Лекции по "Социологии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Мая 2012 в 12:53, курс лекций

Краткое описание

Социология — наука о жизнедеятельности общества как совокупности социальных связей и отношений между его субъектами: социальными общностями, институтами, личностями.
В структуре социологической науки можно выделить три уровня:
фундаментальных исследований, задачей которых является приращение научного знания путем построения теорий, раскрывающих универсальные закономерности и принципы данной области;

Вложенные файлы: 1 файл

Социология.doc

— 437.50 Кб (Скачать файл)

·         интенсивность (определяется степенью осознания участниками результатов  процесса);

·         состав (определяется статусом участников процесса, их социальными ориентациями);

·         характер стимуляции (отражается в  политике субъекта, инициирующего, контролирующего и направляющего данный процесс).

Принято выделять пять стадий протекания типичного социального  процесса: зарождение, положительная  динамика, кризис, отрицательная динамика, депрессия.

В самом общем  плане, в зависимости от отношения к качественному состоянию объекта процессы можно дифференцировать на процессы воспроизводства (функционирования), которые направлены на поддержание существующих отношений, и процессы развития, которые направлены на качественное изменение отношений.

В зависимости  от интенсивности изменений качественного  состояния объекта процессы делят  на эволюционные и революционные;

По роли в  обществе функций объекта – на функциональные и дисфункциональные.

По направленности качественного состояния объекта различают процессы прогрессивные и регрессивные. Граница между ними проводится на основе следующих объективных показателей: уровень развития производительных сил, уровень жизненного стандарта и его относительное выравнивание, средняя продолжительность жизни, объем политических и гражданских прав и свобод.

Социальные процессы развертываются под влиянием как  внутренних, так и внешних факторов. Общие закономерности процессов  обусловлены законами развития личности, а также законами развития структуры и организации групп.

В исследовательском  поле большинства социологических  концепций находятся проблемы развития общества. Согласно одним теориям, общественное развитие не подвержено определенным закономерностям. А если и существуют некоторые закономерности, то они относятся не к обществу в целом, а лишь к отдельным его частям. В других теориях утверждается, что общие закономерности развития общества существуют и могут быть открыты. Однако многие из этих теорий формулировали общие законы движения, которые не убедительно объясняли закономерности общественного развития, содержали в себе то или иное представление о возможности влияния на него человека. Следует признать, что изучать движение общества гораздо труднее, чем общественную структуру. Трудности при изучении общества кроются в том, что помимо категорий общественной структуры, необходимо знать и использовать более широкий объем понятий. Само движение общества можно рассматривать с точки зрения различных исследовательских стратегий.

Исследование  общественного движения на макроуровне предполагает рассмотрение в качестве его носителей социальные группы, слои, а также глобальное общество в целом.

Исследование  общественного движения на микроуровне  предполагает учет в качестве носителей  изменений индивидов как членов отдельных социальных групп. Однако различие движения на макро- и микроуровнях относительны. Эти уровни взаимосвязаны и обусловливают друг друга. И все же важно обнаружить трансформации, которые происходят на макроуровне в положении социальных групп, в отличие от изменения положения индивидов, составляющих эти группы.

В общественных науках остается дискуссионным вопрос о понятийном определении самого развития, т. е. движения общества. Движение общества может трактоваться в узком  и широком смысле. В широком смысле движение означает всякое изменение в обществе, т. е. такое изменение общественных отношений, в условиях  которых люди в какие-то виды этих отношений вступают, а из других исключаются. В этом смысле общество, как совокупность общественных отношений, находится в непрерывном движении. В узком смысле движение общества означает создание новых общественных отношений. Движение в этом смысле означает создание новых отношений прежде всего в процессе материального производства, а затем и в остальных сферах общественной жизни. В этом случае движение общества не является постоянным, поскольку происходит периодически, когда для этого созреют определенные условия. 
 

41)  Социальная  революция - качественный скачок  в развитии общества, который  сопровождается переходом государственной власти в руки революционного класса или классов и глубокими изменениями во всех сферах общественной жизни.

