Инновационные технологии реабилитации детей с ограниченными возможностями

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2013 в 14:45, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования – проанализировать и методологически обосновать необходимость использования инновационных технологий в реабилитации детей-инвалидов.
Задачи исследования:
1. изучить особенности процесса реабилитации детей-инвалидов,
2. охарактеризовать нормативно-правовые особенности организации и проведения реабилитации детей-инвалидов,
3. проанализировать использование иппотерапии как элемента инновационной реабилитации детей – инвалидов,
4. определить место эрготерапевтической помощи детям –инвалидам в процессе реабилитации.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
Глава I. Инновационная технология как важный фактор успешной социокультурной реабилитации детей-инвалидов 9
1.1. Особенности процесса реабилитации детей-инвалидов 9
1.2. Нормативно-правовые основы организации и проведения реабилитации детей-инвалидов 24
Глава II. Современные технологии реабилитации детей с ограниченными возможностями 42
2.1. Иппотерапия как элемент инновационных технологий реабилитации инвалидов 42
2.2. Эрготерапевтическая помощь детям –инвалидам в процессе реабилитиации 61
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 72
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 78

Вложенные файлы: 1 файл

Инновационные технологии в реабилитации детей с ограниченными возможностями.doc

— 392.00 Кб (Скачать файл)

Важное изменение, реабилитации инвалидов, заключается в том, что  предполагается существование только федерального перечня реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду бесплатно при условии включения этих мероприятий в ИПР.

Принято Распоряжение Правительства  РФ от 21 октября 2004 г. №1343-р «Об утверждении  федерального перечня реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду».

Порядок обеспечения  техническими средствами реабилитации определен Постановлением Правительства  РФ от 12 декабря 2004 г. №771 "Об утверждении  Правил обеспечения в 2005 году инвалидов техническими средствами реабилитации, отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами (кроме зубных протезов), протезно-ортопедическими изделиями за счет средств федерального бюджета".

Отменяется положение  о том, что разработка проектных  решений на новое строительство зданий, сооружений и их комплексов без согласования с соответствующими органами исполнительной власти субъектов РФ и учета мнения общественных объединений инвалидов не допускается.

Денежные средства, полученные от взыскания административных штрафов за уклонение от исполнения требований к созданию условий для беспрепятственного доступа инвалидов, зачисляются в доход федерального бюджета. Отменяется положение о том, что данные денежные средства используются целевым назначением только на осуществление мероприятий по обеспечению беспрепятственного доступа инвалидов.

Вопросы воспитания и  обучения инвалидов на дому будут  регулироваться нормативными актами субъектов  федерации, также законодательством  субъектов РФ будет устанавливаться размер компенсаций родителям на эти цели. Отменяются положения закона об образовании и закона о социальной защите инвалидов, гарантировавшие компенсации на обучение детей в негосударственных учебных заведениях общего образования.

Отменяются положения  закона, гарантировавшие компенсации родителям, осуществляющим образование ребенка в семье. В примерном положении об обучении ребенка в семье пока нормы о компенсации сохраняются.

Отменяются компенсации  на питание.49

Обеспечение инвалидов  с освобождением от оплаты или на льготных условиях специальными учебными пособиями и литературой, а также возможностью пользования услугами сурдопереводчиков является расходным обязательством субъекта РФ (за исключением обучающихся в федеральных государственных образовательных учреждениях). Для инвалидов, обучающихся в федеральных государственных образовательных учреждениях, обеспечение этих мероприятий является расходным обязательством Российской Федерации.

Закон отменяет постановление  ВС РФ от 6 марта 1992 г. №2464-1 «О предельной величине оплаты родителями стоимости содержания детей в детских дошкольных учреждениях», которое устанавливает предельный размер оплаты за пребывание в дошкольных учебных заведениях и освобождает родителей детей-инвалидов от платы за дошкольные учебные заведения.

Теперь на федеральном  уровне стандарты финансирования образовательных  учреждений будут утверждаться только для федеральных учебных заведений, для учебных заведений субъектов  норматив финансирования будет устанавливать  сам субъект. Размер норматива финансирования влияет на размер компенсаций на обучение.

Закон об образовании  предоставляет право на внеконкурсное  поступление для детей-инвалидов  и инвалидов I и II группы только в  федеральные государственные учебные  заведения. Для средних специальных и высших учебных заведений субъекта федерации эта льгота должна быть установлена законодательством субъекта.

Анализ нормативной  правовой основы, позволяет сделать вывод, что правовая защита инвалидов в России находится только на стадии разработки и далеко несовершенна.

 

Глава II. Современные технологии реабилитации детей с ограниченными возможностями

 

2.1. Иппотерапия как элемент инновационных технологий реабилитации инвалидов

 

Проблема инвалидности занимает особое место в ряду социальных проблем.

