Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Мая 2012 в 12:53, курс лекций
Социология — наука о жизнедеятельности общества как совокупности социальных связей и отношений между его субъектами: социальными общностями, институтами, личностями.
В структуре социологической науки можно выделить три уровня:
фундаментальных исследований, задачей которых является приращение научного знания путем построения теорий, раскрывающих универсальные закономерности и принципы данной области;
Общественное мнение – это состояние массового сознания, заключающее в себе отношение к социальным событиям, к деятельности общностей, организаций, отдельных личностей. Общественное мнение способно не только отражать объективную действительность, но и воздействовать на практическую деятельность людей через механизм социальных норм и контроля.
Рассмотрим природу
общественного мнения. Следует заметить,
что общественное мнение существовало
во все исторические эпохи. Г. Тард
обосновывал возникновение
Другой социолог, Г. Зиммель, видел в подражании одно из существенных средств взаимопонимания. Под влиянием подражания формируются не только простейшие навыки деятельности, но и духовные ценности – идеи, вкусы, наклонности, манеры поведения. Подражание является важным механизмом идентификации человека с группой, общностью.
Отечественные исследователи В.С. Коробейников и С.Ф. Хитрова рассматривают этот духовный феномен в социологическом аспекте через его принадлежность к общественному (массовому) сознанию, уточняя, что общественное мнение есть проявление (состояние) общественного сознания, в котором отражается прежде всего оценка большими социальными группами, народом в целом явлений, представляющих актуализированный общественный интерес, на основе существующих общественных отношений.
Б.Д. Парыгин определяет общественное мнение как массовидное явление групповой психологии, психического состояния масс, социально – психологическое коммуникативное явление. А.К. Уледов отмечает, что общественное мнение – это суждения людей, выражающие их отношения к фактам, явлениям, процессам действительности, их оценку. Особенность мнений как оценочных суждений состоит в том, что они принадлежат определенным субъектам, поэтому в них выражается и субъективное отношение людей к объекту.
«Британская энциклопедия» определяет общественное мнение как совокупность индивидуальных взглядов, отношений, мнений относительно какого-либо конкретного вопроса, выражаемых значительной частью общества. В общественном мнении проявляется комплекс предпочтений, выражаемых значительным числом людей по общезначимому вопросу. К его признакам можно отнести следующие:
· публичность высказывания мнения,
· широкая распространенность в массах,
· подвижность, динамичность,
·
выступает как продукт
· затрагивает общие интересы,
· формируется по общественно значимым вопросам в процессе борьбы мнений.
Общественное мнение – это выражение позиции, базирующейся не только на факте, но и на концепции и оценке события, человека, предмета и т. д. Необходимо его представлять, с одной стороны, как духовное отношение (оценочное суждение), а, с другой, как духовно–практическое отношение, как проявление социальной воли.
Общественное мнение может
Выразители общественного мнения выступают и лидерами мнения. Лидерами мнения является та часть его выразителя, которая обладает возможностью не только высказывать существующее мнение, но и оказывать реальное воздействие на его функционирование.
Сформированное общественное мнение обладает такими характеристиками, как:
· направленность (бывает позитивной, негативной, нейтральной),
· интенсивность,
· определенная стабильность,
· динамизм,
· распространенность,
· зрелость.
К основным факторам формирования общественного мнения относят: экономические и социально–политические условия, уровень культурного развития, образовательный уровень населения, утвердившийся образ жизни, средства формальной и неформальной, массовой и межличностной коммуникации. Общественное мнение формируется как стихийно, так и сознательно. Основными методами его формирования являются внушение, убеждение, подражание.
Условия оптимального формирования и функционирования общественного мнения следующие:
·
возможность получения
· возможность обмениваться мнениями внутри данной общности в целом и значимых ее групп;
· право и реальная возможность публично выражать весь диапазон мнений по данной проблеме.
