Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Мая 2012 в 12:53, курс лекций
Социология — наука о жизнедеятельности общества как совокупности социальных связей и отношений между его субъектами: социальными общностями, институтами, личностями.
В структуре социологической науки можно выделить три уровня:
фундаментальных исследований, задачей которых является приращение научного знания путем построения теорий, раскрывающих универсальные закономерности и принципы данной области;
1) преувеличении
роли особых интересов и
2) наступлении
идеологического безверия (сменяющего
коммунистическую «
3) протестах масс против любого насилия и игнорировании «нажима сверху» (как следствия многолетнего массового террора);
4) демилитаризации
общества (в противовес глубочайшей
милитаризации экономики,
5) информационном плюрализме, многоголосице в сфере информационного обмена (разрушении безусловной монополии средств массовой информации в обществе).
Запаздывающая модернизация. Теории запаздывающей модернизации, которые начали создаваться еще в 60-е гг., также стали для западных социологов аппаратным средством анализа современной российской ситуации. Несмотря на содержащуюся в этих концепциях скрытую уничижительную оценку (запаздывают в развитии – значит недоразвитые), они содержат ряд существенных социологических откровений, которые должны быть учтены в практике осознанной социальной «перестройки».
Теоретики запаздывающей модернизации исходят из того, что существуют линейный прогресс и поступательность стадий развития обществ. Подобные представления о стадиальности были распространены и в советском марксизме: считалось, что первобытное общество сменяется классовым рабовладельческим, затем феодальным, буржуазным и, наконец, бесклассовым коммунистическим. Социализм является переходной фазой. Соответственно непосредственная добыча продуктов природы сменяется аграрной экономикой, а та замещается индустриальной. Такой однобокий прогрессизм, с одной стороны, игнорирует значение культурных традиций (например, часть современных экономически и социально развитых обществ не являются ни демократическими, ни гражданскими, ни коммунистическими), а с другой стороны, отражает определенную тенденцию современного социального развития (поскольку экономическая мощь «Запада» способствует политической, социоструктурной и культурной вестернизации менее состоятельных обществ). Все эти аспекты, а также выявленные социологами закономерности модернизации должны быть учтены при анализе реальных процессов системной трансформации российского общества.
Во-первых, в запаздывающей модернизации всегда есть опасность попадания общества во внешнюю зависимость. Однако Россия, которая не раз переживала подобные состояния («онемечивание», «офранцузивание», а теперь «американизацию»), обычно избегала подобных последствий благодаря высокому уровню милитаризации.
Во-вторых, модернизация общества бывает успешной тогда, когда резко растет средний слой (который не эксплуатирует и не эксплуатируется) при высокой социальной мобильности (изменении общественного положения людьми, слоями и группами). В современной России, напротив, происходит процесс существенной поляризации общества, когда, образно выражаясь, вместо фигуры добродушного толстяка с большим животом мы получаем карикатурную «фигуру» общества с крошечной головой, ссохшимся желудком и огромными вялыми ногами. Широкий слой бедных и беднейших и узкая пирамидка богатой элиты разъедают каждый со своей стороны медленно растущий слой обеспеченных. Социальная база реформ – средний класс – не является в России тем необходимым балластом, который придает развитию «переходного» общества определенность, солидность и устойчивость.
В-третьих, модернизация
возможна там, где есть сильный контроль
центральной власти и проявляется
ее умение локализовать, блокировать,
купировать социальные конфликты. Российская
внутренняя политика, наоборот, строилась
с учетом принципов «здорового самотека»
в соответствии с парадигмой нелинейного
развития. А посему субъекты центральной
государственной власти сталкивались
с флуктуациями управляемой среды (т.е.
случайными спонтанными социальными отклонениями)
и пытались нивелировать конфликты в первую
очередь с национальными регионами методом
раздачи «суверенитетов» (кто сколько
осилит) и, конечно, с такой же сомнительной
эффективностью реагировали на бифуркации
(ситуации неопределенности, ветвления
возможностей дальнейшего развития, взрыва
множественных вариаций), что привело
к «нелинейным, петлеобразным связям»
вовсе не в уравнениях, а в реальной действительности
отношений между федеральным центром
и регионами, в первую очередь с Чечней.
В-четвертых, успешная модернизация требует создания широкой социальной опоры, мобилизации социального потенциала, а это напрямую связано с умением объяснить широким слоям населения выгодность модернизации в настоящем и в будущем. Мобилизационный эффект может достигаться:
1) апелляцией к рациональным способностям обывателя оценить возможную пользу от такого социального приобретения (католический Запад),
2) авторитетным
призывом харизматического
3) использованием особой традиции национального корпоративизма (буддистский Восток).
Поскольку Россия представляет особую цивилизацию, у нас и подход к мобилизации особый: политические лидеры общества призывают массы «выбраться из болота прошлого», отказаться от неэффективных прежних принципов общественной организации, а вовсе не зовут народ «куда-то» в определенном направлении, раскрывая новые социальные горизонты и предлагая некую позитивную программу. (Из современных социологических теорий мобилизации вытекает, что это наиболее эффективный инструмент. Однако в результате своеобразного «поиска врага» оказывается, что наш общий враг – социальное прошлое, а именно там мобилизаторы должны искать позитивные образцы для заимствования, как учит теория, следовательно, и здесь образуется «дурная петля» государственной идеологии.)
В самом начале советской перестройки (1986 г.) американский социолог Т. Парсонс выделил универсалии модернизации, предсказав распад нашей социальной системы. Его вывод был таков: всякая модернизация влечет за собой всю цепочку системных изменений. Он же обосновал, что коллапс общественной системы необходим, поскольку модернизация требует принятия самостоятельных управленческих решений, а они запрещены.
