Лекции по "Социологии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Мая 2012 в 12:53, курс лекций

Краткое описание

Социология — наука о жизнедеятельности общества как совокупности социальных связей и отношений между его субъектами: социальными общностями, институтами, личностями.
В структуре социологической науки можно выделить три уровня:
фундаментальных исследований, задачей которых является приращение научного знания путем построения теорий, раскрывающих универсальные закономерности и принципы данной области;

Вложенные файлы: 1 файл

Социология.doc

— 437.50 Кб (Скачать файл)

34)  Понятие  маргинальности служит для обозначения  пограничности, периферийности или  промежуточности по отношению  к каким либо социальным общностям (национальным, классовым, культурным). Маргинал, просто говоря, "промежуточный" человек. Классическая, так сказать, эталонная фигура маргинала человек, пришедший из села в город в поисках работы: уже не крестьянин, еще не рабочий; нормы деревенской субкультуры уже подорваны, городская субкультура еще не усвоена. Главный признак маргинализации разрыв социальных связей, причем в "классическом" случае последовательно рвутся экономические, социальные и духовные связи. При включении маргинала в новую социальную общность эти связи в той же последовательности и устанавливаются, причем установление социальных и духовных связей как, правило, сильно отстает от установления связей экономических. Тот же самый мигрант, став рабочим и приспособившись к новым условиям, еще длительное время не может слиться с новой средой.

 Основу классической  концепции маргинальности заложило  изучение особенностей личности, находящейся на границе различных  культур. Исследования проводились  Чикагской социологической школой. В 1928 г. ее глава Р. Парк впервые употребил понятие "маргинальный человек". В. Парк связывал концепцию маргинального человека не с личностным типом, а с социальным процессом. Маргинальность выступает результатом интенсивных процессов социальной мобильности. При этом переход из одной социальной позиции в другую представляется индивиду как кризис. Отсюда ассоциация маргинальности с состоянием "промежуточности", "окрайности", "пограничности". Р. Парк отмечал, что период перехода и кризиса в жизни большинства людей сравним с теми, которые переживает иммигрант, когда он покидает родину, чтобы искать счастье в чужой стране. Правда, в отличие от миграционных переживаний маргинальных кризис является хроническим и непрерывным, в результате он имеет тенденцию превращаться в тип личности.

 Сегодня одно  из основных направлений исследования  маргинального положения личности  или группы – неопределенность  самоиндефикации личности при  попытке самоотнесения к общепринятым  социальным группам. Именно в  этом направлении проведено исследование З.Т. Голенковой, Е.Д. Игитханян и И.В. Казаринова на промышленных предприятиях. Среди работающих выделены слои маргиналов и определен их удельный вес.

 Причинами  возникновения маргинальных групп,  по мнению российских социологов, являются: переход общества от одной социально-экономической системы к другой, неуправляемые перемещения больших масс людей в связи с разрушением устойчивой социальной структуры, ухудшение материального уровня жизни населения, девальвация традиционных норм и ценностей

 Источником  пополнения рядов новых маргиналов, для которых характерны высокая  образованность, развитые потребности,  большие социальные ожидания  и политическая активность, выступает  нисходящее социальное перемещение  групп, еще не отторгнутых от  общества, но постепенно теряющих прежние социальные позиции, статус, престиж и условия жизни. Среди них социальные группы, потерявшие прежний социальный статус и не сумевшие приобрести адекватный новый

 Изучая новых  маргиналов, И.П. Попова определила  их социальную топологию, т.е. выделила зона маргинальности – те сферы общества, отрасли народного хозяйства, сегменты рынка труда, а также социальные группы, где наблюдается максимально высокий уровень социально-профессиональной маргинальности:

- легкая и  пищевая промышленность, машиностроение;

- бюджетные  организации науки, культуры, образования;  предприятия ВПК; армия;

- малое предпринимательство;

- трудоизбыточные  и депрессивные регионы;

- люди среднего  и пожилого возраста; выпускники  школ, вузов; неполные и многодетные семьи.

 Состав новых  маргинальных групп весьма разнороден. В нем можно выделить по  крайней мере три категории.  Первую и самую многочисленную  составляют так называемые "постспециалисты" - лица с высоким уровнем образования,  чаще всего инженеры, получившие подготовку в советских вузах, а затем прошедших практику на советских предприятиях. Их знания в новых рыночных условиях оказались невостребованными, во многом устаревшими. К ним относятся работники неперспективных отраслей промышленности.

