Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Октября 2013 в 17:20, дипломная работа
Цель исследования – рассмотреть государственную гражданскую службу как социально-управленческий институт и определить условия и факторы повышения его эффективности в современных российских условиях.
Задачи исследования:
• изучить социально-управленческие особенности государственной гражданской службы Российской Федерации в современных условиях;
• выяснить сущность и современное содержание понятия государственной гражданской службы как социально-управленческого института;
Введение …………………………………………………………………
Глава I.
Социально-управленческие особенности государственной гражданской службы Российской Федерации в современных условиях ……..
Глава II.
Сущность и современное содержание понятия государственной гражданской службы как социально-управленческого института …..
Глава III.
Пути повышения эффективности государственной гражданской службы как социально-управленческого института в современных российских условиях ……………………………………………………
Заключение ……………………………………………………………..
Список использованных источников и литература ........................
ПРИ ПРЕЗИДЕНТЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Институт высшего
и послевузовского
кафедра государственной службы и кадровой политики
СОДЕРЖАНИЕ:
Стр. | |
Введение ………………………………………………………
|
3 |
Глава I. Социально-управленческие
особенности государственной гр |
6 |
Глава II. Сущность и современное |
19 |
Глава III. Пути повышения эффективности
государственной гражданской |
33 |
Заключение …………………………………………………
|
49 |
Список использованных источников и литература ........................ |
53 |
Введение
В Конституции РФ закреплено положение (ст. 3), что Российская Федерация осуществляет свою деятельность посредством государственных органов, и, следовательно, народовластие реализуется именно в деятельности этих органов, которая не должна противоречить потребностям общества. Государственные гражданские органы, согласно Конституции, наделены определенными властными полномочиями и обладают в их пределах своей компетенцией. Каждый государственный орган (на уровне Федерации или субъекта Федерации) имеет свою структуру и схему распределения полномочий и компетенции.
В целях обеспечения единства и полноты реализации государственного подхода к выполнению властных функций государства необходима особая система - государственная служба, выполняющая важную роль в осуществлении властных полномочий государственных органов. Сегодня Законом РФ «О системе государственной службы Российской Федерации» определены три основных составляющих государственной службы - гражданская, военная и правоохранительная, которые своими органами всецело «покрывают» широкое пространство задач государственного управления и осуществления властных полномочий.
В Законе РФ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» государственная гражданская служба определяется как профессиональная деятельность по обеспечению исполнения полномочий государственных органов, выраженная в непосредственном исполнении должностных обязанностей. Таким образом, Закон РФ вводит понятие «государственная гражданская служба» в систему элементов государственного управления, создает правовое поле его существования и определяет деятельностное содержание. Однако, войдя в систему органов управления, государственная гражданская служба приобретает свойства реального объекта социальной действительности, может сама рассматриваться в качестве системного элемента государственного управления и как самостоятельная организационная сущность, социально-организационная система.
В этом отношении понятие «государственная гражданская служба» значительно шире своего законодательного выражения. Она может рассматриваться в организационном, правовом, управленческо-деятельностном и социальном отношении. В институциональном виде государственная гражданская служба также имеет свои особенности – она может рассматриваться, в зависимости от поставленных целей ее исследования и анализа результатов функционирования, как государственно-правовой, государственно-управленческий либо социальный институт. Но ее можно рассматривать и в пересекающихся по функциям аспектах проявлений, например, в качестве социально-управленческого института. Собственно задачи подробного анализа различных сторон проявления государственной гражданской службы в реальной практике ее функционирования, а также необходимость определения задач и направлений ее разностороннего развития делают избранную тему работы актуальной и своевременной.
Объект исследования – государственная гражданская служба Российской Федерации.
Предмет исследования – проблемы функционирования и развития государственной гражданской службы как социально-управленческого института в современных российских условиях.
Цель исследования – рассмотреть государственную гражданскую службу как социально-управленческий институт и определить условия и факторы повышения его эффективности в современных российских условиях.
Задачи исследования:
Глава I.
Социально-управленческие особенности
государственной гражданской службы
Российской
Федерации в современных услови
Формирование и развитие в России институтов правового государства и гражданского общества невозможно без четко отработанных и хорошо налаженных отношений между ними. Особую роль в этом играет государственная гражданская служба, характеристики которой как социального института требуют раскрытия особенностей, в первую очередь, через социально-управленческое взаимодействие с государством и гражданским обществом.
Это определяют внешние социальные функции государственной гражданской службы, направленные на обслуживание и обеспечение потребностей и интересов граждан, групп людей, коллективов и общества в целом. Не меньшее влияние оказывают внутренние социально-психологические взаимоотношения, складывающиеся в системе органов государственной гражданской службы как совокупности людей, профессионально связанных в процессе совместной деятельности. Большое значение имеет и наличие связи между объективно обусловленным поведением должностных лиц, принадлежащих к государственной гражданской службе, и их государственной гражданской жизнью в обществе.