Оптимальным способом решения проблемы инвалидности, является реабилитация инвалидов. Для эффективного решения проблемы необходим поиск новых технологий реабилитационной деятельности социальных служб.

Одним из инновационных  методов реабилитации лиц с ограниченными возможностями является иппотерапия50.

О пользе верховой езды для  восстановления больных и раненных, было известно с Античных времен. Гиппократ  утверждал, что раненные и больные  поправляются быстрее, если ездят верхом. Он же отмечал, что кроме общеукрепляющего эффекта наблюдается и психологический эффект занятий верховой ездой. Он советовал ездить верхом меланхоликам, поскольку это освобождает человека от темных мыслей и вызывает мысли веселые и ясные. При этом древнегреческий ученый придавал особое значение ритмичному и плавному движению лошади. Французский философ Дени Дидро, обозревая достижения всех современных ему наук, написал в 1751 году трактат LО верховой езде и ее значении для того, чтоб сохранить здоровье и снова его обрести.)51

В Европе иппотерапия стала развиваться в последние 30-40 лет: сначала в Скандинавии, затем в Германии, Франции, Голландии, Швейцарии, Грузии, Великобритании, Польше.

Научным обоснованием воздействия  иппотерапии на организм в конце  прошлого столетия занимался французский доктор Перрон, утверждавший, что благоприятное влияние верховой езды на организм заключается, в частности, в активизации двигательной и дыхательной функций, а также кровообращения.

В Норвегии Элизабет Бодикер, применявшая в течение 9 лет иппотерапию  в занятиях с бывшей спортсменкой-конницей Лиз Харел, не только добилась почти полного излечения, но и сделала возможным ее участие в Олимпийских играх в Хельсинках. Э. Бодикер стала в порядке эксперимента сажать на лошадь других молодых инвалидов. Успешные результаты вызвали в Норвегии сенсацию. Норвежские власти согласились на открытие в 1953 году специального центра лечебной верховой езды (ЛВЕ) для детей-инвалидов52.

Центры по иппотерапии  стали открываться во многих странах  мира. В США сегодня работает более 1000, а в Великобритании около 700 групп, в которых оздоравливаются более 26 тыс. человек. Во Франции занимаются подготовкой специалистов по иппотерапии: открыт факультет иппотерапии в Парижском университете спорта и здоровья. В Тбилиси в Грузинской медицинской академии открыта кафедра ЛФК и райттерапии.

Научной разработкой  проблематики использования верховой езды и конного спорта в целях  реабилитации больных занимаются с  российские и зарубежные ученые Цверава  Д.М., Лория М.Ш, Анаис Атмаджан, Роберт Н.С. и другие.

В России использование  иппотерапии началось с открытия в 1991г. в Москве детского экологического центра Живая нить. Позднее иппотерапия  вошла в комплекс реабилитационных средств, применяемых для детей-инвалидов  на базе отдыха Зеленый огонек под  г. Луга. Известно об использовании этого метода реабилитации в Петергофе, в институте для детей с интеллектуальными отклонениями, а также в детском доме в Коломне, в интернате г. Йошкар-Ола. В конноспортивной школе Озерки занимаются с группой детей с ДЦП. Иппотерапией занимаются также в Нижнем Новгороде, в Саяногорске. В Сергиев-Посаде организованы занятия иппотерапией на базе общественной организации Старая школа с детьми имеющих ампутацию конечностей, ДЦП и страдающими различными психическими патологиями.

В ноябре 1997 года была учреждена  Национальная Федерация лечебной верховой езды и инвалидного конного спорта (НФ ЛВЕ ИКС). В 1999 году НФ ЛВЕ ИКС  стала действительным членом Международной  организации верховой езды для инвалидов (FRDI). Российские специалисты по ЛВЕ выступали с докладами по различным проблемам иппотерапии на двух международных конгрессах (1997, 2000), на Европейском конгрессе иппотерапевтов (1998), и каждый раз сообщения россиян воспринимались с искренним интересом и одобрением53.

В 1999 г. было создано "РУССКОЕ ИППОТЕРАПЕВТИЧЕСКОЕ СООБЩЕСТВО". Сегодня оно объединяет представителей из более чем 30 регионов России.

Иппотерапия, как одна из технологий социальной работы с  людьми с ограниченными возможностями, представляет собой комплексный  многофункциональный метод реабилитации. Иппотерапия это занятия инвалидов верховой ездой на лошадях, проводимые по специальным методикам, различающимся в зависимости от заболевания наездника и задач, для решения которых используется иппотерапия.