 По Марксу  социальные революции являются  выражением сущности естественно-  исторического процесса развития  общества. Они имеют всеобщий закономерный характер и представляют собой важнейшие принципиальные изменения ,свершающиеся в истории человечества. Открытый марксизмом закон социальной революции указывает на объективную необходимость в смене одной общественно-экономической формации другой, более прогрессивной.

 Немарксистские  и антимарксистские концепции  в целом отрицают закономерность  социальных революций. Так, Г.  Спенсер сравнивал социальные  революции с голодом, бедствиями, повальными болезнями, проявлениями  неповиновения, и “агитацией, разросшейся до революционных собраний”, открытыми восстаниями, которые он называл “общественными изменениями ненормального характера”.2 К. Поппер отождествлял революцию с насилием. Социальная революция, по его словам, разрушает традиционную структуру общества и его институтов … Но… если они (люди – И.Ш. ) разрушают традицию, то вместе с ней исчезает и цивилизация … Они возвращаются к животному состоянию.1

 Понятие социальной  революции и ее типов имеет  в современной литературе неоднозначное  толкование. Термин “революция” вошел в обществознание менее трех веков назад, а в его современном значении употребляется сравнительно недавно. В целом, как известно, термин “социальная революция” употребляется , во – первых, для обозначения перехода от одной общественно- экономической формации к другой, т.е. социальная революция понимается как эпоха перехода от одного типа производства к другому в течение длительного периода времени; это эпоха с логической необходимостью завершает процесс разрешения возникающего на определенном этапе развития производства противоречия между производительными силами и производственными отношениями, а конфликт между последними обостряет все общественные противоречия и закономерно приводит к классовой борьбе, в которой угнетенный класс должен лишить эксплуататоров политической власти; во- вторых, для обеспечения аналогичного перехода в рамках отдельного социального организма; в- третьих, для обозначения относительно скоротечного политического переворота; в- четвертых, для обозначения переворота в социальной сфере общественной жизни;2 в-пятых, для обозначения метода исторического действия в противоположность другому методу – реформистскому и т.д.( термин “революция” понимается часто предельно широко- научная революция, техническая, торговая, финансовая, аграрная, экологическая и сексуальная). 1

 В рамках  национального государства, в  котором совершается социальная  революция, в ней можно выделить  три важнейших структурных элемента: 1) политический переворот(политическая  революция);

 2) качественные преобразования экономических отношений (экономическая революция); 3) культурно-идеологические преобразования (культурная революция). Подчеркнем, что еще у Маркса сложились две концепции революции: социальная и политическая. Процесс подхода к пониманию сущности социальной революции был сложным и в марксизме. Вначале его основоположники противопоставляли понятия “политическая революция” и “социальная революция”, понимая под первой буржуазные революции, а под второй – пролетарские. Только спустя некоторое время Маркс приходит к выводу: “Каждая революция разрушает старое общество, и постольку она социальна. Каждая революция низвергает старую власть, и постольку она имеет политический характер”.2 В этой связи приемлемой является точка зрения М. А.Селезнева , утверждающего, что , поскольку социально-экономический и политический аспекты в революции взаимосвязаны, то “перевороты, которые совершаются прогрессивным классом в социально- экономической и политической области путем сознательных и насильственных действий и которые неразрывно связаны друг с другом в пространстве и времени, точнее было бы называть социально- политическими революциями”.3

 В то время  как политическая революция имеет  целью поставить на службу  новому классу механизм государственной власти, т.е. сделать его политически господствующим, то экономическая революция должна обеспечить господство производственных отношений, соответствующих характеру производительных сил и интересам прогрессивного класса. Революционные экономические преобразования заканчиваются только с победой нового способа производства. Аналогично коренной перелом в формировании нового сознания, в создании новой духовной культуры происходит лишь в ходе культурной революции, по мере создания соответ­ствующих экономических, политических, образовательных и культурно- идеологических предпосылок.2

 При всей  неоднозначности подходов к сущности  социальной революции можно согласиться,  что существуют ее общие закономерности: 1) наличие причин социальной революции  (расширение и обострение противоречий); 2) зрелость объективных условий и субъективного фактора и их взаимодействие как закон социальной революции; 3) социальная революция как прогресс(сочетание эволюционных и скачкообразных изменений); 4) решение коренного вопроса (о власти).

