Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Мая 2012 в 12:53, курс лекций
Социология — наука о жизнедеятельности общества как совокупности социальных связей и отношений между его субъектами: социальными общностями, институтами, личностями.
В структуре социологической науки можно выделить три уровня:
фундаментальных исследований, задачей которых является приращение научного знания путем построения теорий, раскрывающих универсальные закономерности и принципы данной области;
·
интенсивность (определяется степенью
осознания участниками
· состав (определяется статусом участников процесса, их социальными ориентациями);
· характер стимуляции (отражается в политике субъекта, инициирующего, контролирующего и направляющего данный процесс).
Принято выделять пять стадий протекания типичного социального процесса: зарождение, положительная динамика, кризис, отрицательная динамика, депрессия.
В самом общем плане, в зависимости от отношения к качественному состоянию объекта процессы можно дифференцировать на процессы воспроизводства (функционирования), которые направлены на поддержание существующих отношений, и процессы развития, которые направлены на качественное изменение отношений.
В зависимости
от интенсивности изменений
По роли в обществе функций объекта – на функциональные и дисфункциональные.
По направленности качественного состояния объекта различают процессы прогрессивные и регрессивные. Граница между ними проводится на основе следующих объективных показателей: уровень развития производительных сил, уровень жизненного стандарта и его относительное выравнивание, средняя продолжительность жизни, объем политических и гражданских прав и свобод.
Социальные процессы развертываются под влиянием как внутренних, так и внешних факторов. Общие закономерности процессов обусловлены законами развития личности, а также законами развития структуры и организации групп.
В исследовательском поле большинства социологических концепций находятся проблемы развития общества. Согласно одним теориям, общественное развитие не подвержено определенным закономерностям. А если и существуют некоторые закономерности, то они относятся не к обществу в целом, а лишь к отдельным его частям. В других теориях утверждается, что общие закономерности развития общества существуют и могут быть открыты. Однако многие из этих теорий формулировали общие законы движения, которые не убедительно объясняли закономерности общественного развития, содержали в себе то или иное представление о возможности влияния на него человека. Следует признать, что изучать движение общества гораздо труднее, чем общественную структуру. Трудности при изучении общества кроются в том, что помимо категорий общественной структуры, необходимо знать и использовать более широкий объем понятий. Само движение общества можно рассматривать с точки зрения различных исследовательских стратегий.
Исследование общественного движения на макроуровне предполагает рассмотрение в качестве его носителей социальные группы, слои, а также глобальное общество в целом.
Исследование общественного движения на микроуровне предполагает учет в качестве носителей изменений индивидов как членов отдельных социальных групп. Однако различие движения на макро- и микроуровнях относительны. Эти уровни взаимосвязаны и обусловливают друг друга. И все же важно обнаружить трансформации, которые происходят на макроуровне в положении социальных групп, в отличие от изменения положения индивидов, составляющих эти группы.
В общественных
науках остается дискуссионным вопрос
о понятийном определении самого
развития, т. е. движения общества. Движение
общества может трактоваться в узком
и широком смысле. В широком смысле
движение означает всякое изменение в
обществе, т. е. такое изменение общественных
отношений, в условиях которых люди
в какие-то виды этих отношений вступают,
а из других исключаются. В этом смысле
общество, как совокупность общественных
отношений, находится в непрерывном движении.
В узком смысле движение общества означает
создание новых общественных отношений.
Движение в этом смысле означает создание
новых отношений прежде всего в процессе
материального производства, а затем и
в остальных сферах общественной жизни.
В этом случае движение общества не является
постоянным, поскольку происходит периодически,
когда для этого созреют определенные
условия.
41) Социальная революция - качественный скачок в развитии общества, который сопровождается переходом государственной власти в руки революционного класса или классов и глубокими изменениями во всех сферах общественной жизни.
По Марксу
социальные революции являются
выражением сущности
Немарксистские
и антимарксистские концепции
в целом отрицают
Понятие социальной
революции и ее типов имеет
в современной литературе
В рамках
национального государства, в
котором совершается
2) качественные преобразования экономических отношений (экономическая революция); 3) культурно-идеологические преобразования (культурная революция). Подчеркнем, что еще у Маркса сложились две концепции революции: социальная и политическая. Процесс подхода к пониманию сущности социальной революции был сложным и в марксизме. Вначале его основоположники противопоставляли понятия “политическая революция” и “социальная революция”, понимая под первой буржуазные революции, а под второй – пролетарские. Только спустя некоторое время Маркс приходит к выводу: “Каждая революция разрушает старое общество, и постольку она социальна. Каждая революция низвергает старую власть, и постольку она имеет политический характер”.2 В этой связи приемлемой является точка зрения М. А.Селезнева , утверждающего, что , поскольку социально-экономический и политический аспекты в революции взаимосвязаны, то “перевороты, которые совершаются прогрессивным классом в социально- экономической и политической области путем сознательных и насильственных действий и которые неразрывно связаны друг с другом в пространстве и времени, точнее было бы называть социально- политическими революциями”.3
В то время
как политическая революция
При всей
неоднозначности подходов к
Марксистская
теория социальной революции
утверждает, что основная причина
социальной революции –
Кардинальные изменения в реальной действительности наших дней и в общественном и индивидуальном сознании требуют, несомненно, нового осмысления проблемы общественного переустройства по пути прогресса. Это осмысление, прежде всего, связано с выяснением соотношения эволюции и революции, реформы и революции.
Как уже указывалось, обычно эволюция понимается в целом как количественные изменения, а революция - как качественные изменения. При этом реформа также отождествляется с количественными изменениями и соответственно противопоставляется революции.
Эволюция - это
непрерывный ряд следующих
Реформа -
это особая форма
Созидательный характер реформ проявляется в том, что они подготавливают новые качественные изменения, способствуют мирному переходу к новому качественному состоянию общества, мирной форме протекания революционного процесса - революции. Недооценивая значение реформ в прогрессивном преобразовании общества, мы приуменьшаем роль формы в развитии содержания, что само по себе не диалектично. Следовательно, революция и реформа являются необходимыми компонентами конкретно-исторического этапа развития человеческого общества, образуя противоречивое единство. Но реформы как таковые все же не меняют фундамент старого общественного строя.
Не вызывает сомнения, что в революционных процессах современной истории непреложно возрастает значение созидательных целей в ущерб разрушительным. Реформы превращаются из подчиненного и вспомогательного момента революции в своеобразную форму ее выражения. Тем самым возникают возможности взаимопроникновения и, очевидно, взаимоперехода, взаимовлияния реформы и революции.