Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2013 в 14:45, курсовая работа
Цель исследования – проанализировать и методологически обосновать необходимость использования инновационных технологий в реабилитации детей-инвалидов.
Задачи исследования:
1. изучить особенности процесса реабилитации детей-инвалидов,
2. охарактеризовать нормативно-правовые особенности организации и проведения реабилитации детей-инвалидов,
3. проанализировать использование иппотерапии как элемента инновационной реабилитации детей – инвалидов,
4. определить место эрготерапевтической помощи детям –инвалидам в процессе реабилитации.
ВВЕДЕНИЕ 3
Глава I. Инновационная технология как важный фактор успешной социокультурной реабилитации детей-инвалидов 9
1.1. Особенности процесса реабилитации детей-инвалидов 9
1.2. Нормативно-правовые основы организации и проведения реабилитации детей-инвалидов 24
Глава II. Современные технологии реабилитации детей с ограниченными возможностями 42
2.1. Иппотерапия как элемент инновационных технологий реабилитации инвалидов 42
2.2. Эрготерапевтическая помощь детям –инвалидам в процессе реабилитиации 61
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 72
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 78
Под реабилитацией детей-инвалидов понимается система мероприятий, цель которых — быстрейшее и наиболее полное восстановление здоровья больных и инвалидов и возвращение их к активной жизни. Реабилитация больных и инвалидов представляет собой комплексную систему государственных, медицинских, психологических, социально-экономических, педагогических, производственных, бытовых и других мероприятий.17
Целью реабилитации должна быть не только ликвидация болезненных проявлений, но и выработка у них качеств, помогающих более оптимально приспособиться к окружающей среде.
Задачи реабилитации,
а также ее формы и методы меняются
в зависимости от этапа. Если задача
первого этана — восстановитель
Таким образом, необходимо учитывать, что реабилитация — это не просто оптимизация лечения, а комплекс мероприятий, направленных не только на самого ребенка, но и на его окружение в первую очередь на его семью. В этой связи важное значение для реабилитационной программы имеют групповая (психо)терапия, семейная терапия, трудовая терапия и терапия средой. Терапия как определенная форма вмешательства (интервенции) в интересах ребенка может быть рассмотрена как метод лечения, влияющий на психические и соматические функции организма; как метод влияния, связанный с обучением и профессиональной ориентацией; как инструмент социального контроля; как средство коммуникации18.
Комплексная реабилитация инвалидов состоит из трёх составных частей: медицинского, социального и трудового направления. На сегодняшний день реабилитация рассматривается не только как система мер конкретных направлений, но и как процесс изменений в состоянии инвалида.
Медицинская реабилитация направлена на полное или частичное восстановление или компенсацию той или иной нарушенной или утраченной функции или на замедление прогрессирования заболевания.
Право на бесплатную медицинскую реабилитационную помощь закреплено законодательствами о здравоохранении и труде.
Реабилитация в медицине является начальным звеном системы общей реабилитации, ибо ребенок-инвалид, прежде всего, нуждается в медицинской помощи. По существу, между периодом лечения заболевшего ребенка и периодом его медицинской реабилитации, или восстановительного лечения, нет четкой границы, так как лечение всегда направлено на восстановление здоровья и возвращение к учебной или трудовой деятельности, однако мероприятия по медицинской реабилитации начинаются в больничном учреждении после исчезновения острых симптомов заболевания — для этого применяются все виды необходимого лечения — хирургическое, терапевтическое, ортопедическое, курортное и др.
Все другие формы реабилитации — психологическая, педагогическая, социально-экономическая, профессиональная, бытовая — проводятся наряду с медицинской19.
Психологическая форма реабилитации — это воздействие на психическую сферу больного ребенка, на преодоление в его сознании представления о бесполезности лечения. Эта форма реабилитации сопровождает весь цикл лечебно-восстановительных мероприятий.
Педагогическая реабилитация — это мероприятия воспитательного характера, направленные на то, чтобы больной ребенок овладел необходимыми умениями и навыками по самообслуживанию, получил школьное образование. Очень важно выработать у ребенка психологическую уверенность в собственной полноценности и создать правильную профессиональную ориентацию. Подготовить к доступным им видам деятельности, создать уверенность в том, что приобретенные знания в той или иной области окажутся полезными в последующем трудоустройстве.20
Социально-экономическая реабилитация — это целый комплекс мероприятий: обеспечение больного или инвалида необходимым и удобным для него жилищем, находящимся вблизи места учебы, поддержание уверенности больного или инвалида в том, что он является полезным членом общества; денежное обеспечение больного или инвалида и его семьи путем предусмотренных государством выплат, назначения пенсии и т.п.
Профессиональная реабилитация подростков-инвалидов предусматривает обучение или переобучение доступным формам труда, обеспечение необходимыми индивидуальными техническими приспособлениями для облегчения пользования рабочим инструментом, приспособление рабочего места подростка-инвалида к его функциональным возможностям, организацию для инвалидов специальных цехов и предприятий с облегченными условиями труда и сокращенным рабочим днем и т.д21.
В реабилитационных центрах широко используется метод трудовой терапии, основанный на тонизирующем и активизирующем воздействии труда на психофизиологическую сферу ребенка. Длительная бездеятельность расслабляет человека, снижает его энергетические возможности, а работа повышает жизненный тонус, являясь естественным стимулятором. Нежелательный психологический эффект дает и длительная социальная изоляция ребенка.
