Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Апреля 2014 в 03:02, курс лекций
1. Социология как наука, ее предмет и функции. Связь социологии с другими науками.
2. Структура социологического знания.
3. Позитивистские идеи Огюста Конта. «Социологизм» Эмиля Дюркгейма.
4. Социологическая концепция марксизма.
5. «Понимающая» социология Макса Вебера. «Интегральная» социология Питирима Сорокина.
6. Теория структурации Энтони Гидденса. Концепция Пьера Бурдье.
Американский антрополог Ф.Бок ввел в оборот и обосновал понятие «культурный шок», которое получило широкое распространение, выйдя за пределы социальных наук и войдя в повседневный лексикон образованных людей. Культурный шок – это реакция индивида, оказавшегося в чужом обществе и испытывающего бесчисленные трудности в общении, потреблении, ощущающего себя беспомощным и дезориентированным.
Сложность понимания феномена культуры заключается в том, что в любой культуре имеются разные ее пласты, ответвления, срезы. Поэтому в социологии принято говорить о разнообразии культур, выделяя три ее формы: народная, элитарная, массовая и две ее разновидности: субкультура и контркультура.
Народная культура создается в повседневной трудовой деятельности, бытовом общении анонимными творцами, не имеющими профессиональной подготовки. Она развивается как коллективное творчество, тесно связана с породившим ее этнонациональным укладом жизни, с творчеством народных умельцев (гончаров, резчиков по дереву и камню, кружевниц) и передается из поколения в поколение.
Элитарная (высокая) культура ориентирована на небольшую группу избранных людей, обладающих повышенной и хорошо развитой художественной восприимчивостью, в силу чего они претендуют расцениваться как элита. Целью такой культуры становится самовыражение художника (творца). Круг потребителей высокой культуры представлен, как правило, высокообразованной частью общества: критиками, литературоведами, театралами, художниками, писателями, музыкантами. Формула элитарной культуры – искусство для искусства. Отличительная черта – высокий уровень инноваций.
С середины 20 века широкое распространение получил термин «массовая культура» (популярная культура, индустрия развлечений, коммерческая культура). Распространение массовой культуры связано с проникновением в большинство стран мира средств массовой информации (радио, печать, телевидение, грамзапись) и их доступностью представителям всех социальных слоев. Массовая культура ориентирована на усредненный уровень развития массовых потребителей, обладает меньшей художественной ценностью, чем элитарная или народная культуры, является авторской и имеет самую широкую аудиторию слушателей, читателей, зрителей. Массовая культура выполняет в обществе развлекательную функцию и преследует коммерческие цели. Ее главный принцип: «Публика желает – публика получит». Необходимым свойством продукции массовой культуры должна быть занимательность, чтобы она имела коммерческий успех, чтобы ее покупали и деньги, затраченные на нее, давали прибыль. Массовая культура снимает стрессы, слоев и групп конкретного общества, стандартизирует чувства, внушает определенные идеи, навязывает стереотипы мышления. Массовая культура внутренне противоречива. С одной стороны, она делает доступным для масс ценности элитарной культуры, с другой – подменяет подлинность копийностью, делает общение с искусством, наукой заурядным, порождает конформизм, усредненность. Разновидностью массовой культуры является кич, проявляющийся в ярком, но часто безвкусном оформлении журналов, в бульварной литературе, в значительной части кино-и-телепродукции. Кич – это искусная подделка под искусство, в нем нет художественных подлинных открытий.
В результате развития информационных технологий происходят качественные преобразования всех сфер общественной жизни, в том числе и в культуре. Культуру нового общества О.Тоффлер назвал блип-культурой, которая является средством передачи и приема какой-либо информации (например, двадцатистраничный пересказ романа Л.Толстого «Война и мир»).
Любое общество неоднородно, состоит из разных социальных групп – национальных, демографических, профессиональных и др. Несмотря на существующие между ними различия, у них есть некоторые общие ценности и нормы, обусловленные общими условиями жизни. Эта объединяющая большинство членов система ценностей и норм называется доминирующей культурой.
