Государственная служба: формы и методы социальной защиты

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2013 в 15:23, дипломная работа

Краткое описание

Целью настоящей работы является исследование системы социальной защиты государственных служащих, попытка законодательного закрепления и практической реализации всего комплекса мер социальной защиты государственных служащих в субъектах Российской Федерации.

Содержание

Введение ………………………………………………………………………3
Глава 1. Теоретические основы государственной службы в РФ…...……5
1.1.Государственная гражданская служба: понятие и функции..…….……5
1.2.Социально-правой статус государственного служащего….……..……39
1.3.Государственна гражданская служба в Российской Федерации: анализ основных проблем…………..………………………………………………..71
Глава 2. Проблемы социальной защиты государственных гражданских служащих……………………………………………………………………......74
2.1. Социальная защищенность как основа государственной гражданской службы…………………………………………………..……………………74
2.2 Социальная защита государственных гражданских служащих: анализ исторического и зарубежного опыта………………………………………....79
2.3.Основные проблемы социальной защищенности государственной гражданской службы в РФ…………………………………………………....82
2.4. Рекомендации направленные на обеспечение социальной защищенности государственных гражданских служащих……………….. 84
Глава 3. Проект внедрения добровольного медицинского страхования в государственных учреждениях Вологодской области …………………...86
3.1. Анализ состояния защиты государственных гражданских служащих в Вологодской области……………………………….……………………....86
3.2. Добровольное медицинское страхование как социальная защита государственных гражданских служащих………………………………….88
3.3.Оценка результатов внедрения……………………………………….…99
Список литературы………………………………………………………..108

Вложенные файлы: 1 файл

Диплом (2).doc

— 427.50 Кб (Скачать файл)

 Должностные права  и обязанности производны от  задач и функций государственного органа и выражают его полномочия. Указ Президента Российской Федерации от 31.12.2005. № 1574 «Реестре государственных должностей государственной службы Российской Федерации» содержится перечень унифицированных наименований этих должностей, а конкретные права и обязанности для каждой должности устанавливаются соответствующими нормативными правовыми актами. Это может быть должность руководителя, другого должностного лица или государственного служащего.

 Постановлением Правительства РФ от 01.06.2004. № 260 утверждено Положение об Аппарате Правительства РФ, которым определены должностные права и обязанности Руководителя Аппарата. Права и обязанности работников Аппарата Правительства определяются законодательными актами, названным Положением и должностными инструкциями.

 В положениях о  федеральных государственных органах  и их  структурных подразделениях, должностных инструкциях, уставах и других нормативных актах определяются задачи, функции, обязанности, права, основные формы и методы деятельности, а также ответственность служащего применительно к каждой должности.

 Чем выше должность,  тем более широк круг должностных  обязанностей и прав. При этом  объем и содержание должностных  прав находятся в строгом соответствии  с содержанием должностных обязанностей.

 Общие права и обязанности государственных служащих установлены Федеральным законом от 27 июня 2004г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации». Они предусмотрены только для государственных служащих, замещающих должности категорий «Б» и «В», и не распространяются на лиц, замещающих должности категории «А». Характерной особенностью этих прав и обязанностей является то, что они выражают не полномочия по замещаемой должности, а общие правила поведения и действий служащих, условия и меры организационного характера, которыми обеспечивается исполнение ими полномочий по замещаемым должностям. Такие права и обязанности весьма разнообразны.

 Каждый государственный  служащий, независимо от конкретных  полномочий по замещаемой должности,  имеет право на:

- ознакомление с документами, определяющими его права и обязанности по должности, критерии оценки качества работы и условия продвижения по службе, а также на организационно-технические условия, необходимые для исполнения им должностных обязанностей;

- получение в установленном порядке информации и материалов, необходимых для исполнения своих обязанностей;

-  посещение в установленном порядке для исполнения своих обязанностей предприятий, учреждений и организаций независимо от форм собственности;

-  принятие решений и участие в их подготовке в соответствии со своими обязанностями;

-  участие по своей инициативе в конкурсе на замещение вакантной должности;

-  продвижение по службе, увеличение денежного содержания с учетом результатов и стажа работы, уровня квалификации;

-  ознакомление со всеми материалами своего личного дела, отзывами и другими документами до внесения их в личное дело, приобщение к личному делу своих объяснений;

-  переподготовку (переквалификацию) и повышение квалификации за счет средств соответствующего бюджета;

-  пенсионное обеспечение с учетом стажа государственной службы;

-  проведение служебного расследования для опровержения сведений, порочащих его честь и достоинство;

-  объединение в профессиональные союзы (ассоциации) для защиты своих прав, социально-экономических и профессиональных интересов;

-  внесение предложений по совершенствованию государственной службы в любые инстанции.

