Лекции по "Социальной работе"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2012 в 21:15, курс лекций

Краткое описание

Целью курса является формирование у студентов целостного, системного представления о ценностно-этических основаниях деятельности и профессиональной морали в социальной работе, раскрытие сущности и обоснование необходимости этико-аксиологического подхода в осмыслении и организации профессиональной научной и практической деятельности, формирование основ ценностно-этического мышления специалиста, бакалавра и магистра социальной работы.
Задачами курса является:
- изучение места и роли, сущности и типологии профессионально-значимых ценностей в социальной работе;
- анализ основных этапов становления и развития ценностных оснований социальной работы в России и за рубежом;
- изучение особенностей этико-ценностного регулирования деятельности и отношений в системе социальной работы, этического кодекса социальной работы;
- изучение деонтологических вопросов социальной работы;
- анализ и обоснование профессионально-этических требований к профессиограмме социального работника, содействие формированию профессионально значимых черт его личности.

Содержание

стр.
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………..4

РАЗДЕЛ 1. Профессионально значимые ценности социальной работы,
их сущность, типология. Место и роль ценностей в социальной
работе………………………………………………………………………….…7
Тема 1. Место и роль ценностей в социальной работе………………….7
Лекция 1. Место и роль ценностей в жизнедеятельности человека и общества………………….….7
Лекция 2. Аксиологические основания социальной работы……………………………………….…20
Тема 2. Профессионально значимые ценности социальной работы,
их сущность, типология………………………………………………..…29
Лекция 1. Система и иерархия ценностей профессиональной социальной работы…………………………………………………………………………………………………….…………29
Лекция 2. Специфические ценности и идеал профессиональной социальной работы……………………………………………………………………………………………………………….41
РАЗДЕЛ 2. Основные этапы становления и развития ценностных
оснований социальной работы в России и за рубежом……………………57
Тема 3. Основные этапы становления и развития ценностных
оснований социальной работы………………………………………………57
Лекция 1. Инстинктивно-практицистские и традиционно-прагматические основы помощи и взаимопомощи………………………………………………………………………………………………...57
Лекция 2. Социально-идеологический и социально-философский подходы в определении ценности помощи человеку………………………………………………………………………………………………66
Тема 4. Сущность и содержание современной профессионально-этической системы социальной работы…………………………………..………………….79
Лекция 1. Сущность, функции и составные элементы профессионально-этической системы…………………………………………………………………………………………….79
Лекция 2. Основные детерминанты профессионально-этической системы социальной работы………………………………………………………………………………………………88

РАЗДЕЛ 3. Деонтологические вопросы социальной работы……………..100
Тема 5. Деонтологические вопросы социальной работы………………..100
Лекция 1. Понятие и сущность профессионального долга в социальной работе……………………..100
Лекция 2. Место и роль долга в социальной работе……………………………….…………………….109
Лекция 3. Деонтологические конфликты в социальной работе…………………………………………118

РАЗДЕЛ 4. Профессионально-этические требования к профессиограмме
социального работника………………………………………………………..124
Тема 6. Профессионально-этические требования к профессиограмме
социального работника…………………………………………………….124
Лекция 1. Особенности профессионально-этического сознания социального работника……………………………………………………………………………………………………………124

Лекция 2. Проблемы формирования личности специалиста социальной работы……………………136
РАЗДЕЛ 5. Этико-ценностное регулирование деятельности и отношений
в системе социальной работы. Особенности этического кодекса
социальной работы……………………………………………………………149
Тема 7. Особенности этического кодекса социальной работы………….149
Лекция 1. Этико-ценностное регулирование профессиональной деятельности и его кодификация…………………………………………………………………………………………………………149
Лекция 2. Особенности профессионально-этических кодексов в социальной работе…………..………155
Тема 8. Профессионально-этическое регулирование деятельности социального работника в условиях влияния профессионально-этических систем различных видов профессиональной деятельности……………………………170
Лекция 1. Этическое регулирование профессиональной деятельности……………….170
Лекция 2. Особенности деятельности социального работника в неспецифических сферах: профессионально-этические аспекты…………………………………………………177

ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………..…..185

ЛИТЕРАТУРА…………………………………………………………………..186
Список основной литературы………………………………………………186
Список дополнительной литературы………………………………………187

Вложенные файлы: 1 файл

24_EticaLections.docx

— 349.54 Кб (Скачать файл)

Здесь показаны не все известные типологии ценностей. Однако и приведенные типологии говорят о многообразии ценностей, а значит, с учетом двойственной природы ценностей, о разнообразии и богатстве ценностного отношения человека к миру.

