Лекции по "Социологии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Апреля 2014 в 03:02, курс лекций

Краткое описание

1. Социология как наука, ее предмет и функции. Связь социологии с другими науками.
2. Структура социологического знания.
3. Позитивистские идеи Огюста Конта. «Социологизм» Эмиля Дюркгейма.
4. Социологическая концепция марксизма.
5. «Понимающая» социология Макса Вебера. «Интегральная» социология Питирима Сорокина.
6. Теория структурации Энтони Гидденса. Концепция Пьера Бурдье.

Вложенные файлы: 1 файл

Модуль 1.doc

— 337.50 Кб (Скачать файл)

В условиях глобализации в настоящее время социологи отмечают возникновение новой парадигмы рациональности – макдональдизации, которая трактуется Дж. Ритцером как процесс распространения принципов ресторана быстрого обслуживания на различные сферы общества. Он имеет в виду различные формы тех индустрий, которые обслуживают людей в их повседневной жизни: быструю еду, быстрое обслуживание автомобилей, быстрые покупки в магазинах, быстрое здравоохранение и т. д. Эти виды повседневного обслуживания функционируют так же, как бюрократизация и другие виды рационализации, как механизм для постепенного сооружения железной клетки рациональности вокруг человека, от которой он не может ни избавиться, ни отвлечься для рационализации самого себя. Макдональдизация имеет четыре главных аспекта: эффективность; количественность и расчет; предсказуемость; контроль через замену человеческой технологии на нечеловеческую

Становление мировых социальных отношений тесно связано со значительными расхождениями в степени благосостояния и уровне жизни населения, политического и технического развития индустриальных стран и бедных стран третьего мира. И.Уоллерстайн разработал теорию мировой системы, представляющую собой попытку описания картины мирового неравенства. В своих работах Уоллерстайн прослеживал формирование капиталистического рыночного хозяйства в XVI столетии и его последующее превращение в глобальную систему, представляющую централизованную мировую экономику. В рамках этой системы он выделяет ядро, состоящее из экономически развитых государств, и периферийные и полупериферийные регионы, страны внешней арены, находящиеся в зависимом положении. Сегодня в качестве ядра остается постиндустриальный мир, представленный США, Европейскими странами и Японией. Страны ядра (США, Япония, Германия, Франция и т.д.) доминируют в мировой системе и в состоянии организовать мировую торговлю так, чтобы она отвечала их интересам. Центр рассматривается как регион, контролирующий наиболее развитые технологии и производственные процессы, владеющий более совершенными формами организации труда и имеющий сильный идеологически обоснованный государственный аппарат. Периферии — регионы, в которых существует недостаток этих атрибутов, но есть много сырьевых ресурсов (развивающиеся страны Латинской Америки, Азии, Африки). Страны полупериферии (страны Восточной Европы, Испания, Португалия) играют роль своеобразного буфера между ядром и периферией. Странами внешней арены объявляется значительные регионы Азии и Африки, которые не затрагиваются всемирными промышленно-торговыми связями.

Большой вклад в социологический анализ глобализации внес, английский социолог Э. Гидденс. Под глобализацией, считает он, следует понимать более обширный, чем это рисуется в мир-системной теории И. Уоллерстайна, процесс трансформации социального пространства и времени, появления глобальных коммуникаций, трансформации региональных, локальных и даже личных контекстов социального опыта. Э. Гидденс акцентирует внимание на глобализации средств массовой информации и коммуникации, где доминируют американские компании. Произошло вторжение в социокультурное пространство многих стран американизированных образцов культуры, распространяемых средствами Интернета, кино, телевидения, рекламы и т.д. Э. Гидденс считает, что глобализация включает в себя множество противоречивых процессов, вызывающих социальные конфликты и новые типы социальной стратификации и кроме того, она связана с усилением угрозы окружающей среде.

Таким образом, глобализация мирового сообщества характеризуется следующими тенденциями: 1) производство принимает всемирные масштабы; 2) возрастает открытость мира; 3) происходит финансовая интеграция мира; 4) усиливается трудовая миграция; 5) всемирные масштабы приобретает образование и наука; 6) человечество все больше принимает общие нормы и стандарты в области прав человека, независимости, агрессии, геноцида и т.д. 7) развивается глобальная информационная сеть; 8) окружающая среда требует общемирового подхода в ее использовании и защите; 9) созданы и успешно функционируют международные организации в области политики, экономики, окружающей среды, культуры; 10) спорт и культуру охватывает интернализация; 11) ядерный потенциал различных стран требует акций мирового масштаба.

 

Тема 3. Культура как система ценностей и норм

 

    1. Понятие культуры и ее функции. Основные подходы к анализу культуры.
    2. Основные компоненты культуры как системы.
    3. Типы культур.
    4. Понятие культурного развития и культурной деградации. Теория культурного отставания.

