Инновационные технологии реабилитации детей с ограниченными возможностями

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2013 в 14:45, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования – проанализировать и методологически обосновать необходимость использования инновационных технологий в реабилитации детей-инвалидов.
Задачи исследования:
1. изучить особенности процесса реабилитации детей-инвалидов,
2. охарактеризовать нормативно-правовые особенности организации и проведения реабилитации детей-инвалидов,
3. проанализировать использование иппотерапии как элемента инновационной реабилитации детей – инвалидов,
4. определить место эрготерапевтической помощи детям –инвалидам в процессе реабилитации.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
Глава I. Инновационная технология как важный фактор успешной социокультурной реабилитации детей-инвалидов 9
1.1. Особенности процесса реабилитации детей-инвалидов 9
1.2. Нормативно-правовые основы организации и проведения реабилитации детей-инвалидов 24
Глава II. Современные технологии реабилитации детей с ограниченными возможностями 42
2.1. Иппотерапия как элемент инновационных технологий реабилитации инвалидов 42
2.2. Эрготерапевтическая помощь детям –инвалидам в процессе реабилитиации 61
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 72
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 78

Вложенные файлы: 1 файл

Инновационные технологии в реабилитации детей с ограниченными возможностями.doc

— 392.00 Кб (Скачать файл)

1. Выявить имеющиеся  нарушения, восстановить либо  развить функциональные возможности человека, которые необходимы в повседневной жизни (активности).

2. Помочь человеку  с ограниченными возможностями  стать максимально независимым  в повседневной жизни путем  восстановления (развития) утраченных  функций, использования специальных приспособлений, а также адаптации окружающей среды.

3. Создать оптимальные  условия для развития и самореализации  человека с ограниченными возможностями  через его «занятость» в различных  сферах жизнедеятельности и, в  конечном счете, улучшить его качество жизни.

Эрготерапевты работают с различными возрастными группами клиентов, практически во всех областях медицины. Они помогает людям, у которых  имеются физические, когнитивные, эмоциональные  или психические нарушения, отставание в развитии или возрастные изменения. Эти специалисты работают в госпиталях, клиниках, поликлиниках, реабилитационных центрах, санаториях, дневных стационарах, специальных школах и дошкольных учреждениях, в семейной медицине и на производстве. Многие из них преподают в высших и средних  учебных заведениях, оказывают консультативную помощь.

Основные подходы в  эрготерапии72.

1. Клиенту должна оказываться  высококвалифицированная помощь, которая  направлена на улучшение качества  его жизни.

2. Наиболее важные  ресурсы эрготерапии – сам клиент (либо родители, если клиент – ребенок). Он, совместно с эрготерапевтом, ставит долгосрочные и краткосрочные цели вмешательства. Их общая задача – помочь раскрыть и использовать собственный потенциал клиента и его желание достичь поставленной цели.

3. Эрготерапевт является  членом междисциплинарной команды,  которая включает физического  терапевта, специального педагога, социального педагога. Только в  совместной работе междисциплинарной  команды и клиента (родителей  ребенка) мы можем достигнуть  позитивных результатов.

4. Клиента следует  рассматривать в контексте окружающей  среды (физической и социальной), с учетом их взаимного влияния  и при условии их активного  и постоянного взаимодействия.

5. Взаимоотношения эрготерапевта  и клиента должны характеризоваться как открытые, основанные на взаимном доверии.

Таким образом, для того, чтобы максимально полно сохранить  или восстановить жизненные роли пациента, полностью или частично утраченные после заболевания или  травмы, а также вернуть его  к привычным видам деятельности и жизни в обществе, обязательным участником реабилитационного процесса должен являться эрготерапевт.

С 1999 года на базе факультета повышения квалификации Санкт-Петербургской  государственной медицинской академии им. И. И. Мечникова при поддержке Шведской Ассоциации Эрготерапевтов проводится обучение врачей специальности Эрготерапия. Каждая программа рассчитана на два года и проводится по стандартам обучения, утвержденным Всемирной Федерацией Эрготерапевтов. На сегодняшний день обучение прошло около 30 врачей, работа которых в реабилитационных и абилитационных учреждениях Санкт-Петербурга доказывает эффективность использования этого направления в социальной и медицинской реабилитации. К сожалению, в России до сих пор нет официальной специальности «эрготерапия», но мы надеемся на ее появление в скором времени, так как полноценная современная реабилитация невозможна без активного участия эрготерапевта73.