Система ценностей как человека, так и  общества включает в себя ценности различных типов (групп). В ней представлены и этические, и эстетические, и духовно-интеллектуальные, и материально-вещные ценности. В ней наличествуют ценности терминальные и инструментальные, истинные и ложные и т.д. Это естественно: жизнь и человека, и общества чрезвычайно многомерна, и отказ от ценностей какого-либо типа или их непризнание, недооценка и переоценка могли бы привести к нарушению гармонии в индивидуальной и общественной жизнедеятельности, иллюзорности целей, утопизму и застою в общественном бытии. Поэтому все типы (группы) ценностей должны быть представлены в общественном бытии и сознании и занимать подобающее им место. Соответственно, они должны быть представлены в структуре системы ценностей.

Субъективная  природа ценностей в значительной мере обусловливает не столько их совокупность, которая мало меняется с течением времени, сколько иерархию, меняющуюся в зависимости от конкретно-исторических условий жизнедеятельности человека. Меняющиеся условия жизнедеятельности способствуют трансформации потребностей человека; это, в свою очередь, влечет за собой изменения представлений о ценном и неценном. Это связано с тем, что свои ценностные воззрения человек черпает из непосредственной практической деятельности, которая подвергается со временем существенным изменениям. Поэтому в изменениях иерархии ценностей отражена в большей или меньшей степени эволюция конкретно-исторических потребностей человека.

Это говорит  также о том, что ценности могут  быть не равны самим себе, т.е. могут  иметь место ценностные трансверсии (изменения смысла и содержания ценности) и флуктуации (изменения ранга ценности в иерархии). Ценностные трансверсии могут происходить в связи с развитием общественных отношений и сознания человека, изменением уровня и качества его знаний, когда узнавание или изучение существующего, уже, казалось бы, знакомого и относительно обыденного феномена, позволяет раскрыть новый, более глубокий его смысл, по-новому определить его сущность. В этом случае, в соответствии с изменением смысла феномена, изменяется и объект оценивания. Например, с точки зрения представителя рабовладельческого общества свобода – это независимость от рабовладельца, состояние, противоположное рабству. С точки зрения современного человека свобода – это свобода быть самим собой, возможность реализации и выбора самого себя, деятельность и жизнедеятельность в отсутствие внешнего давления (принуждения), при наличии альтернативы и достаточной для ответственного принятия решения информации. Аналогично можно проанализировать ценность человеческой жизни, рассматривая ее (жизнь) как состояние, противоположное смерти, биологическое функционирование или как совокупность всех проявлений человека. Эти примеры показывают, что, в зависимости от того, что именно понимается как сущность и смысл феномена, возможно и различное к нему ценностное отношение, различная оценка. Ценностная трансверсия таким образом приводит к изменению ранга ценности в иерархии. Однако трансверсия, заключающаяся в понижении ранга, может сопровождаться и изменением типа самой ценности. Например, если мы рассматриваем жизнь человека не как совокупность всех его проявлений, а берем в расчет только физиологию, значит, решая вопрос об условиях жизнедеятельности человека, будем ориентироваться лишь на его выживание, не учитывая при этом, что человек – это не только сгусток белковой материи, но и социальное и духовное существо. Если свободой считается отсутствие формального рабства, цепей, колодок, надсмотрщиков и тому подобных атрибутов, то наличные духовная, политическая, профессиональная, религиозная и иная несвобода могут считаться несуществующими и несущественными.

