Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Апреля 2014 в 03:02, курс лекций
1. Социология как наука, ее предмет и функции. Связь социологии с другими науками.
2. Структура социологического знания.
3. Позитивистские идеи Огюста Конта. «Социологизм» Эмиля Дюркгейма.
4. Социологическая концепция марксизма.
5. «Понимающая» социология Макса Вебера. «Интегральная» социология Питирима Сорокина.
6. Теория структурации Энтони Гидденса. Концепция Пьера Бурдье.
Вначале Конт пользовался термином социальная физика для обозначения новой области науки, поэтому по аналогии с разделами физики он подразделил социологию на «социальную статику» и «социальную динамику».
Статика и динамика – две главные категории социологии Конта. Статика изучение того, что он называет общественным консенсусом. Социальная статика предполагает, с одной стороны, анатомический анализ структуры общества на конкретный момент, а с другой – анализ элемента или элементов, определяющих общественное согласие и интеграцию. В кооперации, основанной на разделении труда, он видел фактор утверждения всеобщего общественного согласия. Эти идеи Конта в последствии будут развиты учеными, представляющими структурный функционализм в социологии и изучающими главным образом институты и организации общества.
Динамика была посвящена осмыслению проблем социального развития и политики изменений и описанию последовательных этапов, которые проходят общества. Поскольку все прошлое составляет единство, по мнению Конта, социальная динамика не похожа на историю, которая просто коллекционирует факты. Социальная динамика рассматривает последовательные и необходимые этапы становления разума и человека. Социальная статика поставила в повестку дня основной порядок любого общества, социальная же динамика воспроизводит изменения, которые испытал этот фундаментальный порядок, прежде чем он вышел на конечную стадию позитивизма. Статика и динамика соотносятся с терминами порядка и прогресса. Прогресс – это развитие порядка.
Первые социологи, к которым можно отнести О. Конта, стремились к тому, чтобы создать такую науку об обществе, которая, подобно физике или биологии, могла бы открывать и обосновывать законы общественного развития. Такие законы, с его точки зрения позволили бы улучшить общественные отношения.
В конце девятнадцатого века в различных областях духовной культуры Франции заметно усилилось влияние концепции О.Конта. Постепенно стала находить поддержку идея социологии как самостоятельной науки, которая могла бы выработать основы научной реорганизации общества, что в полной мере проявилось в трудах Эмиля Дюркгейма (1858-1917).
Принципиальное отличие социологии от философии состояло в том, что новая наука была направлена на эмпирический сбор и систематизацию данных. Э. Дюркгейм не просто провозглашал эмпиризм, как это делал О. Конт, но провел конкретное эмпирическое исследование, посвященное исследованию самоубийств, и на этой основе сделал определенные теоретические выводы.
По Э. Дюркгейму, социология должна изучать социальную реальность, элементами которой являются социальные факты, в совокупности создающие общество. Главными признаками социального факта являются их независимое, объективное существование и их принудительный характер, т.е. способность оказывать на индивида внешнее давление, это коллективные представления или факты коллективного сознания. По мнению Дюркгейма, обеспечить объективный подход к социальной действительности возможно, если рассматривать социальные факты как вещи, что означает признавать их независимое от субъекта существование и исследовать их объективно.
По Дюркгейму, социальные факты могут быть двоякого рода:
1) материального характера: само общество; его социальные структуры (государство, религия, право); морфологические компоненты общества (характер территории, собственности, объем и плотность населения, его жилищные условия, способы коммуникации и т.д.;
2) нематериального, духовного характера: мораль, ценности и нормы; коллективное сознание; коллективные представления, верования.
Таким образом, по Дюркгейму, предметом социологии являются социальные факты, как материальные, так и нематериальные.
Стремление найти объективные закономерности социальных явлений определило высокую оценку возможностей применения статистики в социологии. Статистические закономерности заключения браков, колебаний рождаемости, числа самоубийств и многие другие, которые на первый взгляд зависят от индивидуальных причин, казались Дюркгейму наилучшим доказательством того, что в них проявляется некоторое коллективное сознание.
