Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Мая 2012 в 12:53, курс лекций
Социология — наука о жизнедеятельности общества как совокупности социальных связей и отношений между его субъектами: социальными общностями, институтами, личностями.
В структуре социологической науки можно выделить три уровня:
фундаментальных исследований, задачей которых является приращение научного знания путем построения теорий, раскрывающих универсальные закономерности и принципы данной области;
В современной социологии различаются следующие социальные типы личности.
Маргинальная личность (понятием «маргинальность» обозначаются специфические отношения между социальным субъектом и социальной общностью, отношения, противопо-ложные нормальным). Понятие «маргинальная личность» сформулировано американским социологом Робартом Парком в 1920-е гг., чтобы обозначить социально-психологические особенности иммигрантов, не адаптировавшихся к нормам и требованиям городской жизни.
Характеристики маргинальной личности в социологии: аморальность; пассивность; агрессивность.
Предпосылки маргинальности: одиночество; утрата социальных связей; бедность и безработица; социальная незащищенность; нарушение гражданских прав и свобод личности.
Авторитарная личность (подробно описана Дугласом Келлнером). В числе особенностей данного типа личности: ориентация на ценности среднего класса; неспособность критически мыслить, стремление к покорности; подозрительность, стремление «найти врага», наказать тех, кто нарушает общепринятые нормы; нетерпимость к чужим взглядам и убеждениям; суеверность и стереотипность мышления; бескомпро-миссность, доходящая до фанатизма — отношения с людьми строятся на принципах господства и подчинения, силы и слабости; жажда разрушения и цинизм; катастрофизм и эсхатологичность мировоззрения; преувеличенный интерес к сексуальным вопросам.
Кроме обозначенных выше в социологии также выделяют такие типы, как культурный идеал личности, базисная личность, нормальная личность. Культурный, идеал личности — культурно обусловленный желаемый образ идеальной личности. Базисная личность (понятие разработано Д. Кардинером и др.) не идеал личности, а комплекс черт, достаточно часто проявляющихся у членов того или иного сообщества; личность, воплощающая в себе
комплекс общих типичных черт, присущих большому количеству индивидов.
Нормальной
личностью обычно называют
17) Социальный
статус - это соотносительное положение
(позиция) индивида или группы
в социальной системе. В
данную позицию
благодаря наследуемым
потенциальными
возможностями при решении
поскольку ориентация на достижение более высокого социального статуса стимулирует социальную активность. Если собственный социальный статус понимается человеком неверно, то он ориентируется на чужие образцы поведения.
В этой связи
можно рассмотреть две
социального статуса. Низкая статусная самооценка связана со слабой сопротивляемостью внешнему влиянию. Такие люди не уверены в себе, чаще подвержены пессимистическим настроениям. Высокая самооценка чаще связана с активностью, предприимчивостью, уверенностью в своих силах, жизненным оптимизмом. Исходя из этого, есть смысл ввести понятие статусной самооценки, как сущностной черты личности, несводимой к отдельным функциям и действиям человека.
социальная роль
- это маска, в которую обличается
человек, попадая в люди. Т. Шибутани
различает 2 типа ролей - конвенциальные
и межличностные Конвендиальная
роль - это предписанный шаблон поведения,
который ожидается и требуется от человека
в данной ситуации. Межличностные роли
определяются взаимодействием людей друг
с другом. Конфликты и противоречия между
людьми есть нередко результат непонимания
ролей друг друга. Для их преодоления необходимо
осознание взаимных прав и обязанностей
людей по отношению друг к другу, или соединение
своей роли с ролью другого человека, умение
поставить себя на его место, без чего
невозможна социализация личности. В соответствии
с этой мыслью Т. Шибутани вводит 2 понятия:
"играние роли" и "принятие роли".
Играние роли - это организация поведения
в соответствии с групповыми нормами,
а принятие роли - требование к действующему
лицу, чтобы оно всегда представляло себя
на месте другого человека, чтобы стремилось
вообразить, как оно само выглядело бы
с точки зрения другого человека
19) Малой группой
называют небольшое число
Дж. Хоманс: малая группа представляет некоторое число лиц, взаимодействующих между собой в течение определенного времени и достаточно малочисленных, чтобы иметь возможность контактировать друг с другом без посредников.
Р. Мертон: малой
группой называется совокупность людей,
которые определенным образом взаимодействуют
друг с другом, осознают свою принадлежность
к ней и считаются членами данной группы
с точки зрения других.
Р. Бейлз: малая группа — это некоторое число людей, активно взаимодействующих между собой в течение более чем одной встречи лицом к лицу, так что каждый получает определенное представление обо всех остальных, достаточное, чтобы различать каждого персонально, реагировать на него либо во время встречи, либо позже, вспомнив его.
Чем крупнее группа, тем чаще отношения теряют личностный характер, формализуются и перестают удовлетворять членов группы. В группе из 5 человек ее члены получают большее личное удовлетворение, чем в группе из 7 человек. Группа из 5—7 человек считается оптимальной. Принадлежность к группе побуждается надеждой найти в ней удовлетворение личных запросов.