В 2001 году была основана Русская Ассоциация Эрготерапевтов (www.raet.spb.ru), которая с 2004 года является полноправным членом WFOT. Основной задачей ассоциации является распространение знаний о новой специальности на территории России и обучение медицинских и социальных работников основам эрготерапии. Члены ассоциации участвуют во многих международных проектах, последние из них – EU проект «Социальная интеграция инвалидов в Приволжском федеральном округе», Российско-Германский проект по обучению персонала детских домов Ленинградской области основам эрготерапии, Проведение тренингов по эрготерапии в республике Узбекистан и Норвежско-Российский проект «Обучение методам современной реабилитации и эрготерапии медицинских и социальных работников Архангельской области».

Проблемы детской инвалидности являются в Республике Башкортостан делом государственной важности (Указ Президента Республики Башкортостан Муртазы Губайдулловича Рахимова об утверждении целевой программы: «Дети инвалиды» и постановления кабинета Министров Республики Башкортостан об утверждении программы «Социальная поддержка инвалидов»).

При активном участии администрации г. Уфы в 2004 году был открыт Реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями.

Реабилитационный центр  осуществляет мероприятия по комплексной  медицинской реабилитации и интеграции детей и подростков с отклонениями в умственном и физическом развитии в возрасте от рождения и до 18 лет.

Целью деятельности Реабилитационного  центра является оказание медицинской, психолого-педагогической и социальной помощи, направленной на устранение или  возможно более полную компенсацию ограничений жизнедеятельности, восстановления социального статуса инвалида.

В своей работе Реабилитационный центр придерживается следующих  положений74:

раннее начало;

индивидуальный подход;

непрерывный комплекс реабилитационных мероприятий.

Структурные подразделения Реабилитационного центра:

отделение диагностики  и разработки программ реабилитации;

отделение медико-социальной реабилитации;

отделение психолого-педагогической помощи;

отделение дневного пребывания на 20 коек;

отделение с круглосуточным пребыванием детей на 10 коек.

В зависимости от заболевания (в отсутствии противопоказаний) дети находятся в Реабилитационном центре от 15 до 30 дней. Детей принимают по направлениям из детской поликлиники, органов социальной защиты населения, МС ЭК и путевкам Реабилитационного центра. На каждого пациента создается индивидуальная программа реабилитации.

Прием ведут: педиатр, невролог, ортопед, стоматолог, физиотерапевт, инструктор ЛФК, ЛОР-врач, офтальмолог, психиатр, психолог, дефектолог, инструктор по труду, логопед, социальный педагог.

Реабилитационный центр  оборудован современной медицинской  аппаратурой и психолого-педагогической методической и компьютерным оборудованием.

Медицинская реабилитация включает: комплекс восстановительного лечения, диагностика, лечебные манипуляции, физиотерапия, ЛФК.

Психолого-педагогическая реабилитация включает: диагностика, психокоррекция и психологическая помощь семье  инвалида.

Социальная реабилитация включает: обучение самообслуживанию, обучение уходу за инвалидом.

Основное внимание должно уделяться активной жизненной позиции, ответственности, и самостоятельности  и решимости, которые становятся основным стимулом и средством формирования современного мышления человека с ограниченными  возможностями необходимого в современных условиях, способствуют выживанию в сложных ситуациях, а также ускоренной интеграции в общество. Умение оптимально соотнести собственные интересы с интересами группы, в которой инвалид сам может приносить пользу не только близким, но и обществу в целом, будет способствовать его личностной и социальной независимости.

В Центре проводится комплексная  реабилитация (профессиональная, социальная, медицинская)

Для проведения профессиональной реабилитации в Центре       предусмотрены помещения швейной, обувной мастерских; компьютерный и учебный класс.

Для проведения мероприятий  по социальной реабилитации в Центре предусмотрены кабинеты арт-терапии, эрготерапии, просторная комната отдыха и общения и т.д.

Для проведения мероприятий  по медицинской реабилитации предусмотрены кабинеты массажа, физиотерапии,а также оснащенные специальным оборудованием залы ЛФК и кинезотерапии.

