Инновационные технологии реабилитации детей с ограниченными возможностями

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2013 в 14:45, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования – проанализировать и методологически обосновать необходимость использования инновационных технологий в реабилитации детей-инвалидов.
Задачи исследования:
1. изучить особенности процесса реабилитации детей-инвалидов,
2. охарактеризовать нормативно-правовые особенности организации и проведения реабилитации детей-инвалидов,
3. проанализировать использование иппотерапии как элемента инновационной реабилитации детей – инвалидов,
4. определить место эрготерапевтической помощи детям –инвалидам в процессе реабилитации.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
Глава I. Инновационная технология как важный фактор успешной социокультурной реабилитации детей-инвалидов 9
1.1. Особенности процесса реабилитации детей-инвалидов 9
1.2. Нормативно-правовые основы организации и проведения реабилитации детей-инвалидов 24
Глава II. Современные технологии реабилитации детей с ограниченными возможностями 42
2.1. Иппотерапия как элемент инновационных технологий реабилитации инвалидов 42
2.2. Эрготерапевтическая помощь детям –инвалидам в процессе реабилитиации 61
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 72
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 78

Вложенные файлы: 1 файл

Инновационные технологии в реабилитации детей с ограниченными возможностями.doc

— 392.00 Кб (Скачать файл)

- единство биологических  и психосоциальных воздействий;

- разноплановость усилий  для организации реабилитации (психологическая,  семейная, профессиональная реабилитация);

- апелляция к личности  больного с использованием партнерских отношений сотрудничества в процессе реабилитации;

- последовательность  мероприятий, где предыдущее подготавливает  почву для следующего.

Реабилитация детей-инвалидов  имеет конечной целью интеграцию ребенка в общество. По сравнению с реабилитацией взрослых она имеет ряд особенностей.

Реабилитация детей-инвалидов  в силу особого положения ребенка  в обществе связано с воздействием на него социальных макро- и микрофакторов (семьи, родственников, знакомых, друзей и др.), педагогическим воздействием и является социально-психологической и психолого-педагогической реабилитацией. Реабилитация детей-инвалидов является длительным, динамическим процессом, сопровождающим ребенка на разных возрастных этапах и учитывающим закономерности психического развития, в связи с чем предполагается использование большого арсенала средств и методов в зависимости от возраста ребенка и причины инвалидности.

Социальная реабилитация включает в себя следующие виды помощи:

  1. Социально-средовая адаптация
  2. Социально-бытовое образование
  3. Социально-бытовая адаптация
    • уход: постоянный, посторонний частичный, посторонний;
    • адаптация квартиры инвалида к его психосоматическим возможностям (изменение этажа проживания, расширение дверных проемов, приспособление дверных проемов и т.д.);
    • потребность во вспомогательных технических средствах, рабочих приспособлений для быта,
    • в том числе: приспособления для самообслуживания: одевания одежды; надевания и снимания обуви; умывания, мытья тела, принятия пищи;
    • приспособления для бытовых нужд: тифлотехника, сурдотехника.
  4. Социально-бытовое устройство:
    • пребывание в Центре реабилитации;
    • пребывание в пансионате;
    • пребывание в стационаре.
  5. Социально-психологическая адаптация
  6. Обеспечение социальной защищенности:
    • юридическая консультация;
    • доступ к информации о правах и льготах;
    • сказание помощи в реализации прав, льгот.

На основании этого  реабилитация достигает следующих  целей и задач:

  1. Повышение общего образовательного уровня у детей.
  2. Развития умения и навыков эффективного использования своего потенциала интуитивного, ассоциативного и гипотетического мышления.
  3. Развития навыков коммуникабельности.
  4. Решение проблем конфликтов и способов быстрого, легкого выхода из конфликтной ситуации.
  5. Выявление и развитие таланта инвалида, его творческого потенциала, общего уровня духовности.
  6. Развитие движений (мелкие, сенсорно-кинетические движения).
  7. Развитие риторики.
  8. Развитие знаний, навыков самовзаимопомощи в различных экстремальных ситуациях.

Все это свидетельствует  об актуальности проблемы социальной реабилитации детей-инвалидов и интеграции их в общество. Для решения этих задач необходимо четко скоординированная работа всех заинтересованных организаций, привлечение компетентных специалистов.

Процесс социальной реабилитации детей-инвалидов, ставящий целью их социальную интеграцию - процесс длительный, многолетний, требующий непрерывных усилий, как со стороны инвалида, так и со стороны его семьи, окружения.

Главной стратегической целью дальнейшего совершенствования  системы помощи детям-инвалидам  является инновационные технологии в реабилитации, в которые включены такие направления как иппотерапия  и эрготерапия.

Реабилитационная деятельность с помощью иппотерапии и эрготерапии включает:

  • Развитие духовных и физических способностей ребенка
  • Обеспечение условий для участия в жизни общества детей, чьи возможности окончательно признаны, как допускающие обучение лишь практическим навыкам.
  • Содействие в выполнении соответствующей деятельности, при невозможности получения прогрессивного образования (при выполнении неквалифицированной работы).
  • Установление реального и более комфортного контакта с внешним миром.
  • Поддержка, повышение и постоянное восстановление физических и моральных сил, а также душевного равновесия.
  • Облегчение бытовых и жилищных проблем в самообслуживан6ии, организация и проведение свободного времени, полноценное участие в общественной и культурной жизни.
  • Заинтересованное  осмысление не только своих собственных задач, но и мотивационно окрашенное моделирование себя в предстоящем, прогнозируемом восстановлении личности ребенка, способствующего восстановлению общего с ним смыслового поля.

