Лекции по "Социологии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Апреля 2014 в 03:02, курс лекций

Краткое описание

1. Социология как наука, ее предмет и функции. Связь социологии с другими науками.
2. Структура социологического знания.
3. Позитивистские идеи Огюста Конта. «Социологизм» Эмиля Дюркгейма.
4. Социологическая концепция марксизма.
5. «Понимающая» социология Макса Вебера. «Интегральная» социология Питирима Сорокина.
6. Теория структурации Энтони Гидденса. Концепция Пьера Бурдье.

Вложенные файлы: 1 файл

Модуль 1.doc

— 337.50 Кб (Скачать файл)

Структура – порядок позволяющий представлять воспроизводство социальных практик во времени и пространстве, что придает им «систематическую» форму. Например, язык – это структура, состоящая из правил общения, которая кажется независимой от любого индивида. Чтобы языку сохраниться, на нем должны говорить и писать индивиды сообразно существующим правилам. Но, будучи в употреблении, язык начинает неизбежно меняться, появляются новые слова, забываются и постепенно исчезают старые слова. Так, благодаря своим действиям люди могут трансформировать и производить структуры, то есть социальные практики.

Гидденс различает два вида структур: правила и ресурсы. Под правилами имеются в виду процедуры, которым индивиды могут следовать в социальной жизни, они обязательно вторгаются в бесчисленные рутинные социальные практики. При этом социолог особо подчеркивает, что правила не сводятся к набору рациональных математических принципов, это, скорее, способность применять обобщенную процедуру в правильном, общественно одобряемом контексте с учетом моральной оценки действий как «справедливых» или «несправедливых».

Ресурсы – также возникает только в результате человеческой деятельности. Ресурсы могут проявляться в двух видах: в локализированной форме или в форме власти. «Локализированные ресурсы» включают в себя полезные ископаемые, землю, инструменты производства и товар. «Властные ресурсы» – нематериальные ресурсы, которые проявляются в том, что одни индивиды способны доминировать над другими, заставлять их выполнять свои желания, и в этом смысле люди становятся ресурсами, которые могут быть использованы другими людьми.

По Гидденсу, структура обладает дуальностью (двойственностью). Структура может проявляться: 1) в виде регулярно воспроизводящихся правил и ресурсов, характерных для определенного времени и пространства; 2)     в виде «отпечатков» социальной практики в памяти индивидов, знания социальных возможностей других людей и себя самого, что и позволяет продолжать воспроизводить социальную жизнь во всем многообразии.

Согласно теории структурации, момент производства действия индивида является также моментом воспроизводства определенной социальной практики. При этом индивиды воспроизводят и условия, которые делают такие действия возможными. Но, в итоге результат получается несколько иным, чем это представляется людям – он включает в себя и преднамеренное, и непреднамеренное.

Э. Гидденс предложил стратификационную модель действующей личности, что подразумевает рассмотрение рефлексивного мониторинга, рационализации и мотивации действия как устойчивой системы процессов. По его мнению, повседневные действия индивида включают в себя рефлексивный мониторинг, рационализацию действия и его мотивацию.

Под рефлексивным мониторингом деятельности социолог понимает сознательное отслеживание не только своей деятельности, но и ожидание, что и другие поступают аналогичным образом. Кроме того, отслеживаются и социальные контексты, в которых происходит деятельность.

Под рационализацией действия подразумевается компетентность в поведении. Люди в состоянии объяснить, что они делают, и понимать то, что делают другие. Вместе с тем она позволяет на уровне сознания индивидов  представить процесс взаимодействия как в определенной степени непредсказуемый процесс, зависящий также от неопределенных, изменчивых условий его протекания. В итоге рефлексивный мониторинг вместе с рационализацией позволяют, контролируя свою деятельность, соизмерять свои желания с возможностями в контексте взаимодействия с другими людьми.

Социолог отделяет рефлексивный мониторинг и рационализацию действия от его мотивации — желаний, которые к нему побуждают. Большинство повседневных действий напрямую немотивированно. В то же время бессознательная мотивация – значительная черта поведения человека.

Представления о дуальности структуры и стратификационной модели личности позволяют под особым углом зрения взглянуть на факторы, обеспечивающие и поддерживающие социальный порядок. Гидденс считает, что устоявшиеся, типичные образцы социального поведения предопределены рутиной. Рутина – социальные практики, основанные на бездумном характере повседневного взаимодействия.

По Гидденсу, рутина становится условием социальной стабильности. Она обеспечивает взаимное адекватное восприятие поступков индивидов и не требует при этом приведение рациональных аргументов.

Таким образом, в концепции Гидденса подчеркивается активное начало как структуры, так и активный, рефлексивный характер действия.

