Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Апреля 2014 в 03:02, курс лекций
1. Социология как наука, ее предмет и функции. Связь социологии с другими науками.
2. Структура социологического знания.
3. Позитивистские идеи Огюста Конта. «Социологизм» Эмиля Дюркгейма.
4. Социологическая концепция марксизма.
5. «Понимающая» социология Макса Вебера. «Интегральная» социология Питирима Сорокина.
6. Теория структурации Энтони Гидденса. Концепция Пьера Бурдье.
Согласие и стабильность системы не означает, что она не способна к изменениям. Напротив, Парсонс считал, что на практике ни одна социальная система не находится в состоянии идеального равновесия, хотя определенная степень равновесия необходима для жизнеспособности системы. Поэтому процесс социального изменения Парсонс представляет как подвижное равновесие.
В функциональном анализе общество рассматривается с точки зрения его функций и предстает как система, функции которой часто скрыты или недоступны для понимания тех, кто действует внутри нее. Американский социолог Роберт Мертон удачно выразил этот подход, сформулировав целый ряд идей и введя целый ряд понятий.
Так, по Р. Мертону, основная теорема функционального анализа гласит, что: точно так же как одно и то же явление может иметь многочисленные функции, так и одна и та же функция может по разному выполняться различными явлениями.
Для раскрытия смысла функционального анализа Мертону потребовалось ввести ряд понятий: «функции», «дисфункции». Функции - это те наблюдаемые последствия, которые способствуют адаптации или приспособлению данной системы. Функции бывают явные и латентные (скрытые). Первые осознаваемые и произвольные функции социальных процессов, вторые - неосознаваемые и непреднамеренные. Такое разграничение позволяет понять стандарты социального поведения, которые на первый взгляд кажутся иррациональными. Дисфункции - это те наблюдаемые последствия, которые уменьшают приспособление или адаптацию системы. Мертон также вводит понятие «социологическая амбивалентность», которое значит, что некая форма, способная выполнять позитивные функции, может также играть и дисфункциональную роль в этой же системе.
Сторонники теории конфликтов описывают общество постоянно изменяющимся и подверженным конфликтам. Одной из влиятельных современных теорий конфликта является концепция немецкого социолога Р.Дарендорфа. Дарендорф отрицает идею Маркса о том, что основные конфликтующие группы в обществе - это классы, образованные по экономическому признаку. По мнению Дарендорфа, главной причиной конфликта является тот факт, что одни люди имеют власть над другими. Власть можно представить, как способность одних индивидов контролировать действия других. Её суть отражена в точке зрения Макса Вебера, который считал, что власть есть возможность волевого преобразования социальных отношений одним субъектом вопреки сопротивлению других. Таким образом, основные конфликты возникают между теми, кто имеет власть, и теми, кто ее не имеет (более подробно об этом будет сказано в теме 7 «Социальные конфликты»).
2.Типология обществ
В ходе развития различаются разные этапы и состояния общества. Поэтому в научных исследованиях важное значение имеет типология обществ, т.е. отнесение их к определенным типам на основании существенных признаков и отличительных особенностей.
К. Маркс в середине 19 века предложил свою типологию общества на основе выделения общественно-экономичических формаций, главными критериями которого являются способ производства, форма собственности, социальная структура. К.Маркс выделял следующие этапы смены общественно-экономических формаций:
1. Период господства архаической собственности. Этот период Маркс называл первичной формацией или первобытным состоянием.
2. Господство частной
3. Возврат к общественной
Последователи К.Маркса стали давать более упрощенную схему глобального развития человечества, которая включала в себя пять общественно-экономических формаций: первобытнообщинную, рабовладельческую, феодальную, капиталистическую и коммунистическую.
Широко известным является предложенное немецким социологом Ф.Теннисом разделение обществ на два типа: допромышленную, традиционную общность (Гемейншафт) и современное промышленно-городское общество (Гезельшафт). В общности господствуют инстинкты, чувства; в обществе — расчетливый разум.Наиболее устойчивой в современной социологии является типология, традиционного, индустриального и постиндустриального обществ.
