Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2013 в 14:45, курсовая работа
Цель исследования – проанализировать и методологически обосновать необходимость использования инновационных технологий в реабилитации детей-инвалидов.
Задачи исследования:
1. изучить особенности процесса реабилитации детей-инвалидов,
2. охарактеризовать нормативно-правовые особенности организации и проведения реабилитации детей-инвалидов,
3. проанализировать использование иппотерапии как элемента инновационной реабилитации детей – инвалидов,
4. определить место эрготерапевтической помощи детям –инвалидам в процессе реабилитации.
ВВЕДЕНИЕ 3
Глава I. Инновационная технология как важный фактор успешной социокультурной реабилитации детей-инвалидов 9
1.1. Особенности процесса реабилитации детей-инвалидов 9
1.2. Нормативно-правовые основы организации и проведения реабилитации детей-инвалидов 24
Глава II. Современные технологии реабилитации детей с ограниченными возможностями 42
2.1. Иппотерапия как элемент инновационных технологий реабилитации инвалидов 42
2.2. Эрготерапевтическая помощь детям –инвалидам в процессе реабилитиации 61
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 72
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 78
К инновационным технологиям в области реабилитации инвалидов относятся26:
новые технологии реабилитационной диагностики;
комплексная реабилитация на основе принципов синергетики;
интеграционные технологии реабилитации;
интерактивные технологии реабилитации;
методы психоэмоциональной и физической реабилитации (анимационная терапия, музокотерапия, игротерапия, драматерапия, арт-терапия, иппотерапия, эрготерапия и мн.др.);
предоставления реабилитационны
оценка эффективности реабилитации по конечному результату;
развитие открытых систем реабилитации;
деинституализация предоставления реабилитационных услуг;
внедрение современных информационно-коммуникационных технологий;
внедрение инновационных технологий из смежных областей науки и техники.
Таким образом, реабилитационная деятельность включает27:
1.2. Нормативно-правовые основы организации и проведения реабилитации детей-инвалидов
Термин «инвалид» восходит к латинскому корню (valid - «действенный, полноценный, могущий») и в буквальном переводе может означать «непригодный», «неполноценный»28. Начиная со времен Петра I такое название получали военнослужащие, которые вследствие заболевания, ранения или увечья были неспособны нести воинскую службу и которых направляли для дослуживания на штатские должности. Характерно, что в Западной Европе данное слово имело такой же оттенок, то есть относилось в первую очередь к увечным воинам. Со второй половины XIX в. термин распространяется и на штатских лиц, также ставших жертвами войны, - развитие вооружений и расширение масштабов войн все более подвергали мирное население всем опасностям военных конфликтов. Наконец, после Второй мировой войны в русле общего движения по формулированию и защите прав человека в целом и отдельных категорий населения в частности происходит формирование понятия «инвалид», относящегося ко всем лицам, имеющим физические, психические или интеллектуальные ограничения жизнедеятельности29.
Фиксируя генеральные принципы демократического жизнеустройства гражданского общества в международных документах, Организация Объединенных Наций в 1975 г. приняла Декларацию о правах инвалидов, где сказано, что «инвалид» означает любое лицо, которое не может самостоятельно обеспечить полностью или частично потребности нормальной личной и/или социальной жизни в силу недостатка, будь то врожденного или приобретенного, его или ее физических или умственных возможностей».
В Рекомендациях к реабилитационным программам 44-й сессии Парламентской Ассамблеи Совета Европы от 5 мая 1992 г. инвалидность определяется как «ограничения в возможностях, обусловленные физическими, психологическими, сенсорными, социальными, культурными, законодательными и иными барьерами, которые не позволяют человеку, имеющему инвалидность, быть интегрированным в общество и принимать участие в жизни семьи или общества на таких же основаниях, как и другие члены общества». Общество обязано адаптировать существующие в нем стандарты к особым нуждам людей, имеющих инвалидность, для того чтобы они могли жить независимой жизнью30.
