Лекции по "Социологии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Мая 2012 в 12:53, курс лекций

Краткое описание

Социология — наука о жизнедеятельности общества как совокупности социальных связей и отношений между его субъектами: социальными общностями, институтами, личностями.
В структуре социологической науки можно выделить три уровня:
фундаментальных исследований, задачей которых является приращение научного знания путем построения теорий, раскрывающих универсальные закономерности и принципы данной области;

Вложенные файлы: 1 файл

Социология.doc

— 437.50 Кб (Скачать файл)

Р. Мертон выделил  следующие основные типы поведения:

конформность (соответствие как культурным целям, так и аналогичным  средствам);

инновация (согласие с целями, но отрицание социально  одобряемых средств их достижения);

ритуализм (отрицание  целей, но принятие традиционных, одобряемых обществом средств их достижения);

ретретизм (отрицание  и цели, и средства) характерен для  бродяг, наркоманов, пьяниц и т. п.;

бунт (отчуждение от господствующих целей и стандартов и формирование новых целей и  средств).

К основным формам девиантного поведения в современных  условиях можно отнести преступность, алкоголизм, наркоманию, суицид. Каждая форма девиации имеет свою специфику, свои особенности. Совокупность противоправных поступков называют делинквентным (преступным) поведением. Всякий социальный строй предполагает определенное количество и определенный порядок преступлений, вытекающих из его организации.

В России на состояние  преступности большое влияние оказывают  переход к рыночным отношениям и  развитие таких явлений, как конкуренция, безработица, инфляция.

Алкоголь фактически вошел в нашу жизнь, став элементом социальных ритуалов, обязательных условий официальных церемоний, праздников, некоторых способов времяпровождения, решения личных проблем. Эта социокультурная ситуация дорого обходится нашему обществу. В истории борьбы общества с алкоголизмом легко можно заметить два направления. Во-первых, ограничение доступности спиртных напитков, сокращение их продажи и производства, повышение цен, ужесточение карательных мер за нарушение запретов и ограничений. Во-вторых, усилия, направленные на уменьшение потребности в алкоголе, улучшение экономических и социальных условий жизни, рост общей культуры и духовности, спокойная и взвешенная информация о вреде алкоголя, формирование у населения безалкогольных стереотипов поведения.

Наркомания —  это заболевание, которое выражается в физической и (или) психической зависимости от наркотических средств, постепенно приводящих к глубокому истощению физических и психических функций организма. Всего насчитывается около 240 видов наркотических веществ растительного и химического происхождения. Наркомания — это прежде всего молодежная проблема. Тем более, что значительная часть наркоманов, особенно тех, кто употребляет так называемые радикальные наркотики, до зрелого возраста не доживают.

Суицид —  намерение лишить себя жизни, повышенный риск совершения самоубийства и, наконец, само самоубийство. Эта форма отклоняющегося поведения пассивного типа является способом ухода от неразрешимых проблем, неудач в личной жизни.

Наличие социальных норм означает наличие как у индивидов, так и социальных групп обязанностей и прав по отношению друг к другу. Обязанности — это то, что носитель данного общественного статуса должен делать по отношению к другим носителям. Права говорят о том, что индивид может позволить себе или допустить в отношении других людей. Как права, так и обязанности ограничивают поведение индивидов и социальных групп определенными рамками, делают его предсказуемым.

Выполнение тех  или иных обязанностей влечет за собой  определенную ответственность. Формы  ответственности многообразны и зависят от культуры, устройства общества, исторического времени. Чем выше общественный статус, тем большими правами наделяется его обладатель и тем больший круг обязанностей на него возлагается. Высокий общественный статус обязывает вести образ жизни, соответствующий социальным стандартам одного с ними круга людей.

Важную роль в укреплении социальных отношений  играет социальный контроль, который  представляет собой особый механизм поддержания общественного порядка  путем использования властных полномочий, направленных на обязательное соблюдение всеми членами общества социальных норм и применение санкций к тем индивидам и социальным группам, которые их нарушают.

Социальный контроль — достаточно эффективный инструмент, при помощи которого социальные институты организуют жизнедеятельность граждан. Методы социального контроля зависят от ситуации, целей и характера социальной группы, где они употребляются. Это может быть выяснение отношений между индивидуумами, психологическое давление, физическое насилие, экономическое принуждение. Воздействию чаще всего подвергается не сам индивид, а его поступки, высказывания, отношения с другими лицами.