Российский исследователь
Н.Ф. Наумова в дополнение к этому
выдвинула концепт
Еще одно замечание к теориям модернизации связано со спецификой технологического потенциала российского общества. Дело в том, что третья мировая волна модернизации, затронувшая страны Восточной Европы и Россию (первая волна – колонии, вторая – развивающиеся страны), развивалась на фоне технотронного отставания обновляющихся обществ. Однако Россия, крупнейшая и наиболее развитая часть бывшего Советского Союза (мировой сверхдержавы), обладает высокоразвитым индустриальным и технологическим потенциалом, но несмотря на трудности его воспроизводства, не догоняет целую «очередь» модернизирующихся стран, а вклинивается в ее середину, претендуя, по крайней мере, на роль государства высокого регионального значения.
Демократизация советского общества. Социологи из бывших социалистических стран также по-своему осмысливали процессы изменения социальной организации обществ советского типа. В Вене в конце 80-х гг., будучи в эмиграции, Е. Вятр, И. Зелены и другие исследователи разработали основу концепции, получившей широкий научный резонанс. По их мнению, общества советского типа (в том числе российское) имеют принципиальную возможность развиваться в одном из трех направлений: крайнего тоталитаризма, предельного авторитаризма или максимальной демократизации. Последний вариант достаточно реален, однако мощный слой этакратии (партийно-государственного аппарата) под угрозой потери контроля должен рецидивировать жесткие формы правления. Следовательно, общество советского типа не может эволюционировать в направлении «гуманного, демократического социализма» (и его демократизация связана с десоветизацией).
Теории «осовременивания» российского общества в конце XX в., конечно, не описывают всех специфических проявлений этого сложного процесса (к ним мы еще будем обращаться в следующих темах), однако позволяют определенным образом осмыслить происходящее, выявить ряд противоречий и всерьез задуматься о проблемах социальной самоорганизации.
Если отвлечься от логики разнообразных авторских концепций и попытаться описать развитие российского общества терминами системного анализа, то результат будет примерно следующий. Сущность «переходного состояния» заключается в том, что относительно закрытая система становится все более открытой. Наши самодостаточные экономика, политика и идеология советского периода, которые были по-своему экспансивны, но замкнуты вовнутрь, сменяются открытыми, подражательными, комплементарными, ориентированными на интеграцию формами. Рынок, демократия и свобода совести стали де-факто «целями» и «правилами» национального развития, хотя они не вписываются в систему ценностей значительной части общества, превратно интерпретируются людьми и не соответствуют сложившимся социальным архетипам.
Разбалансированность внутренних связей системы (из-за вскрывшихся в ситуации управленческой неопределенности и ослабленного политического контроля многочисленных социальных противоречий) и существенное давление внешних факторов достаточно агрессивной, точнее, остроконкурентной среды (активно воздействующей на внутренние процессы в то время, когда российская общественная система еще сама не определила собственных границ и потому просто не в состоянии эффективно «держать оборону», обеспечивая реализацию национальных интересов и социальную безопасность общества) приводят систему в деформированное состояние.
Поэтому одним
из наиболее острых вопросов российской
социальной модернизации становится модернизированный
спор «почвенников» и «западников»: а
самостна ли наша перестройка? Не растворяемся
ли мы в чужом желудочном соке, успокаивая
себя целостью собственного желудка? Иначе
говоря: переживаем ли мы период оздоровительной
переорганизации общества и лучшего приспособления
к новой мировой социальной среде или
наша открытость чревата ослаблением,
беззащитностью и неизбежной вынужденной
зависимостью? Ответ может изменить многое
в социологических, политических, да и
обывательских оценках особенностей российской
модернизации.
45) Глобализация
— это процесс, в ходе
Глобализация
мировой экономики - это преобразование
мирового пространства в единую зону,
где свободно перемещаются информация,
товары и услуги, капитал, где непринужденно
распространяются идеи и беспрепятственно
передвигаются их носители, стимулируя
развитие современных институтов и отлаживая
механизмы их взаимодействия.
Глобализация
подразумевает образование
Во-первых, глобализация
вызвана объективными факторами
мирового развития, углублением международного
разделения труда, научно-техническим
прогрессом в области транспорта и средств
связи, сокращающим так называемое экономическое
расстояние между странами. Позволяя получать
необходимую информацию из любой точки
планеты в реальном режиме времени и быстро
принимать решения, современные системы
телекоммуникаций беспрецедентно облегчают
организацию международного инвестирования
капиталов, кооперирования производства
и маркетинга. В условиях информационного
интегрирования мира намного ускоряется
передача технологий и заимствование
иностранного опыта хозяйствования. Складываются
предпосылки для глобализации таких процессов,
которые до сих пор оставались локальными
по самой своей природе, например, получение
высшего образования вдали от лучших учебных
центров мира.
Второй источник
глобализации — либерализация торговли
и другие формы экономической либерализации,
вызвавшие ограничение политики протекционизма
и сделавшие мировую торговлю более свободной.
В результате были существенно снижены
тарифы, устранены многие иные барьеры
в торговле товарами и услугами. Другие
либерализационные меры привели к усилению
движения капитала и остальных факторов
производства.
Третьим источником
иитернационализационного процесса и
одним из основных источников глобализации
стал феномен транснационализации,
в рамках которой определенная доля производства,
потребления, экспорта, импорта и дохода
страны зависит от решений международных
центров за пределами данного государства.
В качестве ведущих сил здесь выступают
транснациональные компании (ТНК), которые
сами являются одновременно и результатом,
и главными действующими лицами интернационализации.