Так же как О.Конт Э. Дюркгейм пытался найти ответ на вопрос о том, какие связи объединяют людей в общество. Согласно Дюркгейму, силой, создающей общественное целое и способствующей его сохранению, является разделение труда, под которым он понимал профессиональную специализацию. Из-за усиления специализации труда индивиды вынуждены обмениваться своей деятельностью, выполнять взаимодополняющие функции, невольно составляя единое целое.
Дюркгейм выделял два вида солидарности:
1) механическая солидарность, она характерна для древних обществ и характеризуется сильным сходством индивидов и их общественных функций, коллективное сознание, в таком обществе целиком религиозно и регламентирует всю жизнь индивида без остатка;
2) органическая солидарность, которая присуща современному обществу, где все более возрастает разделение труда и ослабляется роль религии как коллективного сознания.
Из анализа солидарности и коллективного сознания Дюркгейм выводит центральную социологическую идею – индивид возникает из общества, а не общество из индивидов.
Нормальное состояние общества, по его мнению, должно характеризоваться развитым экономическим планированием и нормативной регуляцией трудовых отношений, осуществляемой производственными корпорациями.
Также он выделял «ненормальные формы» разделения труда. Одной из них является аномия, то есть такое состояние общества, при котором отсутствует четкая моральная регуляция поведения индивидов. Дюркгейм объяснял аномию неразработанностью правил, регулирующих отношения между социальными функциями, что произошло вследствие слишком быстрого роста производства и разделения труда.
Одним из проявлений аномии является самоубийство. Дюркгейм считал, что самоубийство, прежде всего, зависит от внешних причин, т.е. определенных социальных фактов. Он пришел к выводу о том, что социальные переменные напрямую связаны с социальной изоляцией: чем больше изоляция индивида от своей социальной группы, тем более он подвержен самоубийству. И наоборот: бoльшая степень интеграции обратно пропорциональна числу самоубийств.
К числу приоритетных социологических исследований Дюркгейм относил религию и мораль. Мораль, как и религия согласно Дюркгейму – есть продукт социальной среды. Изучая современное ему состояние общества, он считал, что в основе общественного кризиса, имеющего главным образом моральную природу, лежит изменение характера и содержания общего сознания. Быстрое изменение норм и ценностей влечет за собой утрату былой дисциплины. Выход из кризиса возможен при усилении моральной регуляции, которую в состоянии осуществить только государство, должна также существовать жесткая иерархия моральных правил по степени их важности.
Вопрос о природе общества и его кризисе, об интеграции общества, о роли общественной солидарности и разделения труда, о сущности и функциях общественного сознания, методах социологического исследования и статусе социологии как науки – все эти проблемы, решаемые Дюркгеймом принадлежат к числу фундаментальных проблем теоретической социологии, которые продолжают оживленно обсуждаться и в настоящее время.
4. Социологическая концепция марксизма
Социология марксизма – это теория социального развития общества, созданная Карлом Марксом (1818-1883) и Фридрихом Энгельсом (1820-1895). Ее место и роль в истории социологической мысли определяются тем, что функционирование общества, сознание и поведение живущих в нем людей анализируются, прежде всего, через призму материальных условий их жизни, через противоречия и конфликты в реально существующем способе производства.
Работы Маркса касаются множества областей социальной жизни. Сам Маркс не рассматривал себя как социолога, крупная часть его трудов посвящена экономическим темам, но поскольку он всегда стремился связать экономические проблемы с социальными институтами, его работы богаты и глубоки и в социологическом плане.
Точка зрения Маркса основывается на том, что он называл материалистическим пониманием истории. По Марксу, источником социальных перемен являются не идеи и ценности, которых придерживаются люди, а в первую очередь экономические причины. Они в свой черед, связаны с классовыми конфликтами, представляющими собой движущую силу исторического развития.
Таким образом, принципиальный вопрос, имеющий для социологии первостепенное значение, – это вопрос о взаимодействии материальных и духовных ценностей в жизни общества. Маркс выдвинул и обосновал ту независимую переменную, которая, по его мнению, играет решающую роль, – способ материального производства. Маркс считал, что способ материального производства определяет социальный, политический и духовный процессы жизни вообще, и не сознание людей определяет их образ жизни, а, наоборот образ жизни обусловливает их сознание.
Маркс был первым социологом, который рассматривал общество как объективную саморазвивающуюся реальность. Источником этого развития являются противоречия и конфликты прежде всего в материальной жизни.