Бытовая реабилитация — это предоставление ребенку-инвалиду протезов, личных средств передвижения дома и на улице (специальные вело- и мотоколяски, и др.).
В последнее время большое значение придается спортивной реабилитации. Участие в спортивно-реабилитационных мероприятиях позволяет детям преодолевать страх, формировать культуру отношения к еще более слабому, корректировать иногда гипертрофированные потребительские тенденции и, наконец, включать ребенка в процесс самовоспитания, приобретения навыков вести самостоятельный образ жизни, быть достаточно свободным и независимым.
Эффективность реабилитационного процесса ребенка с ограниченными возможностями определяется на основании реализации следующих принципов22:
- реабилитация должна
осуществляться в условиях
- реабилитация должна
начинаться на самых ранних
стадиях болезни, составляя
- процесс реабилитации
должен осуществляться
- реабилитация на каждом своем этапе должна носить комплексный характер, под которым подразумевается, прежде всего, объединенная единой целью деятельность медицинских работников, педагогов, психологов, социологов, специалистов физической реабилитации и физического воспитания, а также и других участников реабилитационного процесса;
- индивидуальный характер,
как программы реабилитации, так
и применяемых средств,
- возвращение заболевшего ребенка к обычным для него условиям жизни, воспитания, учебы, занятий спортом, а при необратимых изменениях – адаптации к новым условиям жизни.
Реабилитационный процесс предполагает реализацию трех взаимосвязанных этапов23:
I-й этап – клинический, обеспечивающий всестороннее клиническое выздоровление и восстановление функции пораженных систем, а также подготовку всего организма больного ребенка к следующей стадии реабилитации. Данный этап заканчивается при выздоровлении ребенка от основного заболевания, при восстановлении функции или при достаточной компенсации утраченных в результате болезни функций.
II-й этап – санаторный,
предполагающий нормализацию
III-й этап – адаптационный,
направленный, по возможности, на
достижение относительно
Реабилитация, восстановительное
лечение детей и подростков с
различной патологией и отклонениями
в поведении проводятся в учреждениях
системы здравоохранения (отделения восстановительного
лечения детских поликлиник; центры реабилитации
и восстановительного лечения; специализированные
центры реабилитации для детей с ЛОР-патологией,
патологией органов зрения и др.); образования
(специализированные детские учреждения;
оздоровительные дошкольные учебно-воспитательные
учреждения – группы «Особый ребенок»;
психолого-медико-
Восстановительное лечение не может ограничиваться только рамками лечебного или детского учреждения, а должно продолжаться в семье. От семьи, от степени понимания родителями важности их роли в выполнении медицинских и других рекомендаций по восстановительному лечению, уровня их активности в этом процессе в значительной степени зависят эффективность и результаты восстановления. При этом от родителей требуется проявление особого внимания к ребенку, терпение, значительная затрата сил и энергии.
Достаточно эффективными, на наш взгляд, направлениями работы с родителями являются следующие24:
1. Целенаправленное медико-
2. Осуществление программы
практического обучения
3. Осуществление преемственности
между детской поликлиникой и
семьей ребенка в период
4. Систематический контроль
за проведением и
Комплексная реабилитация инвалидов, рассматриваемая как система и процесс, также представляет собой взаимоувязанный по направлениям, методам, срокам, исполнителям, ресурсам комплекс мероприятий, направленных на решение выявленных проблем и достижение поставленных целей. Таким образом, при выборе решения и в процессе разработки индивидуальной программы реабилитации специалисты должны интегрировать знания в области как минимум трёх систем25:
1) человека, испытывающего ограничения жизнедеятельности;
2) среды жизнедеятельности и внешних факторов (социальных, экономических, физических и т.д.);
3) системы реабилитации инвалидов.
Ясно, что найти такое решение одному или даже нескольким специалистам узкого профиля без взаимопроникновения в смежные отрасли через стыки научных дисциплин не представляется возможным.
Комплексная реабилитация инвалидов не является простой суммой реабилитационных мероприятий. Различные методы реабилитации инвалидов, взаимодействуя друг с другом, могут усиливать либо ослаблять результирующий эффект.
Их набор должен обладать, как минимум, необходимой валидностью, надёжностью, оптимальностью и безопасностью для клиента. Индивидуальный подбор таких методов сегодня осуществляется в основном эмпирически, с использованием немногочисленных методических и научных рекомендаций. Научное единство, согласованность и преемственность во взглядах на обоснование выбора реабилитационных мероприятий пока развиты крайне недостаточно.
Внедрение инноваций позволяет существенно повысить эффективность и результативность реабилитации. Инновационные технологии реабилитации инвалидов могут отражать различные аспекты системы и процесса реабилитации: организационные, управленческие, технологические, технические и т.п.
Но их суть одинакова они относятся к категории нововведений, опирающихся на достижения науки и техники в области реабилитации инвалидов.
Нововведения приводят к позитивным качественным изменениям в системе и процессе реабилитации, позволяют более рационально и эффективно использовать материальные, экономические, социальные и иные ресурсы.
Информация о работе Инновационные технологии реабилитации детей с ограниченными возможностями