Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2013 в 15:23, дипломная работа
Целью настоящей работы является исследование системы социальной защиты государственных служащих, попытка законодательного закрепления и практической реализации всего комплекса мер социальной защиты государственных служащих в субъектах Российской Федерации.
Введение ………………………………………………………………………3
Глава 1. Теоретические основы государственной службы в РФ…...……5
1.1.Государственная гражданская служба: понятие и функции..…….……5
1.2.Социально-правой статус государственного служащего….……..……39
1.3.Государственна гражданская служба в Российской Федерации: анализ основных проблем…………..………………………………………………..71
Глава 2. Проблемы социальной защиты государственных гражданских служащих……………………………………………………………………......74
2.1. Социальная защищенность как основа государственной гражданской службы…………………………………………………..……………………74
2.2 Социальная защита государственных гражданских служащих: анализ исторического и зарубежного опыта………………………………………....79
2.3.Основные проблемы социальной защищенности государственной гражданской службы в РФ…………………………………………………....82
2.4. Рекомендации направленные на обеспечение социальной защищенности государственных гражданских служащих……………….. 84
Глава 3. Проект внедрения добровольного медицинского страхования в государственных учреждениях Вологодской области …………………...86
3.1. Анализ состояния защиты государственных гражданских служащих в Вологодской области……………………………….……………………....86
3.2. Добровольное медицинское страхование как социальная защита государственных гражданских служащих………………………………….88
3.3.Оценка результатов внедрения……………………………………….…99
Список литературы………………………………………………………..108
В отличие от остальных
законов и Положений, как уже
отмечалось выше, законопроект Читинской
области имеет ряд
При исследовании законодательной базы социальной защиты государственных служащих субъектов Российской Федерации мы пришли к выводу о том, что, для большинства из них, гарантии, предусмотренные федеральным законом об основах государственной службы и рассмотренные нами выше, остались лишь декларативными нормами, никоим образом не повлиявшими на улучшение их социальной защиты. При их детальном изучении становится очевидным, что большинство субъектов федерации пошли по пути механического копирования федерального закона и только декларируют гарантии социальной защищенности своих государственных служащих, поверхностно оговаривая некоторые ее аспекты. Однако федеральная политика по отношению к регионам уже долгие годы строится лишь на принципах минимальной достаточности, самовыживаемости, жесткой административной подчиненности, силового налогового прессинга, остаточного метода формирования региональных бюджетов. И особенно к субъектам федерации, не являющимися “национальными” республиками.
Таким образом, нет единого нормативного акта о порядке финансирования системы социальной защиты и гарантий госслужащих.
В целях повышения эффективности функционирования системы социальной защиты государственных служащих в Вологодской области могло бы явиться принятие отдельного закона. Данный закон должен определить систему мер и гарантий социальной защиты, порядок их предоставления, льготы, порядок финансирования данной системы. При этом большинство нормативных актов о государственной службе являются копией федерального закона с небольшими изменениями и дополнениями. Во многих статьях вместо четкого регулирования соответствующего правоотношения делается ссылкана федеральное законодательство, в ряде случаев без указания конкретного закона. Таким образом, сложилась система законодательства о государственной службе, основанная на устаревших федеральных законах, требующая коррекции и приспособления к современным правовым реалиям.
2.4. Рекомендации,
направленные на обеспечение
социальной защиты
При анализе законодательства области о социальном обеспечении и гарантиях государственным служащим можно придти к выводу, что несмотря на все свое несовершенство, данная система, тем не менее, является более эффективной, чем в большинстве других субъектов Российской Федерации. Так, законодательством Вологодской области для государственных служащих наряду с мерами социального обеспечения, предусмотренными федеральным законодательством, установлены дополнительные меры защиты в области трудового, социального, в том числе пенсионного законодательства. Вместе с тем эффективность системы социальной защиты госслужащих Вологодской области снижается за счет неэффективности нормативно – правовой базы, требующей устранения недостатков. В связи с этим предлагается проведение следующих мер:
1. Необходима выработка более прозрачной системы мер социальной защиты государственных служащих в рамках общей социальной политики администрации региона. Система социальной защиты не должна выходить за рамки политики социальной защиты населения с целью недопущения негативного отношению к государственным служащим как социальному слою.
2. В целях повышения
эффективности
3. В целях материального
стимулирования стремления к
повышению собственной
4. Внести изменения
в законодательстве о
5. Целесообразно внести
изменения в законодательство
с целью снятия возрастных
ограничений пребывания на
|
Глава 3. Проект внедрения дополнительного медицинского страхования государственных гражданских служащих в Вологодской области
3.1. Анализ состояния социальной
защиты государственных
Далее мы будем рассматривать закон Вологодской области «О муниципальной службе Вологодской области» принятый законодательным собранием 12.11.97г № 208(изменен 19.12.04. № 1164). Глава I закона содержит общие положения. В Главе II Муниципальные должности. Глава III права и обязанности. Глава 4 Прохождение муниципальной службы. Глава 5 Заключение.