 Вторая группа  новых маргиналов названа "новыми  агентами". К ним относятся  представители малого бизнеса  и самозанятое население. Предприниматели  как агенты формирующихся рыночных  отношений находятся в пограничной  ситуации между легальным и  нелегальным бизнесом.

 К третьей  группе относятся "мигранты" - беженцы и вынужденные переселенцы  из других регионов России  и из стран "ближнего зарубежья".

 При сравнительном  измерении степени маргинальности  в социально-профессиональных перемещениях  социологи выделяют две группы показателей: объективные –вынужденность внешними обстоятельствами, продолжительность, неизменность ситуации, ее "фатальность"; субъективные –возможности и мера адаптированности, самооценка вынужденности или добровольности, социальной дистанции в изменении социального положения, повышения или понижения своего социально-профессионального статуса, преобладания пессимизма или оптимизма или оптимизма в оценке перспектив.

 У маргинальности  конструктивные или деструктивные  последствия, например суицид  и повышение творческой активности.

Бедность в  России существовала до большевиков, они  ее не создали, но в ходе двух войн, империалистической и гражданской, с последовавшей  за ними голодом и разрухой воспроизвели бедность в гигантских масштабах. Тут  самое время напомнить капитальный труд П. Сорокина "Голод как фактор". Влияние голода на трактующий влияние войн и голода на поведение людей, социальную организацию и общественную жизнь.

Войны и голод  производят отрицательную селекцию населения, потому что: уносят главным образом людей трудоспособного возраста и физически самых здоровых, оставляя старых и малых; шкурники, трусы и лица без сознания гражданского долга увиливают, "окапываются", на риск и гибель не идут; война уносит главным образом мужчин, а не женщин; она уносит прежде всего наиболее одаренных, талантливых и энергичных людей. В силу законов наследственности, продолжал Сорокин, худшие не только выживают, но они же становятся производителями последующих поколений. Гибнут не только лучшие, но вместе с ними и их потомство. В итоге - весь народ ухудшается и слабеет тем больше, че сильнее и чаще он воюет.

Война и сопровождающее обнищание, невозможность прокормить семью создают моральную ситуацию, противоположную мирной жизни. Мирная жизнь тормозит рефлексы убийства и насилия, война возводит их в норму поведения. Мирная жизнь развивает инициативу, личную свободу, продуктивную работу - война приучает к беспрекословному подчинению и безответственной покорности, отучает от творческой работы, приучает к совершению чисто разрушительных актов. Мирная жизнь укрепляет уважение к личности и ее прав - война прививает рефлексы прямо противоположные

Все же, несмотря на три опустошительные войны, голодные годы и массовые репрессии большевикам  к концу 1960-х гг. удалось создать социальное государство, где бедность как социальный феномен отсутствовала или была вытеснена в глубокие поры общественного организма. В советские времена было много социальных лестниц, до верха которых могли добираться лишь единицы, но не было такой социальной категории людей как бедные. Советская система нуждалась в массе дешевых рабочих рук, но распределительная система благ и общественных фондов не давала работающему человеку опуститься ниже прожиточного минимума. Социально гарантированный минимум был основополагающим принципом социальной политики.

Более того, практически  с самого начала сознательной жизни  советский человек чувствовал себя востребованным. Можно сколь угодно долго иронизировать над востребованностью  в условиях авторитарного общества, отмечая заданность коридора социальных возможностей, идеологическую обусловленность успешной профессиональной карьеры, но, как бы там ни было, у человека, стоявшего даже в самом низу социальной лестницы, была гарантированная государством возможность социализации и профессионального продвижения. Даже бедная молодежь из глубинки не чувствовала себя социально обделенной - она могла учиться (напомню, что среднее образование было обязательным), а для профессионального продвижения были самые разные возможности (школы рабочей молодежи, техникумы и училища, вечернее и заочное обучение в вузах и средних специальных учебных заведениях).

На склоне жизни  пенсионер с минимальной пенсией  также имел некоторый сектор выбора: защищенную одинокую старость или активную общественную жизнь. Интересно, что когда-то Н.С. Хрущев пытался внедрить в общественное сознание грань между теми, "кто едет на базар", то есть активными, работоспособными людьми, и теми, "кто едет с базара", то есть уходящими на пенсию, на покой. Не привилось. Напротив, чем дальше, тем больше, и в особенности в предперестроечный период, общественная активность именно пожилых малообеспеченных людей была чрезвычайно высокой.