Внешний контроль — это совокупность социальных институтов и механизмов, вменяющих соблюдение общепринятых норм поведения и законов. Он подразделяется на формальный и неформальный.

Формальный контроль основан на одобрении или осуждении  со стороны официальных органов  власти и действует на территории всей страны.

В современном  обществе значение формального контроля чрезвычайно велико. Ведь в сложном обществе, особенно в многомиллионной стране, все труднее поддерживать порядок и стабильность. Поэтому формальный контроль осуществляют специально обученные люди, которые получают зарплату именно за выполнение контрольных функций. Это судьи, полицейские, врачи-психиатры, социальные работники и другие должностные лица. Его основой выступают инструкции, указы, постановления, законы. Формальный контроль осуществляют также суды, система образования, армия, производство, средства массовой информации, политические партии, правительство, даже школа с помощью экзаменов. 

39)   Существуют  различные точки зрения в определении  понятия конфликт и его классификации. 

В отечественной  психологии разработана понятийная схема описания конфликта. Схема, которая  была предложена Л.А. Петровской, содержит четыре категориальных группы: структура  конфликта, его динамика, функции  и типология. А.Я.Анцуповым и А.И. Шипиловым выделяются: сущность конфликта , его генезис, эволюция конфликта, классификация, структура, динамика, функции, информация в конфликте, предупреждение, разрешение конфликта, методы диагностики и исследования конфликта.

Так, К.К. Платонов и В.Г. Казаков определяют конфликт как осознанное противоречие между общающимися личностями, которое сопровождается попытками его разрешения на фоне эмоциональных отношений. (Платонов К.К., Казаков В.Г.)

Ершов А.А. определяет конфликт как действие противоположных, несовместимых в данной ситуации мотивов, интересов, типов поведения.

Гришина Н.В. рассматривает  конфликт как осознанное препятствие  в достижении целей совместной деятельности, как реакцию на почве несовместимости  характеров, несходства культурных основ  и потребностей.

Кайдалов Д.П. и Суименко Е.И. называют конфликтом столкновение интересов, взглядов, установок, стремлений личности.

Ковалев А.Г. считает, что конфликт- это явление межличностных  и групповых отношений, это проявление противоборства, активного столкновения оценок, принципов, мнений, характеров, эталонов поведения. Конфликт представляет собой деструкцию этих отношений на эмоциональном, когнитивном или поведенческом уровнях. С точки зрения психического состояния противоборствующих сторон, конфликт выступает одновременно и как защитная реакция , и как ответная эмоционально окрашенная реакция.

В основе возникновения  конфликтов лежат противоречия, возникающие  в процессе трудовой деятельности: противоречия поиска, когда сталкивается новаторство с консерватизмом; противоречия групповых интересов, когда отстаиваются только групповые интересы при игнорировании общих интересов; противоречия, связанные с личными, эгоистическими побуждениями, когда корысть, карьеризм подавляют все другие мотивы; противоречия несостоявшихся ожиданий; противоречия политические (антисоциальные поступки). Противоречия приводят к конфликтам только тогда, когда они затрагивают социальный статус группы или личности, материальные или духовные ценности людей, их престиж, моральное, нравственное достоинство личности. Такие противоречия не только вызывают негативную оценку, но и сопровождаются различными эмоциональными аффектами, такими как обида, гнев, презрение, возмущение, негодование, страх. Эмоции нередко толкают человека на борьбу, и в этом случае вместо противоречия возникает противоборство. Таким образом, конфликт - это противоречие, которое характеризуется противоборством конфликтующих сторон. Конфликты возникают на почве противоположности интересов, социальных установок и направленности личностей, вовлеченных в конфликт людей. ( Данькова Т.М.)

В психологии пока не сложилось общепринятого понимания  сущности конфликта. Одни авторы трактуют его как столкновение, противодействие, противоречие. Другие понимают конфликт как вид общения, ситуационную несовместимость, ситуацию ненайденного выхода, тип конкурентного взаимодействия. Среди сущностных черт конфликта выделяют: наличие противоречия между субъектами, их противодействие, негативные эмоции по отношению друг к другу. ( Смирнов Г.Л. )

В первичных группах конфликты разделяются на кратковременные и затяжные. Большинство конфликтов назревает постепенно, конфликтующие стороны лишь в узком кругу выражают свои претензии. Предпринимаются попытки решить вопрос мирно, путем удовлетворения просьбы или отмены приказа. Если такой способ не вызывает позитивной реакции или наталкивается на отказ, конфликт выходит из инкубационного, скрытого периода в открытую форму, при этом каждая из сторон стремиться не только оправдать свои действия, но и привлечь к себе сторонников. Таким образом, конфликт приобретает затяжной характер.