Использование верховой езды и общение с лошадьми в  процессе реабилитации лиц с ограниченными возможностями, в первую очередь с ограниченной подвижностью. В России активно используется как реабилитационный метод с конца 90-х гг. XX в. Особенно эффективен в реабилитации детей с ДЦП.

Эрготерапия - (лат. ergon - труд, занятие, греч. therapia - лечение) - раздел клинической медицины изучающий методы и средства направленные на восстановление двигательной активности людей с ограниченными возможностями. Эрготерапия в основном направлена на развитие практических двигательных функций верхних конечностей. Применяется при лечении детей с ДЦП и взрослых с поражением периферической нервной системы, чаще после травм спинного мозга и инсультов. Используя игровые элементы и специально разработанные тренажеры, эрготерапевты достигают выполнения главной задачи тренировок – научить пациента как можно более самостоятельно одеваться и раздеваться, заботиться о личной гигиене. Например, существует специально сконструированная модель кухни, помогающая усвоить навыки и испытать различные подсобные средства. Эрготерапия, как и иппотерапия занимают важное место в реабилитационных программах Республики Башкортостан.

В процессе данных видов  реабилитации решаются три группы задач: адаптация, автомизация и активизация  личности. Решение этих задач, по сути противоречивых и в тоже время диалектически единых, существенно зависит от многих внешних и внутренних факторов.

Наиболее значимыми  способностями, позволяющими ребенку  преодолевать трудности социальной реабилитации являются:

1. способность к расширению  границ пространства жизнедеятельности;

2. способность к самоопределению;

3. способность к овладению  социально ролевым поведением  через систему дифференцированных  отношений.

Таким образом,  проблемы реабилитации детей-инвалидов имеют  порой четко выраженный характер. Человек с ограниченными возможностями должен рассматриваться, как эксперт, активно участвующий в реализации программ собственной реабилитации. Выравнивание возможностей обеспечивается с помощью социальных служб, помогающих преодолеть специфические трудности  ребенка, имеющего инвалидность, на пути к активной самореализации творчеству, благополучному эмоциональному состоянию в детском сообществе.

 

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

 

  1. Абросимова М.Ю., Альбицкий В.Ю., Галлямова Ю.А., Созинов А.С. Здоровье молодежи.- Казань, 2007.- 220с.
  2. Акатов Л.И. Социальная реабилитация детей с ограниченными возможностями здоровья. - М.: Владос, 2004. - 368 с
  3. Алиев М. Право человека на материальное обеспечение по старости, по инвалидности или по случаю потери кормильца. // Право - теория и практика. В 3 т. - М., 2001.
  4. Атмаджан А. Умственная патология, страдающий индивид и лошадь. - Париж. - 1992.
  5. Баглай М.В. Конституционное право Российской Федерации: Учебник для юридических вузов и факультетов. - М., 2005.
  6. Баранов А.А., Альбицкий В.Ю., Зелинская Д.И., Терлецкая Р.Н. Инвалидность детского населения России.– М., Центр развития межсекторальных программ, 2008.
  7. Баскаков В.Н., Андреева О.С., Сироткина М.В., Шуплякова А.Ю. "Здоровье нации" // Страховое ревю, 2008. - N9-10, - С. 42-48
  8. Бим-Бад Б.М., Петровский А.В. Образование в контексте социализации // Педагогика. - 1997. - № 1. - С. 1-6.
  9. Бондаренко, Г.И. Социально-эстетическая реабилитация аномальных детей /Г.И. Бондаренко //Дефектология. – 1998. – № 3. – С. 13 – 15.
  10. Бочарова В.Г. Педагогика социальной работы. – М.:Аргус, 1994.
  11. Бреева Е.Б. Исследование качественных характеристик детей в современной России: методологические аспекты: Автореферат диссерт. Доктора эконом. наук. - М., 1997.
  12. Бурдье П. Социальное пространство и "генезис классов"// Вопросы социологии. -1992.- Том 1.- №1.
        1. Бурлуцкая М.Г., Климов И.А. Интегративные процессы в современной России // Социологические исследования. 2002. № 3. С. 128.
  13. Быкова Л.Д. Содержательная модель региональной социальной политики // Вестник Омского университета. - 2005. - Вып. 2.
  14. Вебер М. Работы по социологии религии и культуре / М. Вебер. – М.: Высшая школа 1991. – 370 с.
  15. Волгин Н.А. Социальная политика - М, 2003.
        1. Выготский Л. С. Принципы воспитания физически дефективных детей // Собр. соч. в 6 т. Т. 5. Основы дефектологии / Под ред. Т. А. Власовой. М.: Педагогика, 1983. С. 34–49.
  16. Гонтмахер Е., Трубин В. Эволюция системы социальной поддержки населения // Общество и экономика. - 2000. - №9-10.
  17. Горячева Т.Г. Психологическая помощь детям с врожденными пороками сердца и их семьям //Мир психологии. – 1998. – № 2. – С. 19 – 23.
  18. Грачев Л. Социальная защита детей – инвалидов в Российской федерации // Соц. Обеспечение. – 1994. - №8. – С.42-47
  19. Грачев Л.К. Программа работы с семьями, имеющими д<span

Информация о работе Инновационные технологии реабилитации детей с ограниченными возможностями