Для социологического изучения культуры важно рассмотреть понятие субкультуры. В противоположность доминирующей культуре, принимаемой и разделяемой большинством членов общества, субкультура представляет собой систему ценностей, стилей жизни, групповых норм, стереотипов поведения, создаваемых социальной группой. Субкультура отличается от доминирующей культуры языком, который может принимать форму жаргона, взглядами на жизнь, манерами поведения, стилем одежды и прически, но не противостоит ей. Субкультура в главных чертах согласуется и продолжает доминирующую культуру. Наличие субкультур – показатель многообразия культуры общества, ее способности к адаптации, развитию. Существуют воинская, врачебная, студенческая, крестьянская, казачья субкультуры. Однако могут возникать и девиантные субкультуры. Это системы специфических ценностных ориентаций, нравов, привычек, социальных стереотипов и особенностей образа жизни личностей и социальных групп, имеющих деструктивный и асоциальный характер. Для девиантных субкультур характерно доминирование ориентаций на материальное благополучие, получение в жизни удовольствий (гедонизм), потребительство, склонность к применению насилия, эгоизм. Формирование приверженности личности девиантной субкультуры происходит в процессе ее искаженной социализации, общения и взаимодействия с неблагополучным социальным окружением, собственной аморальной и противоправной активности и образа жизни.
Контркультура – это такая система ценностей, норм, стандартов поведения определенной социальной группы, которая не только отличается от доминирующих в обществе образцов, но и прямо им противоположна, враждебна, бросает вызов и может вступить с ними в открытый конфликт.
Впервые термин был введен для обозначения молодежных субкультур, появившихся в 1960-е годы и проявившие официальной культуре тенденции: от хиппи и битников до радикально-революционных выступлений «новых левых» (молодежная революция в Европе и «культурная революция» в Китае). Контркультурами были раннее христианство в начале новой эры, затем религиозные секты, идеология большевиков в начале 20 века.
4.Понятие культурного развития и культурной деградации. Теория культурного отставания
Культурное развитие может проявляться как саморазвитие и как изменения, связанные с контактами с другими культурами. Саморазвитие культуры осуществляется как стихийно, спонтанно, например, могут создаваться народные разговорные языки, так и планомерно, а также методом проб и ошибок.
Изменение культур, связанное с их взаимодействием, культурными контактами связано с таким процессом, как заимствование. Оно бывает добровольным (торговля), вынужденным (миграция) и насильственным (завоевание). Процессы изменений в культуре всегда сочетают спонтанные и планомерные формы, часто связаны с деятельностью индивидуальных творцов и всегда включены в контекст широких социальных изменений.
Ю.Г. Волков: «Развитие культуры зависит от способности к научению и передаче знаний следующим поколениям».
А.С. Пушкин: «Лучшие и прочнейшие изменения суть те, которые происходят от улучшения нравов, без всяких насильственных потрясений».
Для анализа культурной динамики выработаны две основные теоретические модели – эволюционная (линейная) и циклическая. Эволюционизм, у истоков которого стояли Г.Спенсер, Э.Тейлор, Дж. Фрезер, Л. Морган, исходил из идеи единства человеческого рода и единообразия развития культура. Процесс культурного развития представлялся линейным, общим по содержанию, проходящим общие этапы. Поэтому возможным представлялось и сравнение различных культур как более или менее развитых, и выделение «эталонных» культур (европоцентризм и позже – американоцентризм). Циклические теории представляют культурную динамику как последовательность определенных фаз (этапов) изменения и развития культур, которые закономерно следуют одна за другой (по аналогии с человеческой жизнью – рождение, детство и т.д.). Каждая культура рассматривается как уникальная. Некоторые из них уже завершили свой цикл, другие существуют, находясь на разных фазах развития. Поэтому нельзя говорить об общей, универсальной истории человечества, нельзя сравнивать и оценивать культуры как примитивные или высокоразвитые – они просто другие. В современной науке родоначальником циклических теорий, возникших еще в античности, стал Н.Я.Данилевский. Затем эти идеи получили развитие в творчестве О. Шпенглера, А. Тойнби, П. Сорокина, Л. Гумилева и др. Как эволюционные, так и циклические теории акцентируют и абсолютизирует лишь одну из сторон реального процесса культурной динамики и не могут дать его исчерпывающего описания.
Современная наука предлагает принципиально новые подходы (к примеру, волновая теория культуры, выдвинутая О.Тоффлером). Сейчас человечество переживает, возможно, самую глубокую по содержанию и глобальную по своим масштабам технологическую, социальную и культурную трансформацию. И именно культура оказалась в центре этого процесса.