 Из числа названных  особого внимания заслуживает  право государственного служащего  на продвижение по службе. Это право (право на карьеру) впервые закреплено в нашем законодательстве о государственной службе. В советский период не принято было говорить о таком праве, более того, считалось нескромным обращаться самому служащему к начальникам по такому вопросу.

 В первую очередь  продвигаться по службе должны  лица, включенные в резерв на  продвижение в результате аттестации. Должны также учитываться результаты  прохождения переподготовки и  повышения квалификации в соответствии  с требованиями по вакантной должности. Недопустимо назначение на вакантную должность лица, не отвечающего предъявляемым квалификационным требованиям, или с нарушением принципов подбора кадров (по знакомству, за взятку и т.п.).

 Служащий вправе  обратиться в суд или в соответствующие государственные органы для разрешения споров, связанных с государственной службой, в том числе по вопросам проведения квалификационных экзаменов и аттестации, их результатов, содержания отзывов аттестационной комиссии, приема на государственную службу, ее прохождения, реализации прав служащего, перевода на другую должность, дисциплинарной ответственности служащего, несоблюдения гарантий его правовой и социальной защиты, увольнения с государственной службы.

 Каждый служащий  независимо от полномочий по замещаемой государственной должности государственной службы обязан:

-  обеспечивать поддержку конституционного строя и соблюдение Конституции РФ, реализацию федеральных законов и законов субъектов Федерации, в том числе регулирующих сферу его полномочий;

-  добросовестно исполнять должностные обязанности;

-  обеспечивать соблюдение и защиту прав и законных интересов граждан;

-  исполнять приказы, распоряжения и указания вышестоящих в порядке подчиненности руководителей, отданные в пределах их должностных полномочий, за исключением незаконных;

-  в пределах своих должностных обязанностей своевременно рассматривать обращения граждан и общественных объединений, а также предприятий, учреждений и организаций, государственных органов и органов местного самоуправления и принимать по ним решения в порядке, установленном федеральными законами и законами субъектов Федерации;

-  соблюдать установленные в государственном органе правила внутреннего трудового распорядка, должностные инструкции, правила работы со служебной информацией;

-  поддерживать уровень квалификации, достаточный для исполнения своих должностных обязанностей;

-  хранить государственную и иную охраняемую законом тайну, а также не разглашать ставшие ему известными в связи с исполнением своих обязанностей сведения, затрагивающие частную жизнь, честь и достоинство граждан.

 Таким образом,  названные права и обязанности  представляют собой как бы  служебный кодекс, характеризующий  стиль и методы осуществления  государственными служащими своих  должностных полномочий независимо от замещаемых должностей.

 Ограничения,  связанные с государственной  службой 

 Государственному  служащему запрещено заниматься  другой оплачиваемой деятельностью,  кроме деятельности, предусмотренной  замещаемой должностью в государственном органе. Это значит, что нельзя занимать другую оплачиваемую должность в государственных органах, органах местного самоуправления, на предприятиях, в учреждениях, организациях и общественных объединениях. Предусмотрено лишь одно исключение: государственному служащему разрешено заниматься педагогической, научной и иной творческой деятельностью, поскольку она не ограничивает свободу его действий по занимаемой должности государственной службы. Однако получать гонорары за публикации и выступления в качестве государственного служащего не разрешается, хотя бы такие публикации и выступления имели педагогический, научный или творческий характер.

 Исходя из принципа  разделения властей государственному  служащему, замещающему должность  категории «Б» или «В», не разрешается быть депутатом федерального законодательного (представительного) органа, законодательных (представительных) органов субъектов Федерации, органов местного самоуправления. Ему лично или через доверенных лиц запрещено заниматься предпринимательской деятельностью, имеющей своей целью получение прибыли, скажем, осуществляемой без привлечения наемного труда.