Социально значимое для служащих ограничение — запрет на внеслужебную деятельность, предложено компенсировать достойной оплатой труда.
Существующая система оплаты труда имеет множество недостатков. Зависящая, в конечном счете, от волевого решения высшего руководства, она не ставит результаты труда государственного служащего в зависимость от общего социально-экономического развития страны, не стимулирует государственного служащего к сознательному, целенаправленному исполнению должностных обязанностей. Между тем, совершенно очевидно, что необходима тесная взаимосвязь деятельности государственной службы с общими результатами развития экономики и решением социальных проблем региона и государства в целом (так как государственные служащие субъектов федерации одновременно являются государственными служащими Российской Федерации), выражающаяся в материальном достатке государственных служащих, а также установление окладов в зависимости от роли государственного органа, от размера личного трудового вклада государственного служащего, его профессионализма и квалификации, от выслуги лет (что способствует закреплению кадров на государственной службе, устойчивости кадрового корпуса), от степени напряженности, сложности работы.
Денежное содержание государственного служащего определяется в первую очередь: во-первых — должностного оклада; во-вторых — надбавок к должностному окладу за квалификационный разряд, особые условия государственной службы, выслугу лет, а также иных надбавок в соответствии с действующим законодательством; в-третьих — премий по результатам работы. Денежное содержание выплачивается за счет средств областного бюджета.
Размер должностного оклада, размеры и порядок установления надбавок к должностному окладу государственного служащего определяются федеральными законами и законами Вологодской области.
Также, предусмотрены надбавка за сложность, напряженность, специальный режим работы — до 50 процентов должностного оклада, что позволяет компенсировать нагрузки, особенно руководящего состава, связанные с занятостью во внеслужебное время, и надбавка за квалификационный разряд, стимулирующая служащих к профессиональному росту.
Кроме повышения собственно денежного содержания законом Вологодской области предусмотрены и другие меры социальной защиты, направленные на компенсацию ограничений, связанных с государственной службой. Причем эти меры возрастают как в зависимости от вертикального служебного роста, так и от стажа государственной службы.
В России в примирительных процедурах между государством и государственными служащими могла бы сыграть большую роль такая общественная организация как профессиональный союз государственных служащих. Кстати, это единственная общественная организация, создание которой в государственных органах допускается федеральным законом.
Следует сказать еще
об одном социально значимом ограничении,
которое реализует принцип
Как показали исследования, “подавляющее большинство государственных служащих работает сверхурочно (до 90 процентов). При этом основная часть опрошенных (60 процентов) выполняет эти работы постоянно. В ряде министерств и ведомств их число достигает 77 процентов, а среди руководителей департаментов и управлений — до 86 процентов”. В связи с этим компенсационные меры социальной защиты должны быть направлены не только на установление надбавок за напряженность работы, но и на льготы в медицинском обслуживании, установление дополнительных отпусков, государственное страхование, льготное пенсионное обслуживание и так далее.
3.2. Внедрение дополнительное медицинское страхование государственных служащих в Вологодской области.
Общепризнано,
что основой цивилизованного
общественного развития и
Одной из основных форм социального рыночного функционирования системы здравоохранения в настоящее время является добровольное медицинское страхование(ДМС). В течение почти десятилетнего периода своего функционирования добровольное медицинское страхование завоевало одно из лидирующих положений на отечественном страховом рынке, стало полноправным участником системы финансирования здравоохранения и на сегодняшний день не утратило своей актуальности и перспективности.
В конце 2009 г. Минздравсоцразвития России издало приказ от 14 декабря 2009 г. № 984н «Об утверждении Порядка прохождения диспансеризации государственными гражданскими служащими Российской Федерации и муниципальными служащими, перечня заболеваний, препятствующих поступлению на государственную гражданскую службу Российской Федерации и муниципальную службу или ее прохождению, а также формы заключения медицинского учреждения». Этим приказом утверждена медицинская справка для поступления на гражданскую службу и дан перечень ограничивающих по здоровью показателей, с которыми человек не может находиться на государственной гражданской службе. Однако практика реализации данного приказа выявила ряд проблем, требующих решения. Приказом не урегулированы вопросы, каким образом, где, в каком порядке, и за чей счет медицинские учреждения должны проводить диспансеризацию. В настоящее время существует понимание того, что это должны быть средства медицинского страхования.
Но и эта проблема сегодня ещё не нашла своего развития, потому что до сих пор не завершен национальный проект по общей реформе здравоохранения. А с этой реформой связана в части обязательного медицинского страхования и реформа здравоохранения государственных гражданских служащих. Поэтому в связи с тем, что это очень «дорогой» законопроект, он будет приниматься с отложенным периодом его разработки.
Информация о работе Государственная служба: формы и методы социальной защиты