Традиционное общество (его еще называют простым и аграрным)— это общество с аграрным укладом. Для него характерны господство натурального хозяйства, крайне низкие темпы развития производства, которые могли удовлетворить потребности лишь на минимальном уровне, большая невосприимчивость к нововведениям. Люди трудятся с помощью примитивной мускульной силы. Поведение индивидов строго регламентируется обычаями, нормами традиционного поведения. Товарные отношения либо вообще отсутствуют, либо ориентированы на удовлетворение потребностей немногочисленного слоя социальной элиты. Основным принципом организации социальных отношений является жесткая иерархическая стратификация общества, как правило, проявляющаяся в делении на эндогамные касты, сословия. При этом основной формой организации социальных отношений для подавляющего большинства населения является относительно замкнутая, изолированная община.
Таким образом, основу данного общества составляет производство, развитие промышленности, которые базируются на научной организации труда.
В 60-е гг. две ступени в развитии общества дополняются третьей в рамках футурологической концепции постиндустриального общества, активно разрабатываемой в американской (Д.Белл) и западноевропейской (А.Турен) социологии. В постиндустриальном обществе происходит переход от производства товаров к экономике обслуживания: услуги приобретают производительную значимость, а промышленное производство географически перемещается в развивающиеся страны. Принципиально меняется социально-профессиональная структура, открываются новые возможности приложения знаний, умений и навыков в образовании, здравоохранении, сферах социальной работы и социальных услуг, анализа и планирования, дизайна и программирования, теории игр и моделирования. Одновременно значительно сокращается потребность в рабочих и служащих фабричного производства. Господствующее положение в управлении обществом занимает группа профессионалов – технократов и ученых. Важным признаком постиндустриального общества является качественное изменение роли науки в общественном производстве: усиливается внимание к фундаментальным инновациям в теоретическом знании. Экономический рост перестает выступать в качестве основной цели общественного развития. Акцент смещается на социальные, гуманитарные проблемы. В качестве приоритетных встают вопросы качества и безопасности жизни, самореализации индивида. Формируются новые критерии благосостояния и социального благополучия.
Российский ученый В.Л. Иноземцев считает, что в результате превращения знаний в основной фактор производства на первый план выдвигается не стремление увеличить свое материальное благосостояние, а желание индивида самосовершенствоваться, раскрывать свой потенциал и получать социальное признание. В новом – постэкономическом – обществе не объем богатства, а способности и ценностные ориентации будут дифференцировать людей. По мнению социолога, переход к постэкономическому обществу будет гораздо более масштабным, чем переход от индустриального к постиндустриальному обществу.
3. Глобализация и мировая система
Сегодня можно говорить о единой мировой системе в результате усиления экономических, социальных и политических взаимосвязей между странами. Усилившаяся взаимозависимость мирового сообщества обозначается термином глобализация.
По мнению Е.М. Бабосова глобализация – это постепенное преобразование разнородного мирового социально-экономического и социокультурного пространства в единую глобальную систему, в которой беспрепятственно перемещаются информационные потоки, идеи, ценности и их носители, капиталы, товары и услуги, стандарты поведения и моды, видоизменяя миропредставление, деятельность социальных институтов, общностей и индивидов, механизмы их взаимодействия». Социокультурное значение глобализации заключается, прежде всего, в том, что она подвергает сравнительной девальвации традиционные, устоявшиеся модели и образы жизни, поскольку способствует распространению универсальных символов, образцов и способов потребления независимо от специфики локальной культурной основы.
Глобальные процессы проходят через национальные границы, не останавливаясь ни перед какими административными барьерами. Потоки людей, информации, идей, ценностей, технологий и вещей растворяют государственные границы и стирают социально-классовые различия, разрушают власть национальных обществ, которые раньше управлялись исключительно изнутри. Глобальная кооперация и распад замкнутых национальных рынков, новые множественные идентичности и формы капитала, глобальные государственные и гражданские организации, управляющие потоками образов в медиасреде, – лишь отдельные симптомы новой экономики и новой политики. Это социальный порядок неорганизованный и одновременно весьма сложно выстроенный.