 

 

  1. Понятие культуры и ее функции. Основные подходы к анализу культуры

Культура – одно из фундаментальных понятий социально-гуманитарного познания и играет в нем такую же важную роль, как понятие массы в физике или наследственности в биологии. Существуют различные подходы к определению культуры.

    1. Исторический подход. Культура есть продукт истории общества, и развивается путем передачи приобретаемого человеком опыта от поколения к поколению. С помощью этого подхода происходит накопление знаний о культурах разных народов в различные эпохи.
  1. Антропологический подход. В его рамках рассматривается генезис культуры через развитие человека; значительное внимание уделяется анализу культуры первобытных племен, формированию различных этносов, их мифов, верований, попыток создания первичных социальных институтов.
  2. Деятельностный подход. Культура определяется как качественная характеристика любых форм и результатов (продуктов) человеческой активности. В рамках подхода осуществляется оценка культурного потенциала индивидов и групп как через количество и качество усвоенных ими ценностей и норм, так и через их личностную, творческую деятельность, посредством которой они самореализуют себя в обществе. 
  3. Ценностный (аксиологический) подход.  Культура – совокупность духовных и материальных ценностей, создаваемых людьми. Интерес представляет то, к чему люди стремятся, на что ориентируются, в соответствии с чем организуют свою активность.
  4. Технологический подход.  В его рамках акцент делается на том, что культура технологична по своей природе, так как она есть особая совокупность средств и механизмов для решения  проблем, с которыми сталкиваются ее носители.
  5. Символический подход. В основе культурного взаимодействия – понимание символов, кодов и умение с ними работать. Символы опосредуют отношение человека с миром.
  6. Текстовый подход. В соответствии с ним культура формируется и развивается в особом знаковом пространстве. Быть в культуре – это знать коды, в которых зашифрованы ее тексты.
  7. Коммуникативный подход. Культура при этом подходе рассматривается как процесс коммуникации отправителей сообщений и получателей сообщений на основе знания кодов общих языков и совместного социокультурного опыта.
  8. Игровой подход. В нем культура рассматривается как самоценная игра. Быть в поле культуры – это значит играть по принятым правилам внутри общества.

Итак, культура – это специфический способ организации человеческой жизнедеятельности, представленный в продуктах материального и духовного труда, в системе социальных норм и учреждений.

 Можно выделить наиболее  важные функции культуры.

Социализирующая функция культуры имеет большое значение, так как процесс формирования личности непосредственно связан с усвоением существующих в обществе норм и ценностей, идеалов, их творческим воспроизводством.

Духовно-нравственная функция культуры систематизирует, воспроизводит, сохраняет и передает вечные ценности в обществе — добро, красоту, истину. Ценности существуют как целостная система. Различают политические, экономические, эстетические и другие ценности. Доминирующим видом ценностей являются нравственные ценности, которые представляют собой предпочтительные варианты взаимоотношений между людьми, их связей друг с другом и обществом.

Коммуникативная функция культуры связана с передачей и осмыслением сообщений по определенным правилам в ходе совместной деятельности людей.

Культура выполняет трансляционную функцию, позволяющую сохранять и передавать последующим поколениям ценности и нормы поведения.

Регулятивная функция культуры связана с созданием ориентиров человеческих действий и системой контроля над этими действиями. Выступая в качестве совокупности идеалов, ценностей и норм, культура предписывает человеку правила и стандарты поведения.

Культуре присуща интегративная функция. Члены одной социальной общности, группы имеют общие символы, традиции, нормы и ценности, в силу чего воспринимают себя как единое целое.

В исследовании культур существуют две противоположные точки зрения: культурный этноцентризм и культурный релятивизм. Культурный этноцентризм оценивает чужую культуру, сравнивая ее со своей собственной, что может привести к рассмотрению своей культуры как лучшей, а остальных — так себе. Принципы этноцентризма находят отчетливое выражение в деятельности миссионеров, которые стремятся обратить «варваров» в свою веру. Этноцентризм связан с ксенофобией - страхом и неприязнью к чужим взглядам и обычаям.

На основе этноцентризма возникло такое негативное явление современной культуры, как национализм – теория и практика превосходства одной нации над другой. С этноцентризмом связаны и такие явления современной культуры, как европоцентризм, американоцентризм, африканоценризм. Так, в 60-е гг.20 века создана концепцию негритюда – теория превосходства негритянской расы над европейской. Еще раньше, в 19 в., был популярен индеанизм, согласно которому индейцы – самая лучшая раса. В Мексике в рамках этого движения возникло общество «каскенес», члены которого требовали изгнания из страны всех европейцев. Мессианская роль Америки – американоценризм.

По мнению американского социолога Уильяма Грема Самнера культуру можно понять только на основе анализа ее собственных ценностей, в ее собственном контексте.  Такая точка зрения называется культурным релятивизмом. Культурный релятивизм способствует пониманию тонких различий между близкими культурами. Это признание возможности существования иной системы ценностей, свойственной другой культуре, и уважительное отношение к ней.

