Государственная служба: формы и методы социальной защиты

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2013 в 15:23, дипломная работа

Краткое описание

Целью настоящей работы является исследование системы социальной защиты государственных служащих, попытка законодательного закрепления и практической реализации всего комплекса мер социальной защиты государственных служащих в субъектах Российской Федерации.

Содержание

Введение ………………………………………………………………………3
Глава 1. Теоретические основы государственной службы в РФ…...……5
1.1.Государственная гражданская служба: понятие и функции..…….……5
1.2.Социально-правой статус государственного служащего….……..……39
1.3.Государственна гражданская служба в Российской Федерации: анализ основных проблем…………..………………………………………………..71
Глава 2. Проблемы социальной защиты государственных гражданских служащих……………………………………………………………………......74
2.1. Социальная защищенность как основа государственной гражданской службы…………………………………………………..……………………74
2.2 Социальная защита государственных гражданских служащих: анализ исторического и зарубежного опыта………………………………………....79
2.3.Основные проблемы социальной защищенности государственной гражданской службы в РФ…………………………………………………....82
2.4. Рекомендации направленные на обеспечение социальной защищенности государственных гражданских служащих……………….. 84
Глава 3. Проект внедрения добровольного медицинского страхования в государственных учреждениях Вологодской области …………………...86
3.1. Анализ состояния защиты государственных гражданских служащих в Вологодской области……………………………….……………………....86
3.2. Добровольное медицинское страхование как социальная защита государственных гражданских служащих………………………………….88
3.3.Оценка результатов внедрения……………………………………….…99
Список литературы………………………………………………………..108

Вложенные файлы: 1 файл

Диплом (2).doc

— 427.50 Кб (Скачать файл)

Предельный возраст  для нахождения на государственной  службе — 60 лет. Допускается продление нахождения на государственной службе государственных служащих, занимающих высшие, главные и ведущие государственные должности государственной службы и достигших предельного для нее возраста, решением руководителя соответствующего государственного органа. Однократное продление срока нахождения на государственной службе — не более чем на год. Продление службы лицу, достигшему возраста 65 лет, не допускается. После достижения этого возраста он может продолжать работу в государственных органах на условиях срочного трудового договора.

Особого внимания заслуживает вопрос об увольнении за разглашение сведений, составляющих государственную и иную охраняемую законом тайну. Еще в Положении о федеральной государственной службе от 22 декабря 1993 г. на государственных служащих была возложена обязанность сохранять государственную и иную охраняемую законом тайну не только во время прохождения службы, но и после ее прекращения. Поэтому при увольнении служащий обязан возвратить все документы, содержащие служебную информацию. Следует полагать, что в случае смерти это требование распространяется и на его родственников.

Состояние здоровья может  быть причиной увольнения работника, если наступило стойкое снижение трудоспособности, препятствующее надлежащему исполнению трудовых обязанностей, либо если исполнение трудовых обязанностей, учитывая состояние здоровья работника, ему противопоказано.

Расторжение трудового  договора (контракта) по инициативе работодателя по основаниям пункта 2 статьи 71 Трудового кодекса Российской Федерации возможно в случае обнаружившегося несоответствия работника занимаемой должности или выполняемой работе вследствие состояния здоровья, препятствующего продолжению данной работы.

 В случае если  по заключению Медико-социальной  экспертной комиссии работник  признан нетрудоспособным, администрация  предприятия, учреждения, организации обязана расторгнуть трудовой договор (контракт) с работником по основанию пункта 5 статьи 83 Трудового Кодекса РФ и выплатить работнику выходное пособие не менее двухнедельного среднего заработка.

 Если в соответствии  со справкой Медико-социальной экспертной комиссии установлена группа инвалидности и рекомендовано работать в особых, облегченных условиях, то увольнение по основанию, предусмотренному пунктом 5 статьи 83 Трудового кодекса РФ, не допускается. Работодатель по возможности обязана сообщать работнику соответствующие условия или перевести, с его согласия, на другую работу.

Условие о переводе считается  выполненным, если предлагаемая работа соответствует роду деятельности работника. Лишь при ее отсутствии может быть предложена другая работа, то есть работа, не соответствующая роду деятельности, специальности работника.