 Государственному  служащему не разрешается состоять  членом органа управления коммерческой  организации любой формы собственности  и организационно-правовой формы (хозяйственные товарищества и общества, производственные кооперативы и т.д.).

 Но есть одно  исключение — это случаи, когда Федеральным законом или законами субъектов Федерации государственному служащему поручено участвовать в управлении коммерческой организацией.

 Государственному  служащему запрещается быть поверенным  или представителем по делам  третьих лиц в государственном  органе, в котором он работает  либо который непосредственно  подчинен или непосредственно  подконтролен ему. 

 Ему запрещается использовать в неслужебных целях средства материально-технического, финансового и информационного обеспечения, другое государственное имущество и служебную информацию.

 Государственному  служащему запрещено получать  от физических и юридических  лиц вознаграждения в связи с исполнением должностных полномочий, в том числе и после выхода на пенсию.

 Этим преследуется  цель устранить его зависимость  от кого бы то ни было, особенно  если он незаконно получает  вознаграждение в любой форме. В Федеральном законе «О государственной гражданской службе Российской Федерации» названы подарки, денежное вознаграждение, ссуды, услуги, оплата развлечений, отдыха, транспортных расходов и иные вознаграждения, связанные с исполнением должностных обязанностей. Противоправными будут и такие действия третьих лиц, когда ими предоставляется государственному служащему квартира, дача, оказывается помощь в учебе, предоставляются ссуды с заниженным процентом. Нарушением этого запрета будет также получение им подарка и косвенным путем, например подарки членам семьи, родственникам, через подчиненных и т.д.

 Государственный служащий  неразрывно связан с государством, представляет его. Отсюда вытекают  специфические требования: он не  вправе принимать без разрешения  Президента награды, почетные и специальные звания иностранных государств, международных и иностранных организаций. Он не вправе принимать участие в забастовках.

 Учитывая существующую  в стране многопартийность, государственному  служащему запрещается использовать  свое служебное положение в интересах тех или иных политических партий, других общественных объединений, религиозных организаций для пропаганды отношения к ним, — он должен быть нейтральным. Поэтому в государственных органах не могут образовываться структуры политических и конфессиональных объединений, за исключением профессиональных союзов.

 Государственный служащий  обязан передавать в доверительное  управление под гарантию государства  на время прохождения государственной  службы находящиеся в его собственности  доли (пакеты акций) в уставном капитале коммерческих организаций в порядке, установленном Федеральным законом.

 Гражданин при поступлении  на государственную службу, а  также государственный служащий  в соответствии с Федеральным  законом ежегодно обязан представлять  в налоговую службу сведения о своих доходах и имуществе, принадлежащем ему на праве собственности, являющихся объектами налогообложения. Эти сведения составляют служебную тайну.

 Лица, претендующие  на выполнение государственных  функций, добровольно принимают на себя установленные Законом ограничения, что отражается в письменном обязательстве. Они же предоставляют в налоговую инспекцию по месту жительства сведения о доходах, о личном и общем, совместном с супругой или супругом, имуществе, о вкладах в банках и ценных бумагах, в том числе за пределами России, с указанием банков, номеров банковских счетов и т.д.

 Гарантии  для государственного служащего 

 Важнейшую роль  в обеспечении эффективности  работы государственного аппарата  играют разнообразные и существенные гарантии, которые установлены для государственного служащего Федеральным законом № 79 «О государственной гражданской службе Российской Федерации».

1. Гарантией являются  условия работы. Имеется в виду  размещение работников государственного  органа, обеспеченность мебелью, освещением, отоплением, разнообразной оргтехникой и т.д. Сюда следует отнести и служебный режим (распорядок дня), а также качественный состав работников, морально-психологический климат в коллективе. Очень многое здесь зависит от руководителя органа или структурного подразделения, его деловых и личностных качеств.

2. Первостепенное значение  имеют денежное содержание и  иные выплаты, предусмотренные  законами и другими актами  Российской Федерации и ее  субъектов. 

Информация о работе Государственная служба: формы и методы социальной защиты