В 1971 г. Генеральной Ассамблеей ООН была принята Декларация о правах умственно отсталых лиц, где утверждалась необходимость в максимальной степени осуществлять обеспечение прав таких инвалидов; декларировались права на надлежащее медицинское обслуживание и лечение, а также право на образование, обучение, восстановление трудоспособности и покровительство, которое позволяет умственно отсталому лицу развивать свои способности и возможности. Следует отметить особо оговоренное право продуктивно трудиться или заниматься каким-либо другим полезным делом в полную меру своих возможностей, с чем связано право на материальное обеспечение и на удовлетворительный жизненный уровень.
Особое значение имеет норма, утверждающая, что в тех случаях, когда это возможно, умственно отсталое лицо должно жить в кругу своей семьи и участвовать в различных формах жизни общества. Семьи таких лиц должны получать помощь. В случае необходимости помещения такого человека в специальное заведение необходимо сделать так, чтобы новая среда и условия жизни как можно меньше отличались от условий обычной жизни.
В 1989 г. Организацией Объединенных Наций был принят текст Конвенции о правах ребенка, которая обладает силой закона. В ней закреплено также право детей с отклонениями в развитии вести полноценную и достойную жизнь в условиях, которые обеспечивают его достоинство, способствуют его уверенности в себе и облегчают его активное участие в жизни общества (ст. 23); право неполноценного ребенка на особую заботу и помощь, которая должна предоставляться по возможности бесплатно с учетом финансовых ресурсов родителей или других лиц, обеспечивающих заботу о ребенке, с целью обеспечения неполноценному ребенку эффективного доступа к услугам в области образования, профессиональной подготовки, медицинского обслуживания, восстановления здоровья, подготовки к трудовой деятельности и доступа к средствам отдыха таким образом, что приводит к наиболее полному по возможности вовлечению ребенка в социальную жизнь и достижению развития его личности, включая культурное и духовное развитие ребенка.
Положения о защите прав инвалидов содержатся также в таких документах, как Декларация социального прогресса и развития, Принципы защиты психически больных лиц и улучшения психической помощи и т. п.
Интегративным документом, охватывающим все стороны жизнедеятельности инвалидов, являются Стандартные правила обеспечения равных возможностей для инвалидов, принятые Генеральной Ассамблеей ООН 20.12.93 г. (Резолюция 48/96), согласно которым реабилитация является основополагающей концепцией политики в отношении инвалидов31.
Идеология Правил основана на принципе обеспечения равных возможностей, предполагающем, что инвалиды являются членами общества и имеют право оставаться жить в своих общинах. Они должны получать поддержку, в которой нуждаются в рамках обычных систем здравоохранения, образования, занятости и социальных услуг.
В 1994 г. Генеральная Ассамблея одобрила долгосрочную стратегию дальнейшего осуществления Всемирной программы действий в отношении инвалидов. Основной целью стратегии провозглашено создание «общества для всех», охватывающего все разнообразные человеческие ресурсы и позволяющего каждому человеку максимально развить его потенциал. По выдвинутой на пятьдесят пятой сессии Генеральной Ассамблеи ООН в 2001 году инициативе Мексики, к 2004 году был подготовлен проект Всеобъемлющей единой международной конвенции о защите и поощрении прав и достоинства инвалидов. Положения этого документа выйдут далеко за пределы традиционной концепции обеспечения для инвалидов доступа к физической среде, и будут иметь более далеко идущие последствия в плане предоставления им равного доступа к социальным возможностям, инфраструктуре здравоохранения и образования, трудоустройства32.
