41) стабильность

Из полученных результатов  можно сделать вывод, что современные  молодые люди стремятся к карьерному росту и различным преимуществам, считая, что они должны быть неотъемлемой частью военной жизни. Большинство респондентов волнует собственное благосостояние, что не удивительно, если принять во внимание современный стиль и уровень жизни.

Ценности присущие военной  специфике, которых должен придерживаться военнослужащий распределились следующим образом:

18% (20 из 42) ответственность

15% (17 из 42) особая система правил и отношений

13% (14 из 42) организованный образ жизни

12% (13 из 42) возможность продвижения по службе

9% (10 из 42) особый статус в обществе

7% (8 из 42) принадлежность к специфической группе

7% (8 из 42) особые боевые традиции

7% (8 из 42) специфическая форма одежды

6% (7 из 42) воинский ритуал

4% (4 из 42) семейные традиции

2% (2 из 42) корпоративность

Полученные данные говорят  о том, что молодые люди среди  ценностей, которых должен придерживаться военнослужащий на первое место ставят ответственность. Далее идут - особая система правил и отношений и  организованный образ жизни. Скорее всего причиной такого выбора респондентами, стал сложившийся стереотипный образ военного. Ведь с давнего времени считается, что военный человек должен быть ответственным, организованным, собранным, занимать особое положение в обществе и подчиняться особой системе правил и отношений. 

 

Судя по результатам исследования отношение российской молодежи к  современной армии весьма противоречиво. Лидирует нейтральное отношение, немногим меньше процент молодых людей негативно настроенных на армию. Причинами этого являются различные факторы: недостаточная информированность молодежи о деятельности военных структур, проблема неуставных отношений, негативные отзывы о воинской службе друзей и знакомых, сложившиеся отрицательные стереотипы. Полученные данные подтвердили нашу гипотезу.

Исходя из полученных данных, можно сделать вывод, что работа по допризывной подготовке ведется  недостаточно эффективно. Для повышения  эффективности показателей необходимо привлекать большее количество молодых  людей к деятельности военно-патриотических клубов, проводить большее количество мероприятий патриотической направленности. Необходимо восполнить недостаток в  информации, касающейся организации  быта солдат, системы взаимоотношений, складывающихся между военнослужащими, и их социальной защиты, чтобы подобная информация исходила от специалистов, а не из криминальной хроники или из рассказов сверстников и друзей.

У современной российской молодежи среди устоявшихся ценностей по отношению к армии лидируют: ценности материально-бытового характера(карьерный рост, льготы и преимущества) и морально-нравственные ценности(ответственность, воинский долг, воинская честь).

Особое место в системе  ценностных ориентаций занимает дисциплина. Большую часть молодых людей пугает наличие неуставных отношений, для решения этой проблемы необходима высокоорганизованая, систематическая и последовательная работа по диагностике и профилактике неуставных правил взаимоотношений между военнослужащими, считая ее одной из главных приоритетных задач командиров, штабов, воспитательных структур, всех органов военного управления.

Ранее основное поле социального  напряжения концентрировалось в  сфере так называемых неуставных взаимоотношений: "дедовщина",землячество, межнациональные противоречия, которые несмотря на свои различия преследуют в сущности одну цель- незаконное присвоение привилегий путем ущемления интересов других воинов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Изучение готовности российской молодежи к военной службе показывает наличие тревожных социальных тенденций, затрагивающих устойчивость оборонного сознания молодого поколения. Эти изменения, с одной стороны, являются следствием кризисного развития российского общества, с другой, - недостаточного внимания государства к проблемам Вооруженных  Сил и, в целом, обороноспособности страны.

 Большинство молодёжи в принципе не против несения военной службы, но считает, что необходимо улучшить условия содержания военнослужащих.

Готовность молодого пополнения к военной службе имеет большое значение для последующей работы командования соединений, частей армии и флота по формированию у военнослужащих по призыву качеств воина-гражданина, корпоративного духа в воинских коллективах. Между тем в организации воспитательной работы с армейской молодежью слабо учитывается негативная тенденция, связанная с ухудшением качества призывного контингента и проблемой дисциплины.

В настоящее время существует тенденция к уклонению от воинской службы. Это связано с рядом  причин, среди которых страх ухудшения  здоровья, вызванного службой, желание  использовать время, необходимое для  службы, на учебу, мнение о бесполезности  военной службы вообще и другие.

Снижение престижа военной  службы в обществе, рост неудовлетворенности  ею среди всех категорий военнослужащих, бедственное материальное положение  армии, принижение значимости патриотических, нравственных и коллективистских стимулов служения Отечеству создают реальную угрозу для планов военного строительства, касающихся привлечения людских  и моральных ресурсов общества, реформирования Вооруженных сил России и перевода их на профессиональную основу.

Одним из свидетельств размывания патриотических и духовных ценностей, идеалов и ориентиров у молодежи является скептическое и порой циничное отношение к героическим поступкам, слабое знание отечественной истории, литературы, отсутствие интереса к  военной тематике. Причины подобного  отношения кроются в слабом военно-патриотическом воспитании допризывной и призывной  молодежи, которое стало следствием несовершенства школьных программ, утраты интереса к патриотической и шефской  работе большинства общественных организаций  и предприятий, местных администраций, деструктивной позиции по отношению  к Вооруженным силам со стороны  некоторых средств массовой информации. Все это настраивает общество на безразличное, а порой негативное отношение к армии и военной  истории России.