Ценностные  флуктуации имеют несколько иную природу: они зависят главным  образом от ситуации, обстоятельств  и в связи с этим могут иметь  кратковременный характер. При этом экстремальная ситуация и соответствующая ей ценностная флуктуация могут привести к тому, что ценности высокого ранга могут утратить свою значимость. Например, известный возглас Ричарда III «Корону за коня!» из пьесы В. Шекспира  демонстрирует пример такой ценностной флуктуации: в ситуации, угрожающей жизни и свободе короля конь предстает как наивысшая ценность, поскольку даст шанс сохранить и жизнь, и свободу, а значит, возможно, и титул, и власть. В другой ситуации корона как символ титула и власти будет королем цениться существенно дороже коня. В этом примере произошло изменение рангов ценностей: терминальные (титул и власть) получили ранг низший, чем инструментальная (конь).

Одной из высших ценностей является идеал (от греч. idea) – образец, норма, представление о высшем итоговом совершенстве, высшая цель стремлений. Создание, конструирование идеала – всеобщая форма специфически человеческой жизнедеятельности. Идеал имеет двойственную природу: с одной стороны, он содержит в себе настоящее в виде противоречия, требующего своего разрешения, с другой стороны, он воплощает в себе желаемое будущее, являясь в этой связи универсальной ценностью. Он отражает конкретно-исторический тип сознания человека и в то же время сам является отражением его ценностных ориентаций. В связи с постоянным развитием общественных отношений, разрешение одного противоречия, т.е. реализация цели и разрешение противоречия, становится предпосылкой и условием возникновения новой потребности и новой цели, выдвижения нового идеала. В идеалах действительность отражается специфическим образом: они обращены в будущее, на создание новой действительности, исключающей существующие в настоящем противоречия, и в то же время содержат в себе потенциал осознаваемых в будущем противоречий. В связи с этим идеал не является вечным, неизменным и абсолютным.

Двойственность  природы идеала выражается также  и в том, что он требует своего обоснования и оценки, поскольку  желаемое и планируемое будущее  не обязательно должно быть (и как  показывает историческая практика, не всегда бывает) лучше уже имеющегося. Любой идеал как образ желаемого будущего состояния системы должен пройти теоретическое обоснование, во-первых, на соответствие понятию «идеал» вообще, т.е. на его способность выполнять присущие идеалу функции и обладать соответствующими свойствами, характеризующими его как высшее благо и, во-вторых, на соответствие объективным представлениям о желаемом будущем. С другой стороны, идеал сам содержит в себе оценочные критерии по отношению к настоящему, отрицая его самодостаточность и совершенство, раскрывая его противоречия и экспонируя потенциал совершенствования.

Содержание и функционирование идеалов обусловливается не только спецификой объекта, но и представлениями  о действиях, которые необходимо предпринять, условиях, которые необходимо создать, средствах, которые необходимо применить для того, чтобы идеал был реализован.

Важной  особенностью идеала является то обстоятельство, что в качестве важнейшего средства и условия его реализации выступает  социальный субъект, физические и духовные силы самого человека как активного члена социума. В отличие от животного человек перед началом деятельности мысленно представляет себе желаемый итог деятельности – идеальный образ конечного результата. В то же время наличие мыслительного образа – идеала, соответствующего представлениям человека о совершенстве – дает возможность сравнить наличную действительность с желаемой и дать ей неудовлетворительную оценку.  Соответствующим образом организуется подготовка к деятельности и собственно деятельность человека, направленная на получение этого результата – она становится целесообразной, причем содержание цели определяется в соответствии с идеалом. Можно назвать основные функции идеала: оценочно-сравнительная, программно-ориентирующая, деятельно-практическая. Благодаря этим функциям идеал реализует свою сущность, а конструирование идеала становится важнейшим фактором развития личности и общества, совершенствования условий их жизнедеятельности.