Культурное отставание – термин для обозначения временного интервала, существующего между происходящими в экономике общества изменениями и более поздним «реагированием» на них со стороны культурной системы. Теория культурного отставания разработана американским социологом У.Ф. Огборном. Кроме того, что изменения в культуре в целом могут запаздывать по отношению к экономическим и технологическим изменениям, и в самой сфере культуры одни элементы могут развиваться быстрее, нежели другие. Культурное отставание имеет место тогда, когда речь идет о рассогласовании в действиях двух и более переменных, между которыми раньше существовало согласие и взаимодополнение. По мере расхождения скоростей их изменений становится все сложнее удерживать баланс в обществе между более быстро развивающейся материальной культурой и менее приспособленной к изменениям культуры нематериальной.
Тема 4. Личность как система. Процесс социализации личности
Личность – целостная система социальных качеств, характеризующих данного индивида, приобретаемых и развиваемых им в процессе взаимодействия с другими людьми и являющихся продуктом общественного развития. Индивид превращается в личность в процессе освоения социальных норм, стандартов поведения, развития самосознания, выполнения определенных социальных функций в качестве члена общества. Формирование личности происходит в среде межличностных взаимодействий.
От других людей личность отличают определенные социальные качества. К ним относятся: самосознание, самооценка, активность, интересы, направленность, убеждения, установки, ценностные ориентации, идентичность, социальные статусы и социальные роли.
Все эти качества формируются и реализуются не разрозненно, а во взаимосвязи друг с другом, образуя целостную и динамическую систему социально-значимых качеств, характеризующих индивида как субъекта социальных отношений и деятельности.
Роль опорных пунктов в принятии личностью важных решений выполняют ценностные ориентации. Они выступают в качестве целей жизнедеятельности и основных средств их достижения. В ценностных ориентациях находит воплощение предрасположенность личности к определенному восприятию условий жизни и деятельности. Они фиксируются в эгоустановках индивида, в его смыслах, значениях, интересах, потребностях, ожиданиях, жизненных позициях. Различают целевые ценностные ориентации, выражающие важнейшие цели, идеалы, смысложизненные ориентиры (счастье, здоровье, личная свобода) и инструментальные, запечатлевающие одобряемые в обществе или социальной группе средства достижения целей (профессиональная подготовка, самообразование, удача).
Установка – более или менее утвердившаяся позиция индивида по отношению к окружающему миру. Она обладает достаточно длительным характером, и, образовавшись однажды, оказывает регулирующее воздействие на наше поведение, познание, мотивацию, не смешиваясь при этом с привычкой или автоматизмом. Она развивается в связи с эмоциональным осмыслением различных нюансов и неоднозначности жизненных ситуаций.
Убеждения – стойкая психологическая установка, уверенность в справедливости своих принципов, идей, взглядов.
Ценности – положительное или отрицательное отношение к явлениям окружающего мира.
Идеалы – мысленный образец совершенства, норма, к которой следует стремиться как к конечной цели. Они представляют собой опережающее отображение действительности.
Социальные типы личности:
1. пассионарный тип личности обладает жизненной энергией гораздо больше, чем требуется для простого поддержания и удовлетворения жизненных потребностей спокойной жизни и свою сверхнормативную энергию использует для активной целенаправленной деятельности, ориентированной на достижение высоких, часто идеальных социальных целей;
Понятие социальное действие – одно из центральных в социологии. Значение социального действия обусловлено тем, что оно представляет собой простейшую единицу, простейший элемент любого вида социальной деятельности людей. Действительно, даже такие социальные процессы, как общественные движения, крупные социальные конфликты, мобильность социальных слоев, состоят из отдельных действий индивидов, связанных между собой в сложнейшие цепи и системы.
Как уже упоминалось (см. тему 1) понятие социального действия введено Максом Вебером. Социология, по его мнению, является «понимающей» наукой, т.к. изучает поведение личности, вкладывающей в свои действия определенный смысл. Действие человека обретает характер социального действия, если в нем присутствуют два момента: 1) субъективная мотивация индивида (т.е. наличие смысла действия) и 2) ориентация его на других. Социальным действием считается действие только тогда, когда его субъективный смысл относится к поведению других людей.