Конституционный Суд  Российской Федерации, как это предусмотрено  пунктом 4 статьи 125 Конституции, по жалобам  на нарушение конституционных прав и свобод граждан и по запросам судов проверяет конституционность закона, примененного или подлежащего применению в конкретном деле. Его постановлениями, в том числе по вопросу увольнения, также надлежит руководствоваться в правоприменительной практике

 

1.3  Государственная гражданская служба: анализ основных                             проблем

 Нормативно  правовое регулирование

В соответствии с федеральной  программой «Реформирование и развитие системы государственной службы Российской Федерации» (2009 - 2013)», повышение эффективности государственной службы и результативности профессиональной служебной деятельности является необходимым условием  реформирования системы государственной службы. Это направление в первую очередь предполагает совершенствование правового регулирования, основной целью которого должно стать усиление мотивации служащих к эффективному исполнению должностных обязанностей. Актуальные задачи этого процесса связаны, прежде всего, со всесторонним анализом правоприменительной практики, разработкой предложений, направленных на устранение пробелов и противоречий отдельных положений действующего законодательства, подготовкой новых нормативных правовых актов, обеспечивающих реализацию действующих законов.

 В то же время  требуют нормативного реформирования положения, устанавливающие порядок формирования кадрового резерва, заключения срочного служебного контракта, проведения конкурсных процедур, регулирующие систему денежного содержания государственных служащих, механизм предупреждения коррупции и разрешения конфликта интересов на государственной гражданской службе некоторые другие вопросы. Это касается, в том числе, и вопроса установления показателей эффективности и результативности служебной деятельности государственных служащих.

На очередном заседании  Комиссии при Президенте Российской Федерации по вопросам реформирования и развития государственной службы запланировано рассмотрение проекта федерального закона, который касается порядка установления показателей эффективности и результативности служебной деятельности гражданских служащих. В России в законе о гражданской службе заложены два вида показателей: обобщенные и специфические. Обобщенные утверждаются Президентом Российской Федерации и Правительством Российской Федерации, специфические – правовым актом государственного органа в соответствии с особенностями его задач и функций.

Однако обобщенные показатели эффективности и результативности деятельности государственных органов, принятия и исполнения управленческих и иных решений, а также правового, организационного и документационного обеспечения исполнения указанных решений, общие для государственных органов и гражданских служащих, которые должны утверждаться соответственно Президентом Российской Федерации и Правительством Российской Федерации, до сих пор не утверждены.

Материальное стимулирование

Следует обратить внимание, что согласно части 14 статьи 50 закона о гражданской службе по отдельным  должностям гражданской службы может  устанавливаться особый порядок  оплаты труда гражданских служащих, при котором оплата труда производится в зависимости от показателей эффективности и результативности профессиональной служебной деятельности, определяемых в срочном служебном контракте.

 Должностной регламент

Как уже было выше сказано, в соответствии с частями 14-17 статьи 50 закона о гражданской службе может устанавливаться особый порядок оплаты труда гражданских служащих в зависимости от этих показателей. Они должны быть включены в должностные регламенты. Однако соответствующий Указ Президента на сегодняшний день еще не издан, и содержание должностных регламентов, позволяющих упорядочить обязанности служащих, замещающих различные категории, остается актуальной проблемой.

Противодействие коррупции на гражданской службе

В конце 2008 года был принят Федеральный закон № 273-ФЗ «О противодействии коррупции». Его нормами был внесен ряд новых правовых механизмов, уточняющих понятие конфликта интересов, и предложены новые пути его разрешения. Однако возникла определенная коллизия между положениями нового закона и нормами сформированного ранее законодательства о гражданской службе. Это осложняет правоприменение, и, следовательно, существенно тормозит работу по противодействию коррупции, что в свою очередь влияет на эффективность государственной службы.

Медицинское обеспечение гражданских служащих. 

В конце 2009 г. Минздравсоцразвития  России издало приказ от 14 декабря 2009 г. № 984н «Об утверждении Порядка  прохождения диспансеризации государственными гражданскими служащими Российской Федерации и муниципальными служащими, перечня заболеваний, препятствующих поступлению на государственную гражданскую службу Российской Федерации и муниципальную службу или ее прохождению, а также формы заключения медицинского учреждения». Этим приказом утверждена медицинская справка для поступления на гражданскую службу и дан перечень ограничивающих по здоровью показателей, с которыми человек не может находиться на государственной гражданской службе.

Однако практика реализации данного приказа выявила ряд  проблем, требующих решения. Приказом не урегулированы вопросы, каким образом, где, в каком порядке, и за чей счет медицинские учреждения должны проводить диспансеризацию. В настоящее время существует понимание того, что это должны быть средства медицинского страхования.