С точки  зрения аксиологии, профессиональная деятельность, будучи неотъемлемой частью человеческой деятельности вообще, также в своей основе содержит ценности и, следовательно, может быть представлена как деятельность, направленная на реализацию ценностей. При этом, конечно, в силу своих особенностей, профессиональная деятельность в основном отличается от деятельности обыденной, представляя собой особенное. Поэтому учение о ценностях профессиональной деятельности – праксеология - представляет собой особенное по отношению к аксиологии. При этом конечно, разнообразные виды профессиональной деятельности могут существенно различаться между собой по всем основным характеристикам; каждая из них является специфическим по отношению к профессиональной деятельности как абстракции. Это приводит к тому, что и главные ценности, системы и иерархии ценностей различных видов профессиональной деятельности могут различаться. Следовательно, можно говорить, что деятельность, профессиональная деятельность и конкретный вид профессиональной деятельности соотносятся как общее, особенное и специфическое. Аналогично этому система ценностей общества, профессиональной деятельности и конкретных видов профессиональной деятельности будут соотноситься как общее, особенное и специфическое. При этом аксиология как философское учение о ценностях включает в себя праксеологию, а та, в свою очередь может включать в себя в качестве разделов учения о  ценностях конкретных видов профессиональной деятельности.

Основанием  любого вида профессиональной деятельности является необходимость реализации определенных ценностей. Это обстоятельство не зависит от того, насколько специалисты, занятые конкретной работой, представляют себе основные ценности профессии. Однако от того, насколько глубоко они понимают ценностный смысл профессии, зависит во многом их отношение и к непосредственно выполняемой работе, и к профессии вообще. Усвоение и присвоение ценностного смысла и содержания профессии помогает понять место и роль профессии в обществе, человеческой жизнедеятельности, социальном и научно-техническом прогрессе и до некоторой степени их детерминирует.

При этом, конечно, любая профессия, будучи специализированной деятельностью, предъявляет определенные требования к человеку, которые не всегда могут быть удовлетворены  в процессе профессиональной подготовки. Для выполнения профессионально необходимых операций, процедур, приемов и т.п. человек должен быть достаточно физически и интеллектуально развит, должен обладать соответствующими качествами: чтобы работать грузчиком, необходима хорошая физическая подготовка; чтобы стать ученым, необходим высоко развитый интеллект. Но требования к физическим и интеллектуальным данным не всегда оказываются достаточными. Некоторые из профессий (в основном это профессии, оказывающие решающее влияние на судьбу и благополучие человека и общества, в том числе и так называемые «помогающие» профессии) предъявляют особые требования к качествам личности специалиста, в первую очередь, к его ценностным ориентациям. Например, вряд ли кому-нибудь хотелось бы стать пациентом врача-садиста или клиентом социального работника, высшие ценности для которого – деньги и власть над клиентами. Такого рода «специалисты» нанесут ущерб и своим клиентам, и профессии, и обществу в целом. Даже не прибегая к таким экстремальным примерам, можно показать, что специалист, неверно расставивший ценностные акценты в своей деятельности, может в качестве высшей ценности воспринимать сам процесс деятельности, и в меньшей степени – ее конечный результат, может вследствие этого не понимать смысла деятельности. Например, социальный работник в этом случае может думать, что смысл и цель социальной работы заключается в помощи человеку и затруднится ответить на вопрос, зачем это делается. Поэтому ценностные ориентации специалистов играют важнейшую роль не только в их личной профессиональной деятельности, но и в деятельности совокупной профессиональной группы.

В примере  показано искаженное понимание цели (процесс деятельности оказался ее важнейшей целью) в связи с  недостаточной аксиологической  компетентностью специалиста. Такая  ситуация условно может считаться допустимой в единичных случаях: каждый человек индивидуален и безусловно есть люди, чьим склонностям наиболее полно соответствует то или иное содержание деятельности. Их потребность в самореализации может быть удовлетворена путем приобщения к определенной профессии. Однако подобный подход не может быть общим, он должен составлять скорее исключение, чем правило, поскольку профессия должна существовать и существует главным образом не потому, что есть люди, желающие ею заняться, а потому, что человеком и обществом востребован ее конечный результат. В самом деле, медицинские профессии существуют не потому, что некоторым гражданам хочется лечить, а потому, что людям надо лечиться, оздоравливаться; врачи нужны потому, что есть больные, а не наоборот. Аналогичным образом социальная работа и социальные работники есть потому, что существуют люди, нуждающиеся в их помощи. Это означает, что процесс деятельности, имеющий высокую эмоциональную значимость для специалиста, не может быть смыслом и сущностью профессиональной деятельности вообще, не может быть ее целью: он лишь отражает ее содержание.

