Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2013 в 14:45, курсовая работа
Цель исследования – проанализировать и методологически обосновать необходимость использования инновационных технологий в реабилитации детей-инвалидов.
Задачи исследования:
1. изучить особенности процесса реабилитации детей-инвалидов,
2. охарактеризовать нормативно-правовые особенности организации и проведения реабилитации детей-инвалидов,
3. проанализировать использование иппотерапии как элемента инновационной реабилитации детей – инвалидов,
4. определить место эрготерапевтической помощи детям –инвалидам в процессе реабилитации.
ВВЕДЕНИЕ 3
Глава I. Инновационная технология как важный фактор успешной социокультурной реабилитации детей-инвалидов 9
1.1. Особенности процесса реабилитации детей-инвалидов 9
1.2. Нормативно-правовые основы организации и проведения реабилитации детей-инвалидов 24
Глава II. Современные технологии реабилитации детей с ограниченными возможностями 42
2.1. Иппотерапия как элемент инновационных технологий реабилитации инвалидов 42
2.2. Эрготерапевтическая помощь детям –инвалидам в процессе реабилитиации 61
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 72
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 78
1. Выявить имеющиеся нарушения, восстановить либо развить функциональные возможности человека, которые необходимы в повседневной жизни (активности).
2. Помочь человеку с ограниченными возможностями стать максимально независимым в повседневной жизни путем восстановления (развития) утраченных функций, использования специальных приспособлений, а также адаптации окружающей среды.
3. Создать оптимальные
условия для развития и
Эрготерапевты работают с различными возрастными группами клиентов, практически во всех областях медицины. Они помогает людям, у которых имеются физические, когнитивные, эмоциональные или психические нарушения, отставание в развитии или возрастные изменения. Эти специалисты работают в госпиталях, клиниках, поликлиниках, реабилитационных центрах, санаториях, дневных стационарах, специальных школах и дошкольных учреждениях, в семейной медицине и на производстве. Многие из них преподают в высших и средних учебных заведениях, оказывают консультативную помощь.
Основные подходы в эрготерапии72.
1. Клиенту должна оказываться
высококвалифицированная
2. Наиболее важные ресурсы эрготерапии – сам клиент (либо родители, если клиент – ребенок). Он, совместно с эрготерапевтом, ставит долгосрочные и краткосрочные цели вмешательства. Их общая задача – помочь раскрыть и использовать собственный потенциал клиента и его желание достичь поставленной цели.
3. Эрготерапевт является
членом междисциплинарной
4. Клиента следует
рассматривать в контексте
5. Взаимоотношения эрготерапевта
и клиента должны характеризова
Таким образом, для того,
чтобы максимально полно
С 1999 года на базе факультета
повышения квалификации Санкт-Петербургской
государственной медицинской
В 2001 году была основана Русская Ассоциация Эрготерапевтов (www.raet.spb.ru), которая с 2004 года является полноправным членом WFOT. Основной задачей ассоциации является распространение знаний о новой специальности на территории России и обучение медицинских и социальных работников основам эрготерапии. Члены ассоциации участвуют во многих международных проектах, последние из них – EU проект «Социальная интеграция инвалидов в Приволжском федеральном округе», Российско-Германский проект по обучению персонала детских домов Ленинградской области основам эрготерапии, Проведение тренингов по эрготерапии в республике Узбекистан и Норвежско-Российский проект «Обучение методам современной реабилитации и эрготерапии медицинских и социальных работников Архангельской области».
Проблемы детской инвалидности являются в Республике Башкортостан делом государственной важности (Указ Президента Республики Башкортостан Муртазы Губайдулловича Рахимова об утверждении целевой программы: «Дети инвалиды» и постановления кабинета Министров Республики Башкортостан об утверждении программы «Социальная поддержка инвалидов»).
При активном участии администрации г. Уфы в 2004 году был открыт Реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями.
Реабилитационный центр осуществляет мероприятия по комплексной медицинской реабилитации и интеграции детей и подростков с отклонениями в умственном и физическом развитии в возрасте от рождения и до 18 лет.
Целью деятельности Реабилитационного центра является оказание медицинской, психолого-педагогической и социальной помощи, направленной на устранение или возможно более полную компенсацию ограничений жизнедеятельности, восстановления социального статуса инвалида.
В своей работе Реабилитационный центр придерживается следующих положений74:
раннее начало;
индивидуальный подход;
непрерывный комплекс реабилитационных мероприятий.
Структурные подразделения Реабилитационного центра:
отделение диагностики и разработки программ реабилитации;
отделение медико-социальной реабилитации;
отделение психолого-педагогической помощи;
отделение дневного пребывания на 20 коек;
отделение с круглосуточным пребыванием детей на 10 коек.
В зависимости от заболевания (в отсутствии противопоказаний) дети находятся в Реабилитационном центре от 15 до 30 дней. Детей принимают по направлениям из детской поликлиники, органов социальной защиты населения, МС ЭК и путевкам Реабилитационного центра. На каждого пациента создается индивидуальная программа реабилитации.
Прием ведут: педиатр, невролог, ортопед, стоматолог, физиотерапевт, инструктор ЛФК, ЛОР-врач, офтальмолог, психиатр, психолог, дефектолог, инструктор по труду, логопед, социальный педагог.