Теория Пьера Бурдье (1930-2002), позволяет, с одной стороны, заниматься изучением обстоятельств, зачастую латентных (скрытых), которые влияют на индивидов, а с другой – исследовать избирательную способность людей, их предрасположенность к тем или иным действиям в конкретных социальных полях. П. Бурдье предложил использовать одновременно два принципиальных подхода при изучении социальных реалий. Первый – структурализм. Это значит, что во-первых, в социальной системе существуют объективные структуры, независящие от сознания и воли людей, которые способны стимулировать те или иные действия и стремления людей; во-вторых, что сами структуры создаются социальными практиками агентов. Второй подход – конструктивизм, который предполагает, что действия людей, определенные жизненным опытом, и приобретенными предрасположенностями действовать так или иначе, что является своего рода матрицами социального действия. Бурдье сформулировал, по его мнению, основную теорему структуралистского конструктивизма, которая позволяет изучать характер социальных практик в контексте интегрального учета различных факторов социальной жизни. Он представляет её следующим образом: «габитус» х «капитал» + социальное поле =  социальные практики.

Для Бурдье габитус – одна из центральных категорий, которую он неоднократно рассматривает в различных работах. По Бурдье, объективная социальная среда производит «габитус» – т.е. систему прочных приобретенных предрасположенностей, которые в дальнейшем используются индивидами как активная способность вносить изменения в существующие структуры, как исходные установки, которые порождают и организуют практики индивидов. Габитус, как правило, не предполагают сознательной нацеленности на достижение определенных целей. Габитус в принципе отличается от научных оценок. Если научный подход предполагает постоянную коррекцию, уточнение гипотез и т.д., то люди, как считает Бурдье, придают слишком большое значение прошлому опыту. Это проявляется в том, что люди, прекрасно приспособившиеся к прошлым жизненным условиям, начинают действовать невпопад в новых, не замечая, что прежних условий больше уже нет. Принципы концепции габитуса ориентируют исследователей на более объективный анализ субъективных ожиданий.

Естественно, что предрасположенность к тому или иному действию во многом зависит от средств, которыми они располагают. Для этого социолог вводит понятие капитал. Бурдье выделил: экономический, культурный, социальный и символический капиталы   (см. об этом также в Теме 5. Социальная структура и стратификация).

Экономический капитал – различные экономические ресурсы, которые могут быть задействованы. Это деньги, собственность, разнообразные товары и т.д. Культурный капитал включает в себя, прежде всего образование, престиж учебного заведения, который окончил индивид, востребованность его аттестатов и дипломов на рынке труда. Элементом культурного капитала является и собственно культурный уровень самого индивида. Социальный капитал – средства, связанные с принадлежностью индивида к конкретной социальной группе. Символический капитал –  это все, что связано с именем, престижем, репутацией известностью человека. Практически все капиталы обладают способностью конвертироваться друг в друга. Так, обладая символическим капиталом, можно подниматься вверх по социальной лестнице, обретая тем самым и социальный капитал. Только культурный капитал имеет относительную самостоятельность. Даже имея большой объем экономического капитала, не так то просто обрести культурный капитал. Капиталы дают власть над теми, у кого их меньше или у кого их вовсе нет. Естественно, что характер действий у индивидов, обладающих бoльшим объемом капитала, будет иной по сравнению с теми, у кого капитала меньше.

По Бурдье, социальное поле – это своего рода среда, в которой осуществляются социальные отношения. Социальное поле – это реальные социальные, экономические, политические и др. институты, например, государство или политические партии. При анализе поля очень важны объективные связи между различными позициями, интересами, задействованных в них людей, их вступление в конкуренцию или сотрудничество друг с другом за овладение характерными выгодами и благами поля. Выгоды поля разнообразны – обладание властью, экономическими или интеллектуальными ресурсами, занятие престижных  позиций т.д. Все социальное пространство неравномерно распределено и состоит из множества полей: политики, экономики, религии, научного поля, поля культуры и т.д. То или иное социальное поле не может существовать без соответствующей полю практики агентов: в религиозное поле попадают не все, а лишь те, кто, так или иначе, имеют отношение к религии; в спортивное – занимающиеся спортом люди и т.д. Для того чтобы любое поле функционировало, нужно не просто отношение к полю. Нужна ещё предрасположенность людей действовать по его правилам, наличие у них определенного габитуса, включающего в себя знание правил поля, готовность их признавать и адекватно поступать. Любое поле всегда предстает уже существующим, а конкретно индивидуальная практика может лишь воспроизводить и изменять поле.

Таким образом, концепция поля позволяет социологу учесть в социальной практике сознательное и спонтанное, вычленить два принципиально различных механизма порождения действий. С одной стороны, правила поля предполагают хотя бы минимальную рациональность (постановка целей, выбор средств и достижений и т.д.), а с другой – спонтанную ориентацию.

 

Тема 2. Общество как система

 

1.Понятие общества и  его отличительные признаки. Функционирование  общества.

2. Типология общества.

3. Глобализация и мировая  система.

 

1.Понятие  общества и его отличительные  признаки. Функционирование общества

Общество — сложноорганизованная саморазвивающаяся открытая система, включающая в себя отдельных индивидов и социальные общности, объединенные согласованными связями и процессами саморегуляции, самоструктурирования и самовоспроизведения.