 

  1. Основные компоненты культуры как системы

Культура – это весьма сложная система, представляющая взаимосвязь множества ее компонентов.

В соответствии с двумя типами деятельности, соотношением материальных и духовных начал в них, можно выделить две основные сферы существования и развития культуры — материальную и духовную. Материальную культуру можно понимать как совокупность всех созданных человеческим трудом материальных предметов конкретного общества, которые служат жизнеобеспечению, удовлетворению витальных потребностей человека.

Материальная культура имеет сложную структуру:

Материальная культура имеет сложную структуру:

  • производственная культура – орудия труда, машины, технические системы и транспортные средства.
  • вооружение и военная техника.
  • культура жизнеобеспечения – постройки, предметы быта, одежда, одомашненные животные, окультуренные растения, садово-парковая культура.

Духовная культура представляет собой совокупность духовных ценностей и социально обусловленной творческой деятельности по их производству, освоению и применению. Например, идеи, образы, идеалы. Человек стремится облечь их в материальную оболочку (выразить в  литературной и эстетической форме переживания).

Материально оформленные, овеществленные продукты и результаты человеческой деятельности называются артефактами – это элементарная структурная единица культуры. Любой артефакт может быть охарактеризован с точки зрения материальной формы и духовного содержания.

К базисным элементам духовной культуры относят язык, ценности, нормы, обряды, обычаи, традиции.

Язык рассматривается как построенная определенным образом знаковая система, служащая средством человеческого общения и мыслительной деятельности, способом выражения самосознания личности, средством хранения и передачи информации от поколения к поколению. Ценности – определяющий элемент культуры, ее ядро. Ценности – это предпочтительные для индивида или группы значения явлений. Это представления о значимом, важном, которые определяют жизнедеятельность человека, позволяют различать желательное и нежелательное, то к чему следует стремиться и чего следует избегать.

Многообразие систем ценностей можно свести к ограниченному числу. Питирим Сорокин выделил три последовательно чередующихся типа ценностных систем.

Идеациональная (религиозная) культура базируется на признании в качестве высшей ценности Бога и сверхъестественного мира. Например, культура запада средних веков. В это время высшие религиозные ценности определяющим образом воздействовали на остальные виды ценностей. Литература, музыка, живопись, скульптура были насквозь пронизаны религией и христианской верой. Другим примером является культура брахманской Индии, буддийская.

Идеалистическая культура сохраняет Бога как высшую ценность, но и земной, чувственный мир со своими атрибутами также получает наивысшую оценку (западноевропейская культура 13-14 веков).

Чувственная культура (современный тип) – высшая ценность – реальный мир, повседневная жизнь.

Нормы – это формы регуляции поведения в социальной системе; это предписания, служащие общими указаниями для социального действия и выражающие социальные ожидания «правильного» или «надлежащего» поведения. Определенная упорядоченность поведения людей в обществе как раз и является результатом следования общим ожиданиям или нормам, система которых называется нормативным порядком, обеспечивающим сохранение и воспроизводство образца. Социальная норма не обязательно выражает реальное поведение – это скорее «ожидаемое» поведение.

Обряд – это совокупность  символических коллективных действий, воплощающих в себе те или иные социальные идеи, представления, нормы поведения и вызывающие определенные коллективные чувства (например, свадебный обряд). Сила обряда в его эмоционально-психологическом воздействии на людей. Обычай – воспринятая из прошлого форма социальной регуляции деятельности и отношений между людьми, которая воспроизводится в определенном обществе  или социальной группе и является привычной для его членов (поминки, калым, кровная месть).

Обычаи очень устойчивы и консервативны, даже большевики, при всей их радикальности и жесткости, провозглашении окончательного и бесповоротного разрыва со старым укладом жизни не смогли изжить массу древних обычаев.

Традиции – социальное и культурное наследие, передающееся из поколения в поколение и сохраняющееся в течение длительного времени.

Верования – это способ и форма восприятия социальной информации, которая принимается как очевидные факты или характеристики объективного мира, не являясь при этом результатом собственного практического или познавательного опыта. 

 

3. Типы культур

Существует  множество  культур,  реализовавшихся  в  человеческой  истории. Каждая  культура   порождает   свою   специфическую   свою нравственность,  свое  искусство  и  выражается   в   соответствующих   себе символических формах. Можно выделять мировую и национальную культуры. Мировая культура складывается из множества локальных культур, а также из различных видовых разделений (литература и искусство, философия, наука, техника и т.д.). Национальная культура – синтез культур различных классов, социальных групп. Даже беглое соприкосновение с двумя или несколькими культурами убеждает, что различиям между ними нет числа. Значительно труднее определить общие черты, свойственные всем культурам, – культурные универсалии. Дж. Мердок к ним относит такие поведенческие категории, как одежда, имущество, изобразительное искусство, совместный труд, спорт, образование, система родства, язык, шутки и многое другое.

Информация о работе Лекции по "Социологии"