Из этого  примера видно, насколько важна  исследовательская деятельности в  области профессиональных ценностей: именно на основе системы важнейших  профессиональных ценностей и их иерархии возможно определение ее смысла, места и роли в обществе и жизнедеятельности человека и т.п. Четкость понимания ценностей профессиональной деятельности позволяет правильно формулировать ее цели в общем, в масштабах совокупной профессиональной группы, а также каждым специалистом в отдельности. Мотивация совокупной профессиональной группы как и каждого специалиста должна быть сформирована на основе важнейших ценностей профессии.

Важнейшую роль в постановке значимой профессиональной цели играет идеал. Являясь образом желаемого будущего состояния объекта деятельности, идеал опредмечивается в ее конечных целях, а затем отдельные его фрагменты и черты получают более детальную проработку в частных и промежуточных целях. Таким образом, наличие идеала детерминирует целеполагающую деятельность и потенцирует соответствующую ей целерациональную практическую деятельность. Однако этим не исчерпывается роль идеала в целеполагании.  Будучи вначале, как правило, только лишь представлением о совершенном состоянии объекта деятельности, в дальнейшем идеал требует конструирования идеальных образов самой деятельности и субъекта деятельности, поскольку не всегда возможно достичь идеального состояния объекта без соответствующих изменений в самой деятельности и ее исполнителях. Следовательно, должны начаться целеполагающая деятельность и соответствующая ей практическая деятельность, направленная на совершенствование профессии или ее отдельных компонентов, профессиональный и личностный рост специалистов. Таким образом идеалконструирующая деятельность в профессиональной деятельности способствует повышению ее эффективности, повышению качества конечного результата и в конечном итоге – более полному удовлетворению потребностей общества и человека.

Любая человеческая деятельность в конечном счете направлена на человека. Обладая возможностью реализации своих основных свойств и потребностей, человек включается в процесс деятельности как активный субъект, участвуя в преобразовании общества и совершенствовании общества и самого себя. Направленность деятельности человека определяется поставленными целями, а те, в свою очередь, ценностями, имеющими для человека вообще или в конкретный период его жизнедеятельности, в конкретной ситуации, важнейшее значение. Безусловно, для организации деятельности цели недостаточно, необходимы средства и условия ее реализации. Ценности-цели требуют от человека активности, направленной на поиск средств и создание условий для целенаправленной деятельности, причем содержание цели во многом детерминирует выбор средств. Ставя перед собой значимую цель, человек производит переоценку своих индивидуальных ценностей, сопоставляя их по значимости с актуальной, оценивая возможность одновременной реализации нескольких целей, рассматривая ценности на предмет использования их как средств и т.п. В зависимости от полученного в результате такого ценностного анализа соотношения ценности-цели и прочих ценностей и исходя из этого результата, личность организует свою деятельность. Важно, что результаты проведенного личностью ценностного анализа не обязательно будут соответствовать научным представлениям об индивидуальном и общественном благе, о добре, красоте и истине. С точки зрения субъекта анализа, они соответствуют его ценности-цели, и значит, могут быть использованы. Это означает, что для достижения благой цели человек субъективно может избрать нелигитимные средства («цель оправдывает средства»), получить неожиданно негативный результат в итоге деятельности, нанести существенный вред окружающим, обеспечив пользу для себя лично. Поэтому развитие человека и общества может быть прогрессивным или регрессивным, способствовать достижению блага большинства членов общества или узкой группы лиц, одного лишь человека. При этом человек и общество могут мотивировать свою деятельность различными, порой противоречивыми и неадекватными, соображениями, но ценности, присутствующие в мотиве в явном или неявном виде, обусловливают необходимость деятельности и задают ее направленность, смысл и содержание, определяют средства и методы. Очевидно, что ценностные ориентации личности способствуют выбору ею не только целей, но и социально одобряемых или, напротив, социально порицаемых средств достижения поставленной цели.

Информация о работе Лекции по "Социальной работе"