Таким образом, общество — это исторически развивающаяся совокупность всех способов взаимодействия и форм объединения людей.

Общество как сложноорганизованная система обладает следующими специфическими чертами.

1.Общество отличается большим разнообразием различных систем и подсистем.

В качестве важнейших подсистем можно выделить: социальную, социокультурную, экономическую, политическую.

2.Общество не сводимо к людям, его составляющим,— это система социальных связей и отношений, являющаяся основой социальной структуры.

Общество как целостная система структурировано, т.е. обладает определенным строением, взаиморасположением и связью составляющих его частей. Социальная структура общества - совокупность различных по численности и социальному положению в системе общественных отношений относительно устойчивых форм социальных групп, общностей; их социальных позиций и взаимодействий между ними. Основные элементы социальной структуры общества – это: 1) социальные слои; 2) этнонациональные общности; 3) территориальные общности; 4) профессиональные группы; 5) различные группы верующих и неверующих; 6) различные культурные и субкультурные и контркультурные группы.

3.Важнейшей чертой общества  является самодостаточность, т.е. способность общества создавать и воспроизводить необходимые условия собственного существования.

4. Наличие в обществе специальных  органов для осуществления его  саморегуляции — социальных институтов. Базовые социальные институты это: экономические, политические, семейные, религиозные, образовательные, семейные и др.

5. Любые изменения и события, происходящие в обществе осуществляются  людьми, их общностями и организованными  группами, социальными институтами. Это свидетельствует о том,  что в обществе всегда есть субъект развития.

6.Общество отличает исключительная динамичность, незавершенность и альтернативность, нелинейность, непредсказуемость развития.

7.Общество существует, функционирует и развивается в социальном времени и социальном пространстве. По мнению известного белорусского социолога Е.М. Бабосова  в настоящее время в обществе активно формируются новые пространственно-временные характеристики, среди которых выделяется тенденция виртуализации.

В современной западной социологии, при анализе проблем развития и изменения общества сложились два противоположных теоретических направления: теория конфликтов и структурно-функциональный анализ. Авторы структурно-функционального анализа подчеркивают значение согласия всех членов социума разделять общие ценности, в то время как последователи теории конфликтов уделяют основное внимание подавлению одних членов общества другими. Современная теория структурно-функционального анализа развивалась в работах многих выдающихся социологов, однако самый большой вклад внесли: Т.Парсонс и Р.Мертон.

Становится все более очевидным, что социум, в котором мы живем, не состоит из жестко сцепленных между собой социальных структур, наподобие кирпичной кладки, что составляющие его структуры — не вещи, а процессы. Одним из первых обратил на это внимание Т. Парсонс, в своей знаменитой структурно-функциональной теории. Парсонс определяет общество как тип социальной системы, обладающий наивысшей степенью самодостаточности. Самодостаточность общества проявляется, прежде всего, во взаимообмене с окружающей средой, в регулировании доступа к материальным ресурсам. Общество самодостаточно и в том смысле, что его члены, как правило, вносят вклад в его функционирование через многочисленные экономические и политические институты, а также коллективы.

Парсонс подразделяет общество на четыре основные подсистемы. Социетальное сообщество – это, по Т. Парсонсу - коллективы с определенными нормами (государственные органы, правовые институты, другие общественные инстанции), регулирующие поведение индивидов, обеспечивающие их лояльность по отношению к обществу в целом. В системе норм, которые управляют лояльностями, права и обязанности различных коллективов должны быть согласованы не только между собой, но и с легитимными основаниями порядка в целом. Функция интеграции способствует координации частей социальной системы. Главным институтом, посредством которого реализуется эта функция, является право. Через правовые нормы упорядочиваются отношения между индивидами и институтами, что уменьшает потенциал конфликта. Когда же конфликт все же возникает, его, как правило, удается уладить через правовую систему, избегая дезинтеграции других подсистем и общества в целом. Под фидуциарной подсистемой имеются в виду социальные институты, занимающиеся генерированием ценностей (семья, учебные заведения). Их главная функция - воспроизводство и поддержание существующих в обществе культурных образцов. Политическая подсистема мобилизует коллективы и ресурсы для достижения определенных общественных целей. Функция целедостижения выражает потребность всех обществ устанавливать цели, на которые направляется социальная активность. Экономическая подсистема создает условия для регулирования трудовых ресурсов, их включение в производство. Прежде всего, через роли, выполняемые индивидами в экономической жизни, осуществляется функция адаптации. Для эффективного функционирования общества в целом особое значение имеет решение проблемы по обеспечению людей необходимым уровнем материальных благ. Согласие в отношении нормативного порядка является фундаментальным интегративным принципом в обществе. Из общепризнанных норм и ценностей вытекают общие цели, которые определяют направление движений в конкретных ситуациях.

Информация о работе Лекции по "Социологии"