Малая группа в
отличие от большой удовлетворяет
наибольшее число жизненно важных потребностей
человека. Если размер удовлетворения,
получаемый в группе, падает ниже определенного
уровня, индивид покидает ее. Взаимодействие
в группе лишь тогда устойчивое, когда
сопровождается взаимным подкреплением
участвующих в нем людей.
20) Социальная
группа — совокупность
Малые социальные
группы имеют такие признаки: взаимодействие
членов групп напрямую, их личное знакомство
между собой; небольшое количество
участников. Оно может колебаться от 2—3
до 20—25 человек. Мнения об оптимальном
количестве участников расходятся, но
большинство ученых придерживается мнения,
что оно не должно превышать девяти человек.
Для малой социальной
группы также характерны внутригрупповые
взаимодействия.
Групповая динамика
представляет собой взаимосвязи
членов группы и их внутригрупповое
взаимодействие. К ним относят вопросы
лидерства, принятия всеобщего решения,
конфликты и др.
В процессе взаимодействия
участник малой группы начинает отождествлять
свои потребности с потребностями
группы. Формируется так называемое
«мы-сознание». Это может быть характерно
и для других групп, но в малых группах
данный процесс затрагивает сознание
человека глубже всего.
Человек в малой
группе постоянно на виду, а потому
его поведение контролируется в
большей степени. Такой контроль
не обязательно осуществлять напрямую,
так как индивид предугадывает реакцию
других людей на его поступки и соответственно
корректирует свое поведение.
Поскольку состав
участников малой группы небольшой,
то внутри нее вырабатываются свои
стандарты поведения, нормы и
традиции. Однако это свойство больше
характерно для неформальной группы, хотя
и в формальных группах существуют свои
неповторимые особенности. У малой группы
есть лидер. Лидер — тот член группы, за
которым закреплена большая часть ответственности
за ее деятельность. Лидер может быть формальным
и неформальным. Формальный лидер становится
таковым в соответствии с определенной
процедурой, официально. Неформальный
лидер является авторитетом для членов
группы, так как его поведение соответствует
нормам и ценностям, принятым в данной
группе.
Лидер не всегда
бывает единственным. Может возникнуть
ситуация, при которой решения
принимаются не определенным человеком,
а всеми участниками, или в
этой группе может не быть никого, способного
выполнять функции лидера. В последнем
случае каждый из участников группы предоставлен
самому себе.
22) од социальными
общностями можно понимать
Важное место
в ряду социальных общностей отводится
социально-территориальным
Типы социально-
25) Семью можно
определить как общность, основанную
и на браке, и на кровном
родстве. Это объединение
По традиционным представлениям о типичной семье основой или ядром последней является брак. Институт брака регулирует отношения между супругами посредством норм и санкций.
Брак является исторически изменяющейся социальной формой отношений между полами, с помощью которой общество упорядочивает и санкционирует половую жизнь и устанавливает родительские права и обязанности.
Семья, таким образом, является более сложным образованием, чем просто брачная группа. Семья рассматривается как социальный институт, определяемый системой связей и отношений индивидов, обладающий устойчивой структурированной организацией, который оказывает значительное влияние на социальную структуру общества, воспроизводство населения и социализацию новых поколений.
Характеризуя институт семьи, мы указываем на его функции:
· воспроизводства населения,
· хозяйственно-экономическую,
· воспитательную,
· рекреационную,
· социального контроля.
При этом считается,
что семья – это и есть испытанный
социальный институт, который только
тем и занят, что передает все ценное
из социального опыта, что накоплено предыдущими
поколениями. С этим можно и нужно согласиться.
Но, с другой стороны, выполняя свою функцию
передачи социального опыта, институт
семьи не ограничивается только тем опытом,
который приемлем с точки зрения интересов
общества. Семья, как социальный институт,
выполняет функцию накопления всего социального
опыта, включая и то, что никак не может
быть названо общественно необходимым
с точки зрения завтрашнего; она выполняет
еще и функцию селективную – отбора, усвоения,
переработки этого опыта, исходя из интересов
и потребностей конкретных людей.
Кроме того, семья выполняет функцию адаптации социального опыта, накопленного предыдущими поколениями, в новых условиях. С другой стороны, такие привычки, как злоупотребление алкоголем, курение, другие отрицательные привычки, отсутствие физической культуры, безнравственность, как показывают исследования, во многом именно в рамках семьи закладываются в основу системы ценностных ориентаций людей.
Деторождение, например, важнейшая функция семьи. Однако семья параллельно принимает активное участие и в процессе воз-растания патологического груза в населении; женщины с начальным образованием, как свидетельствует статистика, рожают в расчете на тысячу человек в два раза больше, чем женщины с высшим образованием; время, которое женщина тратит на выполнение домашних обязанностей не оставляет возможности ей развивать свои профессиональные качества, тормозит социально-профессиональный и квалификационный рост и т. д.
Понимание семьи
как социального института
26) Основное отличие
социальной организации от