По целям, которые  отстаивают стороны, конфликты делятся  на преследующие личные, групповые  и общественные цели. Цели также  делятся по их нравственному содержанию (ради чего затевается конфликт), по времени (близкие или отдаленные), по публичности (открытые или скрытые). ( Гришина Н.В.,1983 )

По объему конфликты  делятся на глобальные (охватывают весь коллектив или большую его  часть) и парциальные (между работниками  или между работником и руководителем).

Конфликты делятся  на позитивные (конструктивные) и негативные (деструктивные). Позитивная роль конфликтов состоит в том, что они необходимы и даже неизбежны для развития трудового коллектива (Данькова Т.М.). Конструктивная сторона ярче проявляется, когда конфликт по уровню достаточен для мотивации людей. Такие конфликты возникают на основе различия в целях, объективно обусловленных характером выполняемой работы. Развитие такого конфликта сопровождается более активным обменом информацией, согласованием различных позиций и желанием понять друг друга. В ходе обсуждения различий вырабатывается компромиссное решение, основанное на творческом и инновационном подходе к проблеме. Такое решение приводит к более эффективной работе в организации. Наличие у конфликта позитивных свойств нередко служит причиной того, что такого рода конфликты искусственно встраиваются в структуру организации, чтобы получить нужный положительный эффект. Сила коллектива проявляется в продуктивном разрешении противоречий на пути сплочения и успешного достижения творческих и созидательных целей. ( Выханский О.С., Наумов А.И. )

Разрушительные  последствия конфликта возникают  тогда, когда конфликт либо очень  мал, либо очень силен. Когда конфликт мал, то чаще всего он остается незамеченным и не находит адекватного разрешения. Различия кажутся очень незначительными, чтобы побудить участников провести необходимые изменения. Однако они остаются и не могут не влиять на эффективность общей работы. Конфликт, достигший сильного состояния, сопровождается развитием у его участников стресса, что ведет к снижению морали и сплоченности. Разрушаются коммуникационные сети, решения принимаются в условиях сокрытия или искажения информации и не обладают достаточной мотивирующей силой. ( Выханский О.С., Наумов А.И. ) В то же время, по мнению, Т.М. Даньковой, существует определенный минимум конфликтности, который способствует поддержанию в группе определенного тонуса социальной активности.

С точки зрения причин конфликтной ситуации выделяется три типа конфликтов.

1) Конфликт целей.  Ситуация характеризуется тем,  что участвующие в ней стороны  по-разному видят желаемое состояние  объекта в будущем.

2) Конфликт взглядов, когда участвующие стороны расходятся  во взглядах, идеях и мыслях  по решаемой проблеме.

3) Конфликт чувств, когда у участников различны чувства и эмоции, лежащие в основе их отношений друг с другом как личностей. Люди просто вызывают друг у друга раздражение стилем своего поведения, ведения дел, взаимодействия. ( Выханский О.С., Наумов А.И. )

Причины возникновения конфликтных ситуаций в первичном трудовом коллективе могут быть весьма разнообразны. К ним относятся:

1) Недостатки  в организации производственных  процессов, неблагоприятные условия  труда, несовершенство форм его  стимуляции.

2) Неправильные  действия руководителя из-за отсутствия у него опыта ( неумение распределить задание, неправильное использование системы стимулирования труда, неумение  понять психологию подчиненного).

3) Недостатки  стиля работы и неправильное  поведение руководителя, столкновение со стереотипами, утвердившимися в сознании подчиненных под влиянием стиля работы прежних руководителей.

4) Расхождение  мнений работников в оценке  явлений производственной жизни.

5) Нарушение  внутригрупповых норм поведения,  распад коллектива на различные группировки, возникновение разногласий между разными категориями работников (например, «старожилами» и «новичками», выделение «незаменимых»).

Информация о работе Лекции по "Социологии"