Развитые страны Западной Европы и США являются лидерами глобализации, доминируют в рамках мировой экономической системы и, соответственно, выполняют по отношению к другим странам функции управления и координации, которые осуществляются не только через специальные институты (ГАТТ, ВТО, МВФ и т.д.) и организации, но и через деятельность транснациональных корпораций, перемещающих капиталы, производства, рынки труда, товарные потоки в соответствии со своими интересами.
В настоящее время можно говорить о становлении институтов глобализации. В экономической сфере – это транснациональные корпорации, производства, финансовые операции, товары, рекламные кампании которых ориентированы на глобальный рынок. В настоящее время в мире в руках транснациональных компаний (ТНК) в результате внутрифирменного обмена находится до 70% мировой торговли. Специфика ТНК в качестве субъектов хозяйства определяется глобальным характером деятельности. Они не имеют жесткой привязки к национальным общностям: капиталы, топ-менеджмент, офисы и производственные мощности, рабочая сила – все это легко меняет не только географическую, но и национальную принадлежность. ТНК легко переносят предприятия туда, где расходы по найму и налоги минимальны, т.е. они свободно выбирают самые прибыльные места для инвестиций, производства, уплаты налогов. Связанные с ТНК субъекты получают возможность динамичной смены места жительства, также вне привязки к национальному, традиционному контексту. Соответственно, национальные обычаи и традиции, этические нормы, духовные ценности оказывают все меньшее влияние на функционирование мировой экономики.
Финансовые потоки и рынки ценных бумаг в конце XX в. стали утрачивать национальную принадлежность и ориентироваться на быстрое переливание средств в те регионы и сферы хозяйства, где обеспечивается максимальная прибыль (в противоположность традиционной ориентации на гарантии сохранения вкладов). Отказ США от золотого стандарта и введение плавающего курса доллара стал важной вехой в отрыве финансов от национального производства и их превращении в самодостаточную глобальную силу.
Для глобальной деловой культуры характерны оперативность и широкое использование информационных и телекоммуникационных технологий, способствующих универсализации методов ведения делового предприятия, принятию решений, организации деловых связей, общность языка делового общения, которым стал английский, и т.п. На предприятиях и в офисах глобальных компаний структура, нормативная система, правила поведения персонала, стиль труда и общения, ритмы деловой активности воспроизводятся во всех странах пребывания. При совершении деловых операций электронные деньги начинают вытеснять другие их формы.
Аналогично обстоит дело и с потребительским поведением. Продукты глобальных компаний – глобальные бренды – распространяются по всему миру, провоцируя унификацию потребительских и поведенческих стереотипов.
Однако, во-первых, цивилизация отнюдь не сводится только к экономическому укладу, а включает и социальную структуру общества, и существующую в нем политическую систему, и культуру, и религиозные верования, и социальные нормы и институты, образцы поведения и многое другое. Во-вторых, глобализация имеет нелинейный характер, сопровождается усилением неравномерности социально-экономического развития, приводящим, с одной стороны, к возникновению экономически преуспевающих, стран, а с другой - к ухудшению положения целого ряда стран, где люди находятся на грани выживания. В-третьих, в процессе развертывания глобализации возникло противопоставление глобального и локального. Глобализация проникает в самые глубины социально-экономических структур и, сопровождаясь мощными информационными потоками, пропагандирующими западные стандарты жизни, нередко сталкивается в острейших противоборствах с такими локальными структурами, как местный образ жизни, традиции, обычаи, привычки, образцы поведения. В-четвертых, глобализация изменяет структуры повседневности. Среди структур повседневности, подверженных глобальному воздействию наиболее отчетливо выделяются: материальные, коммуникативные, интеракционные, поведенческие.