Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Октября 2013 в 17:20, дипломная работа
Цель исследования – рассмотреть государственную гражданскую службу как социально-управленческий институт и определить условия и факторы повышения его эффективности в современных российских условиях.
Задачи исследования:
• изучить социально-управленческие особенности государственной гражданской службы Российской Федерации в современных условиях;
• выяснить сущность и современное содержание понятия государственной гражданской службы как социально-управленческого института;
Введение …………………………………………………………………
Глава I.
Социально-управленческие особенности государственной гражданской службы Российской Федерации в современных условиях ……..
Глава II.
Сущность и современное содержание понятия государственной гражданской службы как социально-управленческого института …..
Глава III.
Пути повышения эффективности государственной гражданской службы как социально-управленческого института в современных российских условиях ……………………………………………………
Заключение ……………………………………………………………..
Список использованных источников и литература ........................
В качестве социального
института государственная служ
Важнейшим принципом организации государственной гражданской службы, в котором законодательно закрепляется ее место и роль в структуре отношений «общество - государство», является верховенство Конституции и законов РФ при исполнении её служащими своих должностных обязанностей и «приоритет прав и свобод человека и гражданина, их непосредственного действия: обязанности государственных гражданских служащих признавать, соблюдать и защищать права и свободы человека и гражданина».
Основная цель государственной гражданской службы - эффективная реализация властных полномочий государства посредством вовлечения в сферу государственной деятельности профессионально компетентных работников. Среди других наиболее важных её целей сегодня наиболее заметна и значима такая, как выполнение конституционных, то есть определенных общественным волеизъявлением, установок на создание устойчивых структур правового по сущности и социального по направленности государства. И здесь проявляется одна из главных на современном этапе развития российского общества функция государственной гражданской службы: развивать и регулировать на правовых основах отношения между государством и обществом, между государством и его гражданами.
Современная система государственной гражданской службы представляет собой особый институт государственного управления, реализующий часть функции правового социального государства. По своему содержанию и характеру этих функций государственная служба стоит вне политических партий. Этот принцип заложен в её организационную и правовую основу. С другой стороны, в структуре властных отношений в обществе государственная служба - это основное звено управления и организации, поэтому полностью оторванной от политики она быть не может. Отношение этой службы к обществу и государству, вследствие такого положения, становится наиболее актуальным с закреплением норм гражданского общества и правового государства.
Такое положение государственной граж
Система государственной гражданской службы сегодня фактически является основным организационным компонентом государственного управления, в первую очередь, федерального и регионального уровня. То, что государственная служба призвана способствовать разрешению существующих и возникающих противоречий между обществом и государством, особенно в современный период становления гражданского общества в России, выводит на первый план общественного звучания многие вопросы совершенствования и всей системы государственного и местного управления, и самой государственной гражданской службы в том числе.
Государственная служба представляет сегодня достаточно сложное организационное образование, структурно разделенное по трем основным составляющим государственной власти: законодательной, исполнительной и судебной. Каждое направление этой службы имеет свою собственную структуру властной «вертикали» и уровни соподчиненности и координации. Соответственно, формирование каждого направления имеет свои особенности и историю становления. Но существуют и общие основания, позволяющие сводить все три независимых направления в единую систему государственной гражданской службы.
Для всех направлений деятельности государственной гражданской службы характерно функциональное строение по уровням федерального, регионального и местного территориального управления и особый характер отношений с политико-административными органами власти. Кстати, в этих отношениях нет достаточной определенности и, как указывают некоторые авторы, зачастую политические должности, особенно на уровне высших эшелонов государственного федерального и регионального управления, входят в структуру должностей государственной гражданской службы.