Согласно определению доктора мед. наук профессора Цверава Д.М. иппотерапия - есть не что иное, как форма лечебной физкультуры (ЛФК), где в качестве инструмента реабилитации выступают лошадь, процесс верховой езды и физические упражнения, выполняемые человеком во время верховой езды.

В процессе верховой езды в работу включаются все основные группы мышц тела. Это происходит на рефлекторном уровне, поскольку сидя на лошади, двигаясь вместе с ней, клиент инстинктивно старается сохранить  равновесие, чтобы не упасть с лошади и тем самым побуждает к активной работе как здоровые, так и пораженные мышцы, не замечая этого.(1;). Механизм воздействия иппотерапии на организм человека тот же, что и у любой другой формы ЛФК. Под влиянием физических упражнений отмечается усиление функции вегетативных систем. Иппотерапия воздействует на организм человека через два фактора: психогенный и биомеханический. Соотношение удельного веса этих механизмов в каждом случае зависит от заболевания и задач, решаемых с помощью иппотерапии. Так, при лечении неврозов, детских церебральных параличей, умственной отсталости, раннего детского аутизма основным воздействующим фактором является психогенный. При лечении же постинфарктных больных, больных с нарушениями осанки, сколиозами, остеохондрозами позвоночника ведущим фактором воздействия оказывается биомеханический, хотя ни в одном из этих случаев не следует недооценивать ни одного из факторов т.к. иппотерапия - это метод, оказывающий одновременное воздействие на физический и психосоциальный статусы занимающегося. 54.

А. Атмаджан отмечает, что  лечение с использованием лошади в качестве посредника облегчает  личности, страдающей неврозом, избавление от заторможенности, смягчает тревожное  состояние и дает возможность  совершать правильные поступки. При  психозах у взрослых лечение с использованием лошади в качестве посредника облегчает больным доступ к реальности, как во времени, так и в пространстве. При аутизме у детей лечение осуществляется с использованием лошади в качестве посредника и с применением не словесного диалога "язык жестов", с соблюдением тишины, дистанции. А. Атмаджан подчеркивает, что лошадь требует постоянного к себе внимания и за счет этого возрастают способности человека адаптироваться к реальности. Для человека страдающего психическими расстройствами положение верхом на лошади оказывается "выигрышным" по сравнению с положением терапевтов: "Я наверху, они внизу"55.

Верховая езда требует  от индивида концентрации внимания, осознаваемых действий, умение ориентироваться в  пространстве. На занятиях иппотерапией соблюдаются основные принципы психотерапевтического воздействия: единство места и действующих лиц; единство времени; единство действий.

В психотерапевтических взаимоотношениях лошадь является56:

- истинным посредником во взаимоотношениях  иппотерапевта и всадника,

- получателем информации, (команда  всадника подаваемая лошади - стоять, двигаться, поворот и т.д.),

- усилителем послания (реакция  лошади на команду всадника),

- немедленным передатчиком ответа (повиновение лошади и выполнение  ею команд всадника).

А. Атмаджан отмечает, что использование  метода иппотерапии в реабилитации лиц, страдающих различными видами нарушений  умственного развития, дает положительные  результаты:

1. Облегчает снятие заторможенности.

2. Уменьшает чувство тревоги

3. Организует адаптацию к реальному пространству и времени.

4. Способствует достижению самостоятельности.

Иппотерапия, как показывает опыт, есть особая форма психотерапии, и  является эффективным методом реабилитации лиц с нарушением умственного  развития.

Ведущий специалист в области применения иппотерапии в реабилитационной практике доктор медицинских наук Лория М.Ш. отмечает, что райттерапия оказывает положительное влияние на детей с диспластическом сколиозом, что обусловлено биомеханическими свойствами верховой езды. Во время движения лошади туловище всадника выполняет те же движения, как и при ходьбе. Функцию нижних конечностей выполняют конечности лошади так как сидя верхом они выключены из антигравитационной системы и позвоночник находится в непосредственном контакте со спиной лошади (через седло), нагрузка на мышцы туловища акцентирована, эффект высокий и общая затрата энергии небольшая. Достижение синхронности движения ребенка и лошади, т.е. создание единой биологической системы и есть основа самокоррекции искривленного позвоночника."57

Основой положительного воздействия  при диспластическом сколиозе является создание вокруг позвоночника сильного мышечного корсета, вследствие чего происходит коррекция искривления  в сторону уменьшения градусов искривления. Автор отмечает, что "райттерапия является уникальным методом патогенетического лечения диспластического сколиоза, сущность, которого является в его комплексном воздействии одновременно на пульпозное ядро межпозвоночного диска, мобильность позвоночника, разгибателей туловища, что способствует созданию крепкого мышечного корсета вокруг позвоночника".

Информация о работе Инновационные технологии реабилитации детей с ограниченными возможностями