Несмотря на разработанность данных международных документов, они не полностью отражают сущность и содержание таких широких и сложных понятий, как «инвалидность», «инвалид». Кроме того, социальные изменения, объективно происходящие в современных обществах или отражающиеся в сознании людей, выражаются в стремлении расширить содержание этих терминов. Так, Всемирной организацией здравоохранения (ВОЗ) приняты в качестве стандартов для мирового сообщества такие признаки понятия «инвалидность»33:
- любая потеря или
нарушение психологической,
- ограниченность или отсутствие (из-за указанных выше дефектов) способности выполнять функции так, как считается нормальным для среднего человека;
- затруднение, вытекающее
из указанных выше недостатков,
Анализ всех приведенных выше определений позволяет сделать вывод о том, что дать исчерпывающее изложение всех признаков инвалидности достаточно трудно, так как содержание противоположных ему понятий само по себе достаточно расплывчато. Так, выделение медицинских аспектов инвалидности возможно через оценку утраты здоровья, но это последнее настолько вариативно, что даже ссылка на влияние пола, возраста и культурной принадлежности не устраняет затруднений. Кроме того, сущность инвалидности заключается в тех социальных барьерах, которые состояние здоровья воздвигает между индивидом и обществом. Характерно, что в попытках отойти от сугубо медицинской трактовки Британский совет объединений инвалидов предложил такое определение: «Инвалидность - это полная или частичная потеря возможностей участвовать в нормальной жизни общества на равных началах с другими гражданами из-за физических и социальных преград». Международное движение за права инвалидов считает наиболее правильным следующее понятие инвалидности: «Инвалидность – препятствия или ограничения деятельности человека с физическими, умственными, сенсорными и психическими отклонениями, вызванные существующими в обществе условиями, при которых люди исключаются из активной жизни»34.
В Советском Союзе идеология политики в отношении инвалидности развивалась аналогично другим странам образом – от медицинской к социальной модели, от понятия инвалидности как нетрудоспособности к понятию инвалидности как ограничения жизнедеятельности. В 1980 году ВОЗ была опубликована Международная классификация нарушений, ограничений жизнедеятельности и социальной недостаточности (МКН) – первая классификация инвалидности. Только через 10 лет, после адаптации данной классификации, с принятием 11 декабря 1990 г. Закона «Об основных началах социальной защищенности инвалидов в СССР»35, в Советском Союзе было введено новое понятие инвалидности в соответствии с международным определением - «инвалидом является лицо, которое в связи с ограничением жизнедеятельности вследствие наличия физических или умственных недостатков нуждается в социальной помощи и защите». Но с распадом СССР этот Закон не успел поработать на инвалидов36.
Позднее на территории стран СНГ, было определено, что инвалид - это лицо, которое имеет нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты.
При определении инвалидности
как ограничения
По реабилитации инвалидов
в Российской Федерации принято
более 20 основных Федеральных нормативно-
Постановлением Правительства РФ от 16 января 1995 г. Утверждена Федеральная комплексная программа «Социальная поддержка инвалидов»37, состоящая из следующих федеральных целевых программ38:
- медико-социальная экспертиза и реабилитация инвалидов;
- научное обеспечение и информатизация проблем инвалидности и инвалидов;
- формирование доступной
для инвалидов среды
- разработка и производство
средств протезирования, строительство,
реконструкция и техническое
перевооружение протезно-
- разработка и производство технических средств реабилитации для обеспечения инвалидов.
Правовой аспект предполагает обеспечение прав, свобод и обязанностей инвалидов.
Основными документами, по защите прав инвалидов являются:39
Федеральный закон о социальной защите инвалидов РФ. (принят Гос. Думой 20.10.95г. и одобрен Советом Федерации 15.11.95.. Статья № 7 и 3 даёт понятие МСЭ.)40
Примерное положение об учреждениях государственной службы МСЭ (Утверждены Постановлением Правительства РФ от 13.08.96. №965).
Положение о признании лица инвалидом (Утверждено этим же Постановлением)
Что касается нормативных
правовых актов, принятых в Российской
Федерации и направленных непосредственно
на регулирование процессов в
области социальной работы и в
сфере социального обслуживания
1) законы как акты, обладающие высшей юридической силой (Конституция России, федеральные законы);
Информация о работе Инновационные технологии реабилитации детей с ограниченными возможностями