Реабилитационный центр
оборудован современной медицинской
аппаратурой и психолого-
Медицинская реабилитация включает: комплекс восстановительного лечения, диагностика, лечебные манипуляции, физиотерапия, ЛФК.
Психолого-педагогическая реабилитация включает: диагностика, психокоррекция и психологическая помощь семье инвалида.
Социальная реабилитация включает: обучение самообслуживанию, обучение уходу за инвалидом.
Основное внимание должно уделяться активной жизненной позиции, ответственности, и самостоятельности и решимости, которые становятся основным стимулом и средством формирования современного мышления человека с ограниченными возможностями необходимого в современных условиях, способствуют выживанию в сложных ситуациях, а также ускоренной интеграции в общество. Умение оптимально соотнести собственные интересы с интересами группы, в которой инвалид сам может приносить пользу не только близким, но и обществу в целом, будет способствовать его личностной и социальной независимости.
В Центре проводится комплексная реабилитация (профессиональная, социальная, медицинская)
Для проведения профессиональной
реабилитации в Центре
предусмотрены помещения
Для проведения мероприятий по социальной реабилитации в Центре предусмотрены кабинеты арт-терапии, эрготерапии, просторная комната отдыха и общения и т.д.
Для проведения мероприятий по медицинской реабилитации предусмотрены кабинеты массажа, физиотерапии,а также оснащенные специальным оборудованием залы ЛФК и кинезотерапии.
В лечебно-реабилитационном центре к эрготерапевтическим работам относят75:
- Исследование причин и их ликвидация
- Консультации в воспитательных вопросах
- Советы специалиста в вопросах детского развития
- Партнер для всех
участников развивающих
- Целенаправленные наблюдения
- Мультимодальное процедуры „от обращения к действию“
Примеры картин нарушения,
которые требуют эрготерапевтич
- Нарушения восприятия
- Нарушения равновесия
- Нарушения моторики
- Гипотонус / гипертонус
- Психосенсорные расстройства, особенно в виде нарушений “схемы тела”
От эрготерапии нельзя ожидать:
- Что это репетиторство, занятия по стимулированию
- Замена родительскому воспитанию
- Возможности сделать ребенка здоровым
- Возможности сделать ребенка активным
- Возможности сделать ребенка умным
- Развлекательного эффекта
- Что это урок физкультуры
- Что это уравновесит
повседневный недостаток движен
Эрготерапия занимает в программах реабилитации важную позицию и неотъемлимо связана с лечебным процессом.
В лечебно-реабилитационом центре используются следующие виды эрготерапии :
Работа с глиной
Эрготерапия восприятия:
Стимулирование тактильного восприятия (после шлифовки древесина мягкая), двусторонней интеграции, координация рука-рука, координации глаза-рука и визуальное восприятие.
Эрготерапия - равитие познания:
Стимулирование внимания, концентрации, распознавание взаимотношений - связей, соблюдение последовательности, планирование действия и его проведение, точность и тщательность.
Социально-эмоциальная эрготерапия :
Стимулирование толерантности к чувству разочарования, самоуважение, выносливость и терпение.
Моделирование
Моторно-функциональная эрготерапия :
Содействие тонкой и грубой моторики, различные способы захвата кистью, распределение и дозирование силы и равновесия.
Проект Крестьянская усадьба:
После того, как несколько детей в рамках эрготерапии создали своими руками крестьянскую усадьбу, она передается детскому саду для игры.
Таким образом, эрготерапия в основном направлена на развитие практических двигательных функций верхних конечностей. Применяется при лечении детей с ДЦП и взрослых с поражением периферической нервной системы, чаще после травм спинного мозга и инсультов. Используя игровые элементы и специально разработанные тренажеры, эрготерапевты достигают выполнения главной задачи тренировок – научить пациента как можно более самостоятельно одеваться и раздеваться, заботиться о личной гигиене.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Инвалидность
как социальный феномен целесообразно
рассматривать с позиции социокультурного
и структурно-функционального
Основным путем интеграции в общество лиц с ограниченными возможностями здоровья является проведение комплексной реабилитации. Реабилитационные мероприятия медицинского, профессионального и социального характера находятся в тесном взаимодействии, неразрывно связаны между собой.
Реабилитация - это «система государственных, социально-экономических, медицинских, профессиональных, педагогических, психологических и других мероприятий, направленных на предупреждение развития патологических процессов, приводящих к временной или стойкой утрате трудоспособности, на эффективное и раннее возвращение больных и инвалидов (детей и взрослых) в общество и к общественно полезному труду. Реабилитация представляет сложный процесс, в результате которого у пострадавшего создается активное отношение к нарушению его здоровья и восстановления положительного отношения к жизни семье и обществу.»
Существуют этапы
«При этом разные виды реабилитации направлены на разные уровни компенсаторных механизмов» Следует добавить следующее: как нет четких границ между уровнями компенсаторных процессов, так и не существует и жесткого разделения разных форм реабилитационных мероприятий.
Успешная реабилитация возможна при соблюдении ряда принципов. Среди них:
Информация о работе Инновационные технологии реабилитации детей с ограниченными возможностями