Не менее существенно, что в советские времена ни в системе официальных, идеологических постулатов, ни в массовом сознании не было дихотомии "богатый - бедный". Были другие: образованный и нет, квалифицированный и не очень, активный - пассивный и т.п., но стартовое материальное положение никогда не было главным мерилом будущих социальных возможностей. Напротив, была установка на выравнивание материальных возможностей, на повышение среднего уровня достатка. Да, был потолок легальных возможностей достижения уровня жизни "по потребностям", но такой пропаганды безудержного стяжательства, накопительства, как сегодня, не было и в помине.

Но, может быть, это все временно? Закончится пресловутый "переходный период", богатые насытятся, и массы страждущих очутятся наконец  в светлом царстве капитализма? То есть будут жить спокойно и по-человечески? 
 

36)  Понятие социальной мобильности ввел в социологию П. Сорокин.

Социальной мобильностью называется совокупность социальных перемещений  людей в обществе.

Существуют два  основных вида социальной мобильности - межпоколенная и внутрипоколенная, и два основных типа – вертикальная и горизонтальная.

Межпоколенная мобильность предполагает, что дети достигают более высокой социальной позиции либо опускаются на более  низкую ступеньку, чем их родители: сын шахтера становится инженером.

Внутрипоколенная  мобильность означает, что один и тот же индивид, вне сравнения с родителями, на протяжении жизни несколько раз меняет социальные позиции: токарь становится инженером, а затем начальником цеха, директором завода, министром машиностроительной отрасли.

Вертикальная  мобильность подразумевает перемещение из одной страты (сословия, класса, касты) в другую, т.е. перемещение, приводящее к повышению или к понижению социального статуса.

В зависимости  от направления перемещения вертикальная мобильность бывает восходящая (социальный подъем, движение вверх) и нисходящая (социальный спуск, движение вниз). Как  правило, восхождение — явление  добровольное, а нисхождение —  принудительное.

Горизонтальная мобильность подразумевает перемещение индивида из одной социальной группы в другую без повышения или понижения социального статуса: перемещение из православной в католическую религиозную группу, из одного гражданства в другое, из одной семьи (родительской) в другую (свою собственную, вновь образованную), из одной профессии в другую.

Разновидностью  горизонтальной мобильности служит географическая мобильность, подразумевающая  не изменение статуса или группы, а перемещение из одного места  в другое при сохранении прежнего статуса.

Различают индивидуальную мобильность — перемещения вниз, вверх или по горизонтали происходят у каждого человека независимо от других, и групповую мобильность  — перемещения происходят коллективно.

Выделяют также  организованную мобильность и структурную мобильность. Организованной мобильность является, когда перемещения человека или целых групп вверх, вниз или по горизонтали управляются государством: а) с согласия самих людей, б) без их согласия.

Структурная мобильность  вызвана изменениями в структуре общества и происходит помимо воли отдельных индивидов.

Виды (типы, формы) мобильности могут быть главные  и неглавные.

Главные виды характеризуют  все или большинство обществ  в любую историческую эпоху.

Неглавные виды мобильности присущи одним типам общества и не присущи другим.

Вертикальная  социальная мобильность измеряется при помощи двух главных показателей: дистанция мобильности и объем  мобильности.

Дистанция мобильности  — количество ступенек, на которые  удалось подняться или пришлось спуститься индивидам. Нормальной дистанцией считается перемещение на одну-две ступени вверх или вниз. Большинство социальных перемещений происходит именно так. Ненормальная дистанция — неожиданный взлет на вершину социальной лестницы или падение к ее основанию.

Под объемами мобильности  понимается число индивидов, которые  переместились по социальной лестнице в вертикальном направлении за определенный промежуток времени. Объем, исчисляемый  количеством переместившихся индивидов, называется абсолютным, а отношением этого количества по всему населению — относительным объемом и указывается в процентах. Совокупный объем, или масштаб мобильности, определяет количество перемещений по всем стратам вместе, а дифференцированный — по отдельным стратам, слоям, классам.

Информация о работе Лекции по "Социологии"