Движущей силой развития общества выступает противоречие между производительными силами и производственными отношениями. Социальная революция – это не политическая случайность, а закономерное проявление исторической необходимости. Сознание людей отражает реальные жизненные противоречия. Иными словами, независимо от субъективных желаний отдельных людей, правящих верхов массы думают и действуют в зависимости от характера противоречий, прежде всего в материальной жизни. Изменяются противоречия и конфликты – соответственно изменяются формы мышления людей, происходит переоценка ценностей. Если постоянно не учитываются материальные интересы масс, если противоречия нарастают и углубляются, то возникает революционное сознание, приводящее массы в движение, и через социальную революцию происходит радикальное изменение, качественное обновление социальных отношений.
Такой взгляд на общество вошел в историю общественной мысли как диалектический материализм. Он был применен Марксом к конкретному анализу капитализма его времени. На основе этого социолог формулировал доказательства неизбежного, по его мнению, саморазрушения исторически сложившихся буржуазных общественных отношений и замены их такими отношениями, которые бы развивали гуманистическую природу людей.
Социологическая теория марксизма включает в себя системный анализ классов, социальных отношений и классовой борьбы. По Марксу принадлежность человека к классу, его социальные интересы определены, прежде всего, экономическими отношениями. Классовое деление приводило к тому, что одни группы людей благодаря своему социальному положению имели материальные, политические и иные привилегии, другие группы, наоборот, лишались необходимого для их существования и выживания. По Марксу, люди являются продуктом общества и, прежде всего объективного положения в процессе производства. Но, будучи включенными, в классовую борьбу сами становятся творцами общества.
Маркс допускал разные формы классовой борьбы. Он не отрицал значимость мирных форм борьбы в рамках профсоюзного движения, но считал, что реформистская борьба, по крайней мере, в ранний период развития капитализма, не разрешит проблему. Кардинальное решение проблемы он усматривал в социальной революции. Широко известны его слова о том, что революции – «локомотивы истории» и в то же время не востребованы его мысли о том, что революционную борьбу трудно регулировать и что конечные ее результаты часто оказываются мало похожими на декларировавшиеся революционерами цели. Главным вопросом революции Маркс считал вопрос о власти, это очень многогранная проблема, которая не сводилась социологом к идее диктатуры пролетариата, как это представлялось в советском марксизме. Подчеркивается единство гражданского общества и государства. При этом, Маркс и Энгельс отмечали, что собственно государственная власть, ее монополия никогда не обеспечит свободу, напротив, подлинная свобода возможна лишь там, где есть гражданское общество способное диктовать свою волю государству. Важное место в марксистской социологии революции занимает идея об отмирании государства, которая постоянно корректировалась и шлифовалась. По Марксу, необходимым этапом на пути к безоговорочному самоуправлению является установление политической власти рабочего класса в виде диктатуры пролетариата. Позже Маркс уточняет, что «отмирает» лишь классовая природа государства, но должен сохраняться и совершенствоваться механизм для выполнения общих дел, так как государство – это не только инструмент политического насилия экономически господствующего класса, но и механизм выполнения общих управленческих задач, вытекающих из природы всего общества.
Таким образом, если посмотреть на марксистскую социологию из разных временных координат, то в ней конечно, можно найти и противоречия и двусмысленности. Необходимо отнестись к изучению трудов Маркса непредвзято. Это нелегко, т.к. широкое влияние работ этого ученого породило значительные различия в мнениях относительно их ценности. Даже те, кто испытал сильное влияние его идей, использовали его труды неодинаковым образом — существуют серьезные различия между взглядами последователей К.Маркса и Ф. Энгельса, т.е. тех, кто называет себя «марксистами».
5.«Понимающая» социология Макса Вебера. «Интегральная» социология Питирима Сорокина
Немецкий социолог Макс Вебер (1864-1920) одним из первых стал проводить принципиальное различие между естественными и социальными науками. Он считал, что задача социальных – дать причинное объяснение и понимание социальных действий людей конкретного общества лишь в определенном культурном и историческом контексте, учитывая, что общие поведенческие ориентиры, обусловленные конкретными ценностями, всегда историчны и относительны