В системе государственной гражда
Эти социальные факторы обеспечения эффективности работы государственной гражданской службы определяют в значительной мере и характер субъектно-объектных отношений в процессе развития государственности и становления гражданского общества в России:
Учитывая долговременный характер потребностей общества в развитии государства как эффективного субъекта управления, основополагающими свойствами государственной гражданской службы как социального, и, прежде всего, социально-управленческого по своим функциям, института являются стабильность, устойчивость и перманентность. В связи с этим важен её анализ с точки зрения норм, традиций, правил, регулирующих деятельность и поведение служащих. Как совокупность людей, государственные гражданские служащие образуют социальную группу, отличающуюся рядом особенностей, а именно: достаточно высоким уровнем организованности и образованности; доступом к управленческой информации и ресурсам государственных органов власти и управления; благоприятными условиями для самоутверждения и самореализации и др.
Кроме того, государственная гражданская служба выступает элементом общественной структуры и субъектом управления, в силу чего мы можем выделить ряд особенностей, присущих ей как социально-управленческому институту.
Во-первых, она представляет только свойственную ей сферу профессиональной управленческой деятельности, направленную своим содержанием, формами и методами на обеспечение исполнения полномочий органов государственного управления.
Во-вторых, основное предназначение государственной гражданской службы – это защита прав и интересов граждан, к которому обязывает её положение как связующего звена между государством и гражданином.
В-третьих, понятие «государственная
гражданская служба» как общест
В-четвертых, государственная гражданская служба не просто отражает общественные связи и отношения, а имеет социальную ориентацию, направленную на приближение конституционного идеала правового, демократического государства к объективной реальности.
И, наконец, в-пятых, государственная гражданская служба является не только правовой, но ещё и этической системой. Посредством формирования правосознание граждан, она выступает и носителем моральных ценностей, ориентирует государственных гражданских служащих и граждан на сознательное выполнение управленческих решений, на соблюдение моральных норм, правил человеческого общежития и пр.8
Эффективность государственной гражданской службы как социального института во многом зависит от того, как формируется её кадровый состав. В любом виде деятельности качественный отбор высококвалифицированных кадров возможен только при условиях высокого общественного престижа профессии, стабильного и высокого социального статуса, хорошо отрегулированной системы мотивации (материальное стимулирование, социальная защищённость, карьерный и социально-статусный рост и пр.).
К сожалению, в современной государственной гражданской службе как социальном институте еще мало условий для самоорганизации и самореализации служащих, раскрытия и обогащения их творческого потенциала. Современное положение государственного гражданского служащего по целому ряду позиций не является привлекательным в общественном сознании, что отражается как на общем престиже профессии, так и на сужении социальной базы формирования кадрового корпуса государственной гражданской службы.
Глава III.
Пути повышения эффективности
государственной гражданской службы как
социально-управленческого института в современных
российских условиях
Особую остроту в
последнее время приобрела
Целью реформирования государственной гражданской службы должно стать формирование действительно эффективной организации, сочетающей в себе достоинства веберовской модели и модели современной государственной гражданской службы, основанной на новых политических, информационных и управленческих технологиях в условиях формирования правового государства и гражданского общества.
Для достижения этой цели, необходимо выбрать и обосновать с научной точки зрения такую модель государственной гражданской службы, которая бы действительно соответствовала образу мыслей и поведению российских граждан, их менталитету, сложившейся структуры общественных, государственных и местных институтов.
Выбранная модель государственной гражданской службы обусловливает первостепенность формирования нормативно-законодательной базы, позволяющей государственной гражданской службе обрести реальный статус как профессиональному, правовому и социальному институту, со своими целями, функциями, организацией, механизмами функционирования и управления. Для этого необходимо сформировать обоснованные принципы, элементы взаимосвязи государственной гражданской службы с другими структурами как государства, так и гражданского общества. Это решающим образом отразится на возможностях и перспективах развития государственной гражданской службы России в целом.
При этом возникает необходимость
в согласованной системе правов
Кроме того, существует насущная потребность в разработке и внедрении в практику критериев её социальной эффективности, нацеленности на результат, на принесение реальной пользы обществу и гражданам.
При выделении критериев оценки эффективности государственной гражданской службы как социально-управленческого института, прежде всего нужно определить, какие оцениваемые параметры следует признать наиболее существенными для этого. К ним можно отнести:
Информация о работе Государственная гражданская служба как социально-управленческий институт