Важным компонентом в развитых странах являются институты гражданского общества, решающие задачи удовлетворения социальных потребностей населения, защиты их правовых, экономических, культурных и других интересов. Именно в этих институтах находит своё практическое выражение потребность населения в самоорганизации, саморегулировании общественных связей и отношений. При этом государство и гражданское общество взаимно контролируют друг друга, что обеспечивает демократический характер структуры и функционирования общественного организма. При этом по отношению к государству гражданское общество является одновременно объектом и субъектом управления – с одной стороны, подвергаясь воздействию со стороны государства, регулирующего систему отношений между людьми для реализации их общего интереса, а с другой – активно воздействуя на государство, учитывая особые и общие интересы составляющих его людей и социальных общностей.
Сегодня нет единого подхода к определению понятия «гражданское общество». Ряд учёных понимают под ним совокупность негосударственных общественных отношений и институтов, выражающих разнообразные ценности, интересы и потребности людей.
Согласно другой позиции,
гражданское общество является особым
механизмом государственного управления
и представляет собой сферу реализации
многообразных частных
Кроме того, гражданское общество характеризуется развитыми экономическими, социальными, культурными, духовными отношениями между его членами, в рамках которого воплощаются и реализуются права и свободы человека.
При этом приоритетной задачей должно являться создания основ для возникновения и развития правового государства, ориентированного на соблюдение прав человека, которое может успешно развиваться лишь одновременно с гражданским обществом. И лишь совокупная реализация целей и задач этих институтов, а не противопоставление их друг другу может привести к положительному результату.
Элементы гражданского общества в той или иной форме существовали в России всегда, а сейчас в стране наступил качественно новый этап в процессе его формирования, результативное завершение которого требует выполнения ряда условий, основными из которых являются:
1.Создание социального рыночного хозяйства, так как независимые от государства саморганизующиеся структуры малого и среднего бизнеса, образующие прочный фундамент гражданского общества могут появиться только в условиях реально функционирующего рынка.
2.Наличие собственности, причём не обязательно частной.
3.Наличие в обществе развитой социальной структуры, отражающей разнообразные интересы различных социальных групп и слоёв населения.
4.Формирование реальных демократии, народовластия и самоуправления народа, так как именно сочетание каждым гражданином своих собственных интересов с интересами народа может создать надёжную базу для наиболее полного воплощения в жизнь принципов демократии и свободы личности.
5.Создание правовой основы гражданского общества, предусматривающей равную ответственность государства и граждан друг перед другом и перед законом, строгую подчинённость власти и всех граждан нормам права.
6.Высокий уровень развития личности, её внутренней свободы, политической и правовой культуры, без чего население не сможет в полной мере осознать и принять ценности гражданского общества.
7.Создание механизмов диалога и эффективного взаимодействия негосударственных институтов и государства.
Одним из важнейших инструментов
регулирования процессов взаимо
Партнёрские отношения государства и гражданского общества возможны лишь при условии сосредоточения основных усилий государства не на проблеме удержания власти правящей элитой, а на решении задач рациональной организации жизни общества: обеспечении экономической эффективности, достижении стабильности и общественного порядка, роста благосостояния населения и пр. В наибольшей мере всем отмеченным выше требованиям соответствует понятие «социальное государство», к числу которых, согласно Конституции, относится и Россия. Однако, несмотря на позитивные сдвиги, произошедшие в последнее время, указанное положение Конституции является пока ещё только декларативным лозунгом.
К сожалению, современные отношения государства и граждан строятся в большинстве случаев на основе скрытой (в виде недовольства, недоверия власти), или открытой (забастовки, акции протеста и т.п.) политической конфронтации. Ввиду же наиболее частого взаимодействия граждан с институтом государственной гражданской службы, указанные конфронтационные отношения в первую очередь распространяются на него.
Социальный характер функционирования государственной гражданской службы в этих взаимоотношениях определяется политическими (патриотизм, способность отстаивать конституционный строй страны, наличие гражданства), профессиональными (интеллектуальность, компетентность, организаторские способности, новаторство) и личностными качествами (моральные, физические, коммуникабельные) государственных служащих на формирование которых, в свою очередь, оказывают влияние и социальный строй общества, и система воспитания и образования, и собственно практика функционирования государственной гражданской службы.
В связи с этим, в механизмах реализации новых задач государственной гражданской службы в условиях рынка происходят качественные изменения. Прежде всего, возникла необходимость фактически придерживаться принципа равного партнёрства и баланса интересов участников договоров, так как в новых условиях государственная гражданская служба обязана сотрудничать с рыночными хозяйствующими субъектами, с негосударственными, общественными организациями и др.
Современная модель государственной гражданской службы отражает результаты политических, социально-экономических, административно-управленческих реформ в современной России, а также зарубежный и российский исторический опыт. При этом нужно помнить об особенностях государственной гражданской службы каждой отдельно взятой страны и даже отдельных её регионов, что обусловлено типом государства, его устройством, политическим режимом, менталитетом народа, особенностями управления, профессионализмом кадров и т.д. Особое значение имеют социальные нормы, традиции, закреплённые законодательством в качестве правовых норм. Эти посылки в значительной степени обусловливают специфику функционирования государственной гражданской службы в Российской Федерации, раскрыть которую в современных условиях формирования правового, социального государства возможно только на основе подхода, соединяющего методы экономической, политической, управленческой, социальной науки и практических отраслей знания.
Информация о работе Государственная гражданская служба как социально-управленческий институт