В лечебно-реабилитационном центре к эрготерапевтическим работам относят75:

- Исследование причин  и их ликвидация

- Консультации в воспитательных вопросах

- Советы специалиста  в вопросах детского развития

- Партнер для всех  участников развивающих программ

- Целенаправленные наблюдения

- Мультимодальное процедуры „от обращения к действию“

Примеры картин нарушения, которые требуют эрготерапевтического лечения:

- Нарушения восприятия

- Нарушения равновесия

- Нарушения моторики

- Гипотонус / гипертонус

- Психосенсорные расстройства, особенно в виде нарушений  “схемы тела”

От  эрготерапии нельзя ожидать:

- Что это репетиторство,  занятия по стимулированию

- Замена родительскому  воспитанию

- Возможности сделать  ребенка здоровым

- Возможности сделать  ребенка активным

- Возможности сделать  ребенка умным

- Развлекательного эффекта

- Что это урок физкультуры

- Что это уравновесит  повседневный недостаток движения

Эрготерапия  занимает в программах  реабилитации  важную позицию и неотъемлимо связана  с лечебным процессом.

В лечебно-реабилитационом центре используются следующие виды  эрготерапии :

Работа с глиной

Эрготерапия  восприятия:

Стимулирование тактильного восприятия (после шлифовки древесина мягкая), двусторонней интеграции, координация рука-рука, координации глаза-рука и визуальное восприятие.

Эрготерапия - равитие  познания:

Стимулирование внимания, концентрации, распознавание взаимотношений - связей, соблюдение последовательности, планирование действия и его проведение, точность и тщательность.

Социально-эмоциальная  эрготерапия :

Стимулирование толерантности  к чувству разочарования, самоуважение, выносливость и терпение.

Моделирование

Моторно-функциональная  эрготерапия :

Содействие тонкой и  грубой моторики, различные способы  захвата кистью, распределение и  дозирование силы и равновесия.

Проект Крестьянская усадьба:

После того, как несколько  детей в рамках  эрготерапии  создали своими руками крестьянскую усадьбу, она передается детскому саду для игры.

Таким образом, эрготерапия в основном направлена на развитие практических двигательных функций верхних конечностей. Применяется при лечении детей с ДЦП и взрослых с поражением периферической нервной системы, чаще после травм спинного мозга и инсультов. Используя игровые элементы и специально разработанные тренажеры, эрготерапевты достигают выполнения главной задачи тренировок – научить пациента как можно более самостоятельно одеваться и раздеваться, заботиться о личной гигиене.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Инвалидность  как социальный феномен целесообразно  рассматривать   с позиции социокультурного и структурно-функционального подходов, с помощью которых  рассматривается  необходимость интеграции в общество лиц с ограниченными возможностями здоровья. При этом дан анализ  государственного подхода к проблемам инвалидности.

Основным  путем интеграции в общество лиц  с ограниченными возможностями  здоровья является проведение комплексной  реабилитации. Реабилитационные мероприятия  медицинского, профессионального и социального характера находятся в тесном взаимодействии, неразрывно связаны между собой.

Реабилитация - это «система государственных, социально-экономических, медицинских, профессиональных, педагогических, психологических и других мероприятий, направленных на предупреждение развития патологических процессов, приводящих к временной или стойкой утрате трудоспособности, на эффективное и раннее возвращение больных и инвалидов (детей и взрослых) в общество и к общественно полезному труду. Реабилитация представляет сложный процесс, в результате которого у пострадавшего создается активное отношение к нарушению его здоровья и восстановления положительного отношения к жизни семье и обществу.»

Существуют этапы реабилитационного  процесса. Первый этап – это восстановительное лечение, второй этап – реадаптация (развитие возможностей инвалида к условиям внешней среды). Третий этап – это восстановление прежних отношений инвалида с окружающей действительностью.

«При этом разные виды реабилитации направлены на разные уровни компенсаторных механизмов» Следует добавить следующее: как нет четких границ между уровнями компенсаторных процессов, так и не существует и жесткого разделения разных форм реабилитационных мероприятий.

Успешная реабилитация возможна при соблюдении ряда принципов. Среди них:

Информация о работе Инновационные технологии реабилитации детей с ограниченными возможностями