Американский социолог У. Липпман в книге «Общественное мнение» высказал мысль, что теперь общественное мнение, особенно по политическим вопросам, формируется средствами массовой информации. В то же время, считал он, мнения – это улица с двусторонним движением. Общество состоит из бесчисленных организаций, групп, ассоциаций, позиции которых не всегда учитываются властями. Однако общественное мнение обладает ограниченными возможностями, так как не способно адекватно отражать социальную реальность, а в некоторых случаях может оказаться даже ошибочным. Этот вывод Липпмана был подкреплен теорией стереотипизации массового сознания, согласно которой в повседневной жизнедеятельности люди, как правило, оценивают ситуацию и поступают шаблонно в соответствии с имеющимися у них стереотипами. Социальный стереотип – это упрощенный, схематизированный образ какого-либо социального объекта, который обладает значительной устойчивостью. Человек замечает в социальном окружении лишь то, что уже сформировано для него культурой, привычками, установками, пропагандистскими ярлыками. Социальный стереотип включает в себя знания и отношения. Знаний о социальных объектах человеку часто не хватает, преобладают отношения, в основном, эмоционально окрашенные. Часто в их основе лежат различные предубеждения, сформировавшиеся без достаточной информации, усвоенные без критического осмысления. Поэтому в ситуации, когда нужны анализ и выработка собственной позиции, стереотипы не могут служить основой правильных решений. Вместе с тем, человек не может существовать без стереотипов. Они помогают ему сравнительно быстро упорядочить окружающую социальную действительность, позволяют относительно свободно ориентироваться в обстоятельствах.
Таким образом,
можно сказать, что общественное
мнение в современном обществе выступает
как индикатор социальных процессов
и явлений.
38) Сознание
— высшая форма отражения
Общественные ценности — это социально одобряемые и разделяемые большинством людей представления о том, что такое добро, справедливость, патриотизм, любовь, дружба и т. п. Без ценностей не может обойтись ни одно общество, но отдельные индивиды могут разделять или не разделять их.
Социальные нормы — это предписания, требования, пожелания и ожидания общественно одобряемого поведения. Это правила поведения, направленные на защиту принятых в данной социальной общности ценностей.
Основные функции социальных норм (регуляция общего хода социализации, интеграция индивидов в группы, а групп в общество); борьба с отклоняющимся поведением; служат образцами поведения, эталонами (выполняют функции оценки и ориентации личности,
социальной общности); осуществляют регулирование поведения.
Социальные нормы относительно стабильны, постоянны и если они закреплены в праве, то носят общеобязательный институциональный регулятивный характер.
Социальные нормы довольно консервативны. Они часто не поспевают за изменением социально-экономической ситуации, становятся тормозом общественного процесса. Формирование новых социальных норм — процесс сложный и длительный. Не просто изменить содержание норм институционального характера. Еще сложнее изменить полярность норм в сознании людей. Иногда они прямо или косвенно их игнорируют, нарушают вплоть до противоправного действия. Примером подобного являются теневая экономика, услуги по блату и другие противоправные действия уголовного или административного характера, нарушения норм морали.
Социальные нормы играют важную роль. Без их соблюдения невозможна эффективная общественная жизнь. Общество в лице своих институциональных органов следит за их соблюдением, применяя санкции одобрения, поощрения и наказания.
Социология имеет дело с санкциями: правовыми, экономическими, моральными и религиозными.
Различают социальные санкции:
позитивные — поощрения за действия, одобряемые обществом;
негативные — наказания за неодобряемые действия.
Социология рассматривает сознание различных слоев общества, групп.
Групповое сознание — совокупность идей, взглядов, представлений, чувств, настроения, волеизъявлений, присущих данной социальной группе. На его особенности, отличие от индивидуального сознания указывал один из классиков социологической науки Э. Дюркгейм, который ввел в нее понятие «социальная солидарность», выделяя два типа солидарности: механическую и органическую. Механическая солидарность присуща неразвитым обществам с неразвитой природой индивидуальных черт, поглощаемых коллективом.
С ростом разделения труда ослабляется единое коллективное сознание — возникает органическая солидарность, по примеру организма с его органами. Разделение труда становится основой нового нравственного порядка.
Массовое сознание — база массовых действий, поведения. Массовые действия могут быть слабо организованными (паника, погромы) либо достаточно подготовленными (демонстрация, революция, война). Многое зависит от того, осознается ситуация или нет, нашлись ли лидеры, способные возглавить остальных.
К основным формам массовых действий поведения относятся:
слухи — совокупность сведений, которые возникают из анонимных источников и распространяются по неформальным каналам. Распространение слухов — это форма массового поведения;
массовая истерия — состояние всеобщей нервозности, повышенной возбудимости и страха, вызванное чаще всего необоснованными слухами;
паника —
такая форма массового
Массовое поведение может быть таким, что вызовет в обществе аномию. Аномия (от франц. anomia) — отсутствие закона, организации, состояние индивидуального и общественного сознания, которое характеризуется разложением системы ценностей, обусловленным кризисом всего общества, его социальных институтов, противоречием между провозглашёнными целями и невозможностью их реализации для большинства членов общества. Это понятие впервые в научный оборот введено французским социологом Э. Дюркгеймом.
В качестве связующего
звена между обществом и