Но и эта проблема сегодня ещё не нашла своего развития, потому что до сих пор не завершен национальный проект по общей реформе здравоохранения. А с этой реформой связана в части обязательного медицинского страхования и реформа здравоохранения государственных гражданских служащих. Поэтому в связи с тем, что это очень «дорогой» законопроект, он будет приниматься с отложенным периодом его разработки.

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2. Проблемы социальной защиты государственных гражданских служащих

2.1. Социальная  защищенность как основа государственной  гражданской службы

Понятие «социальная  защищенность человека» отражает многообразие связей человека и общества, благодаря  которым осуществляется жизнедеятельность  граждан, раскрытие и использование  их способностей. Однако такой подход возник только недавно. В период существования командно-административной системы социальная защита понималась узко и реализовывалась в рамках централизованной государственной системы социального обеспечения инвалидов, пенсионеров и прочих. Социальная защита в целом в обществе осуществлялась путем перераспределения прибавочного продукта и распределения общественных фондов потребления.   Система социальной защиты населения рассчитана не только на категории граждан, непосредственно нуждающихся в такой защите, но и на максимальное развитие экономики, стимулирование трудовых усилий каждого трудоспособного члена общества, создание условий, в которых он хотел и мог бы заработать. Ведь именно труд дает достаточные средства для действенной социальной защиты.

Судьба демократических  реформ, укрепление их социальной базы тесно связаны с развитием института государственной службы. Ведь именно опираясь на него государство сможет обеспечить экономическое и социальное благополучие всего населения. «Для успешного решения таких задач, считают зарубежные аналитики Я.Джейбс и Ст.Синнерстрем, необходимы высококвалифицированные специалисты государственной службы, политически нейтральные, защищенные законом, действующие во имя интересов общества, беспристрастные, честные, открытые, умеющие общаться и использовать информацию, эффективно и результативно» Вместе с тем, констатируют эти авторы, такие цели труднодостижимы из-за нестабильности положения чиновников.

Создавшийся существенный разрыв в уровне жизни предпринимателей и служащих в рыночных структурах, с одной стороны, и большинства чиновников — с другой, явился основанием для суждений о слабой защищенности государственных служащих.

Но было бы неправильным подходить к социальной защите государственных  служащих аналогично социальной защите всего населения. Дело в том, что здесь существуют два принципиальных различия.

Во первых отождествлять социальную защиту социально уязвимых слоев населения, живущих ниже черты прожиточного минимума, нельзя в связи с тем, что нищий чиновник, перебивающийся «от зарплаты до зарплаты» и самостоятельно не защищенный, не сможет эффективно защищать других, так как просто не будет достаточно работоспособен для этого.

Кроме того, социальная защита уязвимых слоев населения рассматривается  с точки зрения удовлетворения первичных  потребностей (по А.Маслоу), а социальная защита государственных служащих — не только первичных, но и вторичных, более существенных потребностей. Они работают не просто на зарплату, а во имя того, чтобы служить наивысшим национальным интересам. Деньги, престиж, комфорт для таких людей — не главное. И таких работников немало, что подтверждают данные исследований.

Характерна мотивация  выбора работы в государственных  структурах. Большое число служащих связывает этот выбор со стремлением  реализовать себя в управленческой сфере (37%) и занять достойное место в обществе (24%).

В государственных и муниципальных органах власти Вологодской области для многих служащих приоритетное значение имеют такие ценности как уважение людей (92,4%), творческий характер труда и самореализация способностей (87,3%), репутация (64,4%) .

 Потому социальная защита государственных служащих не должна ограничиваться их материальным обеспечением, но учитывать их психологию, самоуважение и признание со стороны коллег, начальства, общества в целом. И в этой связи возникает первоочередная проблема создания положительного, делового имиджа государственной службы на основе правдивой и оперативной информации.

Необходимо отметить, что одной из причин отрицательного отношения населения к государственной  службе была и остается проблема льгот и привилегий. Привилегии являются объективной необходимостью любой управленческой структуры в любом обществе. Заявления о желании их ликвидировать есть или демагогия, или непонимание основ управления. В то же время именно привилегии вызывают негативные оценки в общественном мнении государственной службы. Опыт демократически развитых зарубежных стран показывает, что этого достаточно легко избежать.

Информация о работе Государственная служба: формы и методы социальной защиты