 Марксистская  теория социальной революции  утверждает, что основная причина  социальной революции – углубляющийся  конфликт между ростом производительных  сил общества и устаревшей, консервативной  системой производственных отношений,  который проявляется в обострении социальных антагонизмов, в усилении борьбы между господствующим классом, заинтересованным в сохранении существующего строя, и угнетенными классами. Классы и социальные слои, которые по своему объективному положению в системе производственных отношений заинтересованы в ниспровержении существующего строя и способны к участию в борьбе за победу более прогрессивного строя, выступают в качестве движущих сил социальной революции. Революция никогда не является плодом заговора одиночек или произвольных действий изолированного от масс меньшинства. Она может возникнуть только в результате объективных перемен, приводящих в движение массовые силы и создающих революционную ситуацию 1. Таким образом, социальные революции – это не просто случайные вспышки недовольства, мятежи или перевороты. Они “не делаются по заказу, не приурочиваются к тому или другому моменту, а созревают в процессе исторического развития и разражаются в момент, обусловленный комплексом целого ряда внутренних и внешних причин”.

 Кардинальные  изменения в реальной действительности наших дней и в общественном и индивидуальном сознании требуют, несомненно, нового осмысления проблемы общественного переустройства по пути прогресса. Это осмысление, прежде всего, связано с выяснением соотношения эволюции и революции, реформы и революции.

Как уже указывалось, обычно эволюция понимается в целом  как количественные изменения, а  революция - как качественные изменения. При этом реформа  также отождествляется  с количественными изменениями  и соответственно противопоставляется революции.

 Эволюция - это  непрерывный ряд следующих друг  за другом качественных изменений,  в результате которых меняется  природа некоренных, несущественных  для данного качества сторон. В своей совокупности эти постепенные  изменения подготавливают скачок как коренное, качественное изменение. Революция - это изменение во внутренней структуре системы, которое становится связующим звеном между двумя эволюционными стадиями в развитии системы.  Реформа - это часть эволюции, ее разовый момент, акт.

 Реформа - это особая форма революционного  процесса, если понимать революцию  как разрешение противоречия  прежде всего между производительными  силами (содержание) и производственными  отношениями (форма). В реформе  можно видеть как разрушительный, так и созидательный процесс. Разрушительный характер реформ проявляется в том, что с точки зрения революционных сил уступки в виде реформ, проводимых правящим классом, "подтачивают" позиции последнего. А это, как известно, может подтолкнуть правящий класс к насильственным действиям, чтобы сохранить свое господство в неизменном виде (а революционные силы - к ответным действиям). В результате этого подготовка качественных изменений в социальном организме консервируется, а то и прерывается.

 Созидательный  характер реформ проявляется в том, что они подготавливают новые качественные изменения, способствуют мирному переходу к новому качественному состоянию общества, мирной форме протекания революционного процесса - революции. Недооценивая значение реформ в прогрессивном преобразовании общества, мы приуменьшаем роль формы в развитии содержания, что само по себе не диалектично. Следовательно, революция и реформа являются необходимыми компонентами конкретно-исторического этапа развития человеческого общества, образуя противоречивое единство. Но реформы как таковые все же не меняют фундамент старого общественного строя.

Не вызывает сомнения, что в революционных  процессах современной истории  непреложно возрастает значение созидательных  целей в ущерб разрушительным. Реформы превращаются из подчиненного и вспомогательного момента революции в своеобразную форму ее выражения. Тем самым возникают возможности взаимопроникновения и, очевидно, взаимоперехода, взаимовлияния реформы и революции.

Информация о работе Лекции по "Социологии"