В настоящее время необходимо подходить к решению этих задач в общенациональном масштабе, привлекая государственные институты, ведомства, заинтересованные в этой работе общественные организации и средства массовой информации.

Например, уже сейчас следует  рассматривать в качестве одной  из приоритетных проблем национальной безопасности формирование моральной  и психологической готовности молодежи к защите Отечества, привитие качеств гражданина и патриота. Это лишь несколько направлений, по которым следовало бы двигаться, чтобы постараться уже в ближайшее время радикально исправить положение дел с отношением молодежи к военной службе. Ведь более большинство военнослужащих в Вооруженных силах - молодые люди в возрасте до 30-ти лет и общество должно сделать все, чтобы оружие находилось в руках у воина-патриота, воина-гражданина. Для повышения престижа армии в современном обществе необходимо объединение усилий органов государственного управления и общественных институтов.

В результате проведенного нами исследования выяснилось, что  в системе ценностей российской молодежи современная армия играет значительную роль. На первое место молодые люди ставят моральные ценности и личностные качества, такие как: ответственность, воинский долг по защите Родины, воинская честь. Так же лидирующее место занимают дисциплина и карьерный рост, так как для современной молодежи большую роль играют материальное благополучие и возможность самореализации. К сожалению, в реальных условиях ценностные ориентации молодых людей практически не учитываются, уступая место нормам и правилам, которые давно себя изжили и не соответствуют нынешним потребностям российской молодежи.

В своей совокупности формирование ценностей военной службы представляется как комплексная задача, охватывающая различные структуры в обществе и Вооруженных силах, призванные осуществлять скоординированный на государственном уровне комплекс мероприятий  среди различных категорий населения, в том числе среди молодежи. В их основе должно лежать объективное отражение места и роли армии, в обществе, общественной значимости воинского труда, необходимости проявления постоянной заботы о социальной защищенности военнослужащих и членов их семей.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список используемой литературы:

 

  1. В.К.Новиков, Д.Г.Передня, Имидж современной российской армии глазами молодежи /В.К Новиков; Д.Г. Передня// Социологические исследования - 2006. - №11. - С. 101-107;
  2. В.В.Шевцов, Отношение школьников и студентов к военной службе / В.В.Шевцов// Социологические исследования  - 2006. -  № 6. - С. 111-113;
  3. В.В.Иванов, Системный взгляд на природу «дедовщины»/ В.В.Иванов// Социологические исследования - 1995. - № 1. - С. 123-126;
  4. А.Ю.Солнышков, Социальные причины армейской «дедовщины»/ А.Ю.Солнышков// Социологические исследования - 2007.  - № 4. - С. 108-114;
  5. Пузикова, С.М. Армия как социальный институт: проблемы и перспективы Текст. / С.М. Пузикова // Вестник КазГУ. Серия экономическая. - Алматы, 1998. - № 7. [Электронный ресурс] http://lib.kazsu.kz/Libr/Vestnik/Econom/Year98/N7/10.htm (Дата снятия материала 19.05.2012)
  6. Вагин С.Н.  Армия как социальный институт:  проблемы и перспективы // Гуманитарные и социально-экономические науки. 2008. № 4. С. 183—187;
  7. Лапшин В.К., Щербакова Л.И.  Социальный институт военной службы в России: опыт социологического анализа. Новочеркасск: УПЦ «Набла», 2003.C.115-120;
  8. Голосенко И.А. Военная социология в России // Журнал социологии и социальной антропологии. 1998.  Т. 1. № 2. С. 153-158;   
  9. Малаканова О.А. Имидж политического института как предмет социологического исследования: Автореф. дисс. ... канд. соц. наук/О.А. Малаканова. - Самара, 1999. С.65-79;
  10.   Перелыгина Е.Б. Имидж как феномен интерсубъектного взаимодействия М., 2003. C.10-21;
  11. Богданов Е.Н., Зазыкин В.Г. Психологические основы «паблик рилейшнз». – СПб, 2003. C.112;  
  12. Давыдов Д.Г. Имидж Вооруженных сил России в молодежной среде (социально-психологические аспекты формирования и коррекции) // Социальные исследования и технологии. № 4. 2005. С.12-18
  13. Новик В.К., Передня Д.Г. Имидж современной российской армии глазами молодежи // Социологические исследования. – 2006. – № 11. – С. 103–112.
  14. Усынин, Ю.К. Ценностные ориентации офицеров современной Российской Армии. – Саратов, 2004. – С. 54-59;
  15. Анисимов, С.Ф. Ценности реальные и мнимые. – М.: 1970. C.128-154, Тугаринов, В.П. Теория ценностей в марксизме. – Л., 1968. – C.121,  Бороноев, А.О., Смирнов, П.И. Россия и русские. Характер народа и судьба страны. СПб.: Лениздат, 1992.
  16. Марусенко О.Н. Ценности военной службы в условиях трансформации общества и социального института армии (региональный аспект): Дис. … канд. социол. наук. Хабаровск: ТГУ, 2008; [Электронный